A Good Day to Die Hard

Крепкий орешек 5. Хороший день, чтобы умеретьВ предыдущем фильме «Крепкий орешек 4.0″, американский полицейский Джон Макклейн жестко разобрался с компьютерными террористами и в очередной раз спас мир от изощренных и гениальных маньяков. Казалось бы, что уже больше не осталось для него серьезной работы и перевелись опасные соперники с нечестивыми помыслами. Можно было бы спокойно отдохнуть от суетных дел и с почетом уйти на заслуженный отдых. Но это сделать оказалось не просто. Мы в ответе за тех, кого приручили, а уж тем более за тех, кого породили. Сынок Джона Макклейна Джек, по старой американской привычке, полез в чужую страну со своим уставом, и попал в серьезную передрягу, причем в далекой России, где законы имеют совершенно иное свойство и по-другому исполняются. Престарелому полицейскому ничего не остается, как мчаться на другой конец света, чтобы выручить своего непутевого сына, а заодно и российского вора-олигарха с признаками либерально-демократических убеждений, и осчастливить мир своим очередным спасением от грозных противников. О таких душещипательных перипетиях решили поведать кинозрителям в 2013 году создатели очередного боевика из серии «Крепкий орешек». К основному названию они в этот раз добавили приписку «Хороший день, чтобы умереть» («A Good Day to Die Hard»), и выпустили эту, приключенческую картину под слоганом «Яблоко от яблони». Слоган достаточно хорошо характеризует сюжет фильма и главных персонажей.

Создатели картины:

Фильм «Крепкий орешек. Хороший день, чтобы умереть» был снят благодаря участию американских кинокомпаний «Dune Entertainment», «Media Magik Entertainment» и «20th Century Fox». Административную часть проекта выполнили продюсеры Майкл Фоттрел, Алекс Янг, Стивен Дж. Идс, Том Карновски, Ларри Уэбстер и актер Брюс Уиллис. Долгое время организаторы проекта не могли определиться с режиссером. Для работы над фильмом безуспешно предлагались Джо Корниш и Джастин Лин. Также в их головах вертелось другое название картины: «Крепкий орешек 24/7″. Из-за этого журналисты даже предположили, что данный боевик станет сюжетным переплетением между «Крепким орешком» и фильмом «24″. Первоначально над картиной начинал работать режиссер, набивший руку в создании рекламных роликов, Ноам Мурро, но он затем был перенаправлен на создание очередного псевдоисторического фильма «300: Расцвет империи», выход которого ожидается весной 2014 года. В конце 2010 года у режиссерского пульта стал ирландский специалист Джон Мур. До этого он запомнился кинозрителям работой над фильмами «Макс Пэйн», «Полет Феникса», «Омен 666″ (2006 год) и «В тылу врага», на съемках которого он чуть не погиб при взрыве танка. Его предыдущие работы преимущественно получили отрицательные отзывы кинокритиков, но собрали неплохую кассу. Выбор на этого режиссера пал по предложению Брюса Уиллиса. Актер симпатизировал манере Джона Мура создавать сложные сцены, не слишком перегруженные компьютерными спецэффектами. Хотя, злые языки утверждали, что Уиллис просто попутал этого режиссера с Майклом Муром, снявшим антибушевский фильм «Форенгейт 9/11″.

В качестве сценариста над картиной работал Скип Вудс, ранее засветившийся сценариями к фильмам «Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Команда-А». В качестве основы он взял персонажей романа американского писателя Родерика Торпа (1936-1999 годы) «Ничего не вечно», вышедшего в свет в 1979 году. Сценарий нового «Крепкого орешка» оказался наполненным логическими оплошностями, штампами, стереотипами, полным незнанием российской судебно-юридической системы и невероятными научными ошибками. В начале фильма российский олигарх Комаров сбегает из суда при помощи специально севшего в тюрьму сотрудника ЦРУ. Но им это удается только благодаря тому, что на суд было совершено нападение группой врагов олигарха. Если бы они не напали, то совершенно непонятно, как бы агент ЦРУ, обвиняемый в убийстве человека, смог бы вытащить олигарха из оцепленного спецслужбами со всех сторон здания? Сцены с дезактивацией радиации в Чернобыле вообще могут вызвать только смех. К тому же, ни сценарист, ни режиссер, толком даже и не знают, какое расстояние от Москвы до украинской Припяти, где расположена законсервированная после аварии 1986 года Чернобыльская АЭС. Расписанные сценаристом персонажи, преодолевают этот путь практически за одно и тоже время, на вертолете и на легковом автомобиле. Даже образ Джона Макклейна в этой части франшизы оказался самым скучным за всю двадцатипятилетнюю историю его существования. Режиссер Джон Мур при этом заявил, что это сделано намеренно, так как, по его мнению, люди якобы не хотят смотреть различные шуточки в картинах, а жаждут увидеть жесткие, циничные и мрачные продолжения любого боевика.

Музыку к фильму, как и к предыдущей части, написал композитор Марко Белтрами. В свое время он прославился музыкальными композициями к различным голливудским фильмам ужасов и триллерам. Он снова использовал мотивы композитора Майкла Кэймена, работавшего над музыкальным сопровождением к первым трем частям «Крепкого орешка». К записи музыки были привлечены пять дирижеров Пит Энтони, Джон Кулл, Дана Ню, Эндрю Кинни, Россана Галанте и оркестр под управлением Пита Энтони. Всего в фильме звучат 26 музыкальных композиций. Саундтрек к фильму был выпущен 14 февраля 2013 года.

Роли:

Как и во всех четырех предыдущих частях «Крепкого орешка», роль полицейского Джона Макклейна сыграл неувядающий Брюс Уиллис. Несмотря на возраст, он даже выполнил некоторые каскадерские трюки. В частности, он лично крутил баранку автомобилей в нескольких достаточно опасных сценах погони. По его словам, это доставило ему огромное удовольствие, так как погони — это быстрое движение, а движение — это его жизнь. Вопреки расхожему мнению, Брюс Уиллис лично не прыгал с вертолета. Он шутливо обосновал свою нерешимость в исполнении этих трюков наличием четырех детей, о которых надо заботиться. За него из вертолета выпрыгивал каскадер. Правда, во время одной из сцен ему пришлось поучаствовать в спасении каскадера. При этом актер чуть не сгорел в огненном пламени.

В данной части картины после долгого перерыва появляется уже взрослый сын полицейского Джона Макклейна. Его зовут Джек. Он является агентом ЦРУ, призванным вытащить за границу российского олигарха и важную документацию. Эту роль исполнил австралийский актер Джай Кортни. До этого он сыграл только одну известную роль. В сериале «Спартак: Кровь и песок» он присутствовал в образе Варрона. Несмотря на интересную внешность, стать и накаченные мышцы, от него не исходит той харизмы, которая окружает Брюса Уиллиса. Он настолько проигрывает ветерану кино, что по ходу фильма не устаешь задаваться вопросом: «А почему сотрудником ЦРУ стал Макклейн-младший, а не старший, который к этому времени уже четыре раза спас мир от различных злодеев?». На эту роль рассматривались Лайам Хемсворт и Джеймс Бэдж Дэйл, Бен Фостер, Пол Уокер, Шайло Фернандез, Даниил Певцов, Майло Вентимилья, Пол Дано, Стивен Р. МакКуин, Аарон Пол и Ди Джей Котрона, но 22 февраля 2012 года режиссер назвал имя Джая Кортни. В качестве российского олигарха Юрия Комарова перед кинозрителями предстал немецкий актер Себастьян Кох. У себя на родине он очень известен. В его копилке множество кинематографических наград, в частности, в 2006 году он был признан лучшим актером Германии. Последнее время он часто снимается в зарубежных картинах, в том числе и Голливуде.

Главного антагониста Джона Макклейна сыграла очаровательная российская актриса, телеведущая и фотомодель Юлия Снигирь. Она наиболее известна отечественному зрителю по картине Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Кроме последней сцены, где она идет на таран врага по типу Николая Гастелло, только на вертолете, а не на самолете, она блистает только своей красотой, а не содержательной игрой. Даже когда гибнет ее любимый отец, на ее лице можно прочитать скорее улыбку, нежели безудержную скорбь. Самое интересное, что на эту роль пробовалось более семисот актрис, но кастинг прошла именно она. Для съемок в «Крепком орешке-5″ Юлии Снигирь пришлось побороть в себе страх высоты. Ей довелось летать на вертолете, в том числе с открытой дверцей. В этой сцене, если присмотреться, видно, как она напряжена и зажата.

Украшают картинку своим присутствием Мэри Элизабет Уинстед, уже второй раз подряд сыгравшая дочку умелого полицейского Джона Макклейна, Люси, и успешная российская топ-модель Анна Вьялицина, ныне являющаяся одной из самых востребованных моделей в мире. Совершенно непонятного по поведению и игре персонажа, заместителя министра обороны Виктора Чагарина, сыграл российский актер Сергей Колесников, запомнившийся более не по ролям в кино, а в качестве телеведущего программы «Фазенда», выходившей на Первом канале телевидения. У актера слишком добродушные глаза, чтобы играть роли злодеев.

Съемки:

Желание снять пятую часть «Крепкого орешка» возникло у продюсеров еще перед выходом предыдущего фильма в 2007 году. При этом Брюс Уиллис дал согласие на участие в съемках только при условии, что будет снята еще шестая часть, после которой актер решил уйти на пенсию. Реальные съемки боевика начались только в апреле 2012 года. Причем, столицу Российской Федерации Москву было решено снимать в столице Венгрии Будапеште, из-за бюджетной экономии. Правда, некоторые общие планы и виды отсняли все-таки в Москве, в частности одну из сталинских высоток, фигурирующих в картине. В Венгрии для съемок была использована гоночная трасса «Формулы-1″ «Хунгароринг» в Могйороде, в 18 километрах от Будапешта. Именно на ней происходит десятиминутная погоня по Москве. Ее снимали на протяжении семидесяти восьми дней. Эта трасса знаменита тем, что еще в 1986 году на ней была проведена первая гонка «Формулы-1″ в социалистической стране.

На военном полигоне возле деревни Хаджмаскер, на западе Венгрии, были сняты сцены с использованием боевых патронов. В 110 километрах к юго-востоку от Будапешта, на вертолетной базе близ одного из древнейших венгерских городов Сольнока, снимали стрельбу с вертолета МИ-24. 30-милиметровой пушкой GS-30-2k и ракетами S-8 (80 мм) управлял командующий воздушными операциями военной базы майор Петер Симон. Позднее в кадры были вписаны фон и цели. Несколько небольших эпизодов были сняты в Нью-Йорке. Чернобыльскую АЭС изображала очень мрачная и заброшенная местность вблизи Будапешта. Съемочная группа развесила там надписи и символику Советского Союза для большей убедительности.

В фильме были задействованы четыре копии шестиколесного бронированного автомобиля «Force Protection Cougar HEV». Причем, три машины были специально сделаны на базе грузовиков ЗИЛ-131, находившихся в военных частях Венгрии с советских времен. При этом автомобили были оснащены двигателями от грузовиков «Урал». В четвертом автомобиле стоял американский мотор V10 Dodge Viper. Эту копию использовали для съемок трюков с прыжками. Одним из этих грузовиков, во время съемок десятиминутной погони, якобы по Москве, управлял венгерский репер и игрок на барабанах Золан Зана, выступающий под псевдонимом Золи Ганкста.

В июле 2012 года на съемочной площадке фильма чуть не случилась трагедия. По сценарию, каскадер, заменявший Брюса Уиллиса, должен был прыгнуть на крышу макета высотного здания во время его возгорания. Но здание загорелось немного раньше, чем было нужно. Получилось так, что каскадер спрыгнул в эпицентр пожара, и чуть было не стал Жанной Д`Арк. Лопасти подлетевшего вертолета еще более раздули пламя. На спасение трюкача бросились все члены съемочной группы, в том числе и Брюс Уиллис. Им с трудом удалось спасти своего товарища. Для съемок использовались ручные 35-миллиметровые камеры ARRI, оснащенные длинными объективами. Тряска камер добавляла эффект реального присутствия зрителей в кадре. На фильм было потрачено 92 миллиона долларов.

Итоги проката:

31 января 2012 года в Лос-Анджелесе прошла презентация фильма «Крепкий орешек. Хороший день, чтобы умереть». На ней перед публикой вживую предстали Брюс Уиллис и режиссер Джон Мур. С 7 февраля его стали показывать на территории Восточной и Юго-Восточной Азии. Кроме этого фильм был продемонстрирован в Лондоне и Берлине для узкого круга лиц. Через неделю, 14 февраля состоялась европейская премьера картины, в том числе и в России. В этот же день он вышел на экраны американских кинотеатров. Его показывали в 2328 кинозалах. Всего для представления картины были задействованы 3553 кинотеатра. Создатели фильма решили нарушить традицию, связанную с празднованием 14 февраля Дня святого Валентина. Обычно все кинотеатры в этот день ставят в свой репертуар только романтические фильмы о любви. Пятая часть приключений полицейского Джона Макклейна получила крайне отрицательные отзывы от кинокритиков. На популярном сайте «Роттен Томатос», ему дали только 15 процентов положительных рецензий. На другом подобном сайте «Метакритик» фильм получил 28 баллов из ста возможных. Фильм раскритиковали за слабый сюжет и несколько «полоумных линий», за отсутствие остроумия и стиля, за политический подтекст и русофобию. Некоторые сцены были названы настолько надуманными и неправдоподобными, что над ними кинокритикам хотелось только смеяться. В итоге фильм получил в Северной Америке 237,3 миллиона долларов. Всего же ему удалось вытрясти кошельки зрителей на 304,6 миллионов долларов. Российские кинолюбители пополнили кассу боевика на 12,3 миллиона долларов. Фильм окупился и получил прибыль в три раза больше, нежели на него было затрачено. 4 июня 2013 года фильм появился на DVD и Blu-Ray — дисках. Обозреватель газеты «New England Movies Weekly» Дэниэл Киммель заметил, что для фильма «Крепкий орешек. Хороший день, чтобы умереть», день показа мог бы стать хорошим днем, чтобы закончить, в конце концов, серию фильмов о Джоне Макклейне. Но Брюс Уиллис публично заявил, что будет снята еще одна часть.