L'amour dure trois ans

Oblogka_Luibov_givetЕвропейское кино – для многих российских зрителей это всегда ожидание чего-то новаторского, тонкого и интеллектуального, особенно, если речь идет о кино французском, традиционно славящемся утонченностью, драматизмом сюжетов и профессиональной игрой актеров. Именно этим и объясняется столь пристальное внимание в России ко всем новым французским картинам. Не стал исключением и вышедший в прокат в 2012 году фильм «Любовь живет три года». Картина является экранизацией одноименного романа Фредерика Бегбедера и особую пикантность ее появлению придает тот факт, что в качестве режиссера выступает автор книги, впервые примеряющий на себя подобное амплуа. Бегбедер снял картину о любви, любви в ее современной интерпретации и в то же время в истинном ее значении, и тем самым привлек внимание не только почитателей своего творчества, но и множества ценителей романтических сюжетов. Однако является ли романтика составляющей идеи этой ленты? Скорее да, чем нет, но ее присутствие едва уловимо и кажется, что погребено под грудой штампов, символизирующих современное понимание проявления лучшего из чувств. Однако это свойственно многим французским картинам разных лет, которые относятся к данному жанру – в них романтика соседствует с обыденностью и, зачастую, трудно отделить одно от другого.

Так, революционный фильм Роже Вадима « И бог создал женщину» (1956), рассказывающей о юной безрассудной девушке, отчаянно пренебрегающей установленными нормами и откровенно наслаждающейся жизнью, это настоящий гимн любви, однако чувственность и страсть здесь заслоняют романтику, оставляя лишь ее едва уловимый флер.

Картина «Любовь с первого взгляда» (1983) режиссера Дианы Кюри, которая основана на истории ее семьи повествует о взаимоотношениях двух женщин, вынужденных в силу обстоятельств всю жизнь поступаться собственными желаниями — каждая из них вышла замуж не по любви, а по необходимости, для того, чтобы элементарно выжить, обе они вели жизнь полную уступок и смирения, однако встреча друг с другом всколыхнула живущие в их душах чувства, и они осмелились бросить вызов обществу. В этой картине романтические проявления чувств также тесно переплетены с реалиями жизни главных героинь.

«Ангел-а» (2005) Люка Бессона безусловно пронизан романтикой, однако это далеко не пастораль, это романтика темных улиц, это чувства, которые испытывают не идеальные персонажи, а далеко небезупречные герои, чьи поступки зачастую безнравственны и противоречат общепринятой морали.

Даже в позиционируемой в качестве романтической комедии «Роковой красотке» (2006) режиссера Пьера Сальвадоре, где главную роль сыграла несравненная Одри Тоту, чувства поначалу приносятся в жертву меркантильности главной героини. Ирен – охотнице за состоятельными мужчинами, приходится поступиться своими принципами для того, чтобы понять и принять идею бескорыстной любви.

Герою картины Бегбедера Марку Марронье также приходится поменять свое представление о жизни и любви, поверить в истинность, как собственных чувств, так и чувств подруги. Выступив в качестве режиссера, автор книги сделал своего знаменитого персонажа менее циничным и более рефлексирующим – это позволило более достоверно показать процесс трансформации жизненных принципов героя.

Зависимость Марронье от общественного мнения, подчеркивает введение ряда новых персонажей – его друзей, с которыми он видится практически ежедневно, обсуждая проблемы личной жизни, а также весьма расширены образы его родителей, о которых в книге упоминается лишь вскользь.

Несмотря на то, что фильм назван экранизацией романа, его скорее можно охарактеризовать как самостоятельное произведение, созданное по мотивам книги. В картине изменены причинно-следственные связи происходящих событий – Марк Марронье уже не виновник развода с женой, а скорее жертва женщины, решившей избавиться от опостылевших отношений, знаменитая фраза «Любовь живет три года» не просто бросается героем, а является выстраданной в муках, а отношения с Алисой прерываются из-за уже написанной и изданной книги.

Сюжет

Литературный критик и по совместительству светский репортер Марк Морранье был счастлив в браке ровно три года. Постепенно безоблачное счастье и эйфория от присутствия рядом любимого человека сходят у супругов на нет, и его жена Анн принимает решение о разводе. Даже во время процедуры подписания документов, Марк пытается уговорить ее передумать, но Анн непреклонна. Пытаясь утешиться, Марк отправляется на поиски приключений, однако, посетив несколько модных вечеринок, понимает, что легче ему не становится, а единственное, что он приобрел – это дикая головная боль и неприятие людей. Полный отчаянья, находясь под влиянием алкоголя, Марк даже стремится покончить с собой, однако его попытка не увенчалась успехом.

Все свои чувства и эмоции Марк выплескивает в книге «Любовь живет три года», которая, по его словам, «обнажает изнанку моногамии» и предназначена для утешения таких же несчастных людей как и он сам. Потратив значительное количество времени на написание своего романа, Марк ощущает своего рода катарсис и решает вновь вернуться к обычной жизни, больше не страдая и не сожалея о прошлом. Он рассылает рукопись по издательствам, но везде получает отказы.

Однажды проснувшись после бурной оргии, он роняет себе на ногу телевизор, в это время к нему приходит Алиса – жена его кузена, с которой он познакомился на похоронах своей бабушки. Ее звонкий и искренний смех во время напыщенной проповеди священника произвел на него неизгладимое впечатление, а безупречная внешность и то, что она разделяет его музыкальные пристрастия, окончательно покорили его сердце.

Алиса пришла чтобы попросить его перестать присылать ей свой адрес и код телефона, в ответ он предлагает ей войти. Увидев его ушибленную ногу, она отвозит Марка в больницу и после этой поездки оба понимают, что отношения между ними неизбежны, хотя Алиса все еще противится. Марк ежедневно «забрасывает» ее множеством смс, глубокомысленно заявляя, что в 21 веке «любовь – это смс без ответа».

Друзья Марка Пьер и Кати сообщают ему о том, что решили пожениться и просят стать шафером. Напуганный своим неудачным опытом, Марк всячески пытается отговорить Пьера от женитьбы, предупреждая, что любовь со временем проходит, однако слышит в ответ хрестоматийное – время не властно над чувствами. Это утверждение друга, известного ранее многочисленными любовными похождениями, заставляет Марка задуматься.

Он вновь встречается с Алисой, которая продолжает настаивать,что они могут быть только друзьями, однако во время их следующей встречи ситуация меняется – она сама целует его и так начинается настоящий роман, где есть место и безудержному сексу и нежности и, конечно же, любви. Однако смогут ли эти отношения продлиться дольше трех лет?

Фредерик Бегбедер — я действовал по шаблону

По словам Фредерика Бегбедера он выбрал для режиссерского дебюта
роман «Любовь живет три года» по одной единственной причине, полагая, что экранизация личной истории позволит достичь большего успеха на новом поприще. Романтические комедии, согласно его утверждению, создаются по определенным канонам, а значит можно придерживаться традиционной схемы, внося разнообразие только во внутреннюю часть этого шаблона, выписывая характеры персонажей и причины их действий.

Эта картина стала для Бегбедера еще и возможностью поделиться со своими почитателями «закулисьем» жизни писателя, рассказать о взаимоотношениях с редактором и с поклонниками, о муках творчества и литературных премиях. Он сознательно изменил и расширил идею произведения, ведь фильм был снят спустя 15 лет после выхода книги, и у автора появилось много новых идей.

Бегбедер, в качестве режиссера достаточно гибок – многие сцены и диалоги изменялись прямо на съемочной площадке, он нередко черпал вдохновение в спорах с актерами и позволял им импровизировать.

Персонажи и актеры

Марк Марронье – яркий представитель французской богемы, литературный критик днем и светский репортер ночью, он душа любой компании и не чурается никаких удовольствий, будь то участие в оргиях, неумеренные возлияния или употребление наркотиков. После расторжения брака и разочарования в моногамии, Марк выводит для себя собственную «формулу любви», основанную на убежденности, что даже самое сильное чувство обречено и не может длиться более трех лет. Гедонист до кончика ногтей он любит музыку Мишеля Леграна, рыдает во время просмотра картины «Ослиная шкура», цитирует Солженицина и Буковски. Гаспар Пруст воплотивший на экране культовый образ нигилиста отличается огромным сходством с режиссером, что, учитывая автобиографичность и книги и фильма, явилось весомым аргументом для получения актером этой роли. Пруст известен, прежде всего, как комедийный актер, выступающий с чтением юмористических текстов, «Любовь живет три года» – его первая полнометражная картина.

Алиса – возлюбленная Марка, страстная и противоречивая натура, зачастую не обращает внимания на условности и ведет себя несколько вызывающе, однако имеет принципы и строго и следует. В частности, она не терпит лжи, и когда раскрывается секрет Марка, поступает в соответствии со своими убеждениями. Актрису Луизу Бургуан, исполнившую роль Алисы, Бегбедер уговаривал в течение нескольких лет и нисколько не пожалел об этом. Он считает, что никто кроме Бургуан не сумел бы быть одновременно смешной, сексуальной и элегантной. Карьера Луизы Бургуан началась на телевидении, она работала на разных каналах в качестве телеведущей. Ее дебют в кино состоялся в 2008 году в картине «Девушка из Монако» режиссера Энн Фонтейн, и первая же роль получила номинацию на престижную премию Сезар.

Анн – бывшая жена Марка, вначале нежно его любившая, а после стремящаяся как можно быстрее получить развод и навсегда забыть о бывшем муже. Элиза Сенауи, великолепно исполнившая эту небольшую роль, по праву считается одной из красивейших французских актрис и ее участие в картине Бегбедер считает огромным везением.

Жан-Жорж – лучший друг Марка, который рядом с ним «и в печали и в радости», именно с ним Марк обсуждает каждое событие своей жизни. Жан-Жорж импульсивен и беспринципен, он постоянно жаждет удовольствий, и для него практически нет запретов, но иногда ему все же знакомы муки совести. Неожиданной сюжетной линией фильма стали новые отношения Жан-Жорж, которые в корне отличаются от всех предыдущих. Благодаря этой роли Джои Стар, который помимо актерских работ, известен в первую очередь как талантливый музыкант-рэпер, еще раз продемонстрировал свой комический талант и вызвал особую симпатию зрителей.

Второй друг Марка Пьер – интеллигентен и эрудирован, что не мешает ему принимать участие в более чем спорных развлечениях своих друзей. Свои убеждения он предпочитает доказывать, цитируя классическую литературу. Безумно влюбленный в свою невесту, Пьер всячески старается убедить Марка отказаться от его теории «трех лет» и поверить в силу настоящей любви. Исполнивший эту роль Джонатан Ламбер — известный французский радио- и телеведущий, знакомый зрителям по картинам «Любовь – это для двоих», «Смени лицо», «Закон Мерфи» , имеет много общего со своим персонажем, именно это и подвигло режиссера пригласить его для участия в картине.

Кати — подруга Марка и невеста Пьера, забавная и веселая девушка, предпочитающая говорить по-английски, подвержена сиюминутным порывам. Несмотря на искреннюю любовь к жениху она поддается искушению и изменяет ему с Жан-Жоржем. Сыгравшая роль Кати актриса Фредерик Бель известна по таким картинам как «Перемена адреса», «Сафари», «Злодей», «Необычайные приключения Адель».

Мать Марка – сильная и мудрая женщина, периодически вступающая в конфликт с бывшим мужем. Немного напоминает Анн, также как и бывшая невестка, она без сожаления разорвала изжившие себя отношения, сосредоточившись на карьере и воспитании сына. Именно она дает Марку совет быть сильным и не теряться под напором трудностей, приводит в пример собственную судьбу, аргументируя, что, несмотря на пережитый рак, развод и прочие проблемы, она всегда остается хозяйкой положения. Анни Дюпре — французская актриса и писательница, исполнившая роль матери Марка, впервые появилась на большом экране в 1966 году в фильме Жан-Люка Годара «Две или три вещи, которые я знаю о ней», однако известность к ней пришла после картины 1976 года «И слоны бывают неверны». Позже она занялась литературным творчеством и снискала значительный успех на этом поприще.

Отец Марка — преуспевающий бизнесмен, у него молодая красивая жена, он ведет роскошный образ жизни, однако втайне продолжает сожалеть о распавшемся браке и просит сына не повторять его ошибок. В этой небольшой роли Бернар Мене сумел продемонстрировать великолепное актерское мастерство. Этот знаменитый актер и певец дебютировал еще в 1969 году, а пик его популярности пришелся на 70-80 годы 20 века, в этот период на экраны вышли такие картины с его участием как «Большая жратва», (1973) «Никаких проблем» (1975), «Дракула- отец и сын» (1976), «Мейн-океан» (1986). В 1991 году вошел в труппу театра Комеди-Франсез.

Роль Франчески Вернеси, единственного редактора решившего опубликовать роман Марка Марронье, с блеском исполнила французская актриса и певица Валери Лемерсье, известная по картинам «Милу в мае», «Пришельцы», «Королевский дворец» и «Место в партере». Ее героиня достаточно авторитарна, она всегда действует в интересах своих авторов, не считаясь, однако, с их мнением. Именно ее решение раскрыть инкогнито Марка и стало причиной разногласий между ним и Алисой.