Gravity

Oblogka_GravitatciiaКазалось бы, сколько уже фильмов снято на так называемую космическую тему. Однако вопреки всему интерес кинематографистов всех мастей к данному вопросу по-прежнему не ослабевает. Очередным примером этому может служить фильм под незатейливым названием «Гравитация» (в оригинале – «Gravity»), который увидел свет в две тысячи тринадцатом году. Эта лента в силу разных причин являлась одной из самых ожидаемых картин сезона. Прежде всего, примечателен режиссер, который руководил съемочным процессом «Гравитации». Им стал именитый в голливудских кругах Альфонсо Куарон. Трехкратный номинант на премию Оскар имеет в своем послужном списке работу над такими проектами, как «Гарри Поттер и Узник Азкабана» (2004) и «Дитя человеческое» (2006). Вполне закономерно, что его очередная работа вызывала неподдельный интерес публики. Что характерно, Куарон не только возглавил съемки «Гравитации», но и стал одним из авторов сценария к этой картине, составив творческий тандем вместе со своим сыном Хонасом. Первоначально предполагалось, что данный проект будет разрабатываться усилиями Universal Pictures, однако в силу ряда причин компания отказалась от своих намерений и уступила пальму первенства в этом вопросе студии Warner Brothers. В две тысячи десятом году продюсеры компании занялись подбором актеров. Сценарием картины были предусмотрены две ключевые роли: женская – доктор Райан Стоун и мужская – астронавт Мэтт Ковальски. Предложение принять участие в проекте в качестве Райан Стоун было направлено Анджелине Джоли. Однако она ответила отказом. Вероятными причинами этого стал относительно скромный гонорар за съемки (в то время как последние роли приносили актрисе по 19-20 миллионов долларов), а также ее желание в очередной раз попробовать себя в качестве режиссера в работе над фильмом «В краю крови и меда».

Следующей в списке возможных претенденток на главную женскую роль стала Марион Котийяр, но и с ней до подписания контракта дело так и не дошло. Аналогичным образом оказались неудачными попытки привлечь в проект Скарлетт Йоханссон, Блейк Лавли, Рэйчел Вайс, Наоми Уоттс и Натали Портман. Последней Альфонсо Куарон отдавал особое предпочтение, принимая во внимание выдающуюся работу этой актрисы в картине «Черный лебедь» две тысячи десятого года. Но, к сожалению, Портман так и не смогла согласовать свой напряженный график работы с предполагаемым периодом съемок «Гравитации». В конечном итоге, взоры продюсеров фильма обратились к Сандре Буллок. Примечательно, что эта знаменитая актриса традиционно воспринималась зрителями в комедийном амплуа. Однако последние роли Буллок наглядно продемонстрировали, что ее талант куда более многогранен (достаточно вспомнить ленту две тысячи девятого года «Невидимая сторона», съемки в которой принесли актрисе заветный Оскар). Переговоры с Буллок прошли успешно и она была утверждена на роль доктора Райан Стоун.

Достаточно долго продлились поиски актера и на главную мужскую роль в картине «Гравитация». Первоначально в качестве основного претендента рассматривался Роберт Дауни-младший. Однако в ноябре две тысячи десятого года он отказался от своих намерений в пользу другого проекта. В результате, роль Мэтта Ковальски была предложена Джорджу Клуни, который и был утвержден.

Съемки картины начались в мае две тысячи одиннадцатого года и проходили в графстве Суррей, Великобритания, а также на территории водохранилища Пауэлл в американском штате Аризона. Работы продлились около двух месяцев. Основная часть бюджета всего проекта, который составил восемьдесят миллионов долларов, пошла на моделирование различных спецэффектов. Как признавались позже создатели «Гравитации» и, в частности, компания по визуализации Framestore, их проект по амбициозности не уступает культовому «Аватару» Джеймса Кэмерона, поскольку львиная доля всего происходящего на экране является результатом применения компьютерной графики.

В качестве оператора в проект был привлечен пятикратный номинант на премию Оскар Эммануэль Любецки. В копилке этого признанного мастера такие культовые фильмы, как «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998), «Сонная Лощина» (1999), «Али» (2001) и ряд других. В подобных обстоятельствах совсем не удивительно, что работа Любецки была отмечена всеми, кто имел возможность посмотреть «Гравитацию». Музыкальное сопровождение к картине стало результатом труда композитора Стивена Прайса. Что примечательно, создатели фильма во главе с Альфонсо Куароном сознательно отказались от идеи слишком частого использования музыки в кадре. По словам режиссера, космос лишен звуков, а потому тишина стала обязательным атрибутом всего происходящего на экране. Композиции Прайса присутствуют только там, где это действительно необходимо для дополнительного нагнетания обстановки.

Мировая премьера «Гравитации» состоялась двадцать восьмого августа две тысячи тринадцатого года в рамках Венецианского кинофестиваля. Картина была благожелательно встречена публикой и довольно высоко оценена профессиональными критиками. Российская премьера фильма была намечена на начало октября того же года.

Сюжет фильма разворачивается вокруг пары астронавтов – доктора Райан Стоун и ветерана NASA Мэтта Ковальски. В силу рокового стечения обстоятельств они оказываются в открытом космосе. Связи с Землей нет, надежды на спасение тают, а вокруг только пугающая тишина Вселенной…