The Matrix Revolutions

Матрица. РеволюцияВ 2003 году на экраны кинотеатров мира вышла заключительная третья часть фантастического фильма «Матрица» под названием «Матрица: Революция». Оригинальное название «The Matrix Revolutions». Фильм, как и предшествующие части, вызвал бурю споров и эмоций в интеллектуальной среде. Для одних он оказался лишь увлекательным времяпрепровождением, другие же в нем нашли скрытый смысл. Каждый из дотошных кинозрителей разглядел за пеленой компьютерных чипов, матрицы и битв с электронными машинами, совершенно земные и не фантастические аналогии. Причем с совершенно диаметрально противоположными полюсами. Например, известный дьякон Андрей Кураев заметил в фильме некоторую проповедь христианских идей, в то время как в Египте возникли проблемы с демонстрацией фильмов «Матрица», как пропагандирующих сионистские ценности. Там посчитали, что фильм проповедует иудейскую исключительность. Что на самом деле хотели доказать своим фильмом, тогда еще братья, а ныне брат и сестра, Энди и Ларри (Лана) Вачовски, сказать сложно. Видимый смысл состоит в том, что в этой картине показана финальная битва между людьми и машинами, захватившими весь мир. Последним полем битвы стал город Зион. Люди видят Спасителя в главном персонаже предшествующих частей Нео, хотя совершенно не ясно, с чего они так решили. Но ему не так просто самому осознать свое предназначение. К тому же в начале картины он потерялся и застрял на какой-то станции между реальным миром и матрицей. Его попытки попасть в матрицу не увенчались успехом. На пути Нео стал злобный и неприятный внешне Проводник. Вооружившись советами и подсказками прорицательницы Пифии, на поиски Нео отправились несколько умелых боевиков Сераф, Тринити и Морфиус. Им приходится с риском для жизни по крупицам нащупывать след, проламывать стены, вступать в перестрелки с многочисленными преступными элементами, чтобы вызволить Нео из коварной ловушки, расставленной неким бизнесменом Меровингеном. Им это удается ценой неимоверных усилий. Но оказалось, что это только начало намного более грандиозных проблем, надвигающихся на человечество… В третьей части картины авторы попытались ответить на многочисленные вопросы, возникшие у зрителей во время просмотра предыдущих фильмов этой серии.

Создатели картины:

Работу над фантастическим фильмом «Матрица: Революция», помимо знаменитой американской кинокомпании «Warner Bros.», вели австралийская студия «Village Roadshow Pictures», голливудская «Silver Pictures» и «NPV Entertainment». По сути, все эти компании являются с давних времен младшими партнерами маститого гиганта кинематографа кинокомпании «Warner Bros.» В качестве продюсера над фильмом работал, как и в предыдущих двух случаях владелец компании «Silver Pictures» Джоэл Сильвер. Каждая из его кинолент приносила прибыль в среднем более 100 миллионов долларов. Он часто сотрудничает с таким знаменитым режиссером, как Роберт Земекис. В качестве исполнительного продюсера над картиной работал Грант Хилл. В свое время он участвовал в создании фильма Джеймса Кэмерона «Титаник». На остальных ролях были задействованы те же кинематографисты, что и в картинах «Матрица» и «Матрица: Перезагрузка». Душой проекта являются братья Эндрю и Ларри Вачовски. Один из которых, именно в период выхода третьей части на экраны кинотеатров стал считаться женщиной по имени Лана. Они не только написали сценарий, но и выступили в качестве режиссеров. За свою работу Энди Вачовски получил 4 миллиона долларов и 3 миллиона в качестве процентов от сборов. Его брату-сестре было выплачено 4 миллионов гонорара и 8 миллионов долларов в качестве доходов от сборов. Режиссеры являются уроженцами города Чикаго, расположенного в американском штате Иллинойс. Дань уважения своему городу они отдали во многих сценах «Матрицы», вставив названия улиц, телефонные номера этого крупного мегаполиса.

Оператором-постановщиком оказался, как и во всех последних проектах Вачовски, Билли Поуп. В проекте были задействованы многие специалисты из Австралии. Музыка к фильму «Матрица: Революция» была написана композитором Доном Дэвисом. Он сотрудничал с Энди и Ларри Вачовски еще в их первом фильме «Связь». Без него не обошлись и в остальных картинах, снятых братьями Вачовски на тот момент. Кроме того, композитор известен работой над музыкой к картине «Парк Юрского периода-3″. Дон Дэвис известен написанием мощных и тяжелых музыкальных композиций. В его работах можно найти темы, близкие к стилю знаменитого и гениального немецкого композитора Рихарда Вагнера. В финальной сцене картины во время схватки Нео и Смита звучит музыкальная тема под названием «Neodämmerung». Это слегка переработанное режиссерами название оперы Вагнера «Гибель Богов» («Gotterdämmerung»), входящей в музыкальный цикл «Кольцо Нибелунгов». В опере немецкого композитора происходит битва между богами древнего мира, приводящая к их уничтожению для того, чтобы человечество могло выжить. В композиции использован хор. Он исполняет песню, в которой звучит текст на языке санскрит, сохранившемся в северо-западных районах Индии и в качестве массивного древнего реликта русского языка. Хор страстно поет слова из древнего религиозно-философского трактата «Упанишады», обсуждающего природу Бога: «Ведите нас от неправды до правды, ведите нас от тьмы к свету, ведите нас от смерти до бессмертия в мирный, безмятежный мир». В работе над саундтреком к фильму также принимала участие британская группа «Juno Reactor» под управлением Бена Уоткинса. Группа известна этно-электронной музыкой.

Главные роли:

В роли спасителя человечества Нео в очередной раз снялся знаменитый американско-канадский актер, родившийся в Бейруте, Киану Ривз. В плане актерского мастерства данная роль не требовала серьезных творческих умений, но в плане участия в сложных сценах, актеру пришлось изрядно потрудиться. Фильм наполнен огромным количеством спецэффектов, созданных при помощи проволочных технологий и снаряжения. В качестве инструктора по боевым единоборствам с Киану Ривзом как и с другими актерами работал специалист из Гонконга Дайан Лэм. Актеру, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, приходилось ежедневно тренироваться в авиационном ангаре городка Санта-Моника.

Роль капитана корабля «Навуходоносор» Морфиуса сыграл американский актер театра и кино Лоуренс Фишберн. За участие в первом фильме трилогии он получил ряд второстепенных наград от различных кинематографических ассоциаций. Он вошел в историю мирового театра в 1995 году, как первый темнокожий актер, сыгравший роль Отелло в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. До этого, знаменитого мавра-ревнивца играли белые актеры, загримированные под драматического героя, например, Сергей Бондарчук в фильме 1955 года. В образе невозмутимой Тринити, влюбленной в Нео, снялась канадская актриса Керри-Энн Мосс. Она вступает в ожесточенные схватки, чтобы помочь Нео и, в итоге, жертвует собой ради спасителя. В фильме она мастерски владеет не только пистолетом, но и приемами кунг-фу. По ходу съемок актриса постоянно восхищалась работоспособностью и смелостью Киану Ривза при исполнении трюков.

В качестве компьютерного вируса и главного антагониста Нео агента Смита выступил австралийский актер Хьюго Уивинг. В переводе с английского языка его имя означает «Кузнец». Его персонаж явно обусловлен словами из Ветхого завета, из книги пророка Исайи: «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, и Я творю губителя для истребления». Таковым губителем он и выступает в картине «Матрица. Революция». Каждым своим жестом и действием он показывает свое пренебрежение к людям, как к несовершенным существам, которым давно пора вымереть по примеру динозавров, и освободить мир для более совершенных машин. Параллельно со съемками в трилогии «Матрица», актер в то же время снимался в кинотрилогии «Властелин колец» в роли Элронда. Автралийский актер Йен Блисс, исполнивший роль Бэйна получил эту роль из-за внешнего сходства с актером Хьюго Уивингом. Такое сходство предусматривалось сценарием фильма.

Французский актер Ламбер Вильсон исполнил роль «серого кардинала» Матрицы Меровингена. В молодые годы, он снимался с самим Луи де Фюнессом в комедии «Жандарм и инопланетяне» (1979 год) в качестве металлического представителя внеземной цивилизации. А мерзавца, по типу Меровингена, Николая Ставрогина, он прилично сыграл еще в 1988 году во французской экранизации романа Ф.М. Достоевского «Бесы». В образе его супруги Персефоны, понимающей глубины человеческих сердец, предстала блистательная и неповторимая Моника Беллуччи. Режиссерам фильма по ходу съемок пришлось вводить в состав на роль предсказательницы Пифии актрису Мэри Элис, так как ранее игравшая Пифию, актриса Глория Фостер умерла. Братья Вачовски сами оказались, в некоторой степени предсказателями, так как еще ранее внесли в сценарий оговорки насчет смены внешнего облика Пифии. В роли Серафа, охранника прорицательницы Пифии, ставшего на путь служения Нео, снялся гонконгский актер и мастер боевых искусств Коллин Чоу. Это еще один персонаж с каменным лицом, но с хорошо работающими в драках, ногами и кулаками. Новозеландский актер Брюс Спенс изумительно исполнил роль Проводника. По сути, это единственный персонаж, который ведет себя, хоть как плохой и гадкий, но человек. Актер знаменит тем, что умудрился сняться в третьих частях популярных блокбастеров: «Безумный Макс», «Властелин колец», «Матрица» и «Звездные войны».

Съемки:

Отличительной особенностью данной картины стало то, что она снималась одновременно с предыдущей частью «Матрица: Перезагрузка». В ходе съемок в средствах массовой информации мелькали данные о том, что в название фильма будет включен подзаголовок не «Революция», а «Конструкция», «Нео» или «Зион». Съемки обеих частей шли с марта 2001 года по август 2002 года в течение 250 дней с перерывами. Основным местом съемочного процесса стала киностудия «Фокс» в городе Сидней, в Австралии. Сцены снимались на улицах и на крышах небоскребов этого одного из красивейших городов мира. Съемки второй и третей частей «Матрицы» стали самым огромным кинопроектом, который когда-либо воплощался на «зеленом континенте». По словам премьер-министра штата Новый Южный Уэльс Роберта Кэрра, в работе над картиной были на протяжении более чем полугода задействованы 800 человек. Еще 2500 человек использовались периодически в качестве статистов. В конечном итоге местный бюджет пополнился на 109 миллионов долларов. Не каждый фильм может гордиться таким существенным вкладом в экономику какого-либо региона. Кроме того, некоторые сцены были воплощены в жизнь в городах Окленд и Аламеда, в американском штате Калифорния. Только на создание спецэффектов у руководителей проекта ушло 100 миллионов долларов. Лишь одна четырнадцатиминутная сцена битвы между людьми и агрессивными машинами обошлась в 40 миллионов долларов. Эта сцена стала самой дорогой во всей трилогии «Матрица». На воплощение в жизнь сцены схватки между агентом Смитом и Нео было потрачено 15 миллионов долларов. То есть одна минута обошлась в более чем 882 тысячи долларов. При этом режиссеры ориентировались на финальную битву в картине «Спрятаться негде», снятой в 1999 году. Специалисты по спецэффектам трудились в течение двух месяцев, чтобы создать специальные устройства, способные имитировать идеально падающие капли дождя. При этом нереально огромные дождевые капли были изображены в виде однолинейного матричного кода, идентичного тому, который наблюдают на экранах своих компьютеров герои картины. Сам эпизод снимался на протяжении четырех недель. Сцена схватки в кратере была воплощена в сиднейском отеле «Radisson Blu Plaza Hotel», расположенном в нескольких минутах ходьбы от знаменитого оперного театра. С разрешения руководства Сиднея центр города был перекрыт на четыре часа для съемок одной из цен. В это время вертолет летал на предельно низкой высоте над улицами. Более того, из расположенных вдоль этих улиц домов, были эвакуированы жители.

В третьей части киносериала «Матрица» имеется 804 сцены с использованием спецэффектов. При этом применялись несколько сот видеочастотных кадров, созданных еще для первой части трилогии. Подразделением, готовившим спецэффекты, руководил обладатель «Оскара» за работу в картине «Матрица» Джон Гаэта. В этом процессе были задействованы более тысячи художников и различных специалистов в области виртуальной реальности. Компания Дженерал моторс» предоставила для съемок фильма 300 автомобилей, которые все были разбиты во время съемок. В общей сложности на производство картины «Матрица. Революция» было израсходовано 150 миллионов долларов. Еще 35 миллионов было потрачено на рекламу и маркетинг.

Итоги проката и награды:

Чтобы заинтриговать публику, еще 7 ноября 2002 года продюсер Джоэл Сильвер организовал двадцатиминутный показ наиболее зрелищных сцен фильмов «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» в студии «Уорнер Бразерс» для представителей средств массовой информации и для ведущих кинематографистов Голливуда. Присутствовавший на показе журналист из «Ньюсуик» назвал увиденные сцены совершенно потрясающими. Премьера третьей части трилогии «Матрица» состоялась 27 октября 2003 года в киноцентре «Disney Hall», расположенном в Лос-Анджелесе. Она стала продуктом договоренностей между продюсером Джоэном Сильвером и его давним другом архитектором Фрэнком Гери, по проекту которого данное здание было построено. Через него продюсер вышел на владельцев киноцентра. Фильм «Матрица: Революция» стал первой лентой, показанной на экране этого сооружения. Для остальных зрителей премьера картины состоялась 5 ноября одновременно в один и тот же час по всему миру, во всех часовых поясах. Например, в шесть утра она демонстрировалась в Лос-Анджелесе, в девять утра в Нью-Йорке, в пять вечера в Москве и в 23 часа ночи в японской столице Токио. Таким образом, в премьерном показе было задействовано более пятидесяти государств. Картина оказалась популярной у кинозрителей. Сборы в США составили более 139 миллионов долларов. По всему же миру она собрала 412 миллионов долларов. Из них в копилку ленты около 12 миллионов долларов внесли жители Российской Федерации.

Среди кинокритиков картина получила в основном отрицательные отзывы. Да и зрители, с ажиотажем стремившиеся в кинотеатры на просмотр, по его окончании пребывали в весьма тусклом настроении. Кинокритикам не понравилось, что фильм превратился из глубоко-философского повествования в обычный экшн с драками и бесчисленной стрельбой. Сайт «Роттен томатос» зафиксировал всего 36 процентов положительных отзывов. На другом подобном сайте «Метакритик» картине поставили 48 баллов из ста. Известный скандальными выступлениями и эпатажными выходками, дьякон Андрей Кураев посвятил разборке сюжета фильма целую главу в своей книге «Кино: перезагрузка богословием». Фильм был удостоен премии «BMI Film Music Award» за лучшую музыку (Дон Дэвис). Актер Киану Ривз удостоился премии «World Stunt Awards» за исполнение трюков. Данную премию композитор получал за музыку и к двум предыдущим картинам. Еще 17 раз картину номинировали на получение различных призов. Среди них не было ни одной значительной премии. Кроме того, фильм был номинирован на антипремию «Золотая малина». Это не удивительно, поскольку у огромного количества людей, видевших этот фильм, не проходило чувство того, что его просто дурят набором заумных, наукообразных, ничего не значащих сцен. Когда про этот фильм уже стали забывать, в марте 2013 года разразился скандал в отношении авторских прав. Некий Томас Алтус обвинил Энди и Лану Вачовски в том, что они украли идеи из его сценария к фильму «Бессмертные», направленного им в 1993 году на киностудию «Уорнер Бразерс». Алтус подал исковое заявление в суд с требованием о выплате 300 миллионов долларов.