The Matrix Reloaded

В две тысячи третьем году выходит на экраны вторая часть нашумевшего фантастического боевика «Матрица» под названием «Матрица: Перезагрузка». Автором сценария и режиссером, безусловно, выступили братья Вачовски – Энди и Ларри, которые давно вынашивали идею создания этой картины и, ожидаемо, занялись ее продолжением. Премьера состоялась седьмого мая в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. В свободный прокат фильм поступил спустя неделю – пятнадцатого мая, распространяемый компанией Warner Bros. по всей Северной Америке. Чуть позже он поступил и в кинотеатры всего мира, установив в конечном итоге рекорд, занесенный в «Книгу рекордов Гиннеса», благодаря количеству выпущенных копий – более восьми с половиной тысяч штук. Картина также была показана вне конкурса на Каннском кинофестивале, прошедшем в том же году. Помимо кинофильма, была создана видеоигра «Вход в Матрицу» и коллекция из девяти коротких анимационных фильмов «Аниматрица», которые расширили сюжетную линию истории. Спустя полгода была выпущена заключительная часть серии – «Матрица: Революция», хотя сами братья Вачовски первоначально хотели выпустить ее в прокат уже через несколько недель после «Перезагрузки». Объясняется это тем, что на съемках продолжения был собран видеоматериал сразу для двух частей. Несмотря на боязнь создателей, что им никогда не удастся окупить затраты на картину, в которой одни спецэффекты стоят более ста миллионов, прибыль от нее составила более полумиллиарда долларов, в общей сложности собрав семьсот сорок два миллиона.

Производство:

Основные съемки прошли в двух странах – США и Австралии, а если точнее, в городах Реднерн и Сидней, а также в калифорнийском Окленде. В Австралии, во время съемок в столице, по договоренности с властями, на целых четыре часа было полностью перекрыто движение на дорогах. Сделано это было для безопасности при съемках с вертолета, пролетающего на минимально допустимой высоте. Мало того, были эвакуированы тысячи людей из некоторых небоскребов.

При съемках в Окленде, необходимо было добиться цветовой гаммы, в которой бы отсутствовали синие и красные тона, а также любая растительность. Для этих целей были перекрашены все бордюры вдоль пешеходных дорожек в центре города, а сами съемки проходили зимой, вплоть до первых появившихся весной зеленых листьев на деревьях.

Изначально погоню братьев Близнецов за беглецами хотели снять на шоссе в городе Акрон штата Огайо. Однако в дальнейшем от задумки пришлось отказаться, так как понадобилось слишком много времени на установку машин и прочего для каждого нового дубля. Поэтому для этой сцены на заброшенном аэродроме в Аламеде, было специально построено трехполосное шоссе протяженностью более двух с половиной километров. Для съемок этой семнадцатиминутной сцены понадобилось три месяца работы, и сорок миллионов долларов. После них построенное шоссе было разрушено. Кстати, практически все декорации и материалы после завершения проекта были переработаны. Так, например, несколько тонн древесины было отправлено в Мексику для строительства нового жилья. А все машины, которые были задействованы в фильме – пожертвованы компанией «Дженерал Моторс», в количестве трехсот штук. К завершению проекта они все были разбиты.

Фильм насыщен большим количеством зрелищных и сложных боевых сцен. Обучение актеров, исполняющих главные роли, заняло более восьми месяцев, начавшись с середины ноября двухтысячного года. Кэрри-Энн Мосс понабилось полгода тренировок только для того, чтобы идеально выполнить так называемый «удар скорпиона» в начальной сцене фильма. Для сцены стычки Нео и размножившихся копий Смита было затрачено двадцать семь дней съемок. Во время съемки этой боевой сцены была использована вставка нескольких частей, где абсолютно все участники драки были созданы на компьютере. Для этого Киану Ривза и Хьюго Уивинга отсканировали специальными камерами, и из полученных изображений создали реалистичные компьютерные модели. Также в этой сцене присутствует несколько необычных звуковых эффектов, придающих неожиданный налет комичности всему происходящему. Когда Избранный, он же Нео, кидает одного клона Смита в толпу – раздается звук удара шара для боулинга о кегли. По ходу драки также слышен звук падающих костей домино, когда Смиты ударяются друг о друга.

За все время производства многих актеров настигали довольно тяжелые ушибы и травмы. Так, перелом ноги получила Кэрри-Энн Мосс (Тринити), руки – Лоуренс Фишберн (Морфеус), а Смит, он же Хьюго Уивинг повредил шейный позвонок.

На маркетинг и рекламу картины было затрачено внушительные пятьдесят миллионов долларов. Дистрибьюторы очень волновались по поводу кражи рекламного материала, спрос на который был просто ошеломляющим. Чтобы предотвратить неприятные эксцессы, всевозможные баннеры и прочую рекламную продукцию разослали под кодовым именем «Реплики» («The Replacements»). Некоторые кинотеатры решили, что они так и не получили материалов к «Перезагрузке» и не выставляли их вплоть до показа.

Визуальные эффекты:

После успеха оригинального фильма «Матрица» братья Вачовски занялись придумыванием продолжения серии. В результате их совместного труда было написано множество чрезвычайно трудных в исполнении сцен, таких, как например схватка Нео с сотней копий агента Смита. Для разработки новых технологий, способных все это создать, Warner Bros. подключили ESC Entertaiment.

Команда ESC пыталась найти решения, способные воспроизвести видение сцен Вачовски на экран. Однако по их расчетам, даже для коротких сцен с участием двух-трех актеров понадобятся месяцы планирования и подборки расположений камер, а уж на композинг сцены драки со Смитами – вообще могут уйти годы.

В итоге, главный визуальный дизайнер Джон Гаэта понял, что одной только технологией «Пули времени», разработанной им для первой части, здесь не отделаться, и они нуждаются в виртуальной камере. Придя к такому выводу, команда начала оцифровку всех имеющихся данных – мест действия, окружающих зданий, движений персонажей, всего, вплоть до отражательной способности одежды и других поверхностей.

ESC разработали «Универсальный Захват» (в оригинале «Universal Capture») – процесс, хранящий в себе все образцы выражений и мимики, а также движения персонажей. Алгоритм для него написал Георгий Барсуков (за что, наряду с Кимом Лайбрери, Полом Райаном и Джоном Гаетой, удостоился премии от «Общества создателей визуальных эффектов» — «YES Awards»). С помощью специальных камер Sony HDR-900 High Definition были отсканированы Ривз и Уилвинг, играющие Нео и Смита, а затем переложены на компьютерные модели. При помощи этой технологии стало возможным создание виртуальной сцены, в которой все персонажи, места и действия могли быть созданы в цифровом формате, и просмотреть это все на виртуальных же камерах, минуя ограничения реальной техники, несколько  лет композинга и многие другие затратные явления.

При учете, что бюджет фильма составил сто пятьдесят миллионов, плюс маркетинг, на спецэффекты в общей сложности было затрачено около ста миллионов долларов. Многие  спонсоры практически разорялись, вкладывая в производство средства. Сам Киану Ривз выложил из собственного кармана более десяти миллионов. Плюс к этому, он отказался от всех претензий на причитающиеся ему почти сорок миллионов от продажи билетов, когда узнал, что Вачовски всерьез опасаются того, что прокат никогда не окупит затрат на спецэффекты.

Музыкальное сопровождение:

В качестве композитора к «Перезагрузке» выступил Дон Дэвис, занимавшийся музыкальным сопровождением и для первой части. Дон Дэвис сотрудничал с английской музыкальной группой Juno Reactor для совместного создания музыки в основным сценам (например, «Большой драки»). Некоторые мотивы из первой оригинальной части перешли и в сиквел. Так, начальная мелодия заставки, которую зритель слышит перед каждым фильмов, переходит из фильма в фильм, но поднимается на один полутон. Если первая часть звучит в тональности Е, то «Перезагрузка» уже в F, а последняя «Революция» — в тональности F-диез.

В картине также было использовано большое количество треков от популярных исполнителей, песни которых к тому же представлялись и в «Матрице»: Роб Зомби, Мэрилин Мэнсон, группа «Rage Against the Machine». Свою лепту внесли и Linkin Park, написав инструментальную версию своего трека «Session», который, однако, так и не появился в течение фильма, но играл во время титров.

Отсылки к религии и мировой культуре:

В кинофильме «Матрица: Перезагрузка» довольно много отсылок к различным религиозным писаниям и философским течениям. Так, например, Морфеус произносит цитату из Книги Пророка Даниила, когда смотрит на взрыв корабля «Навуходоносора». Еще одна отсылка к этой книге находится в номерном знаке машины, на которой он, Тринити и Мастер Ключей уходят от погони Близнецов – «DA 203».

В одной из начальных сцен фильма, Смит подъезжает к месту встречи повстанцев на раритетном автомобиле, номерной знак которого «IS5416», что является отсылкой к Книге Пророка Исаии, главе пятьдесят четыре, стиху шестнадцать. В цитате говорится о том, как бог сотворил «кузнеца, губителя для истребления». Фамилия «Смит» буквально переводится как «кузнец». Также, в сцене самой первой встречи Смита и Нео, за спиной агента на заборе изображено граффити «Thew». В переводе со староанглийского оно переводится как «служащий» или «раб», что напрямую связано с духом фильма.

Жену Меровинджиана зовут Персефона, как жену бога царства мертвых Аида – из греческой мифологии. Само же имя Меровинджиан имеет несколько значений – это и первая династия французских королей вплоть до седьмого века, и название гностической церкви, а также, по версии тамплиеров – предполагаемый ребенок Марии Магдалины и Иисуса. Именами различных мифологических героев, богов и их символов названы и корабли повстанцев – «Осирис», «Кадуцей», «Икар», «Брахма», «Ганеша», «Вишна».

В сцене встречи с Серафимом Нео видит исходящее от него яркое золотое сияние. Если следовать буддийским трактатам, то такое сияние исходит от человека, достигшего полного просветления. Общая же идея фильма с рождением всего из Источника белого  света, и возвращением всего туда же после выполнения своего предназначения, была заимствована из индуисткой веры в Брахму – бога, состоящего из чистой энергии.

Есть также несколько отсылок к мировой литературе и философии. Например, после разговора Нео с Меровинджианом о мнимой свободе выбора, Персефона ведет его, Тринити и Морфеуса к заточенному Мастеру Ключей через потайной ход, открывающийся нажатием специальной книги. Это была книга «Мир – как воля и представление» авторства немецкого философа Артура Шопенгауэра. А на грузовике, перевозчике, в сцене погони братьев Близнецов за беглецами написано «Big Endian Eggs», что является прямой ссылкой на книгу Джонатана Свифта «Путешествие Гуливера: Лилипуты».

Награды:

Вторая часть фильма «Матрица» — «Перезагрузка» получила в общей сложности двадцать две номинации на различные премии, среди которых «Teen Choice Award» («Выбор молодежи»), «Кино-персона в жанре фантастики», MTV Movie  Awards, «Золотой анонс» и многие другие, в пяти из которых победила («YES Awards», «BMI Film Music Award», «Телец»).

Киану Ривз, исполнитель главной роли (Избранный — Нео), в две тысячи четвертом году получил премию «World Stunt Awards» за исполнение своих эффектных и сложных в техническом и физическом плане трюков.

Критика:

«Перезагрузка» в основном получила положительные отзывы профессиональных критиков. Так, на сайте Rotten Tomatoes картина получила рейтинг в семьдесят три процента. На Metacritic его средний бал составил – шестьдесят три из ста. Многие критики хвалят картину за качество и высокую интенсивность действий, происходящих на экране, а также смысловую подоплеку. Известный критик Тони Тоскано из «Talking Pictures» заявил, что «Перезагрузка» не только восстановила жанр, а даже подняла планку на одну, или даже две ступени над первой частью «Матрицы».

Несмотря на это, издание «Entertainment Weekly» включило его в список «25 самых худших продолжений за все время». В отрицательных комментариях от критиков присутствует мнение, что количество разъяснительных диалогов работало против фильма. К тому же, недовольству подверглись многие нерешенные сюжетные вопросы и слишком резкая, заканчивающаяся на самом интересном, концовка.