О чем может быть фильм, название которого «Легенда №17»? Человек, который не утруждает себя серфингом новостей из мира кино, начнет рассуждать – номер 17, значит, скорее всего, связанно со спортом. И если он хоть немного знаком с историей СССР, то память тут же услужливо подскажет – у великого советского хоккеиста Валерия Харламова был именно семнадцатый номер. С этой цифрой на форме он выступал на Суперсерии СССР–Канада в семьдесят втором году. И это будет стопроцентное попадание. Именно биография великого российского спортсмена, его тренера Анатолия Тарасова, а также история одной из самых главных побед сборной команды СССР легли в основу художественного фильма «Легенда №17». Российская кинокартина вышла в широкий прокат в две тысячи тринадцатом году, от режиссера Николая Лебедева, приложившего руку к созданию таких фильмов, как «Поклонник», «Звезда», «Змеиный источник». Производством фильма занималась студия Никиты Михалкова «ТриТэ» (аббревиатура к трех слов: Творчество, Товарищество, Труд). Премьера картины состоялась двенадцатого марта, в московском кинотеатре «Октябрь», в рамках Российского международного кинорынка. Для обычной же публики премьерный показ прошел в Омске четвертого апреля. За время проката «Легенду №17» посмотрело более четырех миллионов россиян, и ста тысяч жителей Украины. Сборы составили почти тридцать миллионов долларов, при этом бюджет равняется десяти миллионам евро. Публика по достоинству оценила данное творение российского кинематографа, многие, даже самые скептически настроенные, люди заговорили о том, что российское кино еще может «встать с колен», и «первой ласточкой» стала именно «Легенда».

Сюжет:

«Легенда №17» рассказывает о становлении великого спортсмена – хоккеиста сборной СССР Валерия Харламова. В качестве лирического отступления выступают начальные сцены детства юного Валеры в Испании, и события (случай во время забега быков), которые в дальнейшем сыграют немаловажную роль в жизни будущего хоккеиста.

Дальше, действие переходит в Москву, хоккейный клуб ЦСКА, где начинающего Харламова замечает известный тренер Анатолий Тарасов и зовет его на игру за сборную в Японию. Воодушевленный юноша хватает своего друга Гуся – Александра Гусева и в назначенную дату прибывает к аэропорту. Тут Тарасов дает ему первый урок – начинать нужно с самых низов. И отправляет погрустневших друзей в далекий уральский город Чебаркуль, где о местной команде «Звезда» и знают-то единицы. Однако уже тогда Валерий показывает характер, и не только не вешает руки, но и умудряется вывести команду на верхние строчки  турнирной таблицы. И вот здесь его вновь подхватывает Тарасов.

Начинается долгое  и порой очень жесткое воспитание будущего чемпиона. Лишь когда тренер понимает, что юноша готов положить ради хоккея всю свою жизнь, он сменяет гнев на милость и выпускает Харламова на лед.

Съемки:

Съемки картины прошли с июня по сентябрь две тысячи одиннадцатого года, плюс в феврале уже следующего года были сняты зимние сцены. В общей сложности они заняли семьдесят четыре дня. Начальные сцены из Испании были отсняты в течение четырех дней.

Помимо испанского городка Питильяса, местами съемок стали Москва, Минск, Новополоцк, Электросталь и Бобруйск. Множество объектов, которые существовали в те времена, было отснято совсем в других местах. В качестве спортивной арены в Монреале, где и состоялась финальная «схватка» двух команд, была использована ледовая арена в Минске. По словам продюсеров фильма, при ее строительстве как раз использовались некоторые архитектурные приемы, характерные для канадских арен. «Любительский» стадион города Чебаркуля, где в команде «Звезда» начал свой путь Харламов с другом, был построен на территории одного из теннисных кортов в Москве, специально для съемок. А Московский дворец детского творчества (фасадная часть), который находится на Воробьевых горах, был использован как здание аэропорта.

Во время съемок сцен непосредственно игры иногда одновременно использовалось до десяти кинокамер. В том числе и специальных, способных замедлять действие, добиваясь так называемого эффекта «слоу-моушен». Плюс к этому были использованы миниатюрные камеры «ГоуПро», из-за малого веса и габаритов которых их можно было цеплять прямо на клюшки, одежду игроков и даже шайбы. Это позволило создать эффект практически личного присутствия на игре.

По иронии судьбы, постановкой всех игровых сцен занимался Джоди Стечик, являющийся гражданином Канады. Стечик известен тем, что принимал участие в работе над такими блокбастерами, как «Начало» и «2012».

В фильме интересно показана «эволюция качества картинки». Дело в том, что фильм был разделен на три условные части – юность-становление молодого спортсмена, рассвет и финальный матч в Милане. И каждая часть снималась на разные камеры: первая на шестнадцатимиллиметровую пленку, которая активно использовалась еще в СССР, вторая часть – на более современную тридцати двухмиллиметровую, а заключительная – уже на цифровые камеры.

В ролях:

Первым, кого нужно отметить – главный герой, прототип реального человека, реального знаменитого спортсмена СССР Валерия Харламова. Эту роль получил Данила Козловский – актер, которого часто называют «надеждой» и «звездой» российского кино. Актерская карьера двадцати восьмилетнего Данилы началась в 1998 году. Тогда юноша еще проходил обучение в Кронштадтском морском кадетском корпусе, но после окончания учебы сразу же пошел поступать в театральную академию города Санкт-Петербурга, вопреки желаниям и уговорам близких и родных. И уже со второго курса юношу активно начинают звать на съемки кино. Бывало, что за год ему удавалось поработать на трех-четырех проектах, что довольно показательно для такого молодого актера. Помимо съемок в кино, Данила принимает участие и в театральных постановках, регулярно играя там главные роли. В две тысячи шестом году молодой человек становится обладателем премии «Белый слон», а также лауреатом премии «Золотой софит». Шесть лет спустя становится лауреатом премии «Золотой орел» Национальной академии киноискусств России. А уже в следующем году за роль в фильме «Духlеss» номинируется на премию «Ника».

Многие не верили в то, что у этого молодого актера получится сыграть Харламова. Но Данила, наперекор всем мнениям и пересудам, проявил настоящее упорство и шаг за шагом шел к своей цели, как будто уже на стадии подготовки он «встал на место» Харламова, слава к которому пришла благодаря титаническому труду, работе над собой  и самоконтролю. Козловский провел целых четыре выматывающих месяца на льду, обучаясь хоккею. Некоторые сторонние наблюдатели даже отмечали внешнюю похожесть Данилы и молодого Валерия.

И уже после просмотра картины можно с уверенностью заявить – у парня получилось. «Его» Харламову веришь и сопереживаешь. У него отлично получается передавать эмоции боли, печали, искренней радости. Козловский доказал всем, что способен играть не только роли красавчиков–сердцеедов но и роли мужественных, сильных персонажей и не посрамил чести легендарного Валерия Харламова, которого весь мир знал как «Номер 17».

Вторым не менее важным персонажем картины является, конечно же, тренер Харламова – Анатолий Тарасов. Личность эту нельзя назвать никак иначе, чем феноменальной. Заслуженного мастера спорта и тренера СССР Тарасова называют отцом русского хоккея. Под руководством этого волевого человека хоккейная сборная СССР в течение девяти лет подряд становилась чемпионом во всех проводимых международных турнирах, что стало удивительным рекордом. Иногда в своих тренировках мужчина бывал довольно жестким. Но именно эти суровые тренировки закалили спортсменов и сделали их доминирующей силой на всех возможных чемпионатах по хоккею с шайбой.  Помимо спортивной и тренерской деятельности, Анатолий Владимирович является автором более десятка учебных пособий и книг по воспитанию юных спортсменов, и истории хоккея.

Тарасова сыграл известный российский актер Олег Меньшиков.  Он сам выбрал эту роль из всех предложенный ему и достойно отыграл своего персонажа. Складывается даже такое впечатление, что Меньшиков уже несколько лет словно дожидался именно этой роли, потому что отдача его была стопроцентной. Пронизывающий взгляд и громкий командирский голос придавали невообразимую достоверность Тарасову. Даже сидящие в зале зрители замечали за собой, что прямо-таки загораются от команды тренера с экрана и сами готовы выйти на лед, и стоять под градом шайб, стоять с переломанной на части ногой, ведь Тарасов сказал, как отрезал – «Тебе не больно! Играй!».

Успехи в актерской деятельности Олега Меньшикова, как в театре, так и в кино множество раз были отмечены различными наградами и премиями, среди которых Орден почета за большой вклад в развитие кинематографического искусства, серебряная медаль имени А.П. Движенко, Государственные премии России. Среди особо ярких работ этого актера в мире кино следует отметить «Сибирского цирюльника», «Покровские ворота», «Моонзунд». Уделив пару часов просмотру художественного фильма «Легенда №17», можно со всей уверенностью заявить, что свои награды и почести Олег Меньшиков получил не зря, «не за красивые глаза». Он отыграл Тарасова «от и до».

Женский персонаж, который должен по идее является главным, все же сложно назвать таким. Ирину — девушку, покорившую сердце Харламова, сыграла Светлана Иванова. Да, персонаж получился довольно милым и симпатичным, но по большему счету – второстепенным. Более того, если бы создатели решили совсем не включать эту любовную линию в сценарий, то фильм в итоге абсолютно ничего не потерял бы. Но Ирина в картине присутствует и привносит каплю разнообразия, а ее роман позволяет «накинуть пару баллов» со стороны женской аудитории, представители которой по большей части, пришли за компанию со своими молодыми людьми и ожидали «мужского» фильма про хоккей. А здесь оказывается и роман, и драма, и переживания, да и сцены хоккея оказались совсем не скучными!

«Злодеем» картины является представитель ЦК КПСС Балашов Эдуард Михайлович, которого играет Владимир Меньшов. Роль не из самых приятных, но, несомненно – важная. И Меньшов с присущей ему самоотдачей и профессионализмом отлично в нее «залез». При просмотре фильма зрители часто ловили себя на желании хорошенько врезать интригану и завистнику, а потом осознавали – но ведь это просто актер. А раз актеру удается вызывать настоящие, неважно какие, главное – искрение эмоции, то это и есть высший пилотаж. Оно и понятно, опыта Владимиру Валентиновичу не занимать, и для подсчета наград и знаков отличия не хватит пальцев обеих рук. Среди них, кстати, имеется и «Оскар», а это о многом говорит, ведь даже у таких «титанов»  Голливуда, как Брюс Уиллис, Леонардо ДиКаприо и многих других, вожделенной золотой статуэтки нет.

В эпизодических ролях: отца Харламова, Бориса, а также тренера команды «Звезда» отметились Борис Щербаков и Роман Мадянов. Роль вратаря «Звезды» сыграл настоящий сын Валерия Харламова – Александр (профессиональный хоккеист), который к тому же является и одним из продюсеров картины.

Любопытный факт – не всех игроков канадской сборной сыграли настоящие канадцы, роли некоторых достались россиянам – Вадиму Щербинину, Андрею Рунцо.

Премьерный тур:

Самыми первыми художественный биографический фильм «Легенда №17» увидели представители кинобизнеса – на Российском международном кинорынке. Спустя почти три недели, начались премьерные показы и для обычной публики. Первым городом, в котором презентовали картину, стал Омск. Перед показом состоялась встреча игроков МХЛ и просто любителей кино с Данилой Козловским, который и сыграл легендарного Валерия Харламова. Далее с небольшим интервалом состоялись показы в Новосибирске, Уфе, Москве, Казани.

Спецпоказ:

Шестнадцатого апреля в городе Сочи состоялся специальный показ для юниоров российской сборной по хоккею, в преддверии приближающегося Чемпионата Мира. Его посетил президент РФ Владимир Путин. Кроме юных хоккеистов были приглашены многие ветераны спорта, политики, представители мира культуры, кино. Картину презентовали сами создатели фильма – режиссер, продюсеры и исполнитель главной роли – Данила Козловский.