On the Road

Oblogka_Na_dorogeЖанр романа «На дороге», известного американского писателя Джека Керуака, своего рода «роад-муви», дорожная история, была написана в пятьдесят первом году прошлого века и в свое время имела просто оглушительный успех. Когда дело касается экранизации вообще, а уж тем более, экранизации романа, принадлежащего писателю бит-поколения, зритель относиться к этому, с чрезвычайной осторожностью. Уж очень дело это, сложное и щепетильное, утрамбовать пару сотен страниц, в каких-то, полтора-два часа, действия. А к тому же, сохранить атмосферу, царящую в книге, потому что некоторых персонажей можно отодвинуть на задний план, а от некоторых и вовсе избавится, но если потеряется хоть малая толика той непревзойденной души, атмосферы, книги, то, если перефразировать незабвенного кота Бегемота, такие фильмы можно выбрасывать на помойку. Нужно сказать, что с этой проблемой, сценарист фильма Хосе Ривьера, справился виртуозно. Он старательно оставил в киноленте все, что было так необходимо, и отбросил то, что можно было оставить без внимания. Конечно же, идеальных экранизаций не бывает, и поклонники творчества писателя, обязательно найдут, к чему придраться, но и они оценивают кино «На дороге» очень высоко, и это, конечно же, показатель. Роман Джека Керуака отличается некоторой скандальностью, и даже на родине, был опубликован только спустя шесть лет, после написания. Редакторы, читая сочинение и не вникая в общий смысл, просто хватались за голову, а потом, скосив глаза к носу, долго мялись, и сообщали писателю, что сочинение нужно, несколько поправить.

Однако в конечном итоге, его напечатали в издательстве «Viking Press». Нужно сказать, что советская цензура посчитала нужным, в средине шестидесятых, издать несколько отрывков из книги Керуака. В одном из разделов журнала, под названием «Иностранная литература» вышли три главы романа. Всю книгу наши соотечественники смогли прочесть только в девяносто пятом году, когда роман «На дороге» был, наконец, переведен на русский язык. Книга действительно стоит того, чтобы ее прочитать, а те, кто уже знаком с этим произведением, кино будут смотреть еще с большим интересом. А, кроме того, кино действительно подталкивает к последующему прочтению книги, и это на самом деле хорошо. Ведь книга способна дать мозгу гораздо больше пищи, чем любой фильм.

Великий «экранизатор»

Режиссерское кресло этого удивительного, в некоторых моментах, даже гротескного и фантасмагоричного фильма, занял поразительный человек, бразилец, по имени Вальтер Саллес. Отец режиссера был очень внушительным, серьезным бизнесменом, банкиром, и предпринимателем, а детство мальчика прошло в том самом Рио-де-Жанейро, где по представлению великого махинатора Остапа Бендера, все сплошь и рядом, ходят в белых штанах. Нужно сказать, что в детстве мальчику, подающему большие надежды, ни в чем не было отказа, отец рассчитывал, что Вальтер продолжит его дело, потому Саллес изучал экономику. Но впоследствии он сильно разочарует отца, так как однажды поймет окончательно, что вовсе не хочет успешно трудиться, для собственного обогащения, что мечтает он, вовсе о другом, и больше интересует его искусство, нежели сухие цифры бухгалтерских расчетов.

Тогда молодой человек отправился в университет Южной Калифорнии, где и поступил в киношколу, которую окончил с большим успехом. Начинал свою режиссерскую карьеру Вальтер Саллес с документального кино, и нужно признать, делал свою работу на совесть. Однако он хотел попробовать себя и в игровом жанре, что впервые и проделал в девяносто первом году прошлого века, сняв экранизацию романа Рубена Фонсеки, под названием «Великое искусство».

А кино «Центральный вокзал», вышедшее в девяносто восьмом году прошлого века, принесло ему не только известность, но и вполне заслуженную награду, во первых «Золотого льва», в номинации за лучший иностранный сценарий, а вторых премию BAFTA. В две тысячи четвертом году, он снова делает очередной скачок на новый уровень и снимает художественный фильм о Че Геваре, под названием «Дневники мотоциклиста». «Золотая пальмовая ветка», которую так жаждет получить любой кинематографист, просто легла лавровым венком на голову Вальтера Саллеса.

В две тысячи пятом году на киноэкраны выходит совершенно новая работа режиссера, совсем не похожая, на все предыдущие его кинофильмы. Это был мистический, жуткий хоррор, леденящий кровь и заставляющий ощущать холодок на затылке, даже зная, что находишься в зрительном зале, в окружении многих людей. Называлось кино «Темная вода» и было снято, по рассказу японского писателя Кодзи Судзуки. Японцы известные знатоки подобного жанра, и Саллес успешно воплотил в жизнь это произведение.

Как и видно, из всей фильмографии режиссера Вальтера Саллеса, он чрезвычайно любит различные экранизации, однажды прочитав книгу, он уже не может остановиться до тех пор, пока не закончит свою работу, причем обязательно успешно и с наградами. Роман Джека Керуака произвел на режиссера огромное впечатление. Керуак обладает огромным талантом к просто невероятным описаниям природы. В этих описаниях сквозит такая огромная любовь к своей, пусть вовсе и не идеальной, пусть упадочной и деканской, родине, что не проникнуться ею, просто невозможно. И режиссеру, как нельзя лучше, удалось передать эту неповторимую красоту, открывающуюся за окнами автомобиля, в котором и путешествуют герои киноленты.

Секрет не в рассказчике, а в рассказе

Книга была автобиографичной, но своих персонажей, писатель назвал вымышленными именами. На главную роль Сэла Парадайза, изначально планировалось пригласить Джонни Деппа, однако еще на стадии первоначальной подготовки, актер отказался, посчитав этот проект для себя чрезмерным. Кроме того, за более чем десять лет подготовительного процесса, успело «отпасть» и еще несколько кандидатур. В конечном итоге, выбор пал на англичанина, певца и актера, по имени Сэм Райли. Тот от предложения не отказался, так как и сам живо интересовался жизнью битников начала и средины сороковых годов, а сам роман и сценарий ему сразу понравился.

Родился Сэм в небольшом английском городке, под названием Лидс, где и учился в школе «Uppingham». Еще во время учебы ребята организовали группу «10,000 Things», альбомы которой были довольно популярны в Британии в конце восьмидесятых. Но амбициозному молодому человеку хотелось большего от жизни, чем быть фронтменом, чего греха таить, второстепенного музыкального коллектива.

Кроме того, искра таланта, в Райли, несомненно, присутствует, да еще и немалая. В две тысячи седьмом году Сэм, не особо рассчитывая на успех, отправился на кастинг, для проекта «Франклин» и неожиданно для себя, прошел на главную роль. Это была самая, что ни на есть, настоящая удача. А до этого, у него за плечами уже был опыт съемок в фильме «Контроль», потому справился он вполне прилично, и зрителям его игра пришлась по душе. Спустя два года были еще Винс в фильме «Тринадцать» и Пинки в «Британском леденце». В картину «На дороге» Сэм Райли пришел уже вполне сформировавшимся актером, с немалым опытом за плечами.

Друга, который отправляется в путешествие вместе с Сэлом Парадизом, после смерти его отца, приятного молодого разгильдяя, по имени Дин Мориарти, который только успел выйти из мест лишения свободы, играет американский юноша со светлыми, невинными глазами, Гаррет Джон Хедлунд, отлично известный зрителям и успевший заработать их любовь хорошей игрой. Вырос малыш Хелундов на ферме, близ городка Розо в Миннесоте, где и учился до четырнадцати лет, успев поиграть в школьной театральной студии.

В четырнадцать лет мать увезла мальчика в Аризону, в небольшой городишко Скоттсдэйл, где имелись самые настоящие преподаватели актерского мастерства. Парень сразу же начал посещать уроки, и, надо сказать, небезуспешно. После окончания школы, Гаррет не стал долго раздумывать, и сразу отправился в Лос-Анджелес, где и собирался учиться далее. Через тридцать дней, после приезда в город Ангелов, он вытащил самый настоящий счастливый билет, в виде полученной (кстати, вполне заслуженно), роли Потрокла, в эпической исторической драме «Троя», режиссера Вольфганга Петерсена. Дебютная картина принесла молодому человеку неожиданно оглушительный успех. За восемь лет своей актерской карьеры Хедлунд успел поработать в девяти серьезных проектах, среди которых есть такие отличные картины, как «Трон: Наследие», «Эрагон», «Кровь за кровь», «Смертный приговор», «Крутая Джорджия» и другие.

Удивительный персонаж, которого создал на экране Хедлунд, просто поражает зрителя своим внутренним «я». Находясь в постоянном поиске, этот, вроде бы и подонок, отброс общества, на самом деле является странным пережитком прошлого. Дин готов облагодетельствовать весь мир, он дает каждому то, что ему нужно, но не в силах получить хоть что-нибудь взамен. И не потому, что ему этого не дают. Вовсе нет. Он пользуется неизменным успехом у женщин, доверием своего друга и так далее. Но взять что либо, он не способен потому, что, банально, сам не знает, что же ему нужно. Так и мается он, да и многие, такие как он, по жизни, сгорая, но, не давая ни ослепительного света, ни жизнеобеспечивающего тепла…

От Бэллы к Мэрилу

Его молодую супругу, по имени Мэрилу, с которой Дин только оформил отношения, могла бы сыграть Линдси Лохан, однако внезапно сократившийся бюджет кинофильма не позволил заплатить актрисе, соответствующий гонорар. Тогда на эту роль пригласили американскую актрису Кристен Стюарт, которая согласилась на гонорар, меньше, чем двести тысячи американских долларов. Кирстен с радостью вспоминает о тех трех неделях, когда режиссер поселил актеров и всю съемочную группу, в импровизированный лагерь битников. Стюарт рассказывала, что это были времена, когда они читали хорошую литературу, и слушали записи интервью автора книги, положенной в основу кинофильма. Сама Кирстен тоже чрезвычайно прониклась романом «На дороге», видимо, поэтому в фильме ее персонаж, Мэрилу, получилась яркой и живой.

Сама актриса, несмотря на свой достаточно молодой возраст, прошла длинный путь, прежде чем попасть в картину «На дороге». А началось все с простой школьной постановки, где ее и заметил агент, который как раз находился в поиске юных дарований. Родители не очень-то одобряли занятие дочери и не доверяли радужным перспективам, которые описывал им агент, однако уговоры девочки, все же дали необходимый результат, что и привело к большим ролям в кино и многочисленным наградам. «Дьявольский особняк», «Комната страха», «Жестокие люди», «Телепорт», «Подводное течение», и, конечно же, незабвенная сага «Сумерки» с ролью мятущейся Беллы Свон. Список киноработ актрисы, можно продолжать еще долго. Нужно сказать, что в фильме «На дороге», образ, созданный Кирстен Стюарт, будет несколько неожиданным для зрителя, но тем интереснее смотреть кино.

Молодые люди колесят по стране, посещая своих старых и заводя новых друзей, среди которых можно отметить еще одного занятного персонажа Старого буйвола Ли, который олицетворяет писателя Уильяма Берроуза. Исполняет Ли американский киноактер, по имени Вигго Мортенсен, отлично знакомый зрителям. Вигго имеет отца-датчанина, и его скандинавская внешность сразу бросается в глаза, голубые, прозрачные, словно небо глаза и светлая шевелюра, ну чем не стройный воин Вальхаллы? Самая известная роль Мортенсена, это король Арагорн в кинотрилогии «Властелин колец».

Снимать кино «На дороге» режиссер начал в Канадском городе Монреаль, еще в две тысячи десятом году. После этого, съемки производились в Мексике и в Аризоне, а также в Луизиане, Калифорнии, Чили и Аргентине. Конечный бюджет составил двадцать пять миллионов американских долларов, хотя вначале предполагалось, что сумма будет гораздо большей. Однако зрители смогли увидеть кино только спустя два года.

Кинофильм «На дороге» был представлен в рамках фестиваля в Каннах, и даже был номинирован на «Золотую пальмовую ветку», однако самой награды, как это ни прискорбно, не получил. Премьера состоялась в самом конце мая две тысячи двенадцатого года, и принесла создателям, настоящее разочарование. Кассовые сборы в Соединенных Штатах, едва достигли восьмисот тысяч. Это был настоящий провал, да еще и с треском. Мировой прокат «подкинул» еще около девяти миллионов, но, тем не менее, кино не окупилось, даже с половины.