The Legend of Bagger Vance

Легенда Багера Ванса постерВ 2000 году независимый режиссер Роберт Редфорд выпускает свою шестую режиссерскую работу «Легенда Багера Ванса». После успеха «Заклинателя лошадей» он решает не уходить далеко от драматической тематики и выпускает новую ленту с молодыми и восходящими звездами Голливуда в главных ролях – Уиллом Смитом и Мэттом Деймоном. В основу сюжета легла первая опубликованная книга писателя Стивена Прессфильда с одноименным названием «The Legend of Bagger Vance», выпущенная на прилавки в 1995 году. Для автора это был двойной успех: во-первых, до этого он работал над тремя романами, которые так и не были опубликованы. Разочаровавшись этим, Стивен на долгое время отошел от литературного творчества и зарабатывал иными видами деятельности. Во-вторых, как уже отмечалось, эта работа стала его первой публикацией, которая ко всему прочему была взята за основу режиссером Робертом Редфордом, снявшим фильм с популярными на тот момент звездами. Пожалуй, для писателя использование его романа в качестве сценария фильма – это высшая награда и признание.

Сюжет

В конце 1920-ых годов США переживала времена Великой депрессии. В тихом городке Саванна, расположившимся в штате Джорджия, сводит счеты с жизнью отец Адель Инвергордон, владеющий местным полем для гольфа. Вместе с наследством в виде вышеупомянутого поля для гольфа девушке переходят и большие долги отца, появившиеся из-за этого самого игрового поля. Дабы хоть как-то исправить ситуацию и спасти лучшее в штате поле для игроков в гольф Адель принимает решение устроить поединок между чемпионами в данном виде спорта. В турнире принимают участие Уолтер Хагеном и Бобби Джонсом, но местные старожилы, сидящие во главе управленцев города, не желают поддерживать матч, если в нем не примет участие кто-нибудь из местных игроков. Адель находит такую кандидатуру – ею становится Раннульф Джуну, прославившийся гольфист и чемпион юга. Когда-то у него было все – слава, деньги, красивые девушки и роскошная жизнь, но с приходом войны ему пришлось призваться в армию, где он прошел через все пути ада, но в итоге остался жив. После того, как отряд, которым он командовал, полностью погибает во время атаки, Джуну не смог вернуться к прежнему своему существованию, поскольку винит себя за трагическое событие. Теперь Раннульф — ветеран войны с тонной воспоминаний о лучшей прошлой жизни и тонной разочаровании относительно текущей. Сейчас он не такой привлекательный молодой человек: каждый день он пропадает в местном баре и уже перерастает статус рядового пьяницы. Роль потерявшего смысл жизни Джуни исполнил Мэтт Деймон, хотя долгое время на нее претендовал Брэд Питт. Адель же надеется воплотить в реальность мечты отца и Джуну приглашает принять участие в игре, в котором двое уже имеющихся чемпионов будут сражаться за немыслимый приз. Он долго думает над этим предложением, но в один вечер на его пути встречается таинственный мужчина, которого зовут Багер Ванс, чью роль исполнил Уилл Смит. Багер предлагает стать кедди Раннульфа и тот соглашается. Лишь спустя некоторое время пьяница, разочаровавшийся в своей жизни, возвращается на правильный путь и с помощью Багера Ванса познает истинные секреты игры в гольф. Ванс восстанавливает Раннульфа и возвращает ему веру в собственное мастерство.

К слову о подготовке актера к игре. Ранее Мэтт не увлекался данным видом спорта. По этой причине в течение месяца перед началом съемок он тщательно готовился и тренировался, набирая опыт игры в гольф.

Повествование истории ведется от лица Харди Гривза, который в десятилетнем возрасте застал это действие. Мальчик также оказал большую поддержку Раннульфу и мотивировал идти его вперед к большим успехам.

Актеры

Даже если закрыть глаза на состав актера, то на экране остается глубокое кино с сильной историей. Это нетипичная киноработа, в которой зритель привык получать удовольствие только от дополнительных элементов картинки. Здесь же авторы сыграли на притягивающем эффекте происходящего действия, из-за которого зритель не только может расслабиться, но и проникнуться идеей ленты.

Но все равно для столь сильного сюжета актерский состав будет играть немало важную роль. Одну из главных ролей в картине исполнил Уилл Смит – он играет таинственного Багера Ванса, появляющегося из глубин тумана и также потом исчезающего в нем. Персонаж очень интересный и достаточно мудрый в связи с жизненным опытом. Он позиционируется со стороны опытного и гениального игрока в гольф. Уилл Смит в таком образе выглядит чрезвычайно забавным и в тоже время в меру серьезным в отношении данной игры. Он постоянно и демонстративно ходит в своей любимой шляпе, хитро улыбается и излагает свои реплики только в необходимые моменты. Да, актер справился со своей задачей и создал интересный философский образ.

Мэтт Деймон исполнил роль того самого Раннульфа Джуна, который из-за личных психологических проблем закрылся в себе и переживает нелегкие времена в амплуа пьяницы. В каждой сцене он абсолютно точно передавал свои внутренние муки и заставлял зрителей вместе с ним погружаться в глубины его мыслей.

Героиня Шарлиз Терон сыграла не менее важную роль подруги Раннульфа, которая пытается вернуть героя к прежней полноценной жизни. На экране она предстает в образе дочки богатых родителей, пытающейся спасти их наследство. Зачастую на фоне двух своих коллег актриса теряется, но потом внезапно возвращается с интересными доводами своей героини.

В общем смысле актерская игра доставляет массу удовольствия зрителю. Она смотрится отлично и в духе спокойного и не спешного повествования выглядит приятной и ненапрягающей. Никто из представленных исполнителей не переигрывает и не страдает «звездной болезнью», а образы их нетипичны и оригинальны.

Прокат и награды

В мировой прокат «Легенда Багера Ванса» вышла 29 октября 2000 года. За первый уик-энд картина заработала 11.5 миллионов долларов, что составляет 37% от общих сборов ленты. За двенадцати недельный прокатный период фильм принес своим создателями 31 миллион долларов на территории США при 5.58 миллионах зрителей. В Европе проект смог собрать только 8.5 миллионов при аудитории меньшей одного миллиона зрителей. Таким образом, итоговые сборы картины составили чуть менее 39.5 миллионов долларов, при этом общий бюджет картины насчитывает более 106 миллионов долларов, где 25% денежных средств пошли на маркетинговую компанию. Картина «Легенда Багера Ванса» провалилась в прокате и смогла окупить лишь только затраты на рекламу. Возможной причиной финансового краха стал узкий интерес публики к спортивному гольфу. Скорее всего, другое название, актерский состав и иная идея сюжета изменили бы положение картины в лучшую сторону. В России фильм не проходил в кинотеатрах, но 7 марта 2007 года компания «Союз-Видео» издала DVD версию ленты.

Работа Роберта Редфорда была удостоена лишь одной награды – Золотого кубка в номинации «Лучшая технология», полученной на Шанхайском кинофестивале. Уилл Смит номинировался на премию «Сатурн» как лучший актер второго плана. Также удостоился награды и Майкл Монкриф как молодой актер, задействованный в роли второго плана.

Критика

Картина не так уж и распространена и зрителю она попадается слишком редко. Более того, о «Легенде Багера Ванса» вообще не говорят. Этот случай весьма странный, ведь в проекте участвует первые лица Голливуда – Уилл Смит, Мэтт Деймон и Шарлиз Терон. Роберт Редфорд с размеренной и медленной интонацией рассказывает зрителю об истинной красоте игры в гольф. После детальных рассказов о спортивной игре Роберт переключается к развёрнутому пояснению цикла перехода дня и ночи, передает точное описание погодных условий и прелесть местных пейзажей. В одном из своих интервью он сказал, что «Легенда» — фильм о душе. Люди совершенно позабыли о ней, они становятся менее интеллектуальными в виду интеграции новых технологий. Это кино об их душе, к которой они могут прикоснуться именно здесь и сейчас. В слова режиссера хочется верить, ведь в Роберте прослеживаются черты искренности и честности.

Странный вариант съемки с дерганым движением и эффектом старинной фотокамеры поначалу серьезно сбивает с толку. В некотором смысле картинка похожа на склееные фотографии, ведь камера практически неподвижна, а все действие разворачивается вокруг нее. Возможно, что авторы таким образом постарались сосредоточить зрителя на характере гольфа, в котором важно не проявлять скоростные возможности и гибкое движение, а быть сосредоточенным на мяче и его полете. Скорее всего, такую уловку оператор сделал специально для того, что показать зрителю важность конкретного момента, в котором крупным планом отображается только главные лица.

Наверное, не каждому дано проникнуться во всю суть глубинной материи игры в гольф, а эта игра здесь является практически главным персонажем. Гольф – поистине интересное зрелище. Такая забава придется по душе каким-нибудь аристократам, лордам или высшим слоям общества. Сама по себе лента тихая и спокойная, в некоторых моментах она похож на философскую притчу. Здесь нет изрядно приевшихся эмоциональных всплесков, страсти и бурных спецэффектов. Багер Ванс в лице Уилла Смита поражает своей улыбкой и харизмой. В ленте он представляет носителя некой истины. До конца не понятно, кем он является на самом деле: странником, путником, наставником или обычным прохожим. Однако именно его слова помогают герою Деймона вернуть веру в себя. Его слова настояния мотивируют и наставляют на правильные действия, а притча о безногом дядюшке, ставшем лучшим танцором, лишь напоминает о том, что стоит в этой жизни только захотеть и все осуществится. Медленное и плавное внушение Ванса заставляет главного героя вновь начать верить в свои силы и отказаться от страха перед трудностями.

Гольф – сложная игра. Это как рыбалка: не каждому дано понять всю красоту такого хобби. В России про эту игру знают не многие. Возможно, что именно по этой причине отечественные киноманы знают о картине чуть более, чем ничего. Скорее всего, был бы это футбол или хоккей, то от зрителей не было бы отбоя, хотя и гольф представляет из себя не менее интересное зрелище.

Что касается сюжета, то к нему претензий нет, но есть лишь небольшое дополнение: в истории, а точнее в нескольких эпизодах, прослеживается четкая параллель с «Бхагавад-гитой» — древне-индийским философским размышлением на санскрите, рассказывающем о духовном совершенстве. В трактате и картине присутствует такой же сложный сюжет: главный герой впадает в глубокую депрессию, в которой он долго рассуждает о смысле своей жизни, этапах самореализации и не исполненном долге. В «Бхагавад-гитой» все беседы проходят между героями Арджуной и Бхагаваном (Кришной), являющимся всевышним созданием. В ленте роль первого персонажа исполняет Джуну, а олицетворение Господа досталось Багеру Вансу, к тому же в искусстве Кришна часто представляют в виде человека с темным цветом тела, что также было отображено в ленте: Уилл Смит — чернокожий актер.

Итог

«Легенду Багера Ванса» сложно рассматривать с какой-то одной стороны. Для многих эта картина станет историей про гольф, однако здесь он явно выступает лишь «декорацией», закладывающей внутреннее состояние главных героев. Некоторые уследят любовный подтекст, а другие заметят в истории человеческую трагедию. Как итог, все эти мнения будут правдивыми, ведь каждая из них имеет отражение в предложенной ленте. Роберт Редфорд воплотил в своей работе все прекрасные и страшные элементы человеческого пути и обернул это все одной единой идеей – гольфом.

«Легенда Багера Ванса» — это история о силе веры в личные внутренние качества, о красотах окружающей среды и об истинном мастерстве игры в настоящий гольф. Роберт Редфорд – талантливый режиссер, способный создать по настоящему хорошее кино. Режиссерская работа и операторский талант Михаэля Балльхауса, занимавшегося работой над «Отступниками» и «Бандами Нью-Йорка», требуют высшей похвалы. Да, широкий зритель обошел данный проект своим вниманием, сочтя его не самым интересным, но это мнение было ошибочным. Красочная картинка, интересные декорации и костюмы выполнены на высшем уровне. Добавляя к этому интересную историю, можно сказать, что проект получился достаточно интересным, но рассчитан он был на узкий круг зрителей.