Sky Captain and the World of Tomorrow

Oblogka_Nebesnyi_kapitanВ 2004 году мир увидело сразу несколько блокбастеров. Нарочитым особняком среди них выглядела дебютная лента Керри Конрана под названием «Небесный капитан и мир будущего» (Sky Captain and the World of Tomorrow). Будучи смоделированным в основном на компьютере, фильм являл собой смелый ретрофутуристический эксперимент с привлечением именитых актеров. Примечательно, что Конран изначально вовсе не собирался экранизировать полнометражную ленту, но на этом настоял Джон Эвнет, выступивший продюсером проекта. Для режиссера так и осталось загадкой то, как же Эвнет сумел уговорить студию Paramount выделить на его сказочную идею 70-миллионный бюджет. Впрочем, эти деньги не были потрачены зря… Все началось с того, что братья Керри и Кевин Конраны с детства увлекались комиксами. Первый придумывал забавные истории о супергероях, второй рисовал к ним красочные картинки. Так и срослось. Ребята выросли, но детские мечты не были забыты. В результате четырех лет работы двух энтузиастов на свет появилась 6-минутная короткометражка об огромных роботах-захватчиках, атакующих Нью-Йорк 30-х годов. Колоритная анимация была создана в домашних условиях на обычном ПК без привлечения какой-либо команды специалистов и носила ретротехнократичный налет старины. Подобный подход неожиданно привлек к идее внимание Марши Оглсби. Ранее она успешно продюсировала фильмы «Женские тайны» (1999) и «Восстание» (2001). Марша настояла на том, чтобы парни скорее показали свою заготовку Джону Эвнету.

Джон прекрасно разбирался в подобного рода затеях. В свое время он работал над постановкой «Джорджа из джунглей», «Могучих утят» и прочих фантазий. Также среди его работ зрительскими симпатиями были отмечены фильмы «Три мушкетера» (1993) и «Война» (1994). Вместе с Маршей они участвовали в создании «Женских тайн», а потому хорошо знали друг друга. Ознакомившись с занятным творением Конранов, Эвнет предрек идее светлое будущее и следующие три дня посвятил совместным переговорам о технической возможности воплощения широкомасштабного проекта в том же ключе. Убедившись в том, что Керри способен смоделировать практически весь фильм без участия актеров Джон пришел к выводу, что подобная презентация сможет нешуточно заинтересовать киностудию.

С того момента в доме Конранов закипела работа над сюжетом будущего блокбастера. На обработку образов и написание сценария ушло более двух лет. Параллельно с этим Эвнет смог заинтересовать судьбоносным роликом не только Paramount Pictures, выделившую $70 млн. на проект, но и таких оскароносных звезд, как Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу. К слову, они были настолько очарованы короткометражным клипом, что подписали контракт на съемки, даже не читая сценария. Джуд и Гвинет хорошо знали друг друга и уже работали ранее на одной площадке в ходе съемок «Талантливого мистера Рипли». Изначально дополнить звездную парочку должен был Кейси Аффлек. Но позже звезду «друзей Оушена» и «Умницы Уилла Хантинга» заменил не менее известный актер по имени Джованни Рибизи. Он, в свою очередь, уже хорошо был известен широкой публике благодаря заметным ролям в «Спасти рядового Райана» и «Угнать за 60 секунд».

Вместе с тем, определенный фронт работ в фильме был подготовлен и для Анджелины Джоли. Она ранее работала вместе с Рибизи на съемках «Угнать за 60 секунд» и состояла в хороших отношениях с остальным составом актерского коллектива. Ее также привлек ретрофантастический налет авантюры, и она с головой погрузилась в непродолжительный, но весьма увлекательный процесс съемок. Стоит также отметить участие в киноленте такого мэтра мирового актерства, как Майкл Гэмбон. Англичанин, как и его земляк Лоу, с удовольствием взялся за роль в чудной экранизации комикса о железных роботах и ностальгических фантазиях былой эпохи. В качестве негативного героя была задействована китаянка Бай Лин, с которой Джон Эвнет был знаком по работе в рамках проекта «Красный угол» (1997). Актриса также получила большую популярность благодаря исполнению ролей в фильме «Такси 3» и сериале «Остаться в живых».

Вещь в себе

Стилизованные под ретро кадры погружают зрителей в фантастический мир старых комиксов и героев середины ХХ века. В происходящем на экране можно увидеть отсылки к таким персонажам, как Бак Роджерс, Кинг Конг, Человек-невидимка, Капитан Марвел, Супермен, Капитан Полночь, Годзилла, а также Индиана Джонс и Энакин Скайуокер. Также можно уловить связь со многими другими шедеврами прошлых лет, такими как, например, «Война миров» (1953), «Планета обезьян» (1968) и «Титаник» (1958). За основу декораций были взяты урбанистические виды начала прошлого столетия, а также вымышленный мир автора. Стоит заметить, что на дизайн роботов и прочих самоходных машин, запечатленных в ленте, отчасти повлияли работы польского художника Яцека Йерки.

Сюжетная линия повествует о судьбе злого гения по имени Тотенкопф (в переводе с нем. — мертвая голова). Ученый был удручен несовершенством человеческой расы и желал построить новый мир, лишенный множества недостатков современного общества. Разумеется, чтобы построить новое, нужно уничтожить старое. Но на пути злодея становится неистовый герой по прозвищу Небесный капитан (Джуд Лоу). Командуя элитной эскадрильей, легендарный Джо Салливан рассекает небо на модифицированном истребителе и проявляет интерес к дерзкой журналистке Полли Перкинс (Гвинет Пэлтроу). Их романтические отношения проходят красной линией через всю ленту. Само собой, у сторон добра и зла есть также верные помощники: ассистент Небесного капитана Декс (Джованни Рибизи) и загадочная прислужница Тотенкопфа (Бай Лин).

В ходе нейтрализации происков темного властелина Салливан и Перкинс участвуют в умопомрачительных воздушных боях, палят в роботов, передвигаются на диковинных транспортных средствах, плавают под водой, летают на воздушном авианосце и убегают от доисторических тварей. Все это щедро сдобрено компьютерными спецэффектами, классическими саундтреками и английским юмором.

Заложники синего фона

Как известно, многие сцены в мировом кинематографе были сняты с использованием синего либо зеленого фона. После обработки его заменяют необходимыми декорациями при помощи компьютерной графики. Это существенно упрощает и, соответственно, удешевляет процесс производства ленты. Но это справедливо лишь в отношении съемочной группы, которым не нужно даже выходить за пределы студии (а иногда даже одной комнаты). В то же время, актеры должны в таком случае проявлять недюжинный талант, дабы представить определенную обстановку и смоделировать вытекающие из нее чувства. Если же говорить о «Небесном капитане и мире будущего», то сине-зеленый экран – это его все.

Как рассказывали потом актеры, практически все сцены им пришлось играть в студийной комнате, выкрашенной в зеленый цвет. Эта площадка была для них и самолетом, и дирижаблем, и улицей, и джунглями. Здесь они изображали страх, гнев, романтику, покой и экстрим. Здесь они плавали, бродили в снегах, летали, стреляли и целовались. Несмотря на это, съемки прошли без эксцессов, и актеры остались довольны. Одной из немногих сцен, снятых вживую, является сцена вначале ленты, где герои общаются в кабинете газетной редакции. Ну, а самые первые кадры будущего фильма появились благодаря съемкам эпизода в личном кабинете Джо Салливана, где тот спорит с Полли Перкинс.

Конечно, применение фонов имело место и во множестве других фильмов, но работа Керри Конрана отличилась тем, что стала первой картиной, почти полностью снятой таким образом. Примечательно и то, что фактически все происходящее на съемочной площадке было изначально заснято в монохромном окрасе. Впоследствии оттенки были приданы цифровой обработкой, благодаря чему картинка получилась своеобразной и как будто бы в тумане. Такой прием создал определенный шарм классицизма и ретро-стиля.

Несмотря на всю экстравагантность подхода, съемки фильма заняли всего лишь 29 дней, в то время как в обычных условиях процесс растянулся бы как минимум на год. Для того чтобы максимально эффективно использовать работу актеров, Конран сразу делал множество различных планов и запечатлевал актеров по отдельности. Это дало команде возможность впоследствии сделать оптимальный монтаж без необходимости снимать дополнительные дубли. Занятно, что в Нью-Йорке, старинные пейзажи которого режиссер использовал в своем детище, Керри никогда не был. Несмотря на это, он удачно смоделировал целый район «Большого яблока», используя при этом архивные фото из интернета.

Внутреннее убранство здания Radio City Music Hall было создано благодаря обработке цифровых фото, из которых вышло панорамное изображение для фильма. Точно так же было сделано в случае с фойе редакции New York Chronicle, которое фактически было скомпилировано из интерьеров различных зданий. Когда главные герои прибывают к заброшенной тибетской шахте, они видят впечатляющую конструкцию шахтерского поселения и занятную башню в том числе. Образ этой башни был взят разработчиками из фильма «Планета обезьян» (1968), где фигурирует очень схожая внешне статуя свободы.

Изначально было задумано, что фоном для разговора между Полли Перкинс и профессора будет премьера 1938 года под названием «Белоснежка и семь гномов». Но по причине разногласий с руководством Disney было решено изменить сценарий, и в финальной версии фильмом, который показывали в Radio City Music Hall, стал «Волшебник страны Оз». Минусом такого решения оказалось то, что в реальности премьера данной ленты состоялась летом того года, а не весной, как это следует из хроники «Небесного капитана». Кстати, изначально назвать блокбастер вообще планировалось как «Мир будущего» (The World of Tomorrow). Причиной того, что к названию добавили словосочетание «Небесный капитан», стал выход в том же году постапокалиптического триллера «Послезавтра» (The Day After Tomorrow), очень схожего с первым по звучанию названием.

Летающие тигры

Личный самолет Небесного капитана имеет характерную покраску, имитирующую пасть хищного зверя. Это признак военно-воздушного подразделения American Volunteer Group, добровольно воевавшего на стороне Китая в японо-китайской войне в 1941-1942 годах. В обиходе таких летчиков называли «летающими тиграми». В 1938 году майор Клэр Ли Шеннолт, будучи военным советчиком Китайской республики, предложил стране создать спецчасть, состоящую из американских добровольцев. Президент Рузвельт одобрил предложение, и летчики из Нового света получали по $500 за каждый сбитый японский самолет. Стоит отметить, что в сюжете фильма имеются определенные предпосылки к тому, чтобы считать Джо Салливана напрямую причастным к деятельности вышеуказанного подразделения. Подразумевается, что Небесный капитан командует подобной эскадрильей.

Вообще тематике ВВС в сюжете отведено почтенное место. К примеру, героиня Анджелины Джоли по имени Фрэнки командует неким авианосцем, постоянно парящим в небе. При помощи двигателей и соответственной инфраструктуры конструкция располагает на себе множество боевых самолетов и способна перемещаться в пространстве подобно дирижаблю. Стоит отметить, что такие разработки в то время велись на самом деле, в том числе и в Красной армии. Подобный, но более «приземленный» проект носил название «Звено» и успешно принимал участие в ряде воздушных схваток 40-х годов. Самолет-преемник мог фиксировать несколько легких истребителей. Несмотря на положительные результаты испытаний, проект не получил дальнейшего развития.

Трудности перевода

Не обошлось и без киноляпов. Дело привычное, но отдельно стоит упомянуть о «кричащих» заголовках национальных газет мира, приуроченных к наступлению прихвостней Тотенкопфа. В особенности – занятный пресс-релиз СССР, каким его видят авторы ленты. Называется издание «ЛЮДИ ГОЛОС» с приставкой «СОВЕТОВ, которые – приступ чтобы печататьсЯ». Далее зрителю предоставляется животрепещущая заметка, озаглавленная как «Чудовища механические атакуют Россию!». Здесь же, на первой странице, можно наблюдать следующий каламбур слов: «Гигантские Металлические Запасы Наций Кражи Машин Угля, Нефти и Урана. Мировые Лидеры Двигаются, Чтобы Защитить Запасы». Нечто подобное можно наблюдать и в якобы немецкой газете. Примечательно, что в японском таблоиде можно даже увидеть изображение Годзиллы. Лицезреть печатные «шедевры» можно на 16-той минуте кинополотна.

Творение Керри Конрана получило диаметрально противоположные отзывы. Лента стала очень популярной, но в узких кругах ценителей стильного кино. В то же время, фильм будет интересен как взрослой публике, способной ощутить его ностальгичный посыл, так и детям.