Gone

Oblogka_Igra_na_vygivanieТриллер 2012 года «Игра на выживание» является сравнительно малоизвестным фильмом, который не стал успешным ни среди критиков, ни среди широкой аудитории. Главные минусы, отмеченные рецензентами – слабая и неубедительная сюжетная линия, а также присутствие логических нестыковок. Все это делает «Игру на выживание» весьма неудачным фильмом. Коммерческий успех ленты также оказался скромным: всего 18 миллионов долларов кассовых сборов не считаются серьезным результатом для громкого голливудского триллера. Примечательно, что большая часть зрителей, посмотревших картину, находится в России – более 150 тысяч человек. Даже в США «Игру на выживание» посмотрело куда меньше людей, которых не привлекло даже участие видной голливудской актрисы Аманды Сайфред. «Игра на выживание» содержит все особенности, характерные для типичного молодежного триллера: привлекательную главную героиню, у которой есть психологическая травма, не дающая ей спокойно жить дальше; загадочного маньяка, по непонятным причинам желающего затеять страшную «игру» с героями фильма; непредсказуемый финал. Однако сама фабула подобных лент остается почти неизменной, а вот реализация различается от фильма к фильму. По мнению подавляющего большинства кинокритиков (сайт Rotten tomatoes), тут она оказалась далеко не самой удачной. Впрочем, потенциальные зрители могут самостоятельно оценить художественные достоинства ленты. Дата официальной мировой премьеры «Игры на выживание» — 21 февраля 2012 года. До российских зрителей фильм добрался позже – 23 февраля, однако, как уже отмечалось ранее, собрал более внушительную аудиторию. Несмотря на свою жанровую принадлежность, «Игра…» имеет «щадящий» возрастной рейтинг MPAA – PG-13, который предусматривает, что зрители картины должны быть старше тринадцати лет. Для многих молодежных триллеров рейтинг MPAA был куда более жестким. Релиз фильма на DVD и Blu Ray-дисках состоялся месяцем позже – 20 марта 2012 года, а локализаторами на территории России стала компания «Парадиз Медиа».

По сюжету главной героиней «Игры на выживание» является Джил – молодая девушка, ведущая относительно беззаботный образ жизни. Однако в ее прошлом происходили тревожные и пугающие события, такие, как похищение маньяком. Тогда Джил практически чудом удалось избежать смерти, а в дальнейшем она предпочитает не вспоминать об этом происшествии, но когда пропадает ее родная сестра, Джил сразу же подозревает неладное. По всем признакам, ее родственницу похитил тот же человек, что и ее саму. Однако большинство из тех, кому Джил рассказывает о своих подозрениях, не верят в слова девушки. Таким образом, ей приходится начать самостоятельное расследование, чтобы спасти собственную сестру от расправы безжалостного убийцы. Получится ли у нее сделать это?..

Чтобы сделать сюжет менее очевидными или даже банальным, создатели органично вписали в него тему реальности и вымысла, т.е. главная героиня далеко не всегда точно знает, какие события происходят на самом деле, а какие лишь являются домыслами или плодом больного воображения, подпитанного травмой, пережитой в далеком прошлом. Все это позволяет картине получить некое «второе дно», когда зритель понимает, что все сюжетные ходы служат олицетворением борьбы главной героини с собственным страхами. В той или иной мере это характерно для большинства триллеров, однако здесь авторы подчеркивают такой ход. Героиня Аманды Сайфред изначально не кажется абсолютно нормальной и психически здоровой девушкой. Она везде подозревает ложь и заговор, а параноидальность Джил становится объектом насмешек со стороны многих людей из ее окружения. Порой ее поведение раздражает даже родную сестру, постоянно желающую выйти из-под навязчивой «опеки». Собственно, ее исчезновение воспринимается как еще одна подростковая выходка, на которую не следует обращать внимания. Только Джил в очередной раз поднимает скандал и пускается на поиски пропавшей сестры. Она ищет поддержку у полиции, но те не проявляют особенного стремления помочь Джил, учитывая то обстоятельство, что она почти два месяца пролежала в психиатрической лечебнице. Главная героиня далеко не всегда может определить, какая угроза является реальной, а какая – надуманной. Однако в непредвиденной схватке с таким страшным соперником ей предстоит научиться контролировать собственные эмоции, чтобы приобрести столь необходимое мужество.

Съемочная группа

Режиссер картины Эйтор Далия родом из Бразилии, а «Игра на выживание», по сути, является его первым полностью голливудским проектом. До этого Далия снял такие фильмы, как короткометражка «Conceição» 2000 года (благодаря которой молодой постановщик был замечен продюсерами), свой первый полнометражный проект «Нина» (2004), отмеченный специальным призом Гильдии киноведов и кинокритиков ММКФ. Оба эти творения позволили Эйтору Далия начать строить успешную карьеру в Голливуде и за его пределами. К примеру, следующим после «Нины» проектом режиссера стал «Запах из стока» (2006), завоевавший главный приз на фестивале американского независимого кино «Сандэнс» в 2007 году. После данной киноленты Далия выпустил другие три фильма — «Брошенная на произвол судьбы» (2009), «Игра на выживание» (2012) и «Покрытая кожей горная цепь» (2013). Из всех трех только первый можно назвать художественно успешным, ведь он завоевал множество положительных отзывов критиков, а также оказался коммерчески успешным.

Сценарий написал Эллисон Барнетт, который отличился такими фильмами, как «Осень в Нью-Йорке» (2000) с Ричардом Гиром в главной роли, «Воскрешая чемпиона» (2007), «Праздник любви» (2007) с Морганом Фриманом, «Не оставляющий следа» (2008), «Слава» (2009), «Другой мир: Пробуждение» (2012) и т.д. Большинство этих картин стали очень успешными, причем и с коммерческой точки зрения тоже. «Игра на выживание» оказалась далеко не самой удачной картиной в плане сценария, ведь многие сюжетные ходы выглядели откровенно банальными или надуманными, если брать во внимание рецензии кинокритиков.

Оператор данного фильма — Майкл Грэйди, отметившийся работой во многих кинолентах и телесериалах. Самые знаменитые работы Грэйди на телевидении – «Шоу Майкла Дж. Фокса» и «Джонни Зиро», из которых первая собрала особенно обширную аудиторию. Однако большую часть своей популярности Грэйди приобрел благодаря съемке кинофильмов. Наиболее известные — «Секс по дружбе» (2011), «Отличница лёгкого поведения» (2010), «Я соблазнила Энди Уорхола» (2006), «Глюки» (2006) знаменитого режиссера Уильяма Фридкина. Все они также стали популярными среди зрительской аудитории, попутно собрав значительные суммы в мировом прокате. Мастерская операторская работа Грэйди сыграла в этом далеко не последнюю роль.

Продюсеры ленты «Игра на выживание» — Дэн Абрамс, Сидни Киммел, Гари Лучези, Том Розенберг, Крис Сальватерра и другие. Карьера многих из них оказалась весьма успешной, однако, например, Дэн Абрамс занимался всего несколькими картинами, ни одна из которых не стала популярной. Кроме «Игры на выживание», в «творческой копилке» продюсера фильмы «96 минут» (2011), «Теория убийств» (2008) и «Связи» (2004). Практически все из них, кроме «Связей», являются остросюжетными картинами. Ни один из этих фильмов не стал столь же популярным, как «Игра на выживание», поскольку там не участвовали известные артисты вроде той же Аманды Сайфред. Другие продюсеры, такие как Сидни Киммел, Гари Лучези и Том Розенберг, куда более опытны, чем Дэн Абрамс. Например, Киммел спродюсировал «9 1/2 недель» (классика мирового кинематографа с Микки Рурком в главной роли), «Императорский клуб» (2002), «Доверься мужчине» (2005), «Альфа Дог» (2005), «Переписывая Бетховена» (2006), «Гриффин и Феникс: На краю счастья» (2006), «Смерть на похоронах» (2007), «Парк культуры и отдыха» (2008), «Линкольн для адвоката» (2011) и многие другие, столь же успешные в прокате. Гари Лучези и Том Розенберг – также безусловно успешные продюсеры, чьи проекты известны по всему миру. Такие картины, как «Малышка на миллион», «Кровь и шоколад», «Адреналин» попросту бы не вышли без их непосредственного участия. То же самое можно сказать и про «Игру на выживание», пускай она и стала куда менее популярной.

Монтаж выполнил Джон Экселрэд, среди работ которого такие фильмы, как «Больше, чем друг» (2010), «Жених напрокат» (2011), «Сумасшедшее сердце» (2009), «Хозяева ночи» (2007) и т.д. Карьера Экселрэда началась еще с 1997 году с выходом первой смонтированной им короткометражки под названием «976-WISH». В дальнейшем полнометражные ленты, которые монтировал Эксерлрэд, например, «Бугимен» (2005), «Слизняк» (2006), «Посланники» (2007), позволили ему стать успешным и востребованным специалистом в Голливуде. Композитор картины «Игра на выживание» — Дэвид Бакли. Наиболее известные киноленты, к которым он написал музыку — «Город воров» (первый режиссерский проект Бена Аффлека, ставший общепризнанно успешным), «Что скрывает ложь» (2011), «Кровавый ручей» (2008), «Банкомат» (2011), «Из Парижа с любовью» (2009), «Запретное царство» (2008). Их популярность отлично повлияла на карьеру Бакли, ставшего востребованным композитором «фабрики грез». Художники — Черисс Карденас (постановщик), Сара Контант, Линдсей МакКей (по костюмам), Тереза Визинаре (по декорациям).

Актеры и персонажи

В ролях снялись такие актеры, как Аманда Сайфред, Дэниел Сунджата, Дженнифер Карпентер, Себастьян Стэн, Уэс Бентли, Ник Сирси и многие другие. Аманда Сайфред – самая известная из них. Начав с карьеры модели, позже Сайфред стала одной из многообещающих голливудских актрис, снявшейся в таких фильмах, как «Отверженные» (2012), «Красная Шапочка» (2011), «Время» (2011), «Письма к Джульетте» (2010), «Дорогой Джон» (2010), «Альфа Дог» (2005), «Девять жизней» (2005). Кроме того, Сайфред играла эпизодические роли в телевизионных сериалах «Доктор Хаус» (2004-2012), «C.S.I. Место преступления» (выходит с 2000 года), «Закон и порядок. Специальный корпус» (с 1999). Поклонники могут услышать голос Аманды Сайфред в мультипликационном шоу «Гриффины», где она озвучивала одного из персонажей.

Дэниел Сунджата – молодой голливудский актер, участвовавший в съемках фильмов «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Дьявол носит «Prada»», «Ноэль», а также телесериалов «Секс в большом городе», «Анатомия страсти», «Обмани меня». Он исполнил главную мужскую роль в картине «Игра на выживание». Другие актеры, отметившиеся в этой ленте — Дженнифер Карпентер (сериал «Правосудие Декстера», «Голодный кролик атакует», «Карантин», «Шесть демонов Эмили Роуз»), Себастьян Стэн («Лабиринт», «Сделка с дьяволом», «Бабник», «Машина времени в джакузи»), Уэс Бентли, Ник Сирси, Сократис Отто и т.д.

Прием у критиков и зрителей

Подавляющее большинство кинокритиков восприняли фильм негативно. Например, на популярном интернет ресурсе Rotten Tomatoes из 62 отзывов, оставленных критиками, лишь 11% носят положительный характер, а все остальные направлены на выявление недостатков «Игры на выживание». В частности, «под прицел» рецензентов попали логические нестыковки сценария, плохая актерская игра и так называемые кинематографические «штампы» (слишком очевидные и предсказуемые сюжетные ходы), которыми наполнено повествование. Все это негативно сказалось на художественных достоинствах киноленты, что и отметило большинство критиков. На другом похожем сайте под названием Metacritic «Игра на выживание» также была оценена посредственно – всего 36% положительных рецензий. Такой результат считают «преимущественно негативным».

Зрители оценили фильм гораздо лояльнее. Например, на популярнейшем англоязычном сайте, посвященном кинематографу – IMDb, пользователи поставили «Игре на выживание» оценку в 5,7 баллов, а общее количество проголосовавших пользователей превышает 23 тысячи человек. Результат в 5,7 можно охарактеризовать как «средний», что все же намного лучше, чем резко негативный прием критиков у Rotten Tomatoes. Пользователи русскоязычных порталов оценили картину еще выше, однако число голосов намного меньше, чем на IMDb. Данных об оценках русскоязычной аудитории кинокритиков не представлено, поскольку в русскоязычном сегменте Глобальной Сети «Игру на выживание» оставили без внимания большинство интернет-изданий.