Extracted

Oblogka_IzvlechenieСтавшая знаменитой фраза «главного научного пророка-фантаста» Альберта Эйнштейна о том, что он никогда не задумывается о будущем, потому как оно имеет тенденцию слишком быстро наступать, в полной мере относится к развитию жанра фантастики в мировом кинематографе. Кино с первых дней своего благополучного рождения уже стало настоящим чудом, своеобразной фантастикой. «Кинозрелища», как в то время было принято называть короткие, длящиеся порядка одной минуты, киношедевры, уже тогда были способны заставить людей в панике покидать импровизированные кинозалы, видя, как, например, приближается прямо на них локомотив. Как можно было догададаться, так было с премьерой судьбоносного «Прибытия поезда» (1895), ставшего своеобразной отправной точкой нового направления современного искусства того времени — кино. Естественно, уровень современного кинематографа изменился до неузнаваемости. Волшебство и потрясения от увиденного никуда не исчезли, «фабрика грез» продолжает удивлять благодарного за все это зрителя. Просто все стало намного привычнее и на несколько порядков сложнее. Состоялся в недрах кинематографа особый жанр, от которого миллионы зрителей просто без ума — фантастическое кино. Как и в любом деле, в киноискусстве есть свои «двигатели прогресса» и подражатели. Первые способны сначала воссоздать нужную картинку событий у себя в голове, «подглядеть» в будущее, а затем найти пути реализации для всего «сгенерированного». Вторые же просто творят на основании уже готовых шаблонов, слепо копируя знакомые «пути-дорожки». Самое интересное и парадоксальное, что среди представителей «второй волны» встречаются такие таланты, которые способны существенно превзойти непосредственного учителя. Лента Нира Панири «Извлечение», безусловно, заинтересует поклонников кинофантастики. Она не стала каким-то значимым явлением в мире кино, не номинировалась на призы. Она просто заставила зрителей, у кого было такое желание, в очередной раз углубиться в изучение такого сложного во всех отношениях человеческого органа, каким является мозг, естественно, в том виде, в каком это позволяет сделать язык кинофантастики.

Творческая команда

Режиссер-постановщик Нир Панири — абсолютное новое имя на современном кинонебосклоне. «Извлечение», в сущности, стала его дебютной полномасштабной лентой в качестве режиссера и сценариста. До этого он занимался непосредственно только короткометражками, да и их, которые попали на строгий зрительский суд, было только две: «Enter the Dragonfly» (2005) и «Tina Bobina» (2007). Под стать ему формировалась вся съемочная команда, где отсутствовали громкие имена. По аналогии с «командным» составом подобрался и актерский ансамбль, с именами, абсолютно незнакомыми для широкой зрительской аудитории, может быть, за исключением, пожалуй, Саши Ройза и Фрэнка Эшмора, которым стоит уделить, как исполнителям главных ролей, чуть больше внимания.

Актер с глубокими советскими корнями

Канадский актер Саша Ройз родился на «земле обетованной» в семье иммигрантов из Советского Союза. В возрасте семи лет вместе с родителями и братом переехал в канадский Монреаль (Канада). Его отец — выпускник кафедры промэлектроники Томского института радиоэлектроники. Саша, до того как посвятить себя нелегкой актерской доле, в юности активно занимался спортом (лёгкой атлетикой) и музыкой. Как он сам часто вспоминает, он всегда стремился познать азы актерского мастерства, но непосредственно поступил в школу актера только в двадцать пять лет, проучившись четыре года там. До этого, как он сам считал, он не был столь решителен для воплощения своей главной мечты в жизни. Затем был период работы в театрах Монреаля и Торонто, где приобретался и накапливался необходимый опыт в качестве актёра. После «пробы пера» на телевидении состоялся дебют и на большом экране. Он поработал на съёмках ленты «Послезавтра» (2004) с Дэннисом Куэйдом и Джейком Джилленхолом. Затем последовали роли, которые также не прошли бесследно, получив одобрительные отзывы кинокритиков. Это картины 2005 года «Земля мёртвых» и «Нападение на 13-й участок», фильм-катастрофа «Путь к 11 сентября» (2006) и лента «Человек года» (2006) с Кристофером Уокеном и Робином Уильямсом. Работы в полнометражных лентах он сочетает с работой в телевизионных проектах, таких известных как «Менталист», «Обмани меня», «CSI: Майами», «Доктор Хаус», «Каприка», «Гримм» и в других. Интересным фактом является его владение в совершенстве сразу тремя языками английским, французским и русским, причем в его семье русский язык является основным языком общения.

В ленте Нира Панири «Извлечение» Ройз сыграл Томаса Джэйкобса — ученого, который посвятил себя изучению чужого человеческого мозга. Его герой считал, что его изобретенный прибор, позволяющий «добраться» до всех самых потаенных извилин, способен принести много блага человечеству. Актер сыграл главного героя очень просто, неброско. Создал впечатление, что Томас — один из нас, отличающийся только своими глубокими познаниями в своей специальности. За ним на протяжении всей картины интересно наблюдать, хотя он не такая харизматическая личность, как голливудские звезды калибра Леонардо ДиКаприо или Тома Круза. Но иногда просто хочется видеть на экране именно такой типаж, какой в этой ленте смог предоставить Саша Ройз. Без излишней эффектности, какого-либо самолюбования, его герой заставляет зрителей переживать за него на протяжении развития сюжета. Достойная работа достойного актера.

Актер, для которого не осталось загадок в актерском искусстве

Фрэнка Эшмора относят к старожилам голливудского актерского цеха, имеющего за плечами достаточное число сыгранных им ролей. Он вкусил нелегкий актерский хлеб, снимаясь у многих именитых режиссеров, в партнерстве со многими легендами современного кинематографа. Он перепробовал всевозможные «киношные» жанры, причем почти никогда не отказывался и от совсем небольших, эпизодических ролей, был завсегдатаем «долгоиграющих» сериалов. В картине «Извлечение» он довольно ярко донес до зрителя образ отца «подопытного» героя, над которым испытывают эффективность действия прибора, изобретенного Джейкобсом. Чисто внешне в картине он напоминает другую голливудскую легенду, Ника Нолти, с его притягивающим к себе зрителей взглядом. На примере его героя режиссер решил заострить вечную тему отцов и детей, показав непростые отношения молодого и старого поколения, корни противоречий которого уходят еще в детство. Показанная «правда» отца, наверное, тоже имеет право на существование, поскольку он, познавший на «собственной шкуре» — каково это быть отцом «прожженного» наркомана, хотел всегда сделать все от него зависящее, чтобы хоть как-то помочь своему непутевому сыну. Ведь именно в этом он видит свое предназначение как отца. Сыгранный Фрэнком Эшмором образ заставляет зрителей поверить в искренность его действий, переживать вместе с ним, несмотря даже на то, чем для сына, в конце концов, оборачивается подобная отеческая любовь. Но все, что он делает, пускай не всегда «понятным для многих» способом, он это делает открыто, искренно, ему веришь от начала и до конца. В конце концов, и отеческая любовь к уже взрослому сыну бывает разной, ведь в этом нет и не было никогда строгих правил или запретов. Очень впечатляющая работа Фрэнка Эшмора.

И остальные члены актерского коллектива «Извлечения» внесли свою посильную лепту в общий зрительский успех картины. Здесь стоит упомянуть Дженни Моллен, сыгравшую Эбби, супругу главного героя. Ее знают миллионы домочадцев, которые не мыслят свой досуг без просмотра своих любимых сериалов. Дженни давно стала «своей» на съемочных площадках сериалов «Медиум» (2005 – 2011), «Закон и порядок: Лос-Анджелес» (2010 – 2011), «CSI: Место преступления Нью-Йорк» (2004 – 2013). Роль любящей жены Эбби получилась очень правдивой, несмотря на ее небольшую временную протяженность.

Очень ярко и до боли жизненно получился и образ Энтони, сыгранный Домиником Богартом. Он на протяжении ленты, благодаря актерской работе Доминика, предстает перед зрителем разным: то отвязным, «безбашенным» наркоманом, то трепетным сыном, который хочет, чтобы его отец оценил его «продвижения» на пути к нормальной жизни, то легкоранимым, любящим свою подругу мужчиной, хотя он ей сломал жизнь, посадив на наркотики. Он разный, к нему и всякий раз по ходу развития сюжета складывается разное зрительское отношение. И в том, что в конце концов зритель переживает за этого «непутевого» человека, сочувствует ему в некоторой степени, и состоит мастерство актера, сумевшего передать различные человеческие грани.

Проект Нира Панири

Сама фабула проекта изначально интересна. Два человека, каждый со своим пониманием жизни. Один — ученый, пытающийся своими работами как-то помочь человечеству. Другой — наркоман и преступник, объект для «не совсем научного исследования». Оба, помещенные в поле эксперимента, каждый друг для друга становится спасительным мостиком, по которому можно вернуться опять к нормальной человеческой жизни. Каждый из них, оставшись наедине со своими чаяниями и мыслями, ищет: один правду, в которую не верит даже собственный отец, другой — выход из неудачно складывающего процесса «извлечения». Наступает момент, когда оба становятся половинками одного целого. Совсем немного фантастики, вкрапленной в сюжет ленты, дают картине полное право называться фантастической драмой, с интересным ходом событий и не менее интересной развязкой. Лента заставляет зрителя задуматься над таким вопросом, как человеческие воспоминания. Бытует мнение, что, как правило, запоминается почему-то только плохое. Это наверняка обусловлено тем, что негативные жизненные моменты оставляют значительную рану на сердце человека, дающую постоянно о себе знать, пока полностью не заживет. Возвращаясь обратно туда, к неприятным моментам, вспоминая какие-то мелочи, можно виртуально «переиграть» их заново в нужной последовательности, чтобы тем самым изменить и свое настоящее состояние.

Некоторой категории зрителей может показаться диссонанс между довольно амбициозным сюжетным замыслом и скромным бюджетом, поскольку такое положение дел обязательно ведет к отсутствию современных красочных спецэффектов, которыми в последнее время балуют многие богатые студии и продюсеры. Может в этом и есть какая-то доля правоты, но лента «Извлечение» не потеряла своей смотрибельности и актуальности и без всех популярных в последнее время «модных фишек», которые пришли на экраны специализированных кинотеатров IMAX, где благодаря одноименной технологии, даже и без того дорогой и эффектный блокбастер становится на порядок ярче и «сочнее».

У многих возникает при просмотре этой картины ассоциация с лентой Кристофера Нолана «Начало». И если у Нолана – это сны и относительная свобода действий, то у Нира Панири – «оперативка» человека и по большому счету замкнутое пространство, клетка. Да и человеческая память бывает разной: плохой и хорошей, предметной и ассоциативной, долговременной и кратковременной… В этой картине Панири демонстрирует зрителю еще одну ее разновидность – ложную, или, говоря другими словами, навязанную. Она-то и станет главным камнем преткновения для главных героев, которым предстоит ответить на главный вопрос, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба: что истинно, а что лишь плод чьей-то фантазии. Конечно, только «идеологически» обе картины несут в себе некий похожий смысловой подтекст, поскольку по всем другим параметрам ленты находятся в разных «весовых категориях». И немудрено, ведь «Начало» — детище Кристофера Нолана, имело нешуточный бюджет в $160 млн., актерскую суперкоманду в составе Джозефа Гордон-Левитта, Тома Харди, Эллен Пейдж, Кена Ватанабе и других голливудских звезд «под предводительством» самого Леонардо ДиКаприо. «Начало» и принесло ее создателям четыре престижных Оскара 2011 года в номинациях «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая операторская работы», «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука». Плюс ко всем наградам и регалиям касса картины пополнилась более чем на $850 млн. Ничем подобным не может похвастаться лента «Извлечение». Но уже то, что ее полюбили зрители за честность, открытость, правдивость актерской работы, за необычные сценарные ходы и неожиданные пути их решении, за все сопереживания героям ленты, все это, безусловно, огромный плюс всем, без кого бы ни состоялась фантастическая драма «Извлечение».