Populaire

Oblogka_luibov_na_konchikahИдея снять фильм о чемпионате по машинописи возникла у Режиса Ройнсара после того, как режиссер увидел документальный фильм, посвященный истории печатных машинок. В нем был короткий 30-секундный эпизод о подобном состязании, но это настолько поразило молодого француза, что он начал глубже исследовать эту тему. К удивлению самого Ройнсара он выяснил, что такие турниры были очень распространены в начале 60-х годов, как во Франции, так и во всей Европе. Идея превратить печатную машинку в объект спортивных состязаний настолько понравилась Режису, что стала темой его первого полнометражного фильма «Любовь на кончиках пальцев».

Сюжет:

Молодая провинциальная девушка Роза Памфиль в своей жизни видела только унылые пейзажи за окном отцовской лавки. Но она мечтает о большем, ей нужен весь мир. Чтобы осуществить свою мечту, Роза приходить на собеседование к молодому страховому агенту Луи Эрхарду – он как раз ищет секретаршу. Провинциала во многом уступает другим претенденткам на эту должность, но у нее есть один козырь – Роза очень быстро печатает на машинке, правда только двумя пальцами. Но и этого оказалось достаточно, чтобы мсье Эрхард взял ее на испытательный срок. Луи, как бывший спортсмен, который так и не стал чемпионом, имеет свои планы на счет молодой секретарши – он предлагает ей поучаствовать в региональном состязании стенографисток. Эрхард уверен в победе Розы, но первый турнир Памфиль проигрывает. Босс очень разочарован, но властные амбиции подсказывают ему, что секретарша может стать чемпионкой. Нужно только ее немного подучить и натренировать. У них есть целый год в запасе, поэтому Луи начинает воплощать свой план. Он предлагает Розе пожить в его доме, покупает ей новую печатную машинку, учит новым методам печати, просит жену лучшего друга дать мадемуазель Памфиль несколько уроков музыки. Тренировки дали свой результат – через год Роза выигрывает турнир Нижней Нормандии по машинописи, а потом становиться и чемпионкой Франции. Теперь Розу ждет чемпионат мира, но она лишается поддержки своего тренера. Луи считает, что более ничего не может дать своей подопечной. Сможет ли Роза сама выстоять в этом состязании, ведь ее ждет борьба с американкой, которая поставила пять мировых рекордов по скоропечатанию?

Образы:

Роза Памфиль – молодая провинциалка, которая знает свою судьбу наперед – ее ждет работа в магазине отца и замужество за сыном местного автомеханика. Только девушка не хочет себя хоронить в этом захолустье. Он сбегает на собеседование на должность секретаря. Роза наивно считает, что быть секретаршей – это современно: заводишь новые знакомства, ездишь по миру. Но уже первая неделя на новой должности дается ей непросто. А потом она понимает, что никто ее не воспринимает серьезно: Роза с детства знала, что она не такая, как все, поэтому не достойна любви. А ей так хочется любить и быть любимой. Своей наивностью, чистотой, искренностью молодая девушка сумела завоевать сердце мужчины своей мечты.

Луи Эрхард – молодой страховой агент. С детства Луи был спортсменом, принимал участие во многих соревнованиях, но чемпионом так и не стал. Его во многом изменила война – Эрхард был командиром партизанского отряда и на его глазах погибли все его товарищи. Его спасло только то, что он умел очень быстро бегать. Теперь у Луи остался единственный друг Боб, которой к тому же женился на его любимой девушке Мари. Сердце молодого француза зачерствело, он разучился чувствовать, получать позитивные эмоции. Единственное, что его интересует – это чемпионство. И если это не удалось ему, то он готов сделать многое, чтобы чемпионкой стала его подопечная.

Мари Тейлор – бывшая девушка Луи. Они знакомы с детства, очень любили друг друга, но Эрхард ушел на войну, так и не пообещав девушке жениться на ней. В итоге она вышла замуж за американского летчика Боба, который врезался на своем самолете в амбар отца Мари. Она стала любимой женой и самой лучшей мамой, но в ее сердце навсегда остался Луи.

Актеры:

Дебора Франсуа (Роза Памфиль) – бельгийская актриса, сыгравшая в фильмах «Дитя», «Первый день оставшейся жизни», «Студентка по вызову». Режис Ройнсар долго искал актрису на главную роль: « На роль Розы Памфиль претендовало более 150 актрис. Это был большой кастинг, что здорово, ведь такой конкурс уже сам по себе погружал в атмосферу фильма. Дебора оказалась лучшей из всех девушек. Она очень талантлива, отлично понимает, что от нее требуется, и при этом очень естественна».

Ромен Дюри (Луи Эрхард) – французский актер, звезда картин «Странный чужак», «Меня принес аист», «Изгнанники». Режиссер так объяснил свой выбор этого актера на роль в фильме «Любовь на кончиках пальцев: «Я пригласил Ромена Дюриса, потому что ассоциировал персонажа, которого ему предстояло сыграть, с самим собой. К тому же я просто обожаю этого актера, и я очень хотел, чтобы он снялся в моем фильме. После того как он дал свое согласие, мне стало намного легче собрать остальную команду. Все-таки Ромен Дюрис — личность известная».

Беренис Бежо (Мари Тейлор) – французская актриса, известная зрителям по ролям в фильмах «Артист» и «Прошлое». Обладательница премии «Сезар» и номинантка на «Оскар» очень приглянулась Ройнсару: «Я, как и многие, обратил на нее внимание после «Артиста». В том фильме меня поразила сцена, где она продевает руку в пальто и танцует с ним. Я понимал, как сложно было сыграть это. Я предложил ей сценарий и был очень счастлив, когда она сказала «да»».

Производство:

Режису Ройнсару очень нравилась эпоха 1960-х. По его словам, лучшие фильмы были сняты в это время: «Мне симпатичны иллюстрации этой эпохи, дизайн, стиль, автомобили, прически, цвета. Это очень красивая, гламурная эпоха, хорошее время». Чтобы воссоздать эту эпоху в точности, режиссер руководствовался тем, как это время представлено в художественных и документальных фильмах тех лет, а также своими фантазиями на этот счет и тем, что ему больше всего нравилось в далеких 60-х. Для того чтобы фильм получился реалистичным, Режис долгое время провел в архивах, изучал документы, встречался с победителями чемпионатов по скоропечатанию, с их учителями. Он начал свои исследования еще в 2004 году: «Это было очень сложно, так как все школы, которые учили печати и стенографии, закрывались, было непросто найти любые архивные документы. Я только смог найти короткие видеоролики в интернете, демонстрирующие набор на соревнования. Также среди наиболее интересных документов, которые я обнаружил, была фотография американского чемпионата, который происходил на велодроме на глазах у тысяч зрителей. Я также нашел некоторые старые рекламные объявления: «Секретарей и стенографистов приглашают на соревнования по скорости набора текста». Я встретился с участниками региональных чемпионатов, и они мне поведали о психологическом давлении и методах дестабилизации противника с помощью глаз. Это только подтвердило мое мнение о том, что это был настоящий вид спорта».

Над сценарием работали Режис Ройнсар, Даниэл Прэсли и Ромайн Компан. «Сначала я написал около тридцати страниц и создал персонажей, которые вращались вокруг Розы, — поделился Ройнсар. — С моим другом Даниэлем Прэсли, музыкальным продюсером и любителем американских комедий 50-х годов, мы создали персонажей Боба и Мари. В результате мы решили написать сценарий вместе. У Даниэля очень высокие стандарты, он своего рода Вуди Аллен юмора. Также мы хотели написать диалоги на английском, а потом адаптировать их на французский, чтобы создать некую алхимию американской комедии во французском стиле. Мы написали первый вариант, но он удовлетворил нас только на 60%. Мы понимали, что нужно развить психологические дуги характера Розы более подробно. Я читал сценарии молодого Ромайна Компана, большого поклонника Бритни Спирс и Мэрилин Монро. Я позвонил ему, и три недели спустя он представил свою версию сценария, которая нам понравилась на 85%. Он сделал историю любви более смелой. У нас получилось трио – сотрудничество молодого поклонника упавшей звезды, американского музыканта и французского режиссера. Это было непросто, но очень интересно!»

Основные съемки проходили на студии Les Productions Du Tresor. Продюсером картины выступил Ален Аттал. Он был первым, кому Режис Ройнсар предложил ознакомиться со сценарием: « Мы дали ему в пятницу, и в следующий вторник он сказал нам, что хочет сделать этот фильм». Аттал стал для режиссера его Луи Эрхардом: «Наши видения фильма совпадали. Он подталкивал меня и призывал прислушиваться к себе и тому, что я люблю».

Главным помощником Ройнсара в воссоздании характера далеких 60-х стала Шарлотта Дэвид — художник по костюмам. Она не была новичком в этом деле — ранее Шарлотта создавала костюмы для французского блокбастера «Агент 117: Каир — шпионское гнездо», действия в котором тоже разворачиваются в средине ХХ века. Для фильма Дэвид разработала специальные модели нижнего белья, среди которых заостренные бюстгальтеры. Они, вместе с поясами и лифами, стали основой силуэта. Некоторые модели выпустил парижский дом корсетов Cadolle. Дебора Франсуа также внесла свой вклад в создание образа Розы Памфиль: «Мне очень понравилось быть вовлеченной в создание костюмов. Я могла сказать, что эти подтяжки должны быть тоньше, или эту юбку нужно носить с дополнительным подъюбником, или здесь можно добавить еще один аксессуар». Но если для Розы, как молодой деревенской девушки, создали много красивых платьев, то для Мари, персонажа Беренис Бежо, художники придумали более «современный» стиль – брючные костюмы, шелковые майки, балетки, головные повязки, кардиганы. Для мужчин были созданы индивидуальные костюмы и эксклюзивные зажимы для галстуков. Чтобы подчеркнуть характер Луи, Ромен Дюрис использовал старинные спортивные часы Jaeger-LeCoultre.

Музыкальное сопровождение фильма создали Роб и Эммануэль д’Орландо. Саундтреком стали существующие ранее музыкальные композиции. Режис Ройнсар предложил использовать мотивы, популярные за три года до и три года после событий, изображенных в картине. Сам режиссер признался, что ему очень нравилась музыка той эпохи: «Я люблю американскую музыку, особенно легкий джаз в исполнении Лекса Бакстера и Мартина Денни. Я также увлечен композиторами 50-х, писавших для Синатры и других эстрадных певцов. И я хотел использовать похожие французские песни, но в послевоенной Франции доминирующей музыкой был Ив Монтан, Лео Ферре, Жорж Брассенсом и Эдит Пиаф. Я не мог найти эквивалент популярных американских джазовых мотивов. Тогда я обнаружил малоизвестных музыкантов, таких как Джек Ари, который возглавлял ча-ча- и мамбо-оркестр. Он выпустил около 45 композиций, так я и раскопал песню «Las Secretarias», которая идеально вписался в фильм».

Критика:

Фильм «Любовь на кончиках пальцев» получил в основном положительные отзывы и кинокритиков, и публики. Об этом свидетельствует рейтинги картины на популярных порталах: на Rotten Tomatoes фильм получил 73% положительных отзывов от критиков и 71% — от зрителей; на Metacritic кинокритики оценили творение Режиса Ройнсара в 57/100, а пользователи присудили 5,8 баллов из 10. Жером Вермелин из Metro France прокомментировал: «Первый фильм молодого режиссера Режиса Ройнсара полный очарования, а дуэт Ромена Дюри и Деборы Франсуа – восхитительный». Лиз Беррдсфорд из Empire оценила картину в три звезды и написала: «Ройнсарт создал фильм, в котором есть и веселье, и более серьезные социальные комментарии, он умно использует в сюжетной линии второстепенных персонажей. Фильм странный, но очаровательный».

Калем Афтаб на популярном кинопортале IndieWire удостоил фильма категории В и заявил, что «Любовь на кончиках пальцев» может найти свою международную аудиторию, но это не «Амели». Критик отметил, что для некоторых может стать проблемой языковой барьер. Бойд ван Гойи из Variety отметил, что фильм является «красочной и стильной романтической комедией, в которой безупречно сочетаются скорость соревнования 1950-х годов и современные кинематографические приемы». Ему понравился дуэт Дюри и Франсуа, но он был немного разочарован, что в истории нет неожиданных поворотов и не раскрыты глубокие эмоции. Дарья Серебряная в Time-Out считает, что «Любовь на кончиках пальцев» заимствует красочную популистскую палитру у «Шербурских зонтиков» и тоже, чуть что, включает над головами героев дождь, все носят платья-карандаши и курят столь часто, что по густоте дыма дебют клипмейкера Ройнсара даст фору даже сериалу «Безумцы». Наталья Серебрякова в Empire написала: «И пускай «Любовь на кончиках пальцев» не ждет оглушительный успех «Артиста», фильм все же получит заслуженный успех у зрителей благодаря своей наивной искренности и романтике».

Награды и номинации:

Мировая премьера фильма состоялась 17 ноября 2012 года на кинофестивале в Аррасе, а в широкий прокат во Франции картина вышла 28 ноября 2012 года. «Любовь на кончиках пальцев» была номинирована на множество премий и завоевала большое количество наград. На кинофестивале франкоязычных фильмов в Греции картина получила приз зрительских симпатий. Французская Академия искусств и технологий кинематографа номинировала фильм на пять премий: лучший дебютный фильм, лучший дизайн, лучший костюм, лучшая операторская работа и лучшая музыка. Но ни одной премии Сезар «Любовь на кончиках пальцев» не выиграла.

В США на кинофестивале «Город Света, Город Ангелов» работа Режиса Ройнсара получила первую премию. На French Film Awards Режис Ройнсар и Ален Аттал получили награду за лучший дуэт режиссер-продюсер. На Французском кинофестивале в Токио картина получила приз зрительских симпатий. На Globes de Cristal Award Дебора Франсуа была номинирована на Хрустальный глобус за лучшую женскую роль. На Международном кинофестивале в Сан-Франциско «Любовь на кончиках пальцев» выиграла приз зрительских симпатий.

Интересные факты:

  • Во французском варианте название фильма звучит как «Populaire». Это марка печатной машинки известного бренда Japy, который рекламирует главная героиня. Также в переводе с французского слово «populaire» значит «близкий к людям», «известный».
  • Россия – не единственная, кто представил оригинальное название картины Режиса Ройнсара. В Бразилии фильм известен как «Машинистка», в Италии – «Кое-что о Розе», в Чехии – «Любовь всеми десятью», в Мексике – «Моя история между пальцев».
  • В песне «Las Secretarias» или «Cha Cha Cha», которая звучит в картине в исполнении Джоана Момпарт и коллектива High Society Cha Cha, слова ча-ча-ча имитируют звук клавиш на печатной машинке.
  • Леля Делваль, которая была парикмахером в фильме «Любовь на кончиках пальцев», предложила для образа Мари рыжий парик. Он настолько понравился Беренис Бежо, что для съемок в новом фильме актриса выкрасила свои волосы в такой же рыжий цвет.