Amour

Oblogka_Luibov «Любовь» режиссера Михаэля Ханеке – один из лучших фильмов 2012 года, получивший множество важнейших кинематографических премий. Это – европейская камерная драма, повествующая о чувствах, которые проходят испытание временем. Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале, где она получила восторженные отзывы кинокритиков и главную награду – «Золотую пальмовую ветвь». Многие рецензенты назвали «Любовь» одним из лучших фильмов последних лент, а также одним из наиболее значительных в карьере Михаэля Ханеке. Возможно, «Любовь» — самый личный фильм для Ханеке, как справедливо отметили российские кинокритики. Все дело в почтенном возрасте мастера, которому на момент выхода ленты исполнился 71 год, а также его взглядах на жизнь и творчество. Как и главный герой картины, режиссер всю жизнь прожил со своей женой Сьюзи Ханеке и оставался с ней до самой старости. Однако нужно заметить, что сам постановщик никак не прокомментировал эти предположения. Характерными особенностями «Любви» являются лишь одно место действия (а именно – квартира пожилой пары), а также то, что все действия персонажей несколько «растянуты» во времени и длятся намного дольше привычного. Это подчеркивает реализм ленты, который порой становится по-настоящему беспощадным, как и принято у Михаэля Ханеке. Иногда картина способна шокировать зрителя, в частности, физиологически точным изображением отдельных сцен. Те проявления любви, которые можно увидеть в этом кинопроизведении, максимально далеки от романтики, но благодаря им лента выглядит поистине правдивой. Все это позволяет назвать фильм действительно новаторским.

Неотвратимое «угасание» жизни в главных героях – лишь побочный эффект жизни, которой непременно сопутствует увядание и, в конце концов, смерть. И Анна, и Жорж остаются одинокими, а единственное, что они могут делать на закате своих дней – заботиться друг о друге. Их самоотречение не подано в ленте с пафосом или излишней трагичностью. Напротив, все происходящие события выглядят абсолютно обыденными, как и в реальной жизни, где нет место сантиментам. Ханеке в своей ленте не стесняется показывать то, что, как правило, оказывается скрытым от глаз, и это делает «Любовь» довольно личным фильмом, ведь у зрителя остается чувство, будто он «подсматривает» за героями. А подчеркнутая «физиологичность» — лишь способ выразить главную мысль создателей о том, что подлинная любовь может жить вопреки болезни, смерти и даже реальности. Режиссер со свойственной ему точностью доказывает этот тезис, словно теорему, раз за разом преподнося зрителям те образы, которые меньше всего ассоциируются с романтикой. В этом смысле киноленту можно назвать своеобразной «антимелодрамой», которая буквально «выворачивает наизнанку» все штампы и каноны этого жанра. «Любовь» — фильм, стремящийся разрушить все иллюзии о вечности чувств, которые только могут быть. И, возможно, именно поэтому он стал одним из наиболее значительных культурных событий года.

Как уже говорилось, главные герои здесь преклонного возраста. Это — Жорж и Анна, которым давно исполнилось более восьмидесяти лет. Всю жизнь они прожили рука об руку, находя силы всегда быть рядом. Но теперь, в период глубокой старости, они доживают последние дни, которые им отведены. Первой сдается Анна, в которой начинает постепенно угасать жизнь. Сначала пропадает память, а потом отказывает тело и наступает паралич, приковывающий ее к кровати. Это – самое тяжелое время в жизни женщины, и Жорж не желает бросать супругу. Он пытается нанять сиделок, однако те не в состоянии дать ей ту душевную теплоту, в которой она, по его мнению, действительно нуждается. В результате Жоржу приходится отказываться от собственной преподавательской деятельности в консерватории, чтобы остаться наедине с Анной и посвящать ей все свое время. Периодически приходящая дочь настаивает на том, чтобы отец отдал Анну в руки тех, кто сможет полноценно о ней заботиться, то есть в дом престарелых, однако Жорж не хочет слушать никакие доводы, которые со стороны могут показаться разумными. Такая слепая, почти иррациональная привязанность кажется непонятной дочери, чьи визиты становятся подлинным испытанием для всех членов семьи, прежде дружной и любящей…

Только лишь визиты дочери как-то преображают печальный и неспешными мир жизни стариков. В фильме он показан настолько детально, что воспроизведение реальности становится почти документальным. Такие вещи, как смена подгузников, неловкие падения из-за потери равновесия, кошмары, мучающие супругов, подробности их быта, — все это создает непривычно тягостное ощущение. Постановщик Ханеке будто бы нарочно собрал воедино все моменты жизни, о которых даже не принято упоминать, не говоря уже о демонстрации на больших экранах. Все это поразительно контрастирует с настоящими чувствами главных героев, над которыми не властна даже болезнь или смерть. В этом триумфе духа на телом, возможно, и состоит главное достоинство ленты «Любовь», ставшей общепризнанным шедевром мирового кино и одним из лучших произведений в фильмографии австрийца Ханеке.

Официальная дата премьеры — 20 мая 2012 года, состоялась она на Каннском кинофестивале. Производственный бюджет, как это всегда бывает у режиссера, весьма невелик, что закономерно, учитывая «камерность» картины и участие небольшого количества актеров. При этом кассовые сборы «Любви» позволили не только покрыть затраты создателей, но и принести им более чем двукратную прибыль.

Официально на территории России фильм появился 25 октября 2012 года, а дистрибуцией занималась компания «Другое кино», которая традиционно локализирует «артхаусные» и художественно значимые ленты для российского кинопроката. Учитывая статус «Любви», ее прибыль в кинотеатрах нашей страны закономерно оказалась небольшой – всего 153 тысячи долларов, что не сравниться со сборами голливудских блокбастеров или другой подобной продукции. Тем не менее, ознакомиться с фильмом стоит каждому поклоннику киноискусства.

Съемочная группа

Австрийский постановщик Михаэль Ханеке, работавший над «Любовью», приобрел известность благодаря таким картинам, как «Белая лента» (2009), «Скрытое» (2004), «Время волков» (2002), «Пианистка» (2001), «Замок» (1997), «Забавные игры» (1997), «Видео Бенни» (1992) и многим другим. Практически все они обладали шокирующим содержанием и впечатляющей выразительностью. Благодаря своему уникальному подходу Ханеке стал одним из самых награжденных режиссеров современности, дважды получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (первый раз – за картину «Белая лента»). Критики регулярно сравнивали мастера с математиком, который пользуется отточенной до совершенства формулой, чтобы вызвать эмоции у зрителя. «Любовь» знаменует поздний период творчества Ханеке, причем не только из-за солидного возраста режиссера, но и благодаря своему содержанию. «Amour» — фильм не только о любви, но и о неизбежности смерти, предчувствие которой является краеугольным камнем многих произведений искусства. Поскольку австриец самостоятельно написал сценарий для киноленты, ее можно назвать в полной мере авторской, а значит – выражающей мысли и желания ее творца. Именно так восприняли картину многие критики, что, нужно сказать, пошло ей только на пользу.

Оператором стал номинант на премию «Оскар» Дариус Хонджи, снявший такие фильмы, как «Мои черничные ночи» (2007), «Переводчица» (2005), «Уимблдон» (2004), «Пляж» (2000), «Комната страха» (2002), «Чужой 4: Воскрешение» (1997), «Эвита» (1996), «Семь» (1995) и множество других, благодаря которым он стал видным специалистом в Голливуде, которого регулярно привлекают в масштабные проекты.

Продюсеры — Михаэль Андре, Беттина Рейц, Беттина Риклефс, Уве Шотт, Штефан Арндт и другие (всего насчитывается двенадцать человек). Практически все они имели за плечами успешный опыт работы в кино и на телевидении, в том числе и с режиссером Ханеке. За художественное оформление в «Любви» отвечали Жан-Венсен Пузо (постановщик), Катрин Летерье (по костюмам), Сюзанна Ханеке и Софи Рейно (по декорациям). За монтаж — Надин Мьюз и Моника Уилли.

Актерский состав

Несмотря на то, что в фильме «Любовь» участвовало не так много актеров (всего 14, включая эпизодических персонажей), именно работа исполнителей стала одним из главных достоинств киноленты. Легендарная «икона» европейского кинематографа прошлого — Жан-Луи Трентиньян и популярная Эмманюэль Рива, некогда одни из самых красивых актеров прошлого, предстали перед современными зрителями в образах стариков, жизнь которых подходит к концу. В этом можно рассмотреть символизм или принципиальную позицию режиссера, однако сам Ханеке не стал разъяснять свой выбор артистов на главные роли.

Жан-Луи Трентиньян снялся в таких картинах, как «Ночь у Мод», «Конформист», «Три цвета: Красный», «Великолепная Анжелика» и, конечно же, «Мужчина и женщина» — фильме, ставшем одним из самых популярных кинопроизведений о любви. В этом как раз многие рецензенты и усмотрели печальную иронию, сравнивая жестокую и правдоподобную «Любовь» со знаменитым фильмом Клода Лелюша.

Эмманюэль Рива – популярная французская артистка, которую поклонники классического кино прошлого века могли видеть в таких картинах, как «Три цвета: Синий», «Человек и его собака», «Хиросима, моя любовь» и многих других. Конечно, Рива не столь популярна, как Трентиньян, однако у себя на Родине, во Франции, долгое время считалась одной из главных кинозвезд. На момент выхода «Любви» актрисе исполнилось 85 лет, тогда как Трентиньяну – 82. Получившая больше всего наград Изабель Юппер отличилась съемками в таких фильмах, как «8 женщин», «Любовь», «Церемония преступления», «Пианистка», «Вальсирующие» и других.

Награды и кинопремии

Картина была удостоена таких наград, как «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, а также «Оскара» за лучший зарубежный фильм. На главной американской кинопремии работу Ханеке также номинировали на получение призов в категориях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Эмманюэль Рива), «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий» (обе номинации – для Михаэля Ханеке). Кроме прочего, лента выиграла вторую по престижности кинопремию в США – «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Но, конечно же, больше всего наград картина получила в Европе. Пять «Сезаров» и еще пять номинаций на эту премию, четыре главных приза Европейской киноакадемии, призы Британской киноакадемии и отдельный приз для актрисы Эмманюэль Рива, — все это как нельзя лучше говорит в пользу «Любви», как произведения, действительно способного оставить след в мировом искусстве.

Мнения зрителей и критиков

Подавляющее большинство кинокритиков восприняло ленту положительно, отметив бескомпромиссную позицию создателей и выдающиеся художественные достоинства. Даже если не изучать материалы популярных интернет ресурсов, посвященных кинематографу, можно с уверенностью сказать, что «Любовь» вызвала огромный резонанс в прессе. Это – хороший показатель по-настоящему удачного произведения.

На сайте rottentomatoes.com картина Ханеке получила рейтинг в 93%, который вплотную приближается к самому высокому результату. Общее число рецензий, оставленных профессиональными кинокритиками – 191. Из этого количества 13 являются в целом отрицательными, а остальные 178 – положительные.

Пользователи интернет ресурса IMDb проголосовали за ленту более сдержано, оценив ее на 7,8 баллов, что считается весьма хорошим результатом, однако далеким от идеального. Связано это с тем, что «Любовь» — довольно спорное произведение искусства, в котором показаны порой самые страшные, неприятные и унизительные для человека моменты, когда он становится бессильным настолько, что не может позаботиться о себе. Естественно, детальное воспроизведение всего этого на экране вряд ли может прийтись по душе массовому зрителю. Все это отразилось на оценках картины, признанной выдающимся творением в плане своих художественных достоинств. Общее количество проголосовавших превышает 43 тысячи человек. Русскоязычная аудитория мировой паутины оценила произведение Ханеке немного ниже. Нужно учитывать, что все оценки могут измениться с течением времени, ведь голосование идет непрерывно.