Oblogka_IspanetcКакой бы справедливой ни была война и где бы она ни происходила, страшнее просто не может быть ничего, через что проходил человек за время своего существования. Причем, как правило, более всего страдают простые люди, которые даже под самые пафосные лозунги все равно получают только страх, бедность, смерть и тлен. Но как бы к этому не относились, войны в истории российского народа, как и по всему миру, были, и отмахнуться от этого факта не получится. Следовательно, это и есть наша история, которую, конечно же, хочется знать, чтобы не потерять себя, свои корни и не утратить истоки.

Новинка от автора «Егеря» поражает своей честностью

Действие киноленты, снятой в две тысячи двенадцатом году известным кинорежиссером Александром Цацуевым, под названием «Испанец», происходит, в основном, когда над всей Европой нависла коричневая угроза фашистского гнета. Сам Андрей Цацуев, режиссер проекта, никогда не имел отношения ни к войне, ни к военным действиям. Однако ему все же чрезвычайно близка эта тема, ведь его отец был военным, а дед, как и многие советские граждане, прошел всю войну, сжимая в руках тяжелый автомат, стирая ноги в кровь, без страха защищая свободу и счастье своих будущих детей и внуков.

Родился маленький Сашенька в закрытом городе, который сейчас носит название Зеленогорск, но за время жизни в нем мальчика городок успел сменить несколько названий. Российские спецслужбы, да и сама армия, стремились засекретить объекты стратегического назначения. Потому этот военный поселок в разное время носил имя Красноярск-45 и даже Заозерный-12. Жить в военном городке маленькому мальчику было очень интересно, кругом ходили красивые солдаты, затянутые в зеленую форму, и Саша сначала не мог дождаться, когда же он уже вырастет, и тоже оденет эти желанные блестящие, пахнущие кожей и ваксой, сапоги. Однако время шло, а вместе с ним проходило и желание стать военным. Цацуев понял, что ничего интересного, по сути, в этом маленьком поселке нет. Тогда и пришла идея уехать прочь от этих опостылевших прямых, будто нарисованных под линеечку, улиц, от этих мундиров и сапог. Кино было единственной страстью Александра, и он мечтал, что когда-то сам сможет снять собственный фильм и показать его людям. Мальчик получил высшее образование, и долгое время занимался самыми разнообразными делами, подрабатывая, так сказать, «на жизнь».

Главным поворотным этапом в жизни Цацуева стали Высшие курсы режиссуры, которые он окончил с отличием. Нужно сказать, что занимался молодой человек в мастерской удивительного режиссера и педагога, настоящего мастера своего дела, Александра Митты. Преподаватель сумел привить ученику утонченный вкус, четкость изложения, и азы постановки так, чтобы не затмить его собственный стиль и не испортить тончайшее режиссерское чутье, которым, несомненно, обладал парень. На рубеже двадцать первого века, в девяносто девятом году, на киноэкраны страны вышла первая работа Александра Цацуева, короткометражка, под названием «Облако над раем». Ничего нельзя сказать, получилось отлично, а спустя пять лет, именно Александр Цацуев взялся за экранизацию романа, которым зачитывалась на то время вся страна. Речь идет о сочинении Владислава Романова под названием «Егерь», и режиссер не стал далеко ходить и переиначивать название. В кинопрокате России этот фильм «крутился» повсеместно. Тогда-то режиссера заметили, да и правильно подобранная актерская команда сделала свое дело, фильм народу понравился, несмотря на нападки критики. Ведь самое главное, когда люди бросают все и усаживаются перед экранами телевизоров, это уже очень много значит и объясняет.

В небе над Брянском

В две тысячи одиннадцатом году в голову Александра пришла идея снять кино про самого известного «русского испанца», летчика-истребителя, по имени Хосе Фернандес, вполне реального персонажа, героя, прошедшего всю Вторую Мировую под советской красной звездой, сражаясь за победу над гитлеровскими захватчиками. Однако опыта у него было маловато, потому за сценарием Цацуев пришел к настоящему профессионалу, знатоку своего дела, на счету которого уже было множество сценарных работ и совместная постановка «Егеря», в том числе. Владислав Романов несколько минут подумал, склонив голову, и согласился, а это означало, что фильму – быть! Рабочее название кино было вовсе не «Испанец», а «Истребитель», а чуть позже «Воздушный ангел», однако оно уж слишком сильно перекликалось с сериалом «Истребители», который планировался к выходу в начале две тысячи тринадцатого года, и Цацуев решил, что название, которые в итоге и было выбрано, более емко и четко выразит всю концепцию кинофильма.

Владислав Романов привык писать качественно и основательно, о чем можно судить по многочисленным его работам, например, «Облава на одичавших собак», «Паутина», «Широка река», «Дело гастронома №1» и так далее. Тем более, что Цацуев уже работал с Романовым, ведь именно он написал сценарий к первой его полнометражной картине, как уже и упоминалось. В основном Романов пишет для сериалов (стоит заметить, для качественных и интересных сериалов, а не для дешевого «ширпотреба», которым просто забиты эфиры множества телевизионных каналов). Как бы там ни было, но в начале апреля сценарий уже был полностью готов, и можно было смело приступать к съемкам «Испанца», оставалось только подобрать актеров. Кастинг был на самом деле трудным, нужно было выбрать подходящие типажи, чтобы лица, фактура и все остальное было максимально похожим на людей того времени. Кроме того, режиссер решил принципиально не приглашать в проект всем уже изрядно поднадоевших «знаменитостей», пусть они и самые распрекрасные актеры, но Александр желал снять свежее, новое кино, и, в общем, ему это вполне удалось.

Молодым да свежим открыт путь в большое кино

На роль самого Хосе был отобран актер по имени Владимир Панчик. Ранее актер появлялся в основном в телесериалах (например, «Любовь как любовь»), а также в картинах «Запрещенная реальность» и некоторых других. Но впервые зрители увидели молодого человека на киноэкранах в фильме Ренаты Литвиновой «Богиня: Как я полюбила» в роли «потустороннего». Впоследствии Панчик рассказывал журналистам одной из Брянских газет, что несколько раз приходил на кастинг, настойчиво привлекая к себе внимание, и наконец, чудо произошло и его взяли. Нужно сказать, что, конечно же, смуглолицый, темноглазый юноша действительно похож на испанца. Сыграл своего персонажа Панчик очень хорошо, он ярко и емко умеет передавать чувства, ощущения, тем более что роль, сама по себе, подразумевала эмоциональные всплески. Хосе полюбил русскую девушку Машу, но ему сообщают, что она погибла и намекают, что пора и вовсе убираться восвояси, так как война закончена и Испания ждет своего сына. Владимир очень живо и натурально сыграл всю глубину горя этого несчастного, по сути, человека, который ощущением былого чувства осенил всю свою последующую жизнь…

А не наша ли это Маша?

Да и сама Маша, исполнила которую Елена Шилова, тоже справилась с ролью именно так, как было нужно. Во многом, благодаря именно этим двум персонажам, фильм смотрится на одном дыхании. Шилова уже достаточно опытная актриса, она снималась более, чем в десяти проектах. Несмотря на свою молодость, она прекрасно понимает, а может быть, просто чувствует, как нужно себя вести в кадре, как произносить реплики, как жестикулировать и так далее. За это, видимо, режиссеры просто души не чают в Лене. Впервые появившись на экране в две тысячи девятом году в телевизионном сериале под названием «Предлагаемые обстоятельства», она отлично себя зарекомендовала. «Белая ворона», «Медовая любовь», «Пончик Люся», «Русалка», «Незабудки» — вот далеко не полный список актерских достижений Елены Шиловой. И с ролью Маши справляется она очень хорошо.

Кроме того, непременно, следует сказать и про великолепную игру актера, сыгравшего в киноленте «Испанец» знаменитого советского летчика, настоящего героя, Павла Камозина. Речь идет об актере из Москвы по имени Сергей Шнырев. Цацуев рассказывал журналистам впоследствии, что на роль Камозина подбирали такого актера, который, в самую первую очередь, обладал бы необходимыми личными качествами, а потом уже подходил бы по внешним данным. Нужно сказать, что Сергей не только имеет этот внутренний стержень, который и желал видеть режиссер, но также и очень похож на своего персонажа. На съемки киноленты приезжал внук великого летчика, тоже Павел, зрелище и правда, было чрезвычайно увлекательное и впечатлений молодой человек получил огромное количество.

«А под Брянском и остался…»

Съемки происходили под Брянском, где природа, да и вся обстановка, полностью соответствует тому, что зритель должен увидеть на киноэкране. В этих местах просто ощущается дух этой уже так давно прошумевшей войны, дух наших предков, которые положили свои жизни на алтарь благополучия своих детей и внуков. Сам аэродром, на котором производились съемки киноленты «Испанец» называется «Бежица» и находится он неподалеку от маленького городка Бордовичи. Стараниями съемочной группы, «Бежица» очень быстро превратился из вполне современной небольшой «взлетки» в настоящий военный аэродром, с рыкающей военной техникой, самой настоящей и вполне рабочей. Интересный факт — на самом деле, Павел Камозин летал на самолете И-16. Режиссеру пообещали, что в Рузе подобный самолет есть, и его можно привезти. Однако откладывать съемки долго Цацуев не мог, тем более что на съемочную площадку его так и не доставили. Тогда сделали макет самолета, и снимали именно его. Так что то, что зритель видит на экране, — всего лишь модель, но зато какая реалистичная!

Кроме всего прочего, вложили в этот фильм и часть своей души, да и актерского мастерства, сами жители города Брянска. Они постоянно крутились вокруг, в чем-то «подсобляли», что-то ремонтировали, участвовали в массовке и эпизодических ролях, о чем и сообщает газета «Комсомольская правда», корреспонденты которой тоже посетили съемки, любопытно понаблюдав за происходящими событиями. Один из местных актеров, Дима Ненахов, исполнил младшего брата летчика Хосе, Санчо, а дети играли маленьких испанцев. Нужно сказать, что в самой масштабной сцене кинофильма, на танцплощадке, одновременно находилось более ста пятидесяти человек, из которых точно больше сотни – жители города. В общем, было весело и съемки фильма проходили в прекрасной обстановке полного взаимопонимания и творческого беспорядка.

В конце мая две тысячи одиннадцатого года съемки кинофильма под названием «Испанец» были завершены, однако основная работа еще только начиналась. Требовалось записать и наложить звуковые эффекты и музыкальное сопровождение, все это смонтировать, и аккуратненько «причесать» и довести «до ума», как говорят в народе. Видимо потому, кинофильм «Испанец» попал на экраны кинотеатров только в октябре две тысячи двенадцатого года. В прокат фильм выпустила компания, под названием «Панорама Кино», за что ей отдельное большое спасибо. Нужно сказать, что за несколько недель проката кинолента собрала около полумиллиона американских долларов, что уже само по себе показатель. Некоторые именитые режиссеры, с наградами и заслугами, не добивались и этого. А кроме того, фильм имеет довольно небольшую продолжительность, всего полтора часа, и за это время успевает развернуться настоящая драма, в прошлом и настоящем. В общем, описать словами сложно, проще просто посмотреть кино, причем время точно не будет потеряно зря.

Нужно сказать, что кинофильм был довольно приветливо встречен как публикой, так и критиками. Потому, что кино, и правда, получилось очень интересное — динамичный сюжет интригует и уводит за собой, оторваться от экрана просто невозможно. Фильм действительно рассчитан на людей, смотреть его будет интересно не только тем, кто любит фильмы про войну, но и тем, кто интересуется историей (события достаточно достоверны), а также и любители мелодрам не останутся в стороне. Ведь, по большому счету, фильм «Испанец» — это кино о любви, о любви, которую можно пронести в своем сердце сквозь года и поколения, которой не страшная даже сама смерть. Говорят, что на будущее запланировано создание еще пяти или семи подобных проектов, которые расскажут о великих летчиках Великой войны. Ну что же, поживем-увидим. Если они окажутся такими же качественными, как «Испанец», тогда — «добро пожаловать», и «милости просим»!