Unthinkable

Oblogka_NemyslimoeМолодой австралийский сценарист и режиссер Грегор Джордан родился в 1966 году в Сиэтле. Его кинодебютом была короткометражная картина «Swinger», премьера которой состоялась в 1995 году. В 1999 году он снял полнометражное кино «Пальцы веером», но известность ему принесли такие картины как «Солдаты Буффало» (2001), «Информаторы» (2008) и «Немыслимое» (2009). Последняя картина не отличается гуманностью и политкорректностью. Это провокационный фильм, основанный на проблеме терроризма, с которым, по мнению режиссера, современный мир справиться не в силах. Все существующие методы, а именно насилие, право, милосердие, гуманность, оказались бессильны.

Оправданная жестокость

Очередная работа австралийского режиссера Грегора Джордана «Немыслимое» ставит перед зрителем ряд непростых вопросов, на которые, наверное, и ответов-то нет. Чем мы можем пожертвовать, чтобы спасти жизни других? Сможем ли переступить через мораль, нравственность, человечность, закон? А если на кону стоит жизнь собственного ребенка? Именно в такой непростой ситуации оказались три главных героя кинокартины, воплощающие три абсолютно разные жизненные позиции. В сложившихся обстоятельствах они действуют совершенно по-разному, до конца не зная точно как именно себя вести. Рациональное мышление уступает место основным инстинктам. Для всех героев это патовая ситуация, в которой нет победителей.

Проблема, которую подняли Джордан и сценарист Питер Вудвард, чрезвычайно жестока. Режиссер показал реальную борьбу с терроризмом, борьбу жесткую, но настоящую. Фильм указывает на потенциальную угрозу всему человечеству и ставит перед каждым вопрос: «Сможешь ли ты убить живого человека, ради миллионов жизней невинных людей?» И почему в безумных играх сильных мира сего должны страдать ни в чем не повинные люди? Ведь любое государство — это не только правительство и армия, но и несколько миллионов мирных жителей, среди которых старики, женщины и дети. И спасти их нужно любой ценой, а для этого необходимо проявить жестокость, отправив на время вглубь сознания гуманизм и человеколюбие. Ведь это борьба не за доминирование, а за выживание, и чтобы выжить, следует на некоторое время забыть про закон.

В своем фильме режиссер постарался показать весьма интересную концепцию, путь насилия не ведет к победе. Когда государство прибегает к пыткам, оно теряет доверие граждан и, соответственно, власть. Жестокость влечет за собой жестокость, на насилие отвечают насилием, а на ненависть – ненавистью. Нужно ли отвечать на террор террором? Чего стоит человеческая свобода и гуманность? Какова цена всего этого? Это жестокий и серьезный фильм, который затрагивает слишком много этических вопросов, на которые просто нет ответов. Пока угроза терроризма зависла над миром дамокловым мечем, эта тема неисчерпаема.

Вне закона

Существует ли зло во имя добра? Существует ли грань, перейдя которую, инквизитор начнет деградировать и получать удовольствие от работы? Возможно ли на самом деле существование таких палачей и чем они отличаются от маньяков? «Немыслимое» вызывает нешуточный резонанс. Это не кровавый экшн для любителей хоррора. Фильм не о пытках, наличие которых в XXI просто поражает. Это фильм о безжалостной военной системе, для которой на войне все средства хороши. Сколько ногтей нужно вырвать человеку и сколько отрезать пальцев, чтобы самому не утратить человеческий облик, превратившись в абсолютное зло? Человек должен решить для себя самостоятельно, где находится его грань допустимого.

Еще шесть веков назад Макиавелли сказал фразу: «Государство находится вне морали». Что это значит на сегодняшний день? А лишь то, что исполнительная власть находится вне закона. Инквизиция не подлежит осуждению, солдат не считается убийцей. Эти законы работали на протяжении пяти веков. И вот наступила демократия. Люди почувствовали свою индивидуальность, свободу, ведь в силу вступил век либерализма и толерантности. Что это дало? Люди стали слабее. В обществе зачастую царит безнаказанность. Что можно сделать человеку, совершившему даже самое тяжкое преступление? Максимум дать ему пожизненный срок, во время которого все заключенные защищены Женевской конвенцией.

Режиссер мастерски передал напряжение, нарастающее среди людей, допрашивающих террориста, а также их отчаяние, когда приходит осознание собственной беспомощности и то, как некоторые уже готовы совершить немыслимое, только бы цель была достигнута.

Актерский состав

Самая яркая и сложная роль досталась Сэмюэлу Л. Джексону («Криминальное чтиво», «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов», «XXX — три икса», «Убить Билла-2»), который великолепно справился с поставленной задачей. Актер сыграл агента Генри Хамфиза (Эйча), специалиста по пыткам. В мире садизма Эйч как рыба в воде, он использует боль, как безотказный инструмент для достижения цели. Многолетняя практика превратила его в тонкого психолога человеческих страданий, знающего, когда и что нужно делать. Однако Генри не лишен чувств. Он переживает и страдает, внутри него постоянно происходит борьба двух начал. Столкнувшись с Янгером, убежденным фанатиком, который готов выдержать все пытки и умереть, палач впадает в отчаянье. Генри понимает, что для того, чтобы получить у него информацию, нужно совершить нечто немыслимое.

Роль террориста сыграл симпатичный Майкл Шин («Алиса в стране чудес», «Другой мир 3. Восстание ликанов», «Полночь в Париже», «Сумерки. Сага. Рассвет») с ангельскими голубыми глазами и субтильным телосложением. Он вызывает противоречивые чувства, то ненависть и ярость, то жалость и сострадание. Актер правдоподобно сыграл мучительные переживания и внутреннее страдание, вызванные неуверенностью в правильности выбранного пути, что можно было прочесть в его невероятно выразительных глазах.

Хелен Броди (Кэрри-Энн-Мосс, известная по фильмам «Матрица», «Шоколад», «Помпеи», «Помни») противопоставлена агенту Эйчу. Выступая против нечеловеческих и жестоких методов Генри, взывая к соблюдению Конституции и Женевской конвенции, она, в то же время, не задумываясь ставила под удар миллионы других жизней. К середине фильма она поймет беспомощность демократических методов, и сама приставит скальпель в груди арестанта. Однако свершить немыслимое ей все же не под силу.

В течение полутора часов зритель будет метаться в своих симпатиях от одного героя к другому. Джордан специально показал в фильме абсолютно вымышленную ситуацию. Ведь спецслужбы уже довольно давно используют «сыворотку правды», которая исключает пытки как таковые. Режиссер хотел показать не то, чего можно добиться при помощи пыток, а нравственную борьбу, сложность выбора и условность границ в борьбе с терроризмом.

Сюжеты про кровавые войны и терроризм уже изрядно поднадоели. Однако «Немыслимое», благодаря блестящей работе сценариста и режиссера, а также профессиональной работе актеров стало отличной попыткой свернуть данный жанр с приевшегося направления. Полтора часа всевозможного рода пыток на фоне одних и тех же декораций снято в такой интригующей и напряженной форме, что фильм смотрится на одном дыхании.

Сюжет

В прошлом Артур Янгер, американский гражданин, воевавший в Ираке и Афганистане, сменил веру и женился на восточной женщине. Ступив на путь террора, он устанавливает три ядерные самодельные бомбы в трех городах США, грозя их взорвать при невыполнении его требований. Однако никаких требований Артур не озвучивает, а дает поймать себя в торговом центре. Он был доставлен в засекреченную базу военных, где ему предстоит ответить на вопрос о том, где именно размещены бомбы и что ему собственно нужно. К операции подключают фэбээровцев под руководством Хелен Броди. После того, как обычные методы дознания ни к чему не привели, руководство вызывает современного инквизитора и мастера пыток Генри Хамфриза, который находится под покровительством сильных мира сего. Придя в ужас от его методов, Хелен пытается отстраниться от расследования, однако палач просит ее о помощи, делая своим помощником, и теперь вести допрос им предстоит вдвоем. Со временем Хелен начинает понимать, что добиться ответов от террориста можно только методами Хамфриза, иначе в ближайшее время могут погибнуть миллионы американцев. Однако Артур убежден, что он пришел в этот мир, чтобы страдать и умереть, став мучеником, именно поэтому все методы Эйча оказываются бессильны. Возникает вопрос, оправдано ли в таком случае аморальное и садистское поведение?..

С другой стороны, какие требования выдвинул террорист? Прекратить военную диктатуру в восточных странах и вывести американские войска. Он хочет, чтобы закончилась кровопролитная война, свидетелем которой он был. Однако военные остаются глухи. Артур убежден, что страдает за правое дело и готов терпеть любые мучения. По сути, он требовал справедливости, однако совершенно невозможными средствами, допускающими убийства стариков, женщин и детей, а также мужчин без оружия. Весь фильм у зрителей будут возникать противоречивые чувства, относительно зверских издевательств над человеком, но как получить от него информацию, если он добровольно принял эти мучения? Режиссер картины постарался наглядно продемонстрировать нестабильность нынешнего положения вещей, которое может покачнуться в любой момент, что может послужить началом новой мировой войны. Потому что если террорист сотрет с лица земли три американских города, то США постарается похоронить под ядерными боеголовками всех подвернувшихся под руку. И скорее всего остальные страны тоже присоединятся к этой борьбе с международным терроризмом, повергая жизнь обычного населения в ядерный апокалипсис.

Премьера и отзывы критиков

Мировая премьера фильма «Немыслимое» состоялась двадцать шестого мая две тысячи десятого года и прошла на территории Бельгии. Примечательно, что на родине картины, в Соединенных Штатах Америки, лента была представлена публике сразу на DVD-дисках, минуя широкие экраны кинотеатров. Чем было вызвано подобное решение продюсеров, так и остается загадкой. Возможно, создатели «Немыслимого» посчитали нецелесообразным получать прокатное удостоверение для своего творения по причине большого количества сцен насилия и жестокости в кадре.

Отзывы критиков, прозвучавшие в адрес ленты и режиссера Грегора Джордана, не отличались единообразием. Одни усмотрели в картине так называемый «заказной» характер и обвинили Джордана в создании очередной правительственной «агитки». Другие, напротив, сочли фильм по-своему уникальным и выразили восхищение мастерству, с которым перед зрителем были поставлены животрепещущие и нелицеприятные вопросы, волнующие современное человечество. Довольно высокие оценки были поставлены картине «Немыслимое» зрителями из числа интернет-сообщества. В частности, на авторитетном ресурсе IMDb фильму был присвоен рейтинг в семь баллов из десяти, а на тематическом сайте Rotten Tomatoes – 3,5 балла из пяти возможных.

Между строк

Анализируя Голливудские творения можно сделать вывод, что все они несут в себе скрытый подтекст. Не является исключением и «Немыслимое».

  1. Безжалостно и беспощадно. Физические и психологические изощренные мучения показаны совершенно не зря. В фильме открытым текстом говорится о том, что американцы на все готовы ради безопасности своего народа. На этом фоне жалостливая Хелен Броди сморится весьма нелепо, и в конце концов все ее попытки заканчиваются скальпелем в руках. «Он противник, мы на войне, значит он вне гражданской юрисдикции,» — говорит ей Эйч.
  2. Последние кадры фильма явно дают понять, что для спасения нужно было пойти на немыслимое, что означает новый вектор политической воли – любой ценой.

Интересные факты

  • Бюджет фильма составил всего 15 млн. долларов, большая часть которых пошла на гонорары актеров.
  • Съемки фильма велись два с половиной месяца.
  • Дебютный релиз фильма прошел на американском кинорынке 5 ноября 2009 года.
  • В России фильм вышел 7 октября 2010 года.
  • Кинокартина полностью снята в Лос-Анджелесе.