The Kingdom

Oblogka_KorolevstvoЧетвертый по счету полнометражный фильм Питера Берга под названием «Королевство» (The Kingdom) вышел на большой экран в 2007 году. Получив поддержку Майкла Манна, режиссер воплотил в жизнь грандиозную затею, имевшую заведомо скандальный привкус. Будучи вдохновленным книгой об актах террора, Берг стал автором первого американского фильма, снятого на землях Саудовской Аравии. С момента «событий 11 сентября» многие режиссеры копались в тематике всемирного терроризма, представляя обозленным на весь мир американцам военные картины о сокрушении призрачных ячеек террора. Не давала покоя эта проблема и Питеру Бергу. Все стало на свои места, когда он прочел мемуары экс-директора Бюро Федеральных Расследований США, в которых осуждался удар боевиков по Khobar Towers в Саудовской Аравии, произошедший в 1996 году. Книга повествовала обо всех тонкостях и сложностях расследования случившегося в столь сложной и опасной для американцев среде. Свои впечатления от идеи Бергу лишь оставалось запечатлеть в интригующем сценарии и заполучить поддержку спонсоров. В это время Питер как раз заканчивал работу над проектом «Соучастник», где был задействован в качестве актера под руководством Майкла Манна. После того, как Берг поделился с ним своими размышлениями о террористической тематике, Манн пришел к выводу, что игра стоит свеч, но лишь в случае выполнения ряда условий. Во-первых, он не собирался выступать режиссером грядущей ленты, но согласился спродюсировать дебютный триллер Берга. Во-вторых, сюжет не должен быть заполитизированным и слишком затянутым. По его мнению, кинополотно должно освежаться элементами боевого жанра и держать зрителя все время в напряжении. Иначе говоря, мэтр изначально видел релиз неким балансом между интеллектуальной драмой и тактическим шутером.

В качестве сценариста был привлечен перспективный автор Мэттью Майкл Карнахан. Его дебютный сценарий оказался на поверку слишком запутанным и основанным на вялотекущих событиях. Кроме того, текст был невообразимо объемным и тянул на целый телевизионный сериал. Негативную реакцию у руководства картины получили также некоторые повороты антитеррористической истории. В итоге, Карнахан был отправлен на доработку исходника. В течение двух месяцев он конкретизировал основоположные данные, выяснял побольше информации о работе спецагентов и состоянии дел на Ближнем Востоке, общаясь с ведущими экспертами. Когда Берг заканчивал работу над своим сериалом «Огни ночной пятницы», сценарий Мэттью уже был готов.

Великолепная четверка.

Во время работы над фильмом «Полиция Майами» Манн проникся доверием к исполняющему главную роль Джейми Фоксу. Афроамериканец добился широкого признания благодаря успешным съемкам в киноленте «Рэй», за что даже получил «Оскар». Помимо «Полиции Майами» Майкл Манн работал с Фоксом при съемках «Али» и «Соучастника». Сомневаться в его актерских способностях не было причин, и Джейми легко прошел отбор в ударную группу героев аравийской спецоперации под руководством Питера Берга. Компанию Фоксу составил бывалый американский актер Крис Купер. В свои неполные 60 лет Купер отлично смотрелся в амплуа опытного и самодостаточного фэбээровца, на которого всегда можно опереться в трудную минуту. Никаких трудностей в сотрудничестве мужчин на съемочной площадке не возникало, ведь они уже работали вместе в ходе съемок «Морпехов». Звездный час Криса настал в 1999 году, когда вышел фильм «Красота по-американски» с его участием. После были значимые роли в «Патриоте» и «Идентификации Борна». Занятно, что герой Купера был позиционирован в ленте неким особняком. Обладая серьезным багажом знаний и мудростью опытный «федерал» то и дело отпускал остроумные шуточки во враждебной обстановке и норовил нарушить целую пачку священных правил арабского мира.

По словам Берга, он изначально дал понять актерам, что профессиональная импровизация приветствуется, чем мастерски воспользовался Кристофер. На пару с Купером продолжает шутить под звук канонады еще один любитель комедийного жанра по имени Джейсон Бейтман. Известность и «Золотой Глобус» Джейсон обрел в ходе съемок сериала «Замедленное развитие». Похвастаться таким послужным списком, как у Фокса и Купера, он не мог, но зато был способен мягко разбавить колорит участников проекта и эффектно подкинуть толику юмора в серьезное варево драматичного триллера Берга. Кроме того, обязательным и первоочередным условием кастинга было наличие у претендентов высокого интеллекта, свойственного сотрудникам ФБР.

Создатели не искали солдат, им были нужны представители мозгового центра, который бы состоял из разнокалиберных участников. Именно поэтому замкнула четверку американских миротворцев обладательница «Золотого Глобуса» и звезда сериала «Шпионка» Дженнифер Гарнер. Жена Бена Аффлека только недавно родила дочь, но с удовольствием откликнулась на предложение именитого продюсера. Харизматичная актриса прекрасно справлялась с образом спецагента и большинство трюков выполняла самостоятельно, что было весьма ценным умением для предстоящей роли. С Бейтманом Дженнифер уже сталкивалась в ходе съемок релиза «Джуно», да и с остальными членами звездного коллектива она была хорошо знакома.

Не обошлось и без открытий. В поисках актеров арабской внешности (с коренным населением королевства были определенные заминки) Питер Берг обратил свое пристальное внимание на состав коллектива, работавшего в израильском проекте «Сирийская невеста». Больше всех его поразили два претендента на съемки в грядущем блокбастере: Али Сулиман и Ашраф Бархом. Оба также снялись в еврейском фильме «Рай – сейчас», затрагивающем террористическую тематику. Али даже побывал в рядах актеров ленты «Совокупность лжи». Как выяснилось впоследствии, такой выбор оказался не просто удачным – герои Сулимана и Бархома выглядели настоящей сенсацией «Королевства» и вызвали у зрителей даже больше симпатий, чем востребованные звезды из Нового света.

Они отдадут десять своих за любого из вас!

Королевство Саудовская Аравия некогда было основано мусульманами-ваххабитами. Они всегда выступали за «чистый ислам» и отрицали все попытки «осовременивания» учений Корана. Если подобные прения между исламистами не особо беспокоят западный мир, то посягательства на жизнь демократичных «янки» всегда является тем спусковым механизмом, который приводит в активность хладнокровную машину смерти. Наряду с религиозными противоречиями, саудовское королевство терпит присутствие американского контингента на своих песках. Причина такого содружества – нефть. «Черное золото» питает экономику, промышленность и оборонную систему США, а значит, Америка заинтересована в стабильном положении региона.

Делая небольшой исторический экскурс в корень мазутной дружбы, Берг объясняет несведущим зрителям причины того, почему американцев так не любят ортодоксальные представители арабского мира. Все это подкрепляется порцией состаренных материалов, создающих впечатление документальности и достоверности сказанного. Поведав о создании в прошлом совместной с арабами компании по добыче нефти, автор переносит созерцателей картинки в саудовский городок Аль-Рахма. На этой специфичной локации уже давно живут американские работники нефтяной компании со своими семьями. Само собой, такое положение вещей не устраивает самоотверженных фанатиков, и они устраивают в Аль-Рахме серию терактов особой жестокости. При взрывах погибают двое федеральных агентов, один из которых являлся давним другом главных героев ленты.

Не получив на то одобрения властей, спецотряд ФБР, состоящий из специалиста по взрывчатке Сайкса (Крис Купер), медэксперта Мэйс (Дженнифер Гарнер), аналитика Левита (Джейсон Бейтман) и возглавляемый агентом Флури (Джейми Фокс), прилетает на место происшествия с целью расследования инцидента. Здесь они сталкиваются с острой проблемой политических колебаний сторон и тотальным торможением дела. С одной стороны, присутствие лишних американских ботинок на исламской земле провоцирует террористов на активные действия, с другой – сам монарх опасается решительных шагов во избежание накала обстановки. Между тем, время пребывания группы специалистов на арабском полуострове истекло, и они обреченно возвращаются домой. Вот только у террористов, как оказалось, были совершенно иные планы на этот счет…

…Стандартная рабочая скорость.

На проект было выделено $80 млн. Наличие столь солидного бюджета вкупе с присутствием на съемочной площадке Майкла Манна, который сделал себе имя такими шедеврами, как «Схватка» (1995 г.) и «Али» (2001 г.), сразу пророчило «Королевству» стать завораживающим зрелищем. Оператором выступил Мауро Фиоре, снимавший ранее проекты «Гонщик» (2001 г.) и «Остров» (2005 г.). Написать музыку к триллеру пригласили Дэнни Элфмана, автора саундтреков к лентам «Человек-паук» и «Люди в черном 2». Среди художников картины присутствовал Патрик М. Салливан мл., с которым Питер Берг уже работал при съемках «Сокровища Амазонки».

Вдумчивый контент, исходивший от сценария Карнахана, систематически разбавляется манновскими приемами. Всепоглощающие взрывы, свистящие пули, ревущие V-образными «восьмерками» погони – все это есть в интеллектуальном «Королевстве». Подобная комбинация безотказно удерживает зрителей все 110 минут просмотра. Для пущей реалистичности изначально планировалось весь материал снимать в Саудовской Аравии. Берг был командирован в Королевство на 10 дней для изучения обстановки, но в процессе разведки были выявлены причины невозможности работать там. В силу таких обстоятельств лишь 20% сцен было запечатлено в Абу-Даби. Основной же съемочной площадкой выступили пустынные земли Аризоны, на что отдаленно указывают кактусы сагуаро, попадающие иногда в кадр.

По сделанным заранее фото на месте съемок были построены впечатляющие декорации. Вместе с тем, роль многих арабских строений исполнили здания аризонских городов Месса и Гилберт. Сцены на автостраде на самом деле были сняты на Шоссе 202, проходящем также через эти населенные пункты. Образ городка Аль-Рахма с характерной инфраструктурой был позаимствован у Аризонского Государственного Университета в той же Мессе. В ОАЭ оператор фокусировался на главных улицах Абу-Даби, характерных небоскребах и дворце принца Ахмеда Бен Халеда. К слову, его роль успешно выполнил впечатляющий Emirates Palace hotel.

В финальных титрах можно заметить отсылку к тому, что лента посвящается трем малоизвестным людям. Это члены съемочного коллектива, которые трагически погибли во время работы над данным проектом. Томас Агилар, Лэнс Ганнин и Ник Папак – все они участвовали в создании «Королевства». Их смерти стали тяжелым испытанием для других членов коллектива. Агилар внезапно умер в больнице от осложнений вследствие рака простаты. Лэнс Ганнин и Ник Папак погибли в результате автомобильных аварий. Причем родители последнего даже предъявили Бергу иск с требованием выплатить определенную компенсацию, но немногим позже иск был отозван.

По словам актеров, главной проблемой съемок в США была 50-градусная августовская жара, от которой некуда было деваться. Что касается поездки в «эмираты», то члены творческого коллектива остались приятно впечатлены гостеприимством и роскошью, которые ожидали их в Абу-Даби. Там звезд возили на Роллс-Ройсе и кормили самыми изысканными деликатесами различных кухонь. Среди других интересных фактов, касающихся ленты, стоит отметить камео самого Питера Берга. Он исполнил небольшую роль агента ФБР на брифинге по поводу терактов в Аль-Рахме, в начале фильма.

Примечательно, что расширенная версия ленты содержала около 2,5 часа отснятого материала, который пришлось потом ощутимо урезать, дабы вписаться в формат и не потерять динамизм происходящего. Несмотря на это, театральная версия оказалась чрезвычайно яркой и успешной. Вместе с тем, критики неоднозначно восприняли фильм, упрекнув создателей как в затянутости сюжета, так и в наличии у него пропагандистского послевкусия.