Frida

ФридаВ 2002 году на киноэкранах мира появился художественный фильм-биография «Фрида». В нем подробно и в увлекательной форме рассказано о жизни и творчестве известной мексиканской художницы Фриды Кало. Вся жизнь Фриды Кало с раннего детства была сплошной трагедией. В возрасте шести лет она переболела полиомиелитом, после чего стала сильно хромать. Когда ей было восемнадцать лет, она попала в ужасную по своим последствиям аварию. После этого на ней буквально не осталось ни одного живого места, но она, чудом, выжила. Впоследствии, ее угораздило связать свою судьбу с мексиканскими революционерами, чьи идеалы были абсолютно далеки от народных чаяний и того, что строилось в Советском Союзе. Это были фанатики, готовые залить весь мир океанами человеческой крови во имя мировой революции. А затем еще и «Иудушка» Троцкий добавил ей проблем с мужем, выступая для нее коварным и брутальным искусителем. Однако нельзя не восхититься мужеством, стойкостью и каждодневной борьбой за жизнь этой женщины, но при всем при этом она была слишком идеалистически и возвышенно показана в данной картине. Образ, созданный очаровательной актрисой Сальмой Хайек, не соответствует действительности уже потому, что реальная Фрида Кало не была столь привлекательной и имела грубые черты лица. Режиссер фильма Джули Тэймор явно руководствовалась не историческим реализмом, а следовала устоявшейся в определенных интеллигентских кругах моде. В период, когда Фрида Кало была еще жива, ее творчество не считалось значимым, и она не пользовалась какой-либо широкой известностью ни в Европе, ни в Америке. Она более пребывала в лучах славы своего мужа художника Диего Риверы, который в свою очередь, более покорил сердца людей и прославился не качеством своих работ, а громким скандалом с одним из тогдашних тайных властителей США Нельсоном Рокфеллером. Художественные работы Фриды Кало вызывают чувство одобрения у обычных людей только после того, когда они узнают ее трагическую биографию и ужасное положение, в котором она оказалась. Потому что в ее ситуации, еще и что-то рисовать, было действительно подвигом.

Среди специалистов ее рисунки были отнесены к так называемому наивному искусству. Некоторые искусствоведы находили в них латиноамериканские фольклорные мотивы, а основатель сюрреализма французский литератор Андре Бретон зачислял ее в свой скандальный лагерь. Правда, женщина отказывалась от такой сомнительной чести. Ее картины пользовались огромным успехом, только во время выставки в знаменитом Еврейском музее в Нью-Йорке. В России выставка ее картин и рисунков была впервые организована только в 2003 году в картинной галерее «Дом Нащокина», в которой торжествуют работы Эрнста Неизвестного и подобных ему деятелей искусства, которых в свое время Никита Хрущев грозил отправить на лесозаготовки для проветривания мозгов. Если глубоко проанализировать ее поведение, то заметны все признаки запредельного чувства нарциссизма. Она всю жизнь рисовала почти только свои портреты со знаменитыми сросшимися и густыми бровями, а ля Брежнев. Из 143 ее работ 55 автопортреты. Она открыто занималась самолюбованием и эпатажем публики нецензурной бранью, сексуальной необузданностью и связями с женщинами. Как ни странно, но ее наркоманию и пьянство, нельзя поставить ей в вину, поскольку эта женщина испытывала всю жизнь такие страшные боли, что только так она могла хоть ненадолго отдохнуть от ужасных мучений.

Лишь в конце двадцатого века, когда перечень не открытых миру героев и талантов начал иссякать и появилась мода на феминизм, посредством документальных и художественных фильмов стал создаваться образ Фриды Кало в превосходных и хвалебных тонах, далеких от действительности и значимости данной фигуры. Эпопея возвеличивания ее имени началась в 1971 году, когда появился тринадцатиминутный фильм «Фрида Кало» мексиканского режиссера Марселы Фернандес Виоланте. Затем ленты, призванные внести эту неординарную женщину в пантеон великих мастеров живописи повторялись с завидным постоянством. В 1976 году Давидом и Карен Кромни был снят документальный фильм «Жизнь и смерть Фриды Кало». В 1982 году Сада Томпсон в присущих ей темных тонах сняла документальную ленту «Фрида Кало». В 1985 году режиссером Полем Ледуком была создана художественная драма «Фрида, живая натура». В 2000 году режиссер Доминик Мугено уже зачислил ее в список знаменитых живописцев в документальном фильме «Великие художницы: Фрида Кало». В 2005 году режиссер Эми Стечлер создала о ней документальную картину «Жизнь и времена Фриды Кало». В итоге мир обрел еще одну гениальную художницу, рисунки которой способен повторить почти любой первоклассник. Однако все это не преуменьшает художественного достоинства данного фильма и замечательную игру актеров, и в первую очередь, очаровательной мексиканской актрисы Сальмы Хайек.

Сюжет:

Из старинного достаточно богатого дома четверо мужчин в сомбреро вынесли огромную кровать. На ней лежала еще не старая, но измотанная страданиями и жизнью женщина. Ее звали Фрида Кало. Кровать погрузили в кузов грузового автомобиля. Женщина попросила везти ее осторожней. Вскоре автомобиль тронулся, но на первом же повороте наехал колесом на огромный булыжник. Женщина перекосилась от боли. Это состояние постепенно перенесло ее в далекое прошлое, когда она была восемнадцатилетней девушкой и училась в Национальной подготовительной школе. В ее памяти пронеслась сцена первого знакомства с тогдашним знаменитым мексиканским художником Диего Риверой. Затем она вспомнила о своих любовных отношениях с сокурсником Алексом и то, как она попала в страшную автомобильную аварию. Ее позвоночник рассыпался на части, кости были сломаны в трех десятках мест, а ее живот насквозь был пронзен длинным металлическим шестом, словно копьем. Когда она очнулась в больнице, ей пришлось думать о том, как дальше жить, чтобы не быть обузой для ее заботливой семьи…

История создания картины:

Художественный фильм «Фрида» был создан при поддержке кинокомпаний «Ventanarosa» и «Miramax Films». В качестве продюсеров, съемки картины организовывали Сара Грин и Джей Полштейн. Им помогала в работе известная мексиканская актриса Сальма Хайек. По сути, она являлась локомотивом всего проекта. По словам актрисы, найти финансы на съемки фильма долго не удавалось из-за того, что герои повествования не были коммерчески интересны публике. Актриса заявила, что трудно было заманить зрителей на волосатую женщину и толстого пожилого мужчину из Мексики с коммунистическими взглядами и бисексуальными наклонностями. История создания этого фильма также трудна, как жизнь его героини. Первоначально идею фильма пробивала продюсер Нэнси Хардин. Ей понравилась биографическая книга Хейдена Эрреры «Фрида: Биография Фриды Кало», изданная в 1983 году в американском издательстве «Harper & Row». Планировалось, что в главных ролях снимутся знаменитые Джессика Ландж и Мэрил Стрип. Но работа над проектом не сдвигалась с мертвой точки. В 1990 году на аукционе «Сотбис» какой-то чудак купил одну из работ Фриды Кало за полтора миллиона долларов. Возможно, это была певица Мадонна. Это была самая высокая цена, которая когда-либо выплачивалась за латиноамериканскую картину. После этого имя художницы появилось на слуху. Проектом заинтересовалась эпатажная певица Мадонна, пожелавшая исполнить роль Фриды Кало. Она является ее страстной поклонницей и даже владеет рядом ее полотен. Кроме этого Роберт Де Ниро и компания «Tribeca Productions» стали рассматривать вариант съемок романа между Фридой Кало и художником Диего Риверой. Но и эти усилия не увенчались успехом из-за отсутствия денег.

Но уже весной 1991 года за проект взялась кинокомпания «Нью-лайн Синема» и продюсер Луис Вальдес. На главную роль рассматривалась Лора Сан Джакомо. Но данная затея также обернулась крахом, поскольку начались протесты из-за не латиноамериканского происхождения актрисы. Тогда с Луисом Вальдесом связалась по телефону актриса Сальма Хайек. Но после более глубокого рассмотрения ее кандидатуры, выяснилось, что она слишком молода для исполнения этой роли. Актриса заявила, что режиссеру придется подождать, пока она повзрослеет. В 1993 году планировалось начать съемки с актрисой Офелией Медина и актером Раулем Хулиа. Но и в этот раз ничего не получилось, так как актер, готовившийся воплотить на экране образ Диего Риверы, скоропостижно умер.

В 1998 году появились новые перспективы для создания художественной ленты о Фриде Кало и Диего Ривере. К проекту была подключена повзрослевшая Сальма Хайек. По ее словам, она впервые заинтересовалась картинами Фриды Кало в возрасте 13-14 лет, но тогда они показались ей уродливыми и гротескными. Позднее она пересмотрела свою позицию по данному вопросу. Актрису привлекли ирония, юмор и бунтарский дух художницы. Тогда же на роль Диего Риверы был утвержден англо-американский актер Альфред Молина. После этого он принялся усиленно наращивать свой вес, чтобы иметь большее сходство со своим персонажем. Но вскоре и этот проект оказался на грани срыва из-за отсутствия финансов. Лишь вмешательство одного из основателей киностудии «Мирамакс» продюсера Харви Вайнштейна, помогло сдвинуть груз с мертвой точки.

После этого на должность режиссера была назначена Джули Тэймор. Она заявила о себе в 1997 году, сумев успешно адаптировать для мюзикла анимационную картину «Король-лев». Мюзикл получил две театральные премии «Тони». Таким образом, Джули Тэймор стала первой в истории женщиной-режиссером, получившей этот приз за создание мюзикла. Незадолго до начала съемок фильма «Фрида», она сняла историческую ленту «Титус» по трагедии Уильяма Шекспира. Сценарий к ленте был написан Клэнси Сигал и впоследствии изрядно переписан актером и бой-френдом Сальмы Хайек, Эдвардом Нортоном. Самое парадоксальное, что в этот момент съемки снова оказались под угрозой, поскольку Луис Вальдес обрел второе дыхание и собрался снимать подобную картину с Дженнифер Лопес в главной роли. Тот проект застопорился и, наконец, весной 2001 года начались съемки данного фильма. Для работы в ленте были также приглашены такие известные актеры, как Эдвард Нортон и Джеффри Раш. Первый сыграл одного из богатейших и влиятельнейших людей тогдашней Америки Нельсона Рокфеллера, а второй вождя мировой революции, бесноватого Льва Бронштейна-Троцкого. Эдвард Нортон был привлечен в проект Сальмой Хайек, с которой он тогда встречался. Помимо них в картине снялись блистательный Антонио Бандерас и талантливая американская актриса Эшли Джадд.

Съемки картины:

Бюджет картины составил 12 миллионов долларов. Съемки биографической ленты «Фрида» происходили в пяти местах Мексики. Основные сцены были сыграны в самой знаменитой мексиканской студии «Estudios Churubusco Azteca», расположенной в окрестностях столицы страны Мехико. На ней снималось 95 процентов фильмов, созданных в Мексике. В том числе такие знаменитые ленты, как «Вспомнить все» (режиссер Пол Верховен), «Охота за «Красным Октябрем» и «Дорогая, я уменьшил детей». В кадрах часто мелькает римско-католическая церковь Святого Креста и так называемый Высокий район города Баррио дель Альто в Пуэбле. Ряд эпизодов снимались на улицах мексиканской столицы. Одну из сцен в автобусе и общие виды снимали в мексиканском штате Сан Луис Потоси. В средние века об этом месте говорилось, что там столько золота, что из него можно построить мост до Испании. Кроме того съемки велись в городе Теотиуакан, расположенном в 45 километрах от Мехико, и знаменитом своей древней шестидесятичетырехметровой Пирамидой Солнца. На маркетинг картины ушло почти столько же, сколько на ее съемки — 10 миллионов долларов.

Итоги проката и награды:

Премьера биографической художественной ленты «Фрида» состоялась на открытии Венецианского кинофестиваля в Италии 29 августа 2002 года. В США ее впервые показали 17 октября того же года на Международном Чикагском кинофестивале. 8 ноября 2002 года фильм был продемонстрирован во Дворце изящных искусств в Мехико, в Мексике. До России пленки с фильмом докатились только 3 февраля 2003 года. В итоге фильм сумел окупиться. Он заработал 56,3 миллиона долларов по всему миру, из них около 26 миллионов пришлись на США. Интересно, что в латиноамериканских странах и, в частности, в Мексике, картина не вызвала большого интереса у зрителей, что подтвердило слишком завышенное внимание к Фриде со стороны голливудской богемы. Среди соотечественников Фриды Кало, ее биография оказалась мало кому интересной. В среде американских кинокритиков лента получила положительные отзывы. На сайте «Роттен томатос» ей дали 76 процентов хвалебных характеристик. На сайте «Метакритик» картине был поставлен 61 балл из ста возможных. Положительно оценила фильм-биографию Фриды Кало ее племянница. В знак признательности она подарила актрисе Сальме Хайек ожерелье, принадлежавшее художнице. Фильм «Фрида» был номинирован на шесть премий «Оскар», но получил только две статуэтки: за лучший грим и лучшую музыку, которую подготовил к картине Эллиот Голденталь. Композитор также удостоился «Золотого глобуса». Сальма Хайек претендовала на получение этой престижной премии в категории «За лучшую роль». Британская киноакадемия BAFTA также не осталась в стороне от признания заслуг данной ленты. Фильм получил три номинации и выиграл премию за лучший грим.