Max Payne

Oblogka_Maks_PeinС момента первой полноценной экранизации компьютерной игры – фантастического фильма «Супербратья Марио», созданного режиссерами Рокки Мартоном и Аннабель Янкель и вышедшего на экраны в 1993 году – такие кинокартины снимались и продолжают сниматься. Были кинобоевики «Mortal Kombat» и «Street Fighter», серия «Обителей зла», зрелищные «DOA: Живые или мертвые» и «Хитмэн». Пройти мимо серии игр от Remedy Entertainment о полицейском Максе Пэйне на фоне популярности геймерских блокбастеров – этой ошибки владельцы 20th Century Fox совершить никак не могли. И в две тысячи восьмом году в мировой прокат вышел блокбастер «Max Payne», созданный крупнейшей голливудской киностудией, Джоном Муром и Бо Торном. У Макса Пэйна, полицейского из нью-йоркского департамента по борьбе наркотиками, все хорошо – интересная работа, любимая жена и ребенок. Вернее, у него все было хорошо до момента, когда группа бандитов не вторглась в его дом, после чего Макс остался один на белом свете. У него единственная цель – найти и уничтожить тех, кто лишил его самого смысла жизни. После гибели жены и ребенка Пэйн перестал быть человеком в полном смысле – он лишь оболочка, внутри которой горит пламя мести.

Создание картины

Появлению блокбастера на киноэкранах предшествовали длительные закулисные перипетии, занявшие без малого семь лет. В две тысячи первом году компьютерная игра «Max Payne» была выбрана для экранизации Collision Entertainment Company, через год к работе над проектом подключились Dimension Films и Abandon Entertainment. Первую версию сценария для блокбастера создал Шон Райан (автор сериалов «Обмани меня» и «Щит»). В июне две тысячи пятого права на создание фильма Collision Entertainment передала кинокомпании 20th Century Fox, в свою очередь, поручившей создание окончательного сценария Бо Торну, новичку в этом деле. Режиссером кинопроекта 20-й век Фокс избрала Джона Мура, ранее создавшего коммерчески прибыльные «В тылу врага» и «Полет Феникса». Участие в проекте Мура, причем в качестве продюсера в том числе, вызвало интерес продюсера Джули Силверман («Шесть демонов Эмили Роуз», «Чистильщик»).

Образы валькирий, которых рисовало воспаленное воображение персонажей фильма, зависимых от валькирина, были созданы художниками Крисом Росваном и Робом МакКаллумом. Компьютерные спецэффекты, присутствующие в блокбастере во многих сценах, выполнены канадской компанией Spin. Благодаря ее специалистам, в кадрах «Пэйна» появились горящий снег и сцена с исчезающими потолком и стенами в финале фильма. Музыкальное сопровождение картины «Макс Пэйн» создано Марко Белтрами, ранее работавшим над композициями для блокбастеров «Крик», «Факультет» и «Обитель зла».

Актеры и роли

Макс Пэйн (Марк Уолберг): на роль главного героя картины продюсеры изначально планировали Клайва Оуэна, будучи впечатленными его игрой в «Пристрели их», но он отказался участвовать в проекте. Согласился другой «плохиш» — Марк Уолберг, ранее снискавший славу в «Идеальном шторме» и «Планете обезьян». Заполучить Уолберга на роль Пэйна оказалось нелегко – сначала он наотрез отказался, поскольку счел основанный на компьютерной игре сценарий полной ерундой, но ознакомившись с ним после длительных уговоров, все таки дал свое согласие на съемку. Как признался позже режиссер картины Джон Мур, он ожидал результаты переговоров с Уолбергом в предпаническом настроении, ведь в случае отказа актера проект мог и не состояться вообще. Наташа Сакс (Ольга Куриленко): эпизодическое участие Ольги в «Максе Пэйне» во многом было определено ее ролью в «Хитмэне» и степенью владения русским языком, необходимым по сюжету. Мона Сакс (Мила Кунис): актриса долго готовилась к съемкам в блокбастере, пройдя подготовку по стрельбе, боксу и восточным боевым искусствам.

Б.Б. Хенсли (Бо Бриджес): он исполнил сложную роль друга, напарника отца Макса Пэйна и, одновременно, человека, действовавшего в интересах корпорации «Эйсир». По словам актера, он согласился играть Б.Б. по просьбе своих детей – Бо Бриджес никогда не играл в «Max Payne» и даже не знал о существовании такой игры. А вот его дети Дилан и Эмили игру обожали и настойчиво упрашивали отца принять участие в блокбастере. Николь Хорн (Кейт Бёртон): несмотря на достаточную эпизодичность ее роли, прежде очаровательная глава компании, основавшая премию в честь погибшей супруги Пэйна, Мишель выглядит все более и более таинственной по мере развития сюжета. Джек Люпино (Амори Ноласко): его образ в картине «Макс Пэйн» — жестокий убийца, порожденный препаратом «Валькирия». Нужно отдать должное мастерству актера – убийца в его исполнении получился очень даже пугающим.

Съемочный период и особенности картины

Съемки блокбастера «Макс Пэйн» заняли чуть более двух месяцев – со второго марта по девятое мая две тысячи восьмого года, в качестве декораций использовались виды Торонто (Канада). Примерно четыре месяца заняло построение визуальных эффектов, создающих мрачную атмосферу в фильме. Наиболее сложной оказалась видеосъемка в мнимой корпорации «Эйсир» — только на эти сцены понадобилось более семи съемочных дней. Этажи здания корпорации были созданы в виртуальной модели компьютерной программы. Частично здание было построено в реальности – это было необходимо, чтобы правильно разместить в нем пиропатроны и отснять кадры взрыва. Вертолетная площадка, предназначенная для финальных кадров картины, создавалась в павильоне в окружении зеленого фона. Блокбастер создавался Джоном Муром в стиле нео-нуар – усовершенствованном формате стилевого и тематического содержания. В создании фильма использовалась техника съемки, примененная ранее в «Городе грехов» и позже – в «Матрице».

После предварительного просмотра представителями американской киноассоциации картине был присвоен рейтинг «R» — по их мнению, блокбастер не годился для просмотра детьми возрастом до семнадцати лет при отсутствии во время просмотра их родителей. Поскольку это решение серьезно влияло на коммерческую успешность фильма, Джон Мур скорректировал в нем количество изобилующих кровью моментов, что позволило понизить зрительскую планку до рейтинга «PG-13».

Журналисты спросили у Милы Кунис, как много потеряла картина ради того, чтобы стать более доступной зрителям. Актриса ответила так: «Сюжетная линия «Макса Пэйна» невероятно мрачна. Разница между версиями с рейтингом «R» и «PG-13» только в количестве кровавых сцен, но плачевность положения описываемых в картине образов иллюстрируется не реками крови, а глубочайшей пропастью из тьмы и печали, где они находятся каждое мгновение своей жизни».

Интересные факты

  • Вставки в виде комиксов, использованные Муром в блокбастере, появились благодаря комиксу «Город грехов» Фрэнка Миллера.
  • Базовым исходником для сценария картины послужила одноименная компьютерная игра, вышедшая на рынок в две тысячи первом году.
  • В одном из начальных эпизодов картины (сцена на вечеринке у осведомителя) сестры Наташа и Мона ведут разговор на русском языке. Обе актрисы, исполнившие роли сестер – Ольга Куриленко и Мила Кунис – свободно говорят по-русски, т.к. обе родились на Украине (они, соответственно, тысяча девятьсот семьдесят девятого и тысяча девятьсот восемьдесят третьего годов рождения).
  • Исполнитель роли главного героя Марк Уолберг крайне редко играет в компьютерные игры и практически не ориентируется среди них. Дав согласие на съемку, он было начал играть в «Max Payne», но не смог пройти ее до конца – появились неотложные дела. Тогда Марк поручил полное прохождение игры своему ассистенту, используя его в дальнейшем в качестве консультанта.
  • По сюжету блокбастера валькирии изображены довольно страшными существами, похожими больше на крылатых демонов, чем на очаровательных девушек из скандинавской мифологии. В действительности (согласно мифологии скандинавских народов), валькирии не способны летать самостоятельно – их носят над полем боя крылатые кони.
  • После первого часа просмотра фильма, когда Мона находит Макса Пэйна в своем убежище, справа видны коробки с русской надписью «Уетыре пальта». С большой вероятностью данная надпись, по версии режиссера и сценариста, должна была выглядеть так – «Четыре пальца».
  • Марко Белтрами создал атмосферу тоски и ужаса в блокбастере с помощью музыкальных композиций, исполняемых на полностью расстроенном пианино в сопровождении струнных инструментов.

Отличия от игры

  • Препарат «Валькирин» приобрел синий цвет.
  • Основной противник Пэйна в блокбастере – друг и в прошлом напарник его отца Б.Б. Хенсли, возглавляющий службу охраны «Эйсир», а не глава корпорации Николь Хорн.
  • Б.Б. Хенсли в игре выглядит гораздо моложе, является агентом DEA и вовсе не знаком с отцом Макса Пэйна.
  • Изменено имя погибшей в начале фильме сестры Моны Сакс – в фильме ее зовут Наташа, а в игре – Лиза.
  • «Валькирин» в игре вводят шприцом, а в фильме – пьют.
  • Мона получает огнестрельное ранение в игре сразу после посадки в лифт внутри здания «Эйсир». В фильме она остается невредимой.
  • В сюжетной линии блокбастера отсутствует сцена с секретным правительственным заводом, замаскированным под сталелитейный, где производится и хранится валькирин – так было в игре. Происхождение значительного запаса валькирина у Люпина в картине не раскрыто толком.
  • Мишель, жена Пэйна, в игре блондинка, а в блокбастере – брюнетка.
  • Двойная доза «Валькирина», по мнению его создателей в «Эйсир», смертельна. В игре Николь Хорн пытается убить Макса, вколов ему две дозы препарата, в фильме он выпивает две порции «Валькирина» самостоятельно, чтобы спастись от переохлаждения. Впрочем, в обоих случаях Пэйн остается в живых.
  • Согласно серии комиксов Marvel Comics, опубликованной в две тысячи двенадцатом году с целью поддержки вышедшей третьей части игры «Max Payne», отец Макса, Билл, не служил в полиции Нью-Йорка, а был ветераном войны во Вьетнаме. Билл Пэйн страдал от посттравматического синдрома, изменял своей жене Хелен и частенько ее поколачивал.
  • Скотт Миллер, глава 3D Realms и один из основных создателей игры «Макс Пэйн», выразил недовольство искажением сюжетной линии в киноверсии игры. По его мнению, перенос в середину блокбастера сюжета, где Макс вступает в схватку с налетчиками в своем доме, а затем находит жену и ребенка – глубочайшая ошибка, т.к. это скрадывает зрительское впечатление от причин, побудивших хорошего полицейского встать на путь мести. Также Миллер был разочарован сценой боя Макса с Джеком Люпино (последнего убивает Б.Б. Хенсли) и вялой, по его мнению, развязкой.

Итоги кинопроката и реакция критиков

Премьерный показ картины «Макс Пэйн» состоялся тринадцатого октября две тысячи восьмого года в Голливуде. Через четыре дня после премьеры блокбастер Джона Мура вышел в американский прокат, в кинотеатрах России зрители впервые посмотрели его двадцать восьмого октября две тысячи восьмого года. Фильм, как ожидалось, стал коммерчески успешным проектом 20th Century Fox – при бюджете в тридцать пять миллионов долларов касса от кинопроката составила восемьдесят пять миллионов четыреста шестнадцать тысяч девятьсот пять американских долларов.

Американская зрительская аудитория, в своем большинстве, дала негативную оценку «Максу Пэйну» — на Rotten Tomatoes рейтинг упал до 3.8/10. Как заметили критики, несмотря на интересную фабулу, в целом картина выглядит хаотично, а образы большей части персонажей даны крайне поверхностно. За слабую актерскую игру Марка Уолберга даже номинировали на «Золотую малину» в две тысячи восьмом году (его обошел Майк Майерс с «Секс-гуру»). Европейские зрители оказались менее агрессивны в оценке киноработы Мура, ее рейтинг на IMDb, по результатам голосования среди восьмидесяти трех тысяч четырехсот участников, вышел на уровень 5.3.

В одном критики сошлись безоговорочно – графика в «Max Payne» совершенно потрясающая, за нее можно простить и невысокий уровень актерской игры и сюжетные ошибки, допущенные Муром.