Evolution

kinopoisk.ruПосмотрев фильм «Эволюция» режиссера Айвена Рейтмана, невозможно сразу же после просмотра сформулировать свое отношение к нему. Однако с полной уверенностью можно сказать одно — остаться равнодушным к этой необычной киноленте просто невозможно. Среди зрителей нашлись те, кого картина очень впечатлила, но отдельной группой стоят те любители кино, кто счел многочисленные режиссерские приемы и задумки верхом абсурда.

Жанр киноленты не совсем понятен, так как не вписывается в продиктованные кинематографической реальностью шаблоны. Это нечто особенное, стоящее отдельно от всех фильмов, когда-либо выпущенных на экран. Многие зрители после просмотра задаются вопросом: может фильм — это колкое подшучивание над научно-фантастическими боевиками? Возможно, «Эволюция» — это просто комедия, изобилующая откровенными глупостями? Или это может быть своеобразная пародия на научную фантастику? Все эти вопросы после выхода фильма так и остались без ответа. Помимо тех необычных черт, характерных для кинематографического детища Айвена Райтмана, фильм также привлек к себе внимание звездным актерским составом и великолепными визуальными эффектами, смонтированными на самом высоком уровне качества. Отдельно хочется остановиться на составляющей фильма, говорящей о нем как о комедии. Искрометные шутки, колкие остроты, блестящий сарказм – всех этих прелестей в картине хоть отбавляй. При этом качество юмора удивит даже искушенного зрителя. Смешные моменты фильма никак нельзя отнести к разряду американских и европейских колледж-комедий. Юмор в фильме действительно смешной, в основном диалоговый, чего только стоят реплики профессора, буквально «жгущего» напалмом.

Режиссер

Режиссер постановки Айвен Райтман, известный зрителю еще со времен «Охотников за приведениями», зарекомендовал себя в жанре фантастики как человек, чувствующий потребности зрителя и умеющий снимать научно-фантастические комедии. В этот раз Райтман не стал очень сильно мудрить с сюжетом, взяв за основу порядком изъезженную историю с метеоритом, упавшим на землю и принесшим с собой из холодного и неизведанного космического пространства маленькую частичку живого субстрата. Если бы режиссер картины и дальше стал развивать тему пришельцев и других форм инопланетной жизни и разума, то скатился бы долгий и утомительный пересказ ранее снятого, то есть сделал бы копию уже давно существующего оригинала, привнеся в нее малую толику самостийности.

Айвен Райтман пошел иным путем. К избитой теме пришельцев, прибывших на метеорите, он подмешал комедийности и полной несерьезности происходящего. Этот ход был именно тем, что требовала обстановка. Фильм получился легким и незаурядным. Посмотрев «Эволюцию» однажды, у зрителя возникает желание снова и снова пересматривать эту необычную ленту, каждый раз открывая для себя что-нибудь новенькое и обязательно смешное.

Актерский состав

Взгляд человека, разбирающегося в кино, сразу обратит внимание на пестрый актерский состав картины. Дэвид Духовны, которого до этого фильма не называли иначе, чем агент Малдер из «Секретных материалов», после выхода фильма сразу же снял с себя это кинематографическое клеймо. Орландо Джонс весьма ярко воплотил на экране образ профессора — главного источника тонких подколок и сарказма в картине. Персонаж актрисы Джулианны Мур поначалу был малоприятен, но немногим позже их взаимные симпатии с персонажем Духовны стали выделяться все более отчетливо, а затем и вовсе приобрели романтический характер. Шонн Уильям Скотт, Итан Сапли, Майкл Бауэр, хотя и играли в фильме второстепенные роли, благодаря своему таланту и природной харизме смогли придать чертам характера своих героев невероятное обаяние.

Основной плюс творения Айвена Райтмана состоит в том, что фильм позволяет отвлечься от повседневных забот и проблем. Он не «загружает», а расслабляет, поэтому именно такая продукция кинематографа очень востребована в двадцать первом веке. Подводя черту под всем написанным можно в двух словах сказать, что «Эволюция» — странноватая комедия с элементами псевдонаучного и фантастического жанра. Во многом это некий эксперимент, так как похожего фильма, а тем более такого же, никогда и нигде не встречалось ранее. Фильм может кому-то показаться глупым и далеким от реальности, а для кого-то станет прекрасным способом провести свободное время.

Как создавалась картина

Изначально «Эволюция» задумывалась как продолжение полюбившейся зрителям саги «Охотники за приведениями». Сказывалась работа режиссера над предыдущими проектами, ошеломительный успех которых вдохновил создателей снять продолжение серии фильмов. Проект «Охотники за приведениями» в свое время стал эталоном фантастической комедии, а талантливые актеры, сыгравшие в киноленте, сделали из недорогой детской страшилки хрестоматийный фильм на все времена.

Автором сценария третьей части «Охотников», как и к предшествующих фильмов конца восьмидесятых годов. стал сам Дэн Эйкройд. Однако уже занятые в других проектах члены команды «охотников» наотрез отказались сниматься в продолжении. Работать «за недорого» актеры не соглашались, требуя баснословных гонораров. Этот инцидент поставил точку в написанном Дэном Эйкройдом сценарии, поэтому о предполагаемом фильме пришлось забыть.

Спустя десять лет Райтман вспомнил про свой заброшенный сценарий, однако восстанавливать проект «Охотники за приведениями» было уже поздно. Зрительский заказ на юмор, да и сам жанр фантастической комедии претерпел существенные изменения, методы борьбы с пришельцами в кино стали другими, более жестокими. Поэтому уже написанный сценарий в экстренном порядке пришлось дорабатывать, дополняя новыми элементами, техническими приемами и безжалостно кромсая старое, уже кажущееся совсем древним по стандартам нынешнего времени. Именно так и родился фильм «Эволюция».

Все же, несмотря на новизну и броскость картины, она смогла окупиться только в мировом прокате. В Соединенных Штатах Америки зритель уже давно пресытился темой пришельцев, поэтому удивить его очередной космической историей довольно сложно. Даже творения такого мэтра режиссерского ремесла, как Стивен Спилберг перестали приносить желаемую прибыль, а если и приносили, то не в том масштабе, в каком хотелось бы команде, создававшей фильм.

Многие кинокритики считают «Эволюцию» чуть ли не самым слабым фильм в копилке Айвена Райтмана. По их мнению, «Эволюция» по количеству глупости и «юморку», что называется, с «душком», бьет все предыдущие рекорды. Однако ранее режиссера картины никак нельзя было упрекнуть в следовании тенденциозности «украшать» фильм достаточным количеством голых тел и постоянными разговорами о сексе. Но уговоры продюсеров и желание уловить запросы современной публики заставили Райтмана прибегнуть к таким низменным и примитивным приемам привлечения внимания широкого зрителя.

Сам сюжет фильма напоминает лоскутное одеяло, сшитое из маленьких пародий на самые известные научно-фантастические фильмы. Подбор героев картины — один в один как в фантастическом триллере: жутко умный ученый, туповатый губернатор, неуклюжая и не слишком умная девушка, злобный генерал, парочка спасателей и, наконец, главный герой – неудачник, который в нужный момент станет спасителем человечества. «Эволюция» буквально смеется над штампами космической фантастики и фильмами об ученых. Истинная несерьезность картины начинается с того момента, когда в дело вступает навязчивая реклама шампуня «Хэд энд шолдерс». Впервые режиссер так язвительно насмехается над современными штампами телевидения. Все это великолепие снабжено потрясающими для малобюджетного фильма спецэффектами, которые скорее носят мультяшный, игрушечный характер.

Сюжет

Глухая пустыня американского штата Аризона, безмолвная тишина песчаных дюн, не тронутая ногой человека. Лишь дикие звери изредка пробегают для того, чтобы спрятаться от палящего зноя в прохладе нависающих скал. В таком забытом Богом месте, вдали от посторонних глаз, разрезав небо яркой полоской глиссады, упал на землю метеорит, внезапно появившийся на небосводе. Небесный посланец привлекает к себе внимание ученых – геологов из расположенного неподалеку аризонского колледжа. Известнейший в своих кругах профессор биологии Айра Кейн (Дэвид Духовны) и его коллега-биолог, прознав о падении инородного тела на землю, да еще так недалеко от родного для них колледжа, решают немедленно обследовать упавшее небесное тело.

Прибыв к месту падения метеорита, ученые обнаружили огромный кратер. Для проведения исследований и выяснения того, что же все-таки упало в аризонской пустыне, Айра Кейн с коллегами берут образцы почвы и сами частички небесного посланца для дальнейшего их изучения в стенах университета. Всесторонне изучив материал, ученые обнаруживают в нем живые одноклеточные организмы. Кажется, что научный мир стоит на пороге сенсации и невероятного открытия внеземной цивилизации, которая вот-вот пойдет на контакт, а метеорит — это, возможно, первая ласточка, с помощью которой пришельцы проверяют пригодность новой планеты для существования мелких форм жизни.

Однако все то, что начинает происходить в дальнейшем, никак не вписывается в названную теорию. Одноклеточные организмы, обнаруженные учеными на месте падения метеорита, начинают активно и стремительно размножаться. Казалось бы, это нормальный биологический процесс, но позднее стали происходить по-настоящему необъяснимые вещи, понять которые, оперируя методами современной человеческой науки, просто невозможно. Маленькие пришельцы стали мутировать в многоклеточных существ, а затем и вовсе превратились в абсолютно непонятных науке животных инопланетного происхождения.

Профессор Айра с друзьями решил не распространяться по поводу найденных им образцов, но все тайное рано или поздно становится явным. Так случилось и с пришельцами — на странных существ обратили свое пристальное внимание власти Соединенных Штатов, совершенно резонно углядев в бесконтрольном размножении мутантов угрозу национальной безопасности. Предприняв несколько попыток своими силами изучить место падения метеорита, представители секретных служб пришли к выводу, что безопаснее всего уничтожить место падения небесного тела вместе со всем его содержимым. Однако это оказалось не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Все предпринятые властями меры не принесли ожидаемого результата.

В тоже время профессор Айра и его команда, продолжив изучение новых форм жизни, обнаружили необычную закономерность. Химическое вещество сульфид селена, как выяснилось, препятствует размножению бактерий с другой планеты и мягко нейтрализует их. Однако для того, чтобы подавить активное размножение бактерий на месте падения метеорита, сульфид селена требуется в огромном количестве. Ситуация осложняется тем, что такого большого объема вещества нет ни в запасниках лаборатории колледжа, ни в других, доступных главным героям местах.

Случайность во многих ситуациях позволяла делать научные открытия мирового масштаба. Можно припомнить случай с пенициллином, когда ученый, открывший его, просто забыл помыть после своих опытов мензурки. На лабораторном оборудовании образовалась плесень, из которой позднее и был выделен пенициллин. Случилось так, что на образец вещества, упавшего с метеорита, случайно попало немного шампуня Head & Shoulders, что сразу вызвало бурную реакцию подавления жизнедеятельности микроскопических пришельцев — в первую очередь мутантов, порожденных ими. Поняв, что это и есть ключ к решению проблемы развития внеземной жизни на нашей планете, главные герои – профессор Айра и его команда решили реализовать план по уничтожению пришельце раньше, чем это сделают парни из армии Соединенных Штатов Америки.

Для реализации своих замыслов главные герои заполняют пожарную машину шампунем Head & Shoulders в таком количестве, в каком только смогли его раздобыть. Они направляются к месту падения метеорита, стараясь опередить военных, мчащихся туда же на всех парусах.

Все же, не смотря на все усилия профессора Айры, представители военного ведомства пребывают на место быстрее и со свойственной военным людям тщательностью начинают безжалостно выжигать место падения метеорита напалмом. Вот только приведет ли это к ожидаемому результату? Устраниться ли космическая угроза? Это загадка для тех, кто пока что еще не посмотрел фильм.