Oblogka_IzmenaВ конце августа 2012 года 69-й кинофестиваль в Венеции был торжественно открыт артхаусной работой российского драматурга Кирилла Серебрянникова под лаконичным названием «Измена». Фильм получил массу положительных отзывов среди зарубежных кинокритиков. Отечественный зритель же, напротив, отнесся к драме весьма неоднозначно. Одной из причин такой ситуации стала изначальная ориентация режиссера на западного зрителя, искушенного метафорическими проектами подобного формата. Сценарий к фильму был написан самим Кириллом совместно с Натальей Назаровой, работавшей над сериалом «Ранетки» и полнометражными фильмами «Дура» (2005) и «Мой парень – ангел» (2011). В качестве продюсера выступила Сабина Еремеева, получившая известность благодаря лентам «Короткое замыкание» (2009) и «Перемирие» (2010). Операторскую работу на себя взял Олег Лукичев. Лента сильно отличается от всех предыдущих работ Серебрянникова. Как он сам выразился после съемок, ему хотелось отдохнуть от тяжеловесных проектов, хотелось чего-то чистого и нового. Зритель же воспринимал его как творца таких сложных релизов, как «Изображая жертву» (2006) и «Юрьев день» (2008). «Измена», в некотором роде, стала для него отдушиной, где Кирилл смог реализовать собственное видение жизненной иронии в самых различных проявлениях. По его словам, столь серьезное отношение к теме измены у него возникло неспроста. Все из личного опыта, а потому о чувствах в такой ситуации знает он не понаслышке.

Мне изменяет муж… Он изменяет мне с вашей женой.

Сюжет ленты довольно прост и нарочито банален. Измена – все об этом социальном явлении, с незапамятных времен так удачно выедающем изнутри благополучие семей. «С тобой это случилось, но ты об этом еще не знаешь» — твердит слоган релиза, и в этом вся суть задумки творца. Медленно гниющая кончина счастливой жизни беззаботно живущих супругов со временем дает о себе знать. Рано или поздно все приходит к своему логическому завершению. Обман, предательство, прелюбодеяния на стороне – все тайное непременно станет достоянием жены/мужа. Вот тогда уж мир переворачивается с ног на голову для обеих половинок некогда тихо лопнувшей чаши семейного уюта. При этом, наряду с простотой тематикой реализация идеи поистине впечатляет. Но в отличие от таких работ, как «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика, «Измена» Серебрянникова не ставит своей целью копание в первопричинах предательства. Конечно, этот вопрос обнажается на экране, но делается это весьма поверхностно, акцентируя внимание зрителя скорее не на смысле и глобальности масштабов беды, а на узконаправленном потоке неподдельного арта, присущего львиной доле всех сцен данной киноленты. Напрочь игнорируется психологический подтекст, толкающий супругов на тайные отношения с другими особами. Здесь изменщики уже при делах, и они вполне счастливы вместе. Впрочем, законные спутники жизни закоренелых любовников никак и не пытаются влиять на ситуацию, ощущая свою ничтожность перед вселенной. Именно никчемность и апатия обманутых, противостоящие нездоровому вожделению любовников, становятся отправной точкой очередной ленты Кирилла Серебрянникова. В то же время действующие лица этой катастрофы весьма пестры в своих образах и способах переваривания мучительной правды. Усиливает эффект от актерской игры впечатляющая работа оператора и неподражаемость фоновых явлений, проходящих тонкой красной линией через весь водоворот маленьких событий в жизни главных героев.

Дайте что-нибудь от сердца – давит.

Какая-либо прелюдия в фильме напрочь отсутствует и зритель без привычных заминок становится свидетелем красноречивой беседы, в ходе которой вопрос измены становится ребром. Молодой мужчина в расцвете своих сил приходит на прием к врачу (вероятно кардиологу), так как должен пройти комплексный медосмотр по причине диспансеризации. После проведения несложных процедур строгая женщина интересуется у главного героя, не беспокоит ли его сердце, после чего добавляет, что ее – беспокоит. После этого обследуемый удостаивается прямолинейной информации о том, что доктору изменяет муж, и при этом делает свое неблагородное дело именно с его женой. Посеяв зерно сомнений в голове мужчины, странная незнакомка наталкивается на вспышку непонимания и гнева. История начинается…

Зачем вы это делаете?

Жизнь небогатого, но надежного семьянина выглядит спокойной и будничной. В этом он не видит ничего плохого, ведь у него есть квартира, есть красавица-жена, заботливо хлопочущая по дому, и даже имеется сын-подросток от многолетнего и счастливого брака. При этом глава семейства лояльно смотрит на то, что благоверная на выходных усердно работает сверхурочно во благо семейного достатка. Здесь точно нет места язвительным упрекам и дотошным придиркам. В этой семье все строится на взаимодоверии, открытости и досказанности. А вернее – так представляется главному герою. Слова бездушной дамы в белом халате внесли сумятицу в мысли некогда уверенного в верности жены мужчины. Все ему начало казаться странным, неестественным и даже призрачным. На какое-то время он попытался отвлечься от мрачных размышлений и не поддаваться соблазну самокопаний, но эти тщетные попытки снова привели его к порогу странного врача. Будучи плененным внутренними терзаниями, он начинает давить на своего информатора, анализируя природу ее уверенности в своей правоте. Новоиспеченная подруга оказывается созданием весьма своеобразным и даже в некотором роде отталкивающим. Но чем больше потенциальный «рогоносец» пытался выкинуть из головы дурную весть, тем сильнее тянуло его к источнику подобных утверждений.

Мой обычно заказывает чай, а ваша – двойной эспрессо.

Познания рыжеволосой женщины, осведомленной о долгоиграющей измене, оказались весьма обширными. Постепенно главный герой узнает о том, где всегда встречаются любовники, как это происходит, в какой гостинице они заказывают комнату. Супруга изменщика даже описывает атрибуты стола влюбленных: чай, эспрессо, а затем вино и сырная нарезка в качестве закуски. Следовательно, узнала о предательстве она давно, и с тех пор семейный уют в ее доме постепенно улетучивается. После анализа предоставленных на обозрение аргументов муж неверной расстается с иллюзиями радужной жизни и впадает в ступор. Но вскоре наступает переломный момент и кульминация катастрофы, что необратимо отразилось на всей последующей жизни обоих потерпевших. Измена любимых неизбежно повлияла на суть их земного бытия и даже на взгляды, касающиеся смерти.

Он, она в городе N.

События разворачиваются в неизвестном городе, где ничего не выдает исконно русскую жизнь. Конечно, ракурсы демонстрируют обшарпанность отечественных улочек и неновых зданий, но в то же время на дорогах встречаются только иномарки, в кадре отсутствуют надписи, символика и прочие вещи, которые бы придали картинке национальный оттенок. Более того, история настолько универсальна, что может быть воспринятой и применимой гражданами любой страны. Конечно, здесь отчетливо просматривается европейская ориентация проекта. Интерьеры помещений, исполняющих роль декораций, отдают скандинавским холодом. Наружная обстановка легко сойдет за пейзаж, скажем, пригорода Лондона или любой другой столицы европейской зоны. Дальше становится еще интересней. В целях достижения максимальной чистоты и стерильности эксперимента Серебрянников даже не стал давать персонажам имен. Ни второстепенные лица, ни главные герои не называют друг друга по имени, у них нет фамилий. Не раскрываются даже профессии действующих лиц. Исключение составляет лишь главная героиня, которая по сюжету бдит клятву Гиппократа и следит за здоровьем сердца у пациентов. Но этот элемент был необходимым и продуманным издалека отступом, обретшим значение в конце фильма. Кстати, в титрах все герои также не имеют имен. По словам самого Серебрянникова, тотальная анонимность и безымянность была заложена еще на стадии написания сценария и отражает неотъемлемую часть общей задумки.

Лисичка.

Продолжая линию универсальности, создатели направились за актерами для фильма прямиком в Европу. Там был устроен грандиозный кастинг, в ходе которого были отобраны малоизвестные в России артисты кинематографа. Отдельно стоит сказать о подборе исполнительницы главной роли. Кирилл Серебрянников провел в поисках больше месяца, прежде чем встретил немецкую актрису Франциску Петри. По словам режиссера, когда в комнату вошла она, то он сразу купился на ее внешность. Странный рот, необычный разрез глаз, бледная кожа, рыжеватые волосы – в этом явно было нечто космическое. Это очень притягивало, и внешняя харизма Франциски оправдала ожидания мэтра. После нескольких проб она безапелляционно стала ядром будущего проекта. Коллектив же съемочной группы за пеструю внешность прозвал девушку Лисичкой. Но роль, уготованная немке, подразумевала весьма непростую и даже мрачную участь. Граничащая с мистицизмом хладнокровность ее героини повсеместно переходит в проявления полной алогичности и даже неадекватности. Присутствуют эпизоды, где она, например, ест землю от безысходности или смеется и демонстрирует радость по факту смерти мужа. В некотором роде этот образ представляется черной дырой, несущей гибель мужчинам. Но при этом уговор между Франциской и Кириллом предусматривал, что актриса не допускает слез в кадре. В итоге акцент был сделан на трагичность во избежание ассоциаций с мелодрамой. Весьма интересной выглядит хардкорная сцена, где раздавленная пустотой и смертью главная героиня пробует на вкус сбритую им ранее щетину. Затем она использует по назначению его бритвенный станок, который уже никому и никогда не понадобится. При этом женщина бреет лицо, грудь, подмышки и ноги. Этот необычайно эффектный элемент не лишен глубинного смысла. Здесь задумка перекликается с древней традицией индуизма, когда жены умерших мужчин в знак траура и скорби сбривали свои волосы. Весьма символичный прием для искушенного зрителя. Волосы на голове при этом не пострадали, что указывает на явную двойственность переживаний героини.

Трудности перевода.

Главным героем, составившим компанию Франциске Петри, стал македонец Деян Лилич. Также к работе над проектом были привлечены латвийские актеры Гуна Зариня и Артурс Скрастыньш. Исключение составили антагонисты сюжета – Андрей Щетинин и Альбина Джанабаева, известная как экс-участница поп-группы «ВИА Гра». Стоит ли говорить, что у зарубежных артистов возникали определенные проблемы в процессе съемок. Актерам попросту пришлось заучивать фразы на слух, после чего все реплики были заново озвучены дублерами. Но если для озвучки Лилича очень быстро был выбран Михаил Трухин, то с подбором дублера Петри возникли серьезные проблемы. Прослушав десятки голосов и не найдя достойной кандидатуры, создатели «Измены» приступили к работе над будущим шедевром, не имея главной дублерши. В итоге был отснят весь фильм, была произведена озвучка всех актеров, а Лисичка оставалась без голоса. Не найдя варианта в Москве, Серебрянников начал поиски в других городах. В один прекрасный день пришло несколько записей из Санкт-Петербурга. Среди пяти проб Кирилл отметил одну, которая его чем-то привлекла. Во время очередного кастинга надежда была очень слабой, но самой последней из претендентов явилась Марина Солопченко. Стоило ей только стать к экрану, как все поняли, что она и будет озвучивать главную героиню ленты. Конечно, ей пришлось нелегко. Было необходимо переиграть весь сюжет по-новому, вдохнув жизнь в целое море эпизодов с различным эмоциональным оттенком. Как сказал потом Серебрянников, голос Марины очень похож на настоящий голос Франциски – такой же низкий и обволакивающий.

Выстрелы вхолостую.

Ориентируясь, в первую очередь, на европейского зрителя, Кирилл Серебрянников рассчитывал на определенный успех картины в рамках международных кинофестивалей. Несмотря на то, что «Измена» открыла Венецианский кинофестиваль и даже была номинирована на главный приз, «Золотого льва» создатели не получили. Также Серебрянников стал гостем фестивалей в Таллине, в Салониках и даже в Абу-Даби, но никаких наград российский режиссер за свое детище обрести не смог. Зато в столице Объединенный Арабских Эмиратов на Abu Dhabi Film Festival Франциска Петри заслуженно обзавелась наградой за лучшую женскую роль.