Love and Other Impossible Pursuits

Oblogka_Luibov_i_prochieОдноименный роман Эйлет Уолдман привлек внимание Дона Руса, прежде всего, тем, что сюжетная линия в нем построена на сложных обстоятельствах в жизни молодой женщины. Ранние киноработы Руса так или иначе были связаны с коллизиями женских судеб – к примеру, «Одинокая белая женщина» или «Парни побоку» — картина «Любовь и прочие обстоятельства» не стала исключением. Признания в любви, романтические вечера на парковой скамье и полные страсти ночи – в мелодраме этого нет. А вот «прочих обстоятельств» — с избытком и даже больше. В определенные моменты у зрителя возникает ощущение передозировки неистовой тоской, льющейся с экрана. Между Эмилией Гринлиф, начинающим адвокатом, и Джеком Вулфом, одним из партнеров в адвокатском бюро, вспыхивает страсть, переворачивающая их жизнь с ног на голову. Для героини Натали Портман не составляет труда вскружить голову Вулфу, чью роль исполнил Скотт Коэн. И все вроде бы складывается хорошо – его развод с первой супругой, свадьба и рождение малютки, но судьба наносит свой безжалостный удар по влюбленным. Единственной ниточкой, способной вывести Эмилию из пучины страданий, становится Джек, пятилетний сын Джека Вулфа от первого брака…

Создатели картины

Сценарист и режиссер фильма – Дон Рус. Работу над сценарием Love and Other Impossible Pursuits (другое название – The Other Woman) он начал вскоре после выхода романа Эйлет Уолдман, опубликованного в две тысячи шестом году. Русу удалось привлечь к финансированию съемок продюсеров Кэрол Кадди («Отступники», «Игра дьявола») и давнего знакомого Марка Э. Платта, ранее продюсировавшего его фильм «Правила секса 2: Хэппиэнд». В число исполнительных продюсеров вошли Дэн Букатински и Натали Портман, исполнившая главную роль в мелодраме. Музыкальное сопровождение в «Любви и прочих обстоятельствах» исполнил композитор Джон Свайхарт, среди работ которого музыкальные композиции для известных телесериалов, в том числе «Как я встретил вашу маму». В производстве фильма задействованы кинокомпании Marc Platt Productions, Incentive Filmed Entertainment, Handsomecharlie Films и Is or Isn’t Entertainment.

Актеры

С выбором актеров для ролей Вулфа и его супруги, Кэролин Соул, проблем у продюсеров и режиссера не возникло. Успешным адвокатом стал Скотт Коэн, ранее игравший второстепенные роли в телесериалах «Закон и порядок», «Идеальное убийство, идеальный город», а также в нескольких фильмах, среди которых одна из первых киноработ Анджелины Джоли – драма «Джиа». На роль супруги Джека Вулфа режиссер Дон Рус утвердил Лизу Кудроу, участвовавшую в его ранних кинопроектах «Противоположность секса» и «Правила секса 2: Хэппиэнд».

Подбор актрисы на роль главной героиней «Любви и прочих обстоятельств» оказался непростым делом. Ввиду небольшого бюджета картины (его точный размер не разглашается), выбор был весьма ограничен. Предстоящая популярность мелодрамы во многом зависела от известного имени на афише, было просто необходимо найти известную звезду для нее. В ходе сложных переговоров с агентом Дженнифер Лопес продюсеры сумели договориться об ее участии в качестве главной героини, но буквально за пару месяцев до начала съемок Джей Ло категорически отказалась от роли в кинопроекте. Среди возможных причин отказа Лопес называется ее заинтересованность в другом фильме – комедии «План Б» (в англоязычном кинопрокате – The Back-up Plan), о съемке в котором Дженнифер объявила в декабре две тысячи восьмого года. Стоит отметить, что из-за пересмотра планов в кинокарьере Джей Ло выгадала меньше, чем рассчитывала. Зрители и критики оценили «План Б» отрицательно, в итоге ее карьера в качестве актрисы кино еще больше пошатнулась.

Плачевную ситуацию с «Любовью и прочими обстоятельствами» спасла в буквальном смысле этого слова Натали Портман. В безнадежной попытке привлечь Портман к съемкам, Дон Рус выслал ей сценарий – на тот момент было известно, что Натали занята в драме Даррена Аронофски «Черный лебедь» и подготовка к съемочному периоду в этом проекте занимает у нее много времени. Как отметил впоследствии Дэвид Молнер, глава кинокомпании Incentive Filmed Entertainment: «Портман спасла фильм, создание которого находилось под угрозой из-за внезапного отказа Лопес от участия в нем. Величайшая удача, что ей понравился сценарий». Хотя только главная роль Натали не устраивала – она настояла на участии в нем также в качестве исполнительного продюсера.

Сложная роль пасынка Эмилии Гринлиф досталась юному Чарльзу Тахэну, впервые замеченному на киноэкране в фантастическом блокбастере «Я – легенда», главным героем которого был Уилл Смит.

Роли

Эмилия Гринлиф (Натали Портман). Ее увлеченность боссом изначально носит романтический характер, тем более что Вулф не намерен даже обсуждать возможность развода с его женой. Результатом тайных встреч становится беременность Эмилии – неожиданная для нее, но разрушающая до основания привычный быт Джека. Любовник девушки не оставляет ее, прекращает отношения с супругой и женится на Эмилии. Обреченность своего положения молодая жена ощущает после трагической смерти новорожденной дочери – на отношения с пасынком активно влияет его мать, осуждающая любую инициативу девушки. Оказавшись в атмосфере стойкого неприятия окружающими ее поступков, Эмилия глубокого переживает трагедии одну за другой – гибель дочери, гневные тирады в ее адрес, передаваемые Кэролин через Уильяма, волна отчуждения от матерей одноклассников пасынка в начальной школе. К тому же, у нее на сердце страшная тайна, утаиваемая от мужа.

Джек Вулф (Скотт Коэн). Успешный адвокат, занимающий один из ведущих постов в фирме, в личной жизни он одинок – супруга вращается в своем кругу, уделяя мужу лишь необходимый минимум внимания. Влюбленность Эмилии возвращает краски в его серые будни, он вновь любим и любит. Джек осознает ответственность перед любимой, перед своей женой и сыном – узнав о беременности подруги, он, не раздумывая, предлагает ей руку и сердце. Последовавшие после смерти дочери изменения в психике молодой жены он стоически выносит, до последнего пытается наладить отношения Эмилии со своим сыном Уильямом и с бывшей супругой.

Кэролин Соул (Лиза Кудроу). Она – известный специалист в медицинской клинике, консультирует беременных и помогает роженицам. Круг ее интересов, как профессиональных, так и личных, давно вышел за границы семьи. Решение мужа о разводе Кэролин воспринимает тяжело, она винит во всем его молодую помощницу Эмилию. Ее цель – любыми путями и способами помешать сближению сына с мачехой, получить максимальный контроль над Уильямом. Нужно отдать должное, на пике страданий новой жены Вулфа, его бывшая супруга оказывает ей помощь по просьбе Джека. Неприязнь Кэролин к Эмилии не ослабевает даже после того, как она выходит вновь замуж.

Уильям Вулф-Соул (Чарли Тахэн). Склонный к ипохондрии мальчик, оказавшийся между двух огней – родной матерью, диктующей ему правила безопасности, зачастую абсурдные (например, опасность мороженого из-за мифической непереносимости лактозы) и мачехой, с которой необходимо выстраивать отношения. Его прямота, неспособность к хотя бы минимальной дипломатии в общении, приводит в бешенство Эмилию, с трудом переносящую каждый такой момент. Уильям глубоко переживает смерть сестры, не имея возможности поделиться этим переживанием с близкими. По мере развития сюжета, он обретает все больше общих точек соприкосновения с мачехой.

Съемочный период

Площадкой для съемок Дон Рус выбрал Манхеттен, дата старта съемок – десятое ноября две тысячи восьмого года. Многие сцены запечатлены в Центральном парке Нью-Йорка, в том числе на ледовом катке, регулярно устраиваемом на его территории с наступлением зимы. Пейзажи серых закатов и восходов над ломаной линией городских небоскребов, несколько раз появляющиеся в фильме, призваны усилить эффект безысходности, в котором находятся герои мелодрамы.

Интересные моменты

  • Автор романа «Любовь и прочие обстоятельства» Эйлет Уолдман отметила, что адаптация Доном Русом сценария по ее произведению выполнена замечательно и каких-либо серьезных изменений, выявленных ею в ходе просмотра картины, нет. Уолдман выразила восхищение блестящей игрой Портман – она идеальна в роли Эмилии Гринлиф.
  • В американском кинопрокате этот фильм известен сразу под двумя названиями – под оригинальным Love and Other Impossible Pursuits и под The Other Woman («Другая женщина»).
  • В картине снимается младшая сестра Чарльза Тахэна – Дэйзи Тахэн. Она появляется в эпизодической роли, в сцене посещения Эмилии и Уильяма родственников на дне рождения его двоюродного брата.
  • По сложившейся традиции в киноиндустрии фильму присвоен собственный слоган – love makes everything possible, в переводе на русский язык «любовь делает возможным все».

Итоги кинопроката и реакция критиков

После премьерного показа, прошедшего шестнадцатого сентября две тысячи девятого года на кинофестивале в Торонто, картина ушла на пост-продакшен. Кинокомпании, участвующие в создании мелодрамы, рассчитывали выпустить ее в прокат на территории США осенью 2010 года, но прокатчики не проявили должного интереса – все их внимание притягивала работа Натали Портман в «Черном лебеде» Аронофски.

На большие экраны «Любовь и прочие обстоятельства» вышла с гораздо меньшим количеством показов, чем рассчитывали ее продюсеры, что неминуемо сказалось на сборах – в США они составили смешную сумму в двадцать пять тысяч четыреста двадцать три доллара и четыреста двадцать шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь долларов за пределами Штатов.

Американский зритель предпочитает легкие и зрелищные фильмы – видимо, этим объясняется низкий рейтинг 5.5/10, присвоенный фильму Дона Руса на Rotten Tomatoes. Критики отметили блестящую игру героинь Портман и Кудроу, но попеняли на зачастую неуклюжие попытки режиссера усилить эффект мелодраматизма за счет суматошных, по их мнению, сцен.

Эпилог

В своей картине Дон Рус исследует внешне необычную, но все чаще происходящую в современном обществе ситуацию, когда новая супруга пытается стать членом уже сложившейся семьи. Ведя свою героиню по невыносимо сложному пути испытаний, режиссер изображает ее живым человеком, несмотря на череду невзгод, способным испытывать боль, смеяться, любить и плакать, прощать.

Неосторожные слова наивного пасынка, раз за разом возвращающие Эмилию к мыслям о дочери и вынуждающие переживать трагедию многократно, находят отклик у зрителей. А те моменты, когда мачеха всеми силами пытается наладить связь с пасынком, создают стойкое впечатление, что ее вот-вот это удастся. И, несмотря на сложившееся изначально неприятие юной помощницы адвоката, с каждой новой сценой зритель невольно проникается к ней симпатией.

Эмоциональные сцены с участием бывшей супруги Вулфа придают остроту сюжету. Ее случайные встречи с соперницей, гневные тирады в ее адрес и выраженная ревность по отношению к мужчине, отцу своего ребенка, запоздалая горечь утраты – все это сыграно Лизой Кудроу блестяще, без малейшей фальши.

Скотт Коэн в образе Джека Вулфа пытается справиться с ситуацией, изменить ее в лучшем для всех направлении, но разрывается между двумя женщинами, одинаково важными в его жизни.

Уильям, персонаж, сыгранный Чарльзом Тахэном, необычайно развит для своих лет. Чарльзу удалось тонко передать эмоции ребенка, ищущего свой путь среди открытого противостояния близких людей. Его наивная, бессознательная жестокость во многом определяет исход картины. Как заметила автор романа Эйлет Уолдман – «Иногда высказывания Уильяма звучат так, как будто ему не пять, а шестьдесят пять лет. Его развитость очаровывает многих, за исключением меня. Я считаю, что Уильям невыносим».

Несмотря на отсутствие коммерческого успеха, работа актерской команды Портман, Коэна, Кудроу и Тахэна, сценарий и режиссура Руса создали для картины «Любовь и прочие обстоятельства» свою зрительскую аудиторию. Российскому зрителю, умеющему сопереживать персонажам даже при отрицательной составляющей их образа, эта мелодрама будет особенно интересна.