Oblogka_Nekuda_speshitВ апреле 2012 года на обозрение обществу был представлен уникальный в своем роде киноальманах под философским названием «Некуда спешить». Необычный социальный проект, предусматривающий участие пяти российских режиссеров, был нацелен на улучшение культуры вождения транспортных средств рядовыми гражданами стран СНГ. Лента создана в рамках одноименной социальной программы, призванной снизить количество ДТП вследствие нарушения автомобилистами скоростного режима. Среди участников мероприятия присутствовали такие известные режиссеры современности, как Федор Бондарчук, Петр Буслов, Борис Хлебников, Владимир Котт, Сергей Осипьян, Александр Лунгин. Все новеллы имеют собственный сюжет и связаны лишь идейным ключом, который так или иначе призывает зрителя снизить скорость ради жизни. Также в съемках приняли участие многие популярные актеры кино, среди которых Алексей Вертков, Людмила Аринина, Ксения Раппопорт, Владимир Вдовиченков, Алиса Хазанова и др. Открывает 42-минутный сеанс парная работа Александра Лунгина и Сергея Осипьяна «Конец дежурства». Для обоих режиссеров это был дебют в короткометражном кино, и если под руководством Осипьяна было снято уже несколько картин, то в портфолио Лунгина имелась лишь одна – «Явление природы» (2010). Впрочем, это уже не первая их совместная работа, а потому данный творческий тандем прекрасно смог реализовать общую задумку.

Сюжет ролика завязан на сотруднике Госавтоинспекции, доблестно несущем службу на полевом посту. Несмотря на всю серьезность своей фигуры, инспектор не перестает верить в порядочность и законопослушность граждан, щедро предоставляя нарушителям возможность исправиться. Но в итоге его терпению приходит конец, ввиду того что окружающие не желают понимать банальной правды об опасности нарушений ПДД. Видя, как подобное пренебрежение лишает жизни людей, которых он знал, блюститель закона начинает заслуженно штрафовать нерадивых драйверов.

На главную роль был приглашен обладатель «Серебряного медведя» и «Ники», Сергей Пускепалис. Актер стал широко известным благодаря фильмам «Простые вещи», «Как я провел этим летом» и «Метро». Приятную компанию в кадре ему составила 24-летняя Серафима Огарёва («2 дня»). В роли сельского жителя, «пилотирующего» легенду «Москвич-408», на экране появился Алексей Вертков (Найденов из «Белого тигра»). К слову, автомобильная тематика в случае «Конца дежурства» была раскрыта наиболее ярко среди новелл данной подборки.

Помимо классики сегмента «народный автомобиль» в лице «Москвича», эпизод щеголяет наличием на съемочной площадке еще двух символов советского времени: ВАЗ 2101 и ГАЗ-21. Как «Жигули», так и «Волга» здесь находятся на службе у Государственной автомобильной инспекции и традиционно выкрашены в желто-синие цвета. Но если «железные кони» правоохранителей находятся в статике, то, замыкающая раритетную четверку, Alfa Romeo 2000 GT восполняет недостачу драйва в полной мере. Кроваво-красная «Альфа» с блондинкой за рулем становится настоящим ядром истории, внося в холодный и серый пейзаж приятную толику экспрессии.

Притягательность этого спорт-купе просто феноменальна, ведь разработкой кузова в свое время занималось культовое дизайн-ателье Bertone. В свою очередь динамические характеристики модели позволяли разгоняться водителю почти до 200 км/час, что, впрочем, без зазрения совести и демонстрируется на экране. По фильму в кресле пилота восседает молодая актриса Серафима Огарёва, отлично вписывающаяся в образ самонадеянной гонщицы-феминистки. Подобный тандем выгодно отличает эпизод «Конец дежурства» от менее азартных «соседей».

Занятно, что невооруженным глазом заметен весьма почтенный возраст транспортных средств, присутствующих в кадре. Из-за этого появляется ощущение ретро-стиля, ведь на самом деле происходящее намеренно было состарено и эффектно стилизировано под 80-е года прошлого века. Очевидно, что форма, обувь и головные уборы на служивых персонажах соответствуют эпохе перестройки. В пользу данного факта косвенно свидетельствует и то, что герой Алексея Верткова регулярно ворует где-то элементы металлоконструкций, так как в период модернизации социализма многие предприятия стояли без дела.

Интересно, что изначально сценарий отличался от того, что было снято уже на камеру. Вместо классической Alfa Romeo значилась пафосная Audi TT, которая врезалась в трактор и разбивалась. Кстати, тракторист при этом оставался невредимым. «Помоложе» была и обстановка – ситуация разворачивалась в наши дни. При этом концовка была совсем другой: главный герой просто стоял и молча смотрел на моросящий дождь (а не снег, как в финальной версии фильма). По-видимому, создателям такая картина показалась недостаточно впечатляющей, что, в общем-то, никак не навредило результату, а, напротив, придало клипу определенный шарм.

Интересным фактом также является и то, что Осипьян и Лунгин годом ранее уже снимали кино в этом же месте. Сложно сказать, что именно повторно притянуло режиссеров на эту пустошь. По словам Осипьяна, здешние пейзажи нагоняют на него такую смертельную тоску, что аж вешаться хочется. Это, мол, хорошо подходит для реализации творческого замысла. Также директор картины признался, что местные жители не очень-то и рады были их присутствию: с ружьями за ними гонялись и собак натравливали, так как съемочная группа им жить мешала, ночью прожекторами в окна светила и т.д.

К Элизе

Фронт работ у Владимира Котта состоял из создания менее привычного для автомобильной тематики фильма. В принципе, трогательная короткометражка об отношениях между бабушкой и внучкой мало чем связана даже со скоростью. В то же время диалоги уместно включают в себя ненавязчивые и философские размышления на тему жизни, старости и того, как бессмысленно спешить жить. В кадре появляются всего два действующих лица: заслуженная артистка РСФСР, Людмила Аринина, и 7-летняя Ангелина Коршунова.

Рабочая версия видеоролика была несколько длиннее. Так зритель мог видеть, как главная героиня надевает коньки и осторожно, после многолетнего перерыва ступает на лед. В итоге добрую часть кадров вырезали, дабы уложиться в формат и не нарушать пропорциональности внутри альманаха. По неизвестным причинам было даже решено изменить название, и новеллу «Аксель. Два оборота» нарекли как «К Элизе», чему удачно вторит главная музыкальная тема ленты.

Несмотря на свой преклонный возраст (86 лет) Аринина все еще мастерски держит марку, изображая отставную фигуристку. Сперва создатели даже подумывали, что актриса сможет самостоятельно ерзать по катку, но потом решили не рисковать. Да и сама «бабушка» пожелала привлечь к работе дублера, так как выросла в Ташкенте и с коньками знакома не была. В итоге ограничились небольшой пешей прогулкой на фоне суетящихся тинейджеров. К слову, снять массовку, азартно играющую в хоккей, получилось не сразу, так как недоставало главного атрибута любителей погонять с клюшкой – шайбы. Даже в школе, возле которой снималось данное кино, не оказалось искомого предмета. Пришлось импровизировать, и роль шайбы успешно выполнил резиновый мячик (собачья игрушка), кем-то весьма уместно забытый на скамейке.

Спасительный туннель

Третьим по счету идет комический мини-проект Бориса Хлебникова под названием «Спасительный туннель». Новелла повествует о съемках старого кино. Примитивные декорации, качающаяся машина, знатная актриса немого кино за рулем – все это эффектно погружает зрителя в ретро-мотивы оригинального релиза. Снова-таки поднимается вопрос о целесообразности спешки, и как это явление способно повлиять на качество итогового результата. Главную роль исполнила звезда «Юрьевого дня», двукратная обладательница «Золотого орла», Ксения Раппопорт. Ей компанию составили Евгений Сытый, Александр Алябьев и Мария Шалаева.

Солярий

Очередной сгусток философских размышлений под приглушенную классическую музыку представил на обозрение Петр Буслов. Настоящий мэтр киноискусства создал в свое время культовую дилогию «Бумер», а также биографическую драму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Теперь же он изобразил атмосферу небесного чистилища, куда попадают погибшие спортсмены, пожелавшие быть сильнее, выше, быстрее, а также лихачи, вечно спешащие добраться до пункта назначения, брезгуя здоровым смыслом и правилами движения. В образе «Солярия» видится кульминация рассуждений о последствиях превышения скорости. Именно в данной работе достигается наибольшая глубина проблемы пренебрежения красками жизни во имя призрачных целей и максимализма.

Действующих лиц всего пятеро. Прежде всего стоит выделить Петра Федорова, снявшегося в лентах «Елки 2», «Пирамммида», «Обитаемый остров» (обе части) и «ДМБ». Его персонажу было суждено стать жертвой неудачно раскрывшегося парашюта, что привело к летальному исходу. В месте встречи он оказывается раньше других и никак не может понять, что с ним случилось. Но вдруг за спиной у парашютиста появляется трагически захлебнувшийся дайвер в лице Владимира Вдовиченкова. Звезда «Бумера» и «Тараса Бульбы» аналогично приходит в ступор от увиденного, и оба экстремала молча ожидают «чего-либо».

Позже к компании «подтягивается» мастер восточных единоборств, роль которого исполняет Сергей Бадюк («Свидание», «Соловей-Разбойник»). Также в съемках эпизода принял участие Михаил Евланов (Проскурин из «Брестской крепости»). Замыкает актерскую пятерку Оксана Акиньшина, широко известная своими ролями в лентах «Лиля навсегда», «Превосходство Борна» и «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Наряду с минимализмом декораций, первоначальная задумка предполагала наличие в кадре дополнительных реквизитов, как, например, изувеченный падением горный велосипед и сломанные лыжи. Соответственно предусматривалось наличие в кадре лыжника и маунтинбайкера. Для усиления атмосферы невесомости загадочную комнату, где было запечатлено действо «Солярия», щедро наполнили белым дымом, напоминающим облака. С целью сохранения тишины и покоя на съемочной площадке режиссер отказался пускать туда каких-либо журналистов.

Потише, мам

Финальный эпизод о нетерпеливой женщине-водителе получил авторство Федора Бондарчука, подарившего зрителям «9 роту» и обе части «Обитаемого острова». Заключительная новелла подборки «Некуда спешить» рассказывает об очередной представительнице спешащих водителей. Девушка отчаянно пытается вырваться из тисков московской тянучки, не позволяющей разогнаться больше 60 км/час. Но даже в моменты, когда главная и, собственно, единственная героиня сюжета видит спасительный просвет, что-то вдруг случается, и стрелка спидометра снова сползает к «спокойному» числу. Роль водительницы старенького «Вольво» исполнила дочь Геннадия Хазанова и экс-балерина Большого театра, Алиса Хазанова. «Потише, мам» содержит значительно больше реплик, чем любой другой фильм, представленный в рамках данного альманаха, несмотря на то что исходят они всего лишь от одного человека.

Целевая аудитория

«Некуда спешить» является ярким примером того, как публичные люди пытаются привлечь внимание общественности к насущной проблеме нарушения ПДД. Это первый случай в истории российского кинематографа, когда цели социального проекта достигаются при помощи короткометражного кино. Ввиду того, что ежегодная статистика неумолимо твердит об огромном количестве аварий из-за превышения допустимой скорости, Госавтоинспекция МВД России совместно с общественной организацией «Движение без опасности» обратилось к известным режиссерам отечественного кино с просьбой снять нечто поучительное, но в ненавязчивой форме художественного кино.

Данный проект имеет некоммерческие цели, и режиссеры, и актеры работали над его созданием безвозмездно. Несмотря на острые высказывания скептиков, затея увенчалась успехом. После того как стартовала программа, водителям, нарушившим правила, прямо на дорогах раздавали диски с фильмом. В рамках социальной агитации создатели новелл общались с фанатами, давали автографы и отвечали на все интересующие их вопросы. Также в местах премьеры альманаха можно было наблюдать автомобили, «снявшиеся» в киноленте, и получить тематическую атрибутику со слоганом «Жизнь стоит того, чтобы снизить скорость».