The Bourne Legacy

Эволюция БорнаПоявившийся в 2012 году американский боевик «Эволюция Борна», был заявлен в качестве продолжения предыдущих трех фильмов «Идентификация Борна» (2002 год), «Превосходство Борна» (2004 год) и «Ультиматум Борна» (2007 год). Трилогия рассказывала о злосчастных приключениях агента американских спецслужб Джейсона Борна, ставшего жертвой тайных экспериментов ЦРУ. Но в действительности, новую картину связывало с успешной трилогией только то, что в ней упоминалось о тех же секретных операциях «Тредстоун» и «Блэкбрайар». Фильм «Эволюция Борна» был снят без участия самого Джейсона Борна. В нем задействованы совершенно иные персонажи лишь косвенно связанные с судьбой американского шпиона. Лишь первые пятнадцать минут фильма немного пересекаются с сюжетом «Ультиматума Борна». Не случайно изначально фильм создавался под рабочим названием «Демонстрант», не связывающим его с успешной в прокате трилогией о супер-агенте Джейсоне Борне. Создатели кинокартины в качестве оправдания своих действий подстраховались слоганом — «В игре всегда несколько фигур». Этим они обосновали сюжет картины, развивающийся параллельно с событиями, показанными в «Ультиматуме Борна».

Обо всех этих манипуляциях кинематографистов вполне точно отозвался режиссер двух предыдущих фильмов Пол Гринграсс, в шутку назвав этот фильм «Избыточность Борна». Так или иначе, фильм получился достаточно зрелищным, интересным и познавательным. Он в состоянии держать кинозрителя в полном напряжении до последних сцен.

Создатели картины:

Три предыдущих фильма из серии о Джейсоне Борне были сняты на основе приключенческих романов Роберта Ладлэма. «Эволюция Борна» имела то же название, что и роман писателя Эрика Ван Ластбадера, подхватившего перо из рук умершего Ладлэма, но с совершенно иным сюжетом. В какой-то степени персонаж Джейсона Борна стал повторять судьбу Конана-варвара. Изначально о нем написал Роберт Говард, а затем понеслось. Кто только не использовал свои писательские способности, создавая различные продолжения о доисторическом герое. Сценарий для «Эволюции Борна» был написан Тони Гилроем, который являлся соавтором предыдущих сценариев, совместно с его братом Дэном. К слову сказать, Тони Гилрой превратил съемочную группу в небольшое подобие семейного предприятия, так как одним из монтажеров стал другой его брат Джон. Данный сценарий переписывался авторами четыре раза. При работе над ним Тони Гилрой занимался подробным исследованием деятельности Управления перспективных исследований Министерства обороны США, которое практикуется, в частности, на создании солдат без каких-либо физических и умственных недостатков. Сценарист проследил цепочку, ведущую от этого государственного учреждения в сторону крупных фармацевтических компаний страны, работающих над препаратами, способными увеличивать живучесть и энергичность военнослужащих. В ходе своих исследований Гилрой убедился в крепкой связи между военными и фармацевтами. Он ужаснулся тому, что данные исследования настолько засекречены, что их невозможно контролировать в рамках одного ведомства и одной из ветвей власти, а это открывает дорогу для очень страшных и необратимых последствий. Тони Гилрой был поражен тому, что его сценарные выдумки давно являются предметом реальных военных исследований и разработок. Оказалось, что подобные секретные проекты спецслужб являются не продуктом его выдумок, а во многом сбывшейся явью.

Режиссер двух предыдущих картин Пол Гринграсс в ноябре 2009 года отказался от участия в производстве данного фильма, утратив интерес к съемкам каких-либо продолжений, так как тема Борна была, по его мнению, полностью раскрыта в «Ультиматуме Борна». Вслед за ним проект покинул и актер Мэт Дэймон, воплотивший образ главного супер-шпиона в трилогии. Он посчитал, что без Пола Гринграсса проект обречен на неудачу. Поэтому в боевике «Эволюция Борна» он фигурирует только в виде фотографии и упоминания в новостях. Снимать фильм в апреле 2010 года было поручено Тони Гилрою, лишь незадолго до этого расширившему круг своих сценарных интересов режиссурой. До «Эволюции Борна» он создал лишь два фильма. Это были оскароносный «Майкл Клейтон» (2008 год) и «Ничего личного» (2009 год). В последней картине режиссер уже затрагивал тему бывших агентов спецслужб, которым приходится в силу обстоятельств одновременно противостоять друг другу и любить. По поводу своего скромного режиссерского опыта, Тони Гилрой заметил журналистам, что двадцать лет, проведенные им в кресле сценариста, можно приравнять к съемкам боевика. Тони Гилрой снял картину в отличном от Пола Гринграсса стиле. Камера в руках оператора почти не дергается и не дышит в затылок главному герою для создания эффекта присутствия.

В качестве оператора над картиной работал Роберт Элсвит, в 2008 году получивший статуэтку «Оскар» за съемки драмы «Нефть». Он известен, как активный сторонник традиционных методов съемки. В частности, он предпочитает снимать кинокартины на кинопленку и не использовать цифровые камеры, так как последние не создают необходимой структуры и объема. Кроме этого он является приверженцем черно-белых фильмов. При этом он считает, что они имеют более зрелищный визуальный ряд, если изначально были сняты на цветную пленку, а затем переделаны. Несовременный оператор не имел значительного опыта в съемках боевиков, наполненных активными быстро меняющимися действиями. Однако ему вполне удалось справиться с подобными сценами в «Эволюции Борна», особенно в финальном эпизоде с погоней на мотоциклах. Хотя иногда фильм кажется немного затянутым и в нем теряется динамика.

В картине звучит музыка одного из наиболее востребованных в Голливуде композиторов Джеймса Ньютона Ховарда. На его счету работа более чем в ста кинофильмах. Восемь раз он был номинирован на престижную премию «Оскар». Свою музыкальную карьеру в качестве клавишника он начинал, гастролируя по миру, будучи партнером самого Элтона Джона. В фильме использованы двадцать пять музыкальных композиций Джеймса Ньютона Ховарда. Они звучат почти час. Еще около пяти минут фильма занимает саундтрэк «Extreme Ways», американского музыканта и композитора Ричарда Мелвилла Холла, более известного под псевдонимом Моби. Он стал отличительной особенностью фильмов из этого цикла, так как звучит в финале всех четырех картин.

Съемки:

Из-за различных сценарных перипетий, творческих амбиций актеров и режиссеров, работа над фильмом тянулись с осени 2008 года. Перед началом работы режиссер и сценарист картины Тони Гилрой отправился путешествовать по миру, выискивая наиболее интересные места для съемок. Ему хотелось снять такие уголки планеты, которые еще не видело подавляющее большинство людей, и о которых не написано в путеводителях. Получив богатый опыт перелетов Тони Гилрой, однако, допустил, серьезную ошибку в одном из эпизодов картины. Самолет «Boeing 747-400″ не в состоянии беспосадочно долететь из Нью-Йорка до столицы Филиппин Манилы. Его максимальная дальность полета 13 450 километров, а указанное расстояние составляет 13 688 километров. Самолет должен был бы упасть в районе самого глубокого места планеты — Марианского желоба. Фильм снимался в самых отдаленных и не очень уголках планеты. В течение трех месяцев работа велась в специальном павильоне «Kaufman Astoria Studios», расположенном на 36-ой улице в нью-йоркском районе Куинс. Даже виды Вашингтона удалось воплотить в этой студии. Несколько важных сцен было снято в различных местах Южной Кореи и Филиппин. Причем, впервые в голливудских фильмах в Филиппинах снимали именно эту страну. До этого там сценически изображали Таиланд, Индонезию, другие страны Юго-Восточной Азии и даже Панаму. Эпизоды фильма, происходящие на Аляске, в реальности были созданы в Канаде, в Калгари и среди дикого горного ландшафта района Kananaskis Country, растянувшегося на четыре тысячи квадратных километров. По сюжету в кадре должен был быть снег. Оказалось, что съемочной группе повезло. Именно перед началом съемок он выпал в достаточном количестве. На следующий день в этот район пришел теплый циклон Чинук, и от снега остались только лужи. Киноленту также снимали в Нью-Йорке, Чикаго, на острове Лонг-Айленд, частично считающимся районом Нью-Йорка, и в двух часах езды от этого города, в долине реки Гудзон. Там режиссеру хотелось задействовать живописный и романтичный дом Пламов-Бронсонов, построенный в 1815 году. Но продюсерам не удалось получить разрешение на съемку из-за ветхости здания. Пришлось выстроить полную копию этого дома до мельчайших деталей. При этом в фильме использованы внешние интерьеры настоящего исторического здания. Именно из этого дома начинается совместное путешествие главных героев картины по миру. Некоторые кадры снимались в аэропорту имени Кеннеди и в типографии «Нью-Йорк таймс». Бюджет зрелищного боевика составил 125 миллионов долларов. Картина получила цензурный рейтинг PG-13, рекомендующий ее к просмотру с тринадцатилетнего возраста из-за сцен насилия и моментов, способных вызвать испуг.

Роли:

Роль главного героя фильма супер-агента спецслужб Аарона Кросса, подвергшегося генно-модифицированной мутации, исполнил стремительно взлетевший на голливудский Олимп актер Джереми Реннер. Многие критики перед съемками пророчили неудачу фильму из-за отсутствия Мэта Дэймона. Но все они ошиблись. Джереми Реннер сумел создать образ супер-шпиона не хуже, а в некоторых моментах даже более интересно и разнообразно. К тому же он оказался более выгодным актером для продюсеров в плане финансовых затрат. За свою роль он получил 5 миллионов долларов. Для сравнения, Мэт Дэймон обходился гораздо дороже. Он получал за роль Джейсона Борна от 10 до 20 миллионов долларов. Во время съемок в Канаде, Реннеру было необходимо погрузиться в воду в гидрокостюме, так как было очень холодно. Но отважный актер, вероятно под воздействием одной из своих работ в фильме «Повелитель бури», где он исполнил роль, играющего со смертью сапера, пошел дальше. Он оголил грудь и погрузился в ледяную воду. К его радости, оператор сумел снять этот эпизод с первого дубля. Но, как позднее выяснилось, эта сцена оказалась для актера не самой сложной. Более всего ему пришлось понервничать, когда он мчался по Маниле на мотоцикле с сидящей за спиной Рэйчел Вайс. Он очень боялся за ее безопасность, не смотря на то, что является хорошим гонщиком и имеет десяток мотоциклов в личной коллекции. Почти все трюки в фильме актер исполнил самостоятельно. Интересно, что в кастинге на главную роль в фильме «Эволюция Борна» ему удалось опередить целую плеяду голливудских звезд.

Партнершей Джереми Реннера в картине стала не увядающая сексапильная британская актриса кино и театра Рэйчел Вайс. Она сыграла талантливого вирусолога доктора Марту Шеринг, спасающуюся от преследователей с помощью супер-агента Аарона Кросса. Интересно, что в 2011 году она тайно зарегистрировала брак с актером Дэниелом Крэйгом, воплотившим в жизнь шпиона Джеймса Бонда в трех кинокартинах. Актриса погрузилась в роль не только с головой, но и, так сказать, с рукой и сердцем.
Роль злодея полковника Эрика Байера, преследующего вышедшего из-под контроля агента, сыграл знаменитый и очень разнообразный голливудский актер Эдвард Нортон. Надо прямо заметить, что данная роль вряд ли принесла ему удовлетворение, как и большинству кинозрителей планеты. В ней нет ни глубины, ни драматизма, ни творческого развития.

Итоги проката и награды:

Премьера фильма «Эволюция Борна» состоялась в Нью-Йорке 30 июля 2012 года. Ровно через месяц ее показали в Российской Федерации. Кинокритики оценили фильм диаметрально противоположно. Одни посчитали его достойным продолжением трилогии, другие же не заметили в нем какой-либо оригинальности и посчитали слишком скучным. Мэт Дэймон плохо отозвался о фильме, но похвалил Джереми Реннера за игру, правда, при этом заметил, что сам боевик он не смотрел. На известном сайте «Rotten Tomatoes», выставляющем оценки всем кинофильмам, он получил рейтинг всего 56 % из ста. В первый демонстрационный уик-энд сборы фильма превысили ожидания его создателей более чем на три миллиона долларов. Он заработал в США вместо запланированных 35 миллионов, 38,7 миллионов долларов. В конечном итоге картина получила более 113 миллионов долларов в Северной Америке и почти 163 миллиона в других странах. Из них более 7 миллионов долларов вложили в копилку картины российские кинозрители. В российских кинотеатрах фильм посмотрел один миллион человек. Общие сборы по всему миру составили свыше 276 миллионов долларов. Результат оказался ниже на 147 миллионов, нежели у предыдущего фильма серии «Ультиматум Борна». Однако это не смутило создателей картины. По данным голливудских источников, уже начата подготовка к следующему фильму, повествующему об агенте спецслужб, превращенному в объект для охоты. Ведутся переговоры с актером Мэтом Дэймоном и режиссером Полом Гринграссом. По мнению специалистов будущий фильм скорее всего станет прямым продолжением «Ультиматума Борна», а об «Эволюции Борна», вероятно, предпочтут забыть.

Сюжет:

В фильме рассказывается о событиях лишь косвенно связанных с теми, жертвами которых оказался Джейсон Борн. Помимо секретных проектов «Тредстоун» и «Блэкбрайар», в недрах ЦРУ разрабатывался еще один проект под названием «Аутком», связанный с генной мутацией агентов, предназначенных для использования в особых условиях. Из-за разоблачения секретных исследований, сделанных Борном, руководство ЦРУ приняло решение скрыть следы и этого проекта. В качестве жертвы их действий оказался агент по имени Аарон Кросс. Но ему удается бежать. Череда происшествий приводит его в секретную лабораторию, из которой ему удается спасти от рук убийц вирусолога Марту Шеринг. Паре приходится уносить ноги на другой конец света, но смерть идет у них по пятам…