Oblogka_Kanikuly_strogogo_rСо времен создания действительно великих советских комедий прошло уже немало лет, а до сих пор сильна всенародная любовь к удивительным фильмам Рязанова, Данелии, или Гайдая. А тем более это касается фильмов про заключенных. Ведь гораздо проще сделать комичным простого, добропорядочного гражданина, чем прожженного зека, «облагороженного» вставными зубами и покрытого татуировками. Наверное, после «Джентльменов удачи» на всем постсоветском пространстве подобного фильма на экраны не поступало. Да и вообще, в последнее время киноэкраны настолько заполнили «импортные» киноленты, что многие просто позабыли о существовании отечественного кинематографа, а на те крохи, которые все же прорываются сквозь засилье «импортного» кино, зрители смотрят презрительно и неуверенно. Однако все это только ширма, на поверку оказывается, что такой вид искусства, как кино, еще жив и в родном отечестве, а в последние годы все больше и больше дает о себе знать. То же самое касается и комедии, одной из которых является фильм «Каникулы строгого режима», созданный режиссером Игорем Зайцевым в две тысячи девятом году. Всем, кому надоели американизированные блокбастеры, низкопробный юмор, пошлые и заезженные шутки и бесконечная чреда непонятных событий, с чрезвычайно далекими от российского менталитета персонажами, это кино, несомненно, понравится.

Но, в самом начале, как и водится, была книжка, а именно, роман «Каникулы строгого режима» популярного писателя и сценариста по имени Андрей Пименов, более известного под фамилией Кивинов. Это тот человек, который написал сценарий для первой части сериала, который любят взрослые и дети, «Улицы разбитых фонарей». Андрей Кивинов, несмотря на то, что учился в Ленинграде строить корабли, всю свою сознательную жизнь проработал милиционером. Причем, позже он напишет именно то, о чем знает лучше всего, о буднях самого настоящего «убойного» отдела, который он и возглавлял более десяти лет. Очень даже внушительно, не правда ли?

«А я тебе не Минздрав, предупреждать не стану!»

Писать Андрей Кивинов начал давно, еще в смутные девяностые, когда страна погрузилась во мрак беспросветной неуверенности в будущем. В его произведениях прослеживается такой характерный юмор, такая вера в человека, желание реабилитировать правоохранителей, изрядно подрастерявших авторитет за долгие годы коррупции, взяточничества, откровенного бандитизма, перед народом, который все же надеется на справедливость. Почти все его творения опубликованы и их можно, при желании, найти и прочитать. Из-под пера этого человека и вышел в две тысячи седьмом году роман, который лег в основу комедии, снятой Зайцевым.

Сценарий к фильму писал сам Кивинов (Пименов), совместно с еще одним опытным человеком, сценаристом, по имени Федор Крестовый. Адаптировать под съемки роман Кивинова было совершенно не сложно, строчки сами ложились на бумагу, а легкая, непринужденная манера писателя оказалась как раз впору для кинокомедии. Стоит отметить, что критика вменила в вину писателю и сценаристам, вкупе с режиссером, то, что в их творении якобы отслеживается явный отсыл к гротескному фильму «Комедия строгого режима» по сочинениям Сергея Довлатова, снятому в девяносто втором году прошлого века. Однако нужно сказать, что сравнение это не просто несколько условное, оно, на самом деле, притянуто за уши. Фильм «Комедия строгого режима» похож на предшественника разве что подобной тематикой, да названием.

«- А весло-то есть? — Виктор Сергеевич хочет сказать, что ему ложка нужна!»

Режиссер картины, Игорь Зайцев, на самом деле и не думал никогда, что окажется в конечном итоге на съемочной площадке, да еще и в качестве творца, он учился в авиационно-технологическом, занимался выставочными стендами. Зайцев лишь потом обнаружил, что вся эта авиация отнимает у него время совсем не на то, да и хочет он совсем иного. В результате, он бросил это дело, отправившись заканчивать образование во ВГИКе. Нужно сказать, что это ему точно удалось, «Есенин», «Темные аллеи», да и сами «Каникулы», больше, чем слова, доказывают это. «Все это было какое-то чужое, лишнее, — говорил Зайцев во время одного своего интервью, — только создавая кино, я понял, что я есть, на самом деле, кто я и чего хочу. Хочу, чтобы люди смеялись». Нужно сказать, это ему вполне удается, зритель принимает его творчество и любит фильмы, создаваемые им.

Не мудрствуя лукаво, Зайцев подошел к подбору актерского состава вполне предсказуемо – он выбрал лучших. И выбор был, несомненно, правильный. Комедия, это такой жанр, где нельзя рисковать и вдаваться в раздумья. Как только режиссер начинает «умничать», люди мгновенно перестают смеяться, а это полный крах. На одну из главных ролей, прожженного зека со стажем, как говорится в фильме «три по пять», пришел в «Каникулы» человек, которого зрители знают очень давно, он даже успел немного «поднадоесть» своими бесконечными выдающимися экранными личностями. Конечно же, речь идет о «его величестве» Сергее Безрукове. Кого только публика не увидела за, немногим более десяти лет, в его исполнении: Владимир Высоцкий и Сергей Есенин, в честь которого сам актер и был назван родителями, Александр Пушкин, и даже сам Иешуа Га-Ноцри в многосерийном фильме-экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита».

Безруков вообще личность, однозначно, неординарная, его талант многогранен, и самое главное, он всегда честен со зрителем, и зритель с благодарностью это воспринимает. Ролям Безрукова нет числа, такого плодовитого актера еще надо поискать, как в России, так и за рубежом. Еще в возрасте тринадцати лет Сережа снялся в роли беспризорника в фильме «Похороны Сталина». Если не считать огромного количества ролей на театральных подмостках, то и так, послужной список актера включает в себя более пятидесяти работ в кино! Но настоящую известность, конечно же, Безрукову принес сериал, под названием «Бригада», который запоем смотрели все российские зрители и мгновенно разобрали на цитаты реплики Саши Белого. Кстати, именно в «Бригаде» Сергей работал вместе с еще одним участником «Каникул строгого режима».

«— Грим очень долго делали?
— Да, нет, минут пять. Всему отряду»

Человеком, который снимался с Безруковым в этих двух картинах, является второй главный герой «Каникул», Евгений Кольцов, по кличке Мент, а играет его Дмитрий Дюжев, необычайно харизматичный актер, родом из Астрахани, и просто хороший человек. Маленький Дима, как и его партнер по роли, вырос в актерской семье и с детства точно знал, чем он собирается заниматься в жизни. Окончив ГИТИС, он начал работать в одном из московских театров, и параллельно сниматься в кино. Дебютировал Дмитрий на рубеже тысячелетия, в двухтысячном году, в картине «24 часа» режиссера Атанесяна. И, опять же, всенародное признание пришло к Дюжеву после съемок в «Бригаде». Однако Дмитрий имеет огромное количество и менее серьезных ролей, чем охранник СИЗО или Космос. Талант «правильно» играть комических персонажей у него точно есть, да и изрядный опыт присутствует. Еще задолго до «Каникул строгого режима» были «Яды», «Слушатель», «Жмурки», «Антидурь», и многие другие.

В картине Зайцева Дюжев играет бывшего милиционера, попавшего под Дамоклов меч правосудия совершенно случайно. На самом деле, его персонаж Мент — искренний, хороший человек, с мягким характером, отчего часто и страдает, но что он не преступник, так это точно. Однако обстоятельства, часто совершенно не советуются с нами, и, по большому счету, никто не знает, куда забросит его судьба в следующее мгновение жизни. Вот и попали оба заключенных, не куда-нибудь, а в пионерский лагерь, под названием «Юнга», где, как, впрочем, и везде, катастрофически не хватало мужских рук.

«— Я вот тут, распорядок дня принесла. Нужно приклеить.
— А поверка-то где это?
— Что за поверка?
— Вечерняя, в нашем лагере всегда такая была. Сразу видать, кто убежал.
— Слушайте, действительно идея не плохая, да!»

Не найти себе пассию в чисто женском коллективе, было сложно, тем более, что прекрасная девушка в картине присутствует. В роли Тани, вожатой из того же лагеря, снялась еще одна звезда российского кинематографического небосклона. Зовут ее Алена Бабенко, и не знает ее разве что тот, кто и вовсе не включает телевизор. Эта актриса, еще будучи маленькой девчушкой и бегая в музыкальную школу с нотными тетрадками подмышкой, мечтала стать известной балериной. Но с подобным призванием в Кемерово, где и родилась девочка, было, мягко говоря, сложно. Потому дочка инженера, причем с совершенно «не женским» складом ума, поступила на физмат. Но с этим тоже как-то не повезло, впрочем, и, слава Богу. Математик из Бабенко не получился, кибернетик тоже, зато получилась действительно хорошая актриса, легко вживающаяся в любую роль.

Популярность к Алене Бабенко пришла после того, как она сыграла роль в киноленте под названием «Водитель для Веры». За роль Веры Серовой Алена и получила в две тысячи четвертом году премию на кинофестивалев Онфлере. Через год Бабенко получила премию за лучшую женскую роль в том же фильме на фестивале «Ника». На этом карьера Бабенко резко сменила направление, и вместо пологого подъема, резко рванула вверх, вопреки всем законам физики. «Копейка», «Сдвинутый», «Инди», «Бездна», «Марево», «Случайный свидетель», это далеко не полный список актерских работ Алены. Персонаж Алены Бабенко в «Каникулах» — простая, доверчивая, почти наивная девушка, она совершенно не понимает, что происходит вокруг, да ей это и не положено.

«Какой я тебе вообще мусор? Мы уже не на зоне, поди. Здесь черт — всего лишь сказочный герой, а петух — это птица и символ свободолюбивой Франции»

Кроме того, чрезвычайно хорошо в этой веселой комедии ситуаций и положений, сыграли самые многочисленные актеры картины, то есть сами пионеры, отдыхающие в «Юнге». Невольно вспоминается незабвенное сочинение О. Генри «Вождь краснокожих». Ребята, на самом деле, устроили своим вожатым настоящее феерическое приключение, так сказать «крещение огнем». Такой естественной игры ожидать от детишек было просто невозможно, но они, и правда, на все сто справились со своей задачей.

Да и другие актеры отыграли все им предназначенное режиссером очень хорошо, даже сам Игорь Зайцев не смог удержаться и сыграл в фильме небольшую роль милиционера Гурина. Нужно сказать, что фильм вовсе не дался легко, как может показаться при просмотре, работа над ним продолжалась почти два года. «Каникулы строгого режима» вышли на экраны только в конце августа две тысячи девятого года и сразу просто «порвали» кинотеатры. Зрители приняли фильм на ура, а вот критики, с присущей им манерой все портить, начали исходить желчью. Чего только не говорили про Зайцева, Кивинова и всю съемочную группу! Даже вменяли популяризацию криминального мира и жаргона.

«Или я совсем тупой, или лыжи не едут!»

Бюджет фильма был невелик, но в этом кино и нет ставки на какие-то дорогущие приспособления, визуальные эффекты и тому подобные «американские» штучки. При затраченных пяти миллионах американских долларов, чистый «выхлоп» составил около двадцати миллионов. Вполне достаточно, не правда ли? Что же до самого фильма, действия и развития событий, то нужно сказать, что главная мысль картины в том, что где бы не находился человек, в какие бы нечеловеческие условия не поставили его обстоятельства, в глубине души он способен на Поступок, способен на любовь, и самоотверженность. Главное, всегда оставаться человеком.

Немного портит кино «Каникулы строго режима» постоянно мелькающий в кадре микрофон, однако на общем фоне и если не вдаваться в детали, то вполне можно простить ему эту оплошность. Можно с уверенностью сказать, что добрая сказочка про злых зеков, перевоспитанных детками, с тонким искрометным юмором, и захватывающим сюжетом, без сомнений, спокойно становится в один ряд с такими, как говорят американцы, культовыми картинами, как «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница», «Операция Ы» и «Бриллиантовая рука». В силу данных обстоятельств, можно не сомневаться, зрительский интерес к «Каникулам…» не угаснет еще долгие годы.