Hyde Park on Hudson

Oblogka_Gaid_parkДля многих людей кино – это то, что может воплотить в жизнь мечты и надежды, то, что может, хотя и ненадолго, перенести человека в выдуманную страну, где все, что угодно могло бы быть, и кто угодно мог бы повстречаться на нашем пути. А вот художественный фильм под названием «Гайд-Парк на Гудзоне» британского режиссера Роджера Мишелла рассказывает вовсе не о мечтах, а о реально происходивших некогда событиях. Своего рода, кинодневник памяти, снятый по мотивам настоящих воспоминаний. От всего этого повествование становится еще более ценным, еще более трепетно хранимым.

Тайная история или Кто полюбит президента

Как очень часто случается с кинофильмами, все началось с книги. Конечно же, личные записи, дневники, дорогие сердцу странички, вряд ли можно назвать полноценной книгой, хотя если разобраться, то что же еще может ею считаться. Говорят, что Маргарет Сакли была невероятно сильно влюблена в одного из президентов Соединенных Штатов, Франклина Делано Рузвельта. Девушка на исходе тридцатых годов поближе познакомилась с Рузвельтом, и попала в сети пожилого дамского угодника.

Нужно сказать, что Маргарет была какой-то дальней родственницей Франклина, то ли четвероюродной, то ли пятиюродной кузиной, если такие существуют в природе. У нас в народе сказали бы, седьмая вода на киселе, или того похлеще, вспомнили бы оговорку о количестве ребер, если считать от тазобедренного сустава. Это и будет, как раз, очень точным определением их родства. Тем не менее, престарелый ловелас называл девушку сестрой, не стеснялся крутить с нею роман, оставив миссис Рузвельт тихо зеленеть от злости в своей комнате, пока он развлекался с кузиной.

Дневники Маргарет Сакли были найдены уже после того, как смерть прекратила ее существование, она никогда в жизни не афишировала отношения с президентом, даже более того, видимо немного стыдилась их, одновременно испытывая легкую грусть, как и любая порядочная девушка. Если вы думаете, что кино будет про любовь, или про измену, или даже про разбитые надежды, то глубоко ошибаетесь, это звучит, как лейтмотив фильма, но, тем не менее, сюжет рассказывает о другом. А именно, о приезде королевской четы, Елизаветы и Георга Четвертого, с визитом в Американские Соединенные Штаты.

Романтическая комедия, или лента о визите королевской четы?

Дело в том, что за окнами стоял тот страшный, напряженный, тридцать девятый год. Над Европой, словно молот над наковальней, нависла черная фашистская угроза, изредка вскидывая руки в приветствии, пугая соседей массовыми, многомиллионными вскриками и бравыми маршами, под не менее бравурную музыку. Германия самодовольно щурилась на солнышке, как кот, заметивший сметану и потихоньку подбирающийся к ней, делая вид совершенного равнодушия и незаинтересованности, и в то же время, аккуратно подвигающий к себе тарелочку мягкой лапкой со смертоносными когтями.

Все боялись, ибо была у Гитлера такая черта – внушать непонятное, на грани подсознания, недоверие, потому и Англия не могла остаться в стороне, ей следовало заручиться поддержкой Американских Штатов. Потому король и королева отправились с визитом в Америку. Остановиться королевской чете предложили в усадьбе президента, находящейся в Гайд-Парке на Гудзоне. Отсюда и название картины. А вокруг стояло невероятно жаркое лето, и природа будто сошла с ума, она буйствовала всеми красками, оттенками зеленого, заставляя и людей почувствовать эту частичку безумия. Июнь выдался просто невероятно прекрасным, все вокруг будто подталкивало молодую родственницу президента поддаться на зов сердца, или плоти, и отдаться в эти сильные руки, в то время, когда по дому разгуливала британская королевская чета. На самом деле, роман Маргарет Сакли и тридцать второго президента Соединенных Штатов, Франклина Рузвельта начался именно в это, вовсе не подходящее для любовных историй, время. Но как бы ни хотелось, на самом деле зачастую люди совершенно не властны над собственной судьбой, как и замечал незабвенный герой Булгакова: «Как только соберется человек съездить в Кисловодск…».

Почему же режиссер решил взяться за воплощение подобной идеи, остается загадкой, говорят, что Роджера Мишелла чрезвычайно тронули дневники давно умершей женщины, ведь они наполнены таким осмыслением, таким настоящим пониманием, и в то же время грустью, приправленной перчиком интриги и авантюрности всего происходившего. Ведь нужно помнить, за стеной мирно сопели король и королева, пока Маргарет дрожала от страсти. Сам Роджер Мишелл никогда не имел такой сильной, так сказать, «привязки к местности», как могло бы показаться после просмотра его кинолент. Рожденный в семье британского дипломата, за свои детские годы он успел побывать и в Южной Африке, и в Европе, и в Азии. После окончания школы, где, нужно сказать, уже начал режиссерскую карьеру на крохотной школьной сцене, Роджер поступил в Королевскую академию, а после долгое время работал в самом настоящем Британском Шекспировском театре. Однако театр ограничивал Мишелла, и он это прекрасно осознавал, та легкость, которой наполнены все его работы, требовала простора, и он нашел этот так необходимый для него широкий горизонт, отправившись снимать кино.

Но в самом начале был только телевизионный сериал, который назывался «Будда из пригорода», в девяносто третьем году прошлого века. Спустя два года на телеэкраны вышел фильм под названием «Доводы рассудка», а еще через два — «Моя ночь с Реджем» уже на широком экране. С тех пор все фильмы, которые выпускает этот удивительно легкий человек, публика ожидает и встречает загодя одобрительно, и нужно сказать, что режиссер вполне справляется с задачей — радовать своих поклонников. «Ноттинг Хилл», «Терпеливая любовь», «В чужом ряду», «Город Титаник», «Венера» — вот далеко не полный список тех кинолент, которые любит и с удовольствием смотрит публика любой страны. Они, конечно же, все совершенно разные, потому что и сам Роджер Мишелл — человек чрезвычайно разносторонний, но есть в них и то общее, что объединяет, надежно «склеивает» все его работы между собой. Мишелл умеет найти то, что заставит зрителя досмотреть кино до самого конца, а потом еще и смаковать сюжет после просмотра. В этом и очарование его кинофильмов — о них можно с улыбкой вспоминать еще долгое время.

Короли и президенты, на самом деле, тоже просто люди

Главные роли в киноленте тоже распределены не случайно. Роджер Мишелл провел титаническую работу, чтобы подобрать актеров таким образом, чтобы соблюдалось не только, вернее не столько, чисто фотографическое сходство, сколько внутреннее наполнение, способность передать режиссерскую задумку и тонкую душевную организацию всех персонажей, их глубинные, тайные мечты и чаяния, их достоинства и пороки. Самого президента, Франклина Рузвельта, в «Гайд-Парке» сыграл всем хорошо известный и горячо любимый актер Билл Мюррей. Ну, и правда, кого-то другого в роли этого чудаковатого человека и представить сложно. Мюррей справился со своей работой так, как умеет только он, и президент в его исполнении получился немного ироничным и несерьезным, немного, «по-мюррейски», высокомерным, но в то же время добродушным и веселым.

Сам Билл прошел до такой популярности и славы довольно трудный путь. Его вела за собой звезда таланта и счастливого случая, потому что иначе, как трудным подростком, его никто в детстве не называл. Родители, чьи предки были выходцами из Ирландии, подарили своему пятому сыну открытую и веселую ирландскую физиономию и, понимая, что справиться с этим «ходячим стихийным бедствием» будет очень сложно, отправили обучаться в иезуитскую школу. Они наивно полагали, что отцы-наставники смогут справиться с этим невероятно сильным характером, и жадным до выдумок и пакостей умом. Учиться мальчик хотел меньше всего, но иезуиты молчали и терпеливо вкладывали знания в головы подростков, из которых те мгновенно же и улетучивались.

Родители желали видеть Билла врачом, однако после очередной выходки его из колледжа вежливо попросили, и он отправился в родной Чикаго. Дома Мюррей впервые столкнулся с тем, что даром никто и ничего не дает, и ему пришлось кое-как перебиваться случайными заработками. Но удача улыбнулась Биллу, видимо, ей импонировала его невероятная жизнерадостность, и он попал в чикагскую актерскую студию. Это было настоящей удачей, после работы в одном из субботних ток-шоу последовал фильм «Тутси», а потом и шедевральные «Охотники за привидениями», которые не устареют, сколько бы лет со дня их выхода не прошло. С тех пор Билл Мюррей снялся в огромном количестве кинолент, среди которых «Академия Рашмор» и «Заводила», «Больше, чем жизнь», «Ангелы Чарли» и, конечно же, «День сурка», а также многие-многие другие.

Возлюбленную президента, саму Маргарет Сакли, играет американка, актриса кино и театра по имени Лора Линни, неоднократная номинантка на американскую кинопремию «Оскар». Карьера этой блондинки с просто невероятными голубыми глазами началась еще в начале девяностых годов прошлого века. В основном, Лоре поручали «второплановые» роли, с которыми она всегда справлялась так, как этого и требовал сценарий и режиссерский взгляд. За что ее неоднократно поощряли многочисленными наградами. Но и главных ролей в жизни Линни хватало. Картины с ее участием расходятся в прокате на ура. Навскидку, можно вспомнить ее первое кино «Масло Лоренцо», где она играет учительницу, Мерил Бербанк (Ханна Гилл) из пресловутого «Шоу Трумана», Конни в «Человеке-мотыльке», миссис X в «Дневнике няни». С ролью Маргарет Лора Линни справилась, как со всем в своей жизни, на твердую пятерочку, на нее приятно смотреть и всем ее словам хочется верить. Кстати, все повествование как бы ведет именно эта героиня, и зритель будет постоянно слышать ее тихий, спокойный голос, рассказывающий историю любви.

Кроме того, королевская чета, несомненно, тоже стоит внимания, ведь если быть до конца честными, сюжет фильма должен был бы вертеться вокруг этих двоих, оказавшихся в совершенно непривычной для них обстановке. Короля Георга Четвертого в картине сыграл Сэмюэл Джозеф Уэст, актер и режиссер из Великобритании. Играть заику-короля в киноленте «Гайд-парк» было очень сложно, и не потому, что режиссер требовал чего-то невозможного или запредельного. Дело в том, что в последние годы на киноэкранах уже неоднократно освещали этот образ, например, в эпической кинокартине под названием «Король говорит». В подобных условиях очень сложно сделать образ короля живым, и в то же время настоящим, так, чтобы люди невольно не провели определенные параллели. Король не должен был стать пародийным персонажем в этой легкой, романтической комедии, совсем нет, и нужно сказать, что Уэст, несомненно, справился со своей задачей.

Королеву Елизавету сыграла англичанка, чей аристократичный внешний вид просто «лезет из ушей», как сказали бы в народе — Оливия Колман. Оливия просто невероятно хороша, хотя и не выглядит красоткой, ее тонкие черты лица вполне сочетаются с изящными жестами и приятным голосом. Именно эта женщина сыграла в две тысячи одиннадцатом году Кэрол, дочку Маргарет Тэтчер в киноленте «Железная леди», Ханну в «Тираннозавре», и Салли Оуэн в «Двадцать двенадцать», а также много других хороших ролей. Да и роль Елизаветы ей удалась, как нельзя лучше.

Нужно также упомянуть и ту, что так и осталась, так сказать, «на задворках» повествования. Жену Франклина Рузвельта, по существу, тоже невероятно обаятельную женщину по имени Элеонора сыграла британка Оливия Уильямс. Нужно сказать, что Роджер Мишелл уделил этому персонажу недостаточно много времени, Элеонора появляется в фильме не часто, и быстро уходит на второй план, хотя из нее можно было сделать еще один отличный, сочный и сильный образ. Тем более, что актриса явно справилась бы с задачей, ее потенциал прямо бьет через край. Но это, как говорится, не нам решать.

Кому интересная интрижка президента

Премьера исторической драмы под названием «Гайд-Парк на Гудзоне» состоялась в последний день августа две тысячи двенадцатого года, но российский зритель увидел кино только спустя полгода. Кассовые сборы создателей проекта порадовали, хотя особого ажиотажа кинофильм у публики не вызвал. При вложенных пяти миллионах долларов, что в наше время, собственно, и не цифра вовсе, сборы только в Соединенных Штатах, составили более шести с половиной миллионов. На родине, в Англии, зритель был менее благосклонен и до миллиона сумма сборов, которые принесли прокатчики, так и не добралась. Российский зритель тоже отнесся к выходу киноленты не очень тепло и приветливо. Нам, как бы не сильно интересны их короли с королевами, и президенты с «президентшами», а также и любовницы, дети, слуги и иже с ними. Российский кинопрокат сумел, с горем пополам, наскрести не более ста тысяч американских долларов. Однако несмотря ни на что, фильм действительно стоит посмотреть, он выбивается из ряда одинаковых, высокобюджетных блокбастеров и дешевого ширпотреба, которые наравне друг с другом заполонили киноэкраны. Кроме того, кино совершенно не оставляет никакого неприятного осадка, после просмотра остается, возможно, ощущение легкой, даже светлой грусти, но не более того.