Blow

В период развития кинематографа,  когда, казалось бы – все темы уже изъезжены вдоль и поперек, свежими глотками воздуха воспринимаются биографические фильмы каких-либо видных личностей: спортсменов, политиков, музыкантов и многих других людей, оставивших после себя четкий след в памяти поколений. Однако даже в такой узкоспециализированной ячейке предприимчивые голливудские киноделы умудряются «проявить» себя, и наштамповать по дюжине фильмов по одному и тому же герою. Но Тед Демме – племянник известного режиссера Джонатана Демме, пошел другим путем. Героем его картины, стал не кто-нибудь, а прообраз Джорджа Янга — наркоторговца, который поставлял из Колумбии в США кокаин в таком количестве, что обеспечивал восемьдесят пять процентов всего рынка. Фильм получил название «Blow» — что является жаргонным словом, обозначающим «кокаин». В  начале двухтысячных российские прокатчики еще не взяли моду проявлять свой полет мысли в переводе названий фильмов, поэтому картина так и называлась – «Кокаин». В основу сценария, написанного Дэвидом МакКенна и Ником Кассаветисом, положена книга Брюса Портера «Кокаин: как паренек из небольшого городка заработал 100 миллионов долларов с международным кокаиновым картелем, и все потерял». Книга была издана в тысяча девятьсот девяносто третьем году и рассказывала о жизни реальных людей – Джорджа Янга, Пабло Эскобара и Карлоса Ледера Риваса (в фильме – Диего Дельгадо). Творение Теда Демме, принесшее ему мировую известность, было выпущено на большие экраны в две тысячи первом году. На родине фильма некоторые штаты запретили его показ из-за присутствия в нем сцен насилия и явной пропаганды наркотиков.

Актерский состав:

Для многих зрителей одно только имя этого актера – уже повод посмотреть кино. Давно известен тот факт, что он выбирает только необычных и интересных персонажей, и за время подготовки к съемкам вживается в них по максимуму. Речь, конечно же, идет о неподражаемом Джонни Деппе. Именно Деппу было предложено сыграть главного персонажа, образ которого основан на реальной личности – одном из самых известных американский наркоторговцев – Джордже Янге. Как всегда, отнесшись серьезно к своей роли, актер несколько раз навещал заключенного  Янга и по несколько часов разговаривал с ним, собирал информацию. Будет не слишком громким заявить –  именно благодаря Джонни этот фильм удался. Ведь по сути – это биография одного человека, причем такого, которого не очень то и хочется брать в пример – обычный барыга, посредник между наркокартелем и американскими наркоманами. В то время как персонаж, который получился у Деппа – так и пышет харизмой и обаянием. Многие критики отмечали главным плюсом этого спорного по тематике фильма – именно отличную игру Джонни Деппа. Кстати, Джорджа в детстве сыграл Джесси Джеймс (позднее он снимался в лентах «Схватка в небе», «Эффект бабочки», «Перл Харбор» и многих сериалах).

Роль любовной пассии главного героя разделили уроженка Германии Франка Потенте и  «оскароносная» Пенелопа Крус. Франка стала первой девушкой Джорджа в его новой самостоятельной жизни – Барбарой. Именно с ней у него было все отлично, в этот период он был счастлив по-настоящему. Отношения с Миртой были более страстными и пылкими, но и сгорели быстро, оставив после себя очень неприятный осадок. За свою роль Пенелопа Крус получила две прямо противоположные номинации на премии: «За прорыв в исполнении женской роли» от MTV и  «Золотую малину» — за худшую женскую роль.

Родителей Джорджа – Фреда и Эрмин сыграли Рэй Лиотта («Славные парни», «Ганнибал», «Козырные тузы», «Джон Кью») и Рэйчел Гриффитс («Английский цирюльник», «Джуд», «Шаг вперед»). Помимо созвучных имен, у этой парочки есть и еще кое-что общее – они родились в один день, восемнадцатого декабря. К тому же, актриса, которая играла маму персонажа Джонни Деппа, была на пять лет младше «сына». Да и отец не далеко ушел – Рэй Лиотта старше Деппа всего на восемь лет.

Роли друзей и коллег Джорджа по бизнесу – Дерека и Диего Дельгадо достались Полу Рубенсу («Братья Блюз», «Матильда») и Хорди Молья («Плохие парни 2», «До последнего вздоха»). На  роль первого претендовал Дэнис Лири, но в дальнейшем, пересмотрев еще раз сценарий, отказался.

Съемки и релиз:

Режиссер Тед Демме вместе со своими коллегами работали около шести лет для того, чтобы снять эту картину максимально приближенно к жестоким реалиям. Собирали всю возможную информацию, потом просматривали, сортировали, отметали явные выдумки, и оставляли самое проверенное. Таким образом, накопился материал для съемок. Они проходили в течение трех месяцев  — с начала февраля по май двухтысячного года. Основная часть сцен была отснята в Лос-Анджелесе. Побывала съемочная группа и в Онтарио, Чикаго, а также в Мексике, в частности – в Акапулько. В работе над фильмом принимали участие студии «Avery Pix», «Apostle», «Spanky Pictures» и «Metro Light Studios», отвечающая за постобработку и эффекты. В роли дистрибьютора выступила «New Line Cinema».

Демме сделал большой акцент на игре самих актеров, не влезая в дебри различных манипуляций с необычными ракурсами и другими операторскими решениями. Лишь в некоторых моментах, он позволил себе игру с камерой и светом, чтобы придать этим моментам необходимое настроение. Так, например, период жизни Джорджа Янга – шестидесятые годы, когда он с другом только переехал в Калифорнию, был снят в стиле этой же эпохи. На наиболее важных и поворотных моментах жизни героя используется драматическое освещение – известный и замыленный трюк, но до сих пор действенный.

Из трудностей, с которыми сталкивалась съемочная группа, стоит отметить разве что постоянное присутствие полицейских, тенями следующих за актерами. Стражи порядка бдительно следили за тем, чтобы творческие натуры, дабы войти поглубже в свой образ, не попробовали принять настоящий наркотик, заменив реквизитную подделку. Кстати, очень многих интересовал вопрос – что же именно «нюхали» актеры на камеры, ведь отчетливо видно – они раз за разом вдыхают какой-то порошок. Все довольно просто – роль кокаина там играло обыкновенное сухое молоко. Еще в одной сцене, когда персонажа Джонни Деппа ранили в плечо, возникли трудности с погодными условиями. Было решено снять эту сцену в небольшом отеле, подальше от центра Лос-Анджелеса. В течение пары дней шел дождь и в то же время держалась температура около сорока градусов. В таких условиях – от дыхания актеров объективы камер моментально запотевали, и было решено на время отложить работу над этой сценой.

В угоду соответствия реальности в картину были внесены многие моменты и нюансы. Так, запись на диктофон, которую Джордж оставил своему отцу, по утверждению директора проекта Демма, слово в слово повторяет реальную запись наркоторговца, созданную при аналогичных обстоятельствах.

Премьера картины состоялась двадцать девятого марта две тысячи первого года, в США. Стоит отметить, что в некоторых штатах на фильм наложили запрет из-за реалистичных сцен насилия и общей тематики – пропаганды наркотиков. По этой же причине Эмма Робертс, которая исполнила роль дочери Джорджа, хоть и присутствовала на премьере, но на просмотр не попала. Девушка смогла посмотреть картину лишь спустя шесть лет – когда достигла совершеннолетия.

О создателе:

Тед Демме начинал свою карьеру  как помощник продюсера на канале MTV. Через несколько лет – в восьмидесятых годах, поднаторевший в тонкостях телевидения, Тед открыл собственный проект -  хип-хоп шоу, ставшее довольно популярным в то время. Позднее, он попробовал свои силы как режиссер и за несколько лет собрал вокруг себя группу актеров, которым часто отводил роли в своих картинах. Проще говоря – выбрал себе «любимчиков».

Умер режиссер, не дожив до сорока. Воскресным днем, играя в баскетбол, он вдруг рухнул замертво. Как оказалось – у него отказало сердце, и велика вероятность – в этом сыграл свою роль найденный в его крови кокаин. По злой иронии судьбы – он умер через год после выхода своего последнего фильма, принесшего ему мировую известность —  ленты «Кокаин».

Реакция критиков и публики:

Публика приняла кинофильм Теда Демме довольно противоречиво. Он не провалился в прокате, но собрал незначительную прибыль. Возможно, здесь сыграло свою роль участие в картине обаятельного Джонни Деппа, без которого могло бы не быть и такой прибыли. В результате  — при бюджете в пятьдесят три миллиона долларов, прокат на родине фильме – США, принес эти же самые деньги, окупив затраты. А еще тридцать миллионов удалось собрать с показов во всем остальном мире.

В мире профессиональных критиков «Кокаин» также восприняли спорно. На сайте Rotten Tomatoes картина получила рейтинг чуть более половины – пятьдесят пять процентов и среднюю оценку – 5,8 из десяти. На подобном сервисе Metacritic, по итогам тридцати рецензий был получен балл пятьдесят два из ста. Многие из авторов рецензий сходятся во мнении, что, несмотря на то, что здесь присутствуют элементы, явно заимствованные из фильмов «Славные парни» и «Ночи в стиле буги», и если отставить в сторонку превосходную работу Джонни Деппа, «Кокаин» получился средненьким и проходным. Плюс – излишне сентиментальный финал.

Известный кинокритик Роджер Эберт дал фильму Демме две с половиной звезды из четырех, поставив под сомнение задумку —  сделать такой акцент на Джордже Янге. Ведь на самом деле, все, что он собой представлял – это  платная переправа между наркокартелем и наркоманами, посредник. Дэвид Носэр из издания «Настоящие фильмы» согласился с коллегой, заявив, что вся проблема «Кокаина» в том, что Джордж Янг – полный идиот, и зачем посвящать судьбе такого человека фильм, не слишком понятно. Он добавил, что фильм сам по себе не плохой, но просто «главный персонаж не представляется ему достойным быть в центре внимания». Кристофер Смит из «Ежедневных новостей Бангора» вынес вердикт, что фильм больше о харизме, чем о правде. О  красавце Джонни Деппе с новой прической, а не о Джордже Янге – с его глупостью, отчаяньем и жадностью.

Несмотря на такую реакцию, фильм «Кокаин» был номинирован на множество престижных наград, среди которых «Хрустальный Глобус» на Карловых Варах и «MTV Movie Awards». В две тысячи втором году, картина также выиграла премию «Prism Awards» в номинации за лучший постановочный фильм.

Музыкальное сопровождение:

Несмотря на то, что в фильме присутствуют оригинальные музыкальные композиции, написанные Грэмом Ревеллом, в официальный сборник-саундтрек вошла лишь подборка других песен популярных исполнителей семидесятых годов. Это «Роллинг Стоун», Боб Дилан, Линк Врэй, Рэм Джем, Уилли Розарио и многие другие. Песня, написанная и исполненная Полом Вагнером – звучащая в любовной сцене Джорджа и Мирты, также не вошла в саундтрек. В общей сложности, диск включал сборник из тринадцати композиций.

Отсылки к другим произведениям:

Главный герой Джордж Янг, которого играет Джонни Депп, частенько цитирует в подходящих ситуациях строки из известных песен того времени. Так, в сцене, где его судят и предоставляют право последнего слова, Джордж обращается к судье и мило улыбаясь, декламирует строки песен Боба Дилана «Это не я, детка» и Вуди Гатри «Милый мальчик Флойд». А финальные слова героя «Там больше нет белых лошадей и милых дам, стучащихся в мою дверь» — строка из песни «Счастливчик», которую исполняли Эмерсон Лэйк и Палмер. Джонни Депп вообще на съемках этой картины «грешил» импровизациями, что только шло на пользу его персонажу, да и фильму в целом. В сцене, где он ходит с очередной коробкой денег и не знает, куда ее поставить – весь дом забит подобными коробками, он произносит цитату из культового фильма «Челюсти» — «Нам нужна лодка побольше».

Есть и еще несколько не таких явных отсылок на другие фильмы. Сцена знакомства с родителями невесты Джорджа сопровождается вопросом отца (Рэй Лиотта) – где сын заработал столько денег, чтобы купить обручальное кольцо с таким огромным бриллиантом, и тот ответил коротко «Строительство» — это ссылка на фильм «Славные парни». В нем уже персонаж Рэя отвечает так же на вопрос любопытного друга, откуда у него столько денег. В одной из сцен первого тюремного заключения Янга, можно увидеть книгу в мягкой обложке «Ангелы Ада», которую читает его сокамерник Диего. Несколькими годами ранее, Джонни Депп взял за основу портрет автора этой книги – Хантера С. Томпсона для своего персонажа в картине «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».