A Mighty Heart

Oblogka_Ee_serdceСтол накрыт на восемь персон на званом обеде в Карачи (Пакистан). Однако, практически в самом начале этой истории, когда друзья собираются на кубинский праздник в доме журналистки Марианны Перл (Анджелина Джоли), одно место остается пустым. Видеокамера наведена на него, и зритель начинает чувствовать тревогу, ту, которую испытывает Марианна за своего мужа Дэна. Этот душераздирающий фильм, повествующий о человеке, не пришедшем на ужин, рассказывает о судьбе репортера Дэниэла Перла (Дэн Футтерман) и об ужасных обстоятельствах, которые его настигли. Дэниэл Перл был шефом южноазиатского бюро от американской газеты «Wall Street Journal» и занимался сбором информации о деятельности радикальных группировок в Пакистане по заданию редакции. 38-летний Дэн Перл пропал в Карачи 23 января 2002 года. Кинофильм «Ее сердце», снятый режиссером Майклом Уинтерботтом по сценарию Джона Орлоффа, основан на реальных мемуарах Марианны Перл «Могучее сердце: Храбрая жизнь и смерть моего мужа Дэнни Перла». Много лет прошло с тех пор, как американского журналиста Дэниэла Перла похитили, а затем жестоко убили в Карачи террористы, запечатлевшие свое преступление на видеокамеру. С тех пор множество авторов и режиссеров документальных фильмов пытались пролить свет на обстоятельства смерти Перла. Однако никто, даже несмотря на огромное количество фактов и подробных моментов, в значительной степени так и не справился с этой задачей.

Опираясь на реальную историю семьи Перл, Майкл Уинтерботтом показал трагическую судьбу журналиста, жестоко казненного в Пакистане.

История ведется хронологически, показывая зрителю, как велось расследование в сложной азиатской стране, длившееся целый месяц. Съемки фильма сосредоточены главным образом на внутренних сценах, снятых в доме, арендованном Перлом. Майкл Уинтерботтом сделал все, что от него зависело, чтобы зритель почувствовал и пережил те страдания, которые перенесла беременная жена журналиста Марианна. Финал фильма «Ее сердце» известен каждому, кто следит за новостями по телевизору или читает их в интернете в течение нескольких последних лет. Смерть, наступившая от обезглавливания журналиста «Wall Street Journal» Дэниэла Перла, стала не только всемирной трагедией, но и бесчеловечным поступком по отношению к мирному жителю. Те, кто видел ужасные кадры расправы над журналистом, почувствовали весь страх, ужас и потрясение, которые меняют человека раз и навсегда. К счастью, душераздирающие кадры не вошли в фильм, за что следует поблагодарить Майкла Уинтерботтома. Вина Дэниэла состояла лишь в том, что он решил взять интервью у известного террориста Ричарда Рида. Он также должен был взять интервью у шейха Гилани, спорного религиозного деятеля, однако по пути на запланированную встречу, Дэн был похищен группой экстремистов и доставлен в тайное место.

Правоохранительные органы и службы безопасности Пакистана сразу начали поиски, к поискам также присоединилась Марианна, делая все, что в ее силах, чтобы помочь следствию найти преступников и вернуть Дэниэла. Джоли в этом образе становится основной фигурой фильма, заставляя зрителей следить за каждым ее словом и шагом. Ее героиня, Марианна Перл, не теряет времени даром – она совершает множество телефонных звонков и отсылает бесконечное количество электронных писем, пытаясь найти ответ на вопрос – кто и зачем похитил Дэна. Марианна – умная, сострадательная и очень мужественная женщина, которая даже в такой трудный период остается непоколебимой, призывая всех своих близких друзей и знакомых участвовать в расследовании этого похищения. Анджелина Джоли очень реалистична в этой роли, ее эмоции настолько правдивы, что на протяжении всего фильма зрители забывают про то, что перед ними звезда, полагая, что видят настоящую Марианну Перл.

Когда приближается неизбежное известие о смерти мужа, зрители продолжают переживать за Марианну, искренне желая продлить ее силу и храбрость. Джоли очаровывает своими эмоциями, и даже несмотря на то, что все уже знают развязку – это не умаляет эмоционального воздействия и напряжения истории. Испытывая давление со стороны как американских, так и местных органов власти, она пытается сохранять спокойствие и хладнокровие, не поддаваясь на различные угрозы, приходящие по электронной почте от террористов, захвативших мужа. Анджелина Джоли великолепно демонстрирует свое актерское мастерство, постоянно перевоплощаясь, то в обезумевшую от горя верную жену, то в беспомощную беременную женщину, оказавшуюся в чужой стране и потерявшую свою любовь.

Карачи – это крупнейший город в Пакистане, где большинство людей отчаянно бедны. Дэн берет такси и уезжает на предполагаемую встречу в Шейх Мубарак к религиозному лидеру Али Шах Гилани, подозреваемому в серии террористических актов. Перла предупреждал о нависшей опасности, связанной с такой встречей, Рэндалл Беннетт (Уилл Пэттон), сотрудник службы безопасности консульства США в Карачи, однако, поскольку встреча должна была произойти в общественном месте, жизнь репортера казалась вне опасности. Когда Дэн уезжает, Марианна также уходит по своим делам, но позже она встречает свою соседку Асру (Арчи Панджаби) в продуктовом магазине, там они закупают продукты на званый обед, который состоится в доме Перла этим вечером. Из фильма трудно понять, кто все эти люди на ужине у Марианны. Все они хорошо одеты, но многие из них грубоваты и вообще не похожи на американцев. В книге несколько понятнее дается описание гостей, показывая существование огромного социального неравенства в Пакистане.

Про одного гостя миссис Перл пишет: «Этот молодой человек является отпрыском одной из весьма богатых семей, которая контролирует эту территорию со времен английских колонизаторов, т.е. более 200 лет. Надо отметить, что современный мир расколол старую феодальную систему страны, сформировав современный Пакистан. Однако меня поражает, как бывшие феодалы продолжают варварски осуществлять квазибожественную власть над арендаторами и дольщиками, ограничивая доступ простых людей к образованию, достойной правовой системе и, конечно же, земле. Я слышала, что семьи наших гостей владеют 80 000 акрами земли в этой провинции, хотя земельная реформа ограничивает право собственности на землю до 150 га».

Когда Дэн не приходит на ужин в назначенное время, Марианна и Асра начинают беспокоиться. Обычно, когда муж отправлялся на рискованные задания, он звонил ей каждые 90 минут, но в этот раз их не было. Более того, когда Марианна пытается дозвониться ему, его телефон не отвечает. В нарастающем волнении, которое передается и зрителю, они с Асрой начинают изучать его рабочие файлы и электронную почту. Некоторые контакты Дэна, при попытке дозвониться к ним, также остаются без ответа. Марианна обеспокоена подозрительным адресом электронной почты, который используют террористы, созданный ими перед предполагаемой встречей с Гилани. После серии отчаянных звонков в американское консульство, в доме появляются сотрудники правоохранительных органов. Они переворачивают дом вверх дном в поисках секретной информации. Зритель видит множество вывернутых ящиков для бумаг, разбросанные на полу документы и специалистов, проверяющих содержимое жестких дисков. Можно предположить, что спецслужбы шпионили за семьей так же, как теперь пытаются помочь им. Следователь Джавед Хабиб (Ирфан Хан), является главой антитеррористического подразделения, которое занимается поиском Дэниэла. Марианна и Асра уважают спокойствие и профессионализм Хабиба, называя его за это «капитаном».

Поскольку расследование бурно развивается, становится ясно, что благодаря массовому подключению сотрудников розыска, тайна исчезновения Дэна будет обязательно раскрыта. Поиск Гилани и Ахмеда Омар Саид Шейха, известного своей связью с крупнейшими террористическими организациями, имеет ключевое значение для следствия. Следователи составляют график, который содержит имена, каким-либо образом связанные с этим делом. Линии пересекаются между ними, показывая близкие взаимоотношения различных лиц и группировок между собой. Вскоре график становится похожим на паутину, которая не поддается расшифровке. Наконец, похитители выходят на связь, отправив по электронной почте теперь уже печально известную фотографию Дэниэла. На одном фото его руки крепко связаны, на другом — пистолет приставлен к голове. В тексте электронного письма Дэниэл сообщает о том, что находится в бесчеловечных условиях, таких же, как те, в которых находились узники Гуантанамо на Кубе. Кроме того, в местных газетах появляются сообщения о том, что Дэниэл обвиняется в пособничестве ЦРУ и Моссаду.

Когда поиски усиливаются, Марианна в сопровождении чиновников американского консульства идет на встречу с Муинуддином Хайдером, министром внутренних дел Пакистана. Эта сцена стала одной из самой запоминающихся сцен в фильме. Хайдера раздражает исчезновение Дэниэла Перла. Сразу давая понять Марианне, что Дэн был безрассудным и в значительной степени виновным в своем похищении, он спрашивает Марианну, почему Дэниэл должен был встречаться с такими опасными людьми. «Я не думаю, что такими делами должны заниматься журналисты», резко говорит он. «Простите меня, что я вас перебиваю», — отвечает Марианна, — «Но именно такими делами и занимаются журналисты». Наконец, Хайдер пытается связать похищение Перла с его связью с индийской разведкой и этим объясняет его исчезновение. Марианна чувствует сильное неприятие к этому человеку.

В оставшейся части киноленты зритель получает огромную дозу адреналина, наблюдая за ужасающими методами следователей.

Взломанные двери, конфискованные компьютеры, допросы людей, которые отказываются давать ответы. В одной из сцен допроса человека, подозреваемого в причастности к преступлению, подвешивают к потолку на цепях за запястья и начинают пытать. Для того, чтобы оказать давление на Ахмеда Омар Саид Шейха, двух мужчин, являющихся членами его семьи, берут под стражу. «Мы будем бороться с похитителями их же методами,» — говорит «капитан». В книге все изложено еще более жестко. Всю семью Омара арестовывают. «Они держат членов его семьи в качестве заложников,» — пишет миссис Перл. «Отдай нам Дэна, и тогда твой дядя, двоюродные братья, твой дед могут идти домой».

Учитывая тонкости съемок, когда реальные документальные съемки тесно переплетаются с художественным вымыслом режиссера, зрители очень эмоционально воспринимают погоню «капитана» за похитителями. Даже Марианна, похоже, готова поддерживать использование такой жестокой тактики по отношению к подозреваемым, поскольку эти методы могут дать положительный результат. Ужасная развязка истории приносит с собой неожиданные данные о том, что шейх Гилани ничего не знал о похищении Дэна, и их предполагаемая встреча была лишь приманкой, чтобы завлечь Перла. Но, что самое невероятное, так это то, что Ахмед Омар Саид Шейх был вхож в пресловутую Межведомственную разведку Пакистана, в то время, как его напрасно искали в других правоохранительных органах. Террористы выяснили подробности биографии Дэна. К несчастью, кроме американского гражданства Дэн имел еще и израильское. Этот факт он сначала пытался скрыть, чтобы не нервировать бандитов, которые держали Перла в плену, но, к сожалению, из этой затеи ничего не вышло. Видео с убийством Дэниэла показано в фильме поверхностно, как бы вскользь. В видеоролике его казни Дэн подтверждает, что и он, и его семья являются евреями, затем появляется его фото с завязанными глазами, и, наконец, его мертвое обезглавленное тело.

В феврале 2002 года многие СМИ отметили, что с самого начала, «молодой человек попал в безвыходную ситуацию, и понес ответственность за события, над которыми не имел никакого контроля». Далее в статье говорилось: «Ничто не оправдает похищение и жестокое убийство американского журналиста, однако следует разобраться, почему американцев, и все что с ними связано, так ненавидят в Пакистане? Возможно, в этом виноваты действия американской политики на Ближнем Востоке, в Пакистане и Афганистане, принесшие множество горя и страданий массе людей в этом регионе в течение последних десятилетий?». В киноленте четко прослеживаются призывы о привлечении виновных к ответственности и нахождении других доказательств виновности  экстремистов. В фильме также показан допрос руководителя группы похитителей Ахмеда Омар Саид Шейха, рожденного в Британии. 28-летний экстремист был приговорен к смертной казни. Остальные осужденные проведут остаток своей жизни за решеткой. Майкл Уинтерботтом и Джон Орлофф воздерживаются от самостоятельного разоблачения террористов, а также тех, кто участвует в этом чересчур усердно. Постановщики фильма используют документальные кадры, чтобы фильм оставался подлинным и заставлял зрителя самостоятельно размышлять на эту тему. Суть фильма состоит в том, что зрители сами должны вынести для себя урок из этой трагедии, а также помнить о том, на что способны нелюди, лишенные чести и разума.

Интересные факты про съемки картины:

  • Режиссер фильма Майкл Уинтерботтом в августе 2006 года секретно проводил натурные съемки в Пакистане. Узнав об этом, власти страны запретили доступ съемочной группе на территорию страны, объяснив это тем, что проведение съемок на территории Пакистана без санкции государственных органов категорически запрещено.
  • Кинофильм «Ее сердце» основан на мемуарах Марианны Перл, которые она посвятила своему мужу: «Могучее сердце: Храбрая жизнь и смерть моего мужа Дэнни Перла».
  • Ахмед Омар Саид Шейх, приговоренный к смерти в 2002 году, все еще жив и в данный момент находится в пакистанской тюрьме.
  • В списке продюсеров фильма числится муж Анджелины Джоли – Брэд Питт.
  • Мировой прокат лишь немного перекрыл бюджет фильма ($19 миллионов – прокат, $16 миллионов – бюджет).
  • Роль Марианны Перл хотела сыграть Дженнифер Энистон.