Lore

Oblogka_LoreСовременный кинематограф существует не только для развлечений. Многие творческие люди, становясь режиссерами, стремятся выразить свои чувства, размышления по поводу чего-либо и донести свои переживания до каждого члена общества. Фильмы могут заставить нас задуматься о многом в процессе их просмотра, в том числе и о том, что на первый взгляд не связано с просматриваемым фильмом напрямую. И картина «Лоре» как раз является тому подтверждением. Вообще, у многих людей в мире, не только у зрителей, сложилось впечатление о том, что немцы испытывают определенные комплексы, связанные с их фашистско-германским прошлым. И теперь они всячески стараются показать, что немецкий народ страдал в войне не меньше других. И иногда это принимает если не абсурдные, то слишком явно выраженные формы. Во всяком случае, многие критики и зрители, посмотревшие картину, высказали примерно такое мнение. С другой стороны, прозвучало и множество достаточно лестных отзывов, как в адрес самого фильма, так и в адрес режиссера, его снявшего. Кстати, фильм снят по мотивам романа Рэйчел Шайфферт (Сейфферт) «Темная комната», но об этом немного позже. А пока поговорим о режиссере.

Семь шедевров за четырнадцать лет.

Именно столько картин сняла Кейт Шортланд – режиссер и сценарист из Австралии. Точнее, в списке ее работ фильмов, в полном понимании этого слова зрителями, только три. Еще три короткометражных работы и один сериал. Сначала были короткометражные работы, затем сериал, а потом, видимо творчески окрепнув и поверив в собственные силы, Кейт занялась полнометражным кино. Дебютным полнометражным фильмом стала картина «Somersault» (2004), что переводится как «Прыжок кувырком» или «Сальто». Однако в отечественном прокате фильм вышел по традиции под названием далеким от оригинального – «16 лет. Любовь. Перезагрузка». Фильм оказался удачным и принес Кейт неплохую для начинающего режиссера известность и славу. Потом была неплохая картина для телевидения, снятая в 2006 году. Называется она «Тишина». Как ни странно, но в этом случае переводчики не стали мудрить и просто перевели оригинальное название. И вот, шесть лет спустя Кейт Шортланд «разродилась» новым шедевром «Лоре».

«Лоре» демонстрировался на нескольких фестивалях и собирал достаточно богатый урожай наград. В августе 2012 Локарно на Международном кинофестивале картина получила главный приз. Затем в ноябре на Стокгольмском международном кинофестивале была вручена «Бронзовая лошадь» за лучший фильм, продемонстрированный на фестивале. Кроме того, картина претендовала на «Оскар» на восемьдесят пятом вручении этой награды, как лучший иностранный фильм, но в число лауреатов так и не вошла.

Что касается восприятия фильма публикой, то в различных интервью Кейт Шортланд высказывала опасения по поводу неверной трактовки смысла зрителями. Меньше всего Кейт хотела, чтобы люди подумали, будто бы она хочет сделать немцев пострадавшими. На самом деле режиссер пыталась показать совсем другое: что значит, быть нацистом, что значит чувствовать за это ответственность и ненависть окружающих. В фильме нельзя было обойти еврейский вопрос. И что интересно – муж режиссера — Тони Кравиц — имеет еврейские корни. Сама Кейт также приняла иудейскую веру.

В интервью, на вопрос о том, чем вдохновлялась режиссер, она ответила, что идея снять фильм возникла после прочтения романа «Темная комната». Кроме того, влияние оказал такой шедевр отечественного кинематографа «Иди и смотри» (1985).

После написания сценария, Кейт показала его родителям мужа, чтобы они внесли свои коррективы, как прямые потомки тех, кто пережил все ужасы войны. Кроме того, коррективы могли понадобиться в связи с тем, что главные роли предстояло сыграть детям. У Кейт были сомнения относительно правильного понимания ими всей сути фильма. Но правок не потребовалось. Сама Шортланд считает фильм историческим, побуждающим молодежи к тому, что бы задуматься о многих проблемах прошлого и настоящего и о том, каким должен быть мир.

Как уже упоминалось, в фильме главные роли играют дети. Шортланд рассказала, что в поисках подходящей актрисы, пришлось рассмотреть более трех сотен кандидатур на главную роль. В конце концов, выбор пал на Саскию Розендаль.

Драматический дебют.

Саски Розендаль роль в фильме «Лоре» стала дебютной. Примечательно то, что многие звезды современного кинематографа начинали свою карьеру с ролей второстепенных и им долго приходилось пробиваться к вершинам. Так что, Розендаль в этом отношении повезло. Да и талантом девочка оказалась не обделена. За свою первую роль она получила неплохую коллекцию наград. На Стокгольмском кинофестивале 2012 года ее наградили в номинации «Лучшая актриса». В Германии ее наградили в номинации «Новые лица», круг кинокритиков Автралии вручил премию за лучшее исполнение роли молодым актером, а Австралийский институт кино наградил в номинации «Лучший молодой актер».

Саски по происхождению немка. Ее вклад в кино пока настолько мал, что о нем трудно говорить что либо конкретное. Первые пробы актерского мастерства будущая актриса сделала, занимаясь балетом в Оперном театре в Галле. Балетом она занималась с четырехлетнего возраста и, будучи ребенком, сыграла небольшие роли в постановках детских сказок: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Петя и волк».

В кино она попала отчасти по воле случая. Как утверждает сама Саски, она сама искала агентства для актеров и, придя в одно из них, случайно попала на прослушивание роли Лоре. «Я удачно оказалась в нужное время и в нужном месте», — говорит актриса в интервью.

Когда начались съемки «Лоре», Саски училась в одиннадцатом классе. У нее не было достаточно времени для того, чтобы подготовиться к своей роли. Кейт Шортлэнд проводила с актрисой много времени и даже снабдила ее книгой «Темная комната». Сама девочка очень переживала по поводу своей первой роли и прилагала максимум усилий, чтобы сделать все на высочайшем уровне. И, как потом оказалось, ей это удалось. Тем более что со стороны всей съемочной группы оказывалась максимальная поддержка. А кроме того, Кейт Шортланд предоставляла всем актерам возможность импровизировать.

Своим участием в фильме Саски осталась довольна. Работать ей было очень интересно, хотя и приходилось делать в сложных (особенно для подростка) погодных и психологических условиях. Многие сцены приходилось снимать в осенней грязи, в холодной воде и делать по нескольку дублей. Но кроме этого, многие эпизоды в фильме были тяжелы психологически и для взрослого человека, не говоря о девочке-школьнице. Однако депрессивные настроения на съемочной площадке рассеивались с окончанием съемок, и наступала разрядка.

Саски Розендаль была далеко не самой младшей участницей съемочной группы. И будет несправедливо не сказать о других детях, хотя о них мало что известно и интервью они еще не дают.

Большая семья в жизни, большая семья на экране.

Роль младшей сестры героини Саски Розендаль исполнила Неле Требса. Несмотря на весьма юный возраст (родилась она в 1999 году), девочка на момент съемок «Лоре» имела достаточно большой для своих лет опыт работы на съемочной площадке: шесть фильмов, среди которых такие как «Дверь» и сериал «Наш Чарли».

Девочка живет в Берлине в семье, где кроме нее есть еще четверо детей. Очевидно поэтому ее поведение на экране в окружении детей разного возраста такое естественное. Несмотря на свой возраст, она владеет двумя иностранными языками: английским и французским. Увлекается катанием на лошадях, на лыжах, акробатикой на батуте, рисованием и музыкой.

Киношные близнецы и братья.

О мальчиках, сыгравших близнецов, которые были родными братьями главной героини фильма, сказать можно тоже не много. Мика Сидел (Сайдел) до «Лоре» снялся в четырех фильмах, среди которых такой как «Остановка на перегоне» (2011). Для Андре Фрида его роль в этой послевоенной драме была дебютной. Так же как и для самого маленького актера – Ника Холашке.

Загадочный спаситель-проводник.

Вот кто из всей этой молодой команды выглядит настоящим асом в мире кино, так это Кай-Петер Малина, сыгравший Томаса. К моменту участия в фильме «Лоре» Малина снялся в пяти фильмах для широких экранов, а также принял участие в десятке телевизионных проектов. Самым известным и удачным фильмом этого немецкого актера считается «Белая лента – немецкая детская история». Участие в драме «Лоре» принесло Каю-Петеру награду «Немецкий актер» за лучшую мужскую роль второго плана. Кстати говоря, эта награда вручается с 2012 года и впервые была вручена на Международном кинофестивале в Берлине.

Большой роман в основе большого кино.

Как уже упоминалось, в основе сценария к фильму лежит роман писательницы Рэйчел Шайфферт (Сейфферт) «Темная комната». Шайфферт, хоть и родилась в Британии, имеет немецкие (по матери) и австралийские (по отцу) корни. На момент съемок фильма писательница опубликовала еще два своих произведения, кроме, уже упомянутого. Что же касается «Темной комнаты», то этот роман был для нее дебютным. Он оказался настолько удачным и шокирующим (особенно европейское сообщество), что вошел в шорт-лист премии Буккера в 2001 году.

Достаточно лишь прочесть аннотацию к произведению, чтобы понять, сам роман описывает намного больше событий и судеб, чем показано в картине «Лоре». Содержание фильма раскрывает лишь одну небольшую часть всего романа и побуждает зрителя прочесть все произведение целиком.

Общие впечатления и мнения зрителей о картине.

Если сравнить содержание фильма и содержание положенного в основу сценария отрывка романа, то с первых строк становится очевидна точность, с которой фильм соответствует произведению. Для большего эффекта в фильме показаны и другие ужасы послевоенного времени: смерть, насилие, ненависть, человеческие пороки. Особого внимания на этом не акцентируют, но отельных кадров достаточно для создания атмосферы. Однако кроме негатива сквозь весь фильм проходит идея о любви к ближнему и сплоченности отдельной семьи и всей нации в целом перед нависшим над людьми несчастьем. И если смотреть фильм непредвзято, то это видно с первых же кадров. Основной упор сделан на страдания детей и особенно самых беспомощных из них.

Для усиления драматического эффекта была использована техника макросъемки. То есть когда вес кадр занимает отдельный объект: пуговица, рука или другие детали, способные усилить атмосферу того или иного момента. Однако, по мнению некоторых критиков, макросъемкой в фильме слишком уж увлеклись, и это только вызывает раздражение.

Кроме того, есть множество нареканий на то, что определенные моменты в фильме не соответствуют исторической действительности. Также некоторые эпизоды кажутся, как говорится, ни к селу, ни к городу. Они почти не несут никакой смысловой нагрузки и оставляют ощущение вырезанных сцен.

Однако положительных отзывов значительно больше, чем нареканий. Многие зрители называют фильм свежим дуновением в цикле произведений о военном периоде и о Германии в частности. Мы так долго смотрели и читали о страданиях многих народов, что совсем перестали задумываться о том, что происходило с самим немецким народом. Не с их солдатами, но с женщинами, стариками, детьми. И «Лоре», как и лежащий в его основе роман, показывают Германию изнутри, позволяют увидеть происходящее в тот период глазами немцев, которые до последнего верили Гитлеру и разочаровались в нем после самоубийства.

Такое вот обобщенное зрительское мнение можно узнать из прессы и интернета. Но, разумеется, для того, что сформировать свое, картину нужно посмотреть лично. Правда, стоит помнить, что «Лоре» не подходит для семейного просмотра субботним вечером с детьми. И дело не в том, что там иногда показано обнаженное женское тело. Просто дети, в большинстве случаев, не смогут все сразу понять и уловить саму суть фильма, и придется отвлекаться и отвечать на вопросы. А чтобы на них ответить, нужно, прежде всего, разобраться самому и понять, что хотела показать режиссер и о чем рассказывает писательница. Видимо по этой причине «Лоре» не блистала кассовыми сборами, а демонстрировалась в первую очередь на фестивалях. В конце концов посмотреть фильм стоит хотя бы ради того, чтобы познакомиться с ранними работами будущих звезд мирового кино.