Unbreakable

НеуязвимыйВ 2000 году, на экранах кинотеатров США и остального мира появился интригующий, увлекательный психологический триллер режиссера с индийскими корнями М. Найта Шьямалана «Неуязвимый». Оригинальное название на английском языке «Unbreakable». Картина рассказывает о двуполярности окружающего мира, о вечном противостоянии и переплетении Добра и зла, Правды и лжи. О тех духовных и мистических представлениях, которыми насыщены древние религиозные культы, типа ведизма и зороастризма. Главные герои представляют собой две противоположности. Если один из них самим Богом призван спасать людей, защищать униженных и оскорбленных, то помыслы другого направлены на разрушение и уничтожение всего живого. Первый является образцом физического и психического здоровья, а второй не помнит дня, чтобы он был здоров и испытывал наслаждение от жизни. В его голове рождаются странные и дикие мысли, несвойственные нормальному человеку. Фильм рассказывает о том, как самый обычный человек из народа учится принимать самого себя таким, каким он является в реальности, благодаря своим необычным способностям. Оригинальный сюжет кинокартины оказался не единственной ее изюминкой. В какой-то степени в картине отражены религиозные представления режиссера, подсознательно скучающего по своему детству и той среде индийского города, в которой он вырос. Не менее интересно наблюдать за игрой знаменитого актера Брюса Уиллиса. В данном фильме он показан не как всесокрушающий, уверенный в себе полицейский или дебошир, а как сдержанный человек с тихим, вкрадчивым голосом. Тем не менее, и в этом психологическом фильме он продолжает заниматься спасением общества и борьбой с плохими парнями. Оказывается, для того чтобы делать добрые дела не надо стучать кулаком по столу и груди. Нужно просто оказываться в нужном месте и оказывать необходимую поддержку страждущим. Еще лучше, если качества спасателя заложены в твоих генах. Картина вышла в прокат под слоганом «Два полюса одной тайны».

Сюжет:

Шел 1961 год. В одном из домов на окраине Филадельфии, темнокожая женщина родила ребенка. Мальчик оказался на редкость крикливым и шумным. Он все время плакал. Прибывший в дом доктор с ужасом обнаружил, что все кости на руках и ногах новорожденного переломаны… Прошли годы. Бывший игрок в американский футбол Дэвид Данн возвращался из Нью-Йорка домой в Филадельфию на поезде-экспрессе. У него был сложный день, так как его переговоры о новой работе не увенчались успехом. Поэтому он немного устал. Поглядывая то в окно мчащегося поезда на окрестные дома и природу, то на пассажиров, находящихся в вагоне, он кое-как коротал время. В семье у него уже несколько месяцев не ладилось, поэтому он был не прочь пофлиртовать с какой-нибудь симпатичной женщиной. Таковая, как ему показалось, подвернулась ему в вагоне. Он незаметно снял обручальное кольцо с пальца и спрятал его карман. Но попытка завязать роман обернулась для него неудачей. Дэвид отвернулся в сторону окна. В этот момент он почувствовал что-то неладное. Через секунду поезд, мчавшийся на огромной скорости, сошел с рельсов и перевернулся… Дэвид очнулся на кушетке в кабинете врача в городской больнице. Доктор как-то странно разговаривал с ним о произошедшем и смотрел на мужчину, словно на привидение или существо, спустившееся с небес. Оказалось, что из нескольких сотен пассажиров злополучного экспресса, в живых остался только он один. Причем, он не получил ни одной раны, перелома или царапины. Когда он вышел в коридор больницы, то увидел десятки скорбных лиц родственников людей, попавших в катастрофу. Разумеется, он тут же попал в газеты и стал известен всему городу. Через пару дней Дэвид участвовал на панихиде по погибшим. Возвратившись к своей машине, он обнаружил на лобовом стекле конверт с запиской. В ней задавался всего один вопрос Дэвиду: «Сколько дней в своей жизни вы болели?» Дэвид сначала не придал особого значения этому посланию, но постепенно этот вопрос стал терзать его воспоминаниями. Оказалось, что он никогда не болел. Это показалось мужчине странным, и он решил найти автора послания. Эта встреча внесла в его жизнь глубокие коррективы…

Создатели картины:

Триллер «Неуязвимый» был создан компанией «Touchstone Pictures», принадлежащей «The Walt Disney Company», при основательной поддержке компаний «Blinding Edge Pictures», «Barry Mendel Productions» и «Limited Edition Productions Inc.». В качестве продюсеров над фильмом работали Бэрри Мендел, Сэм Мерсер и М. Найт Шьямалан, который оказался автором замысла. Первые шаги на пути к созданию картины были предприняты знаменитым режиссером, сценаристом и продюсером еще во время работы над его предыдущей картиной «Шестое чувство». В одном из интервью М. Найт Шьямалан даже признался, что последние эпизоды того фильма он снимал уже без большого интереса. Все его мысли были поглощены думами о новой киноленте. Он начал писать сценарий и вырабатывать концепцию картины. С первых шагов он представлял в образе главного героя Брюса Уиллиса, а в качестве его антагониста темнокожего актера Сэмюэла Л. Джексона. Под них и писался сценарий. Режиссер хотел сделать картину из трех частей по типу комикса. В первой части он планировал отразить все подробности рождения супергероя, во второй его борьбу с различными злодеями и пакостниками, и, наконец, в третьей части, он желал создать увлекательное повествование о борьбе главного героя с заклятым врагом всего человечества. Написанный им сценарий был куплен за 5 миллионов долларов кинокомпанией «Уолт Дисней Студиос». Ему также дали 5 миллионов за работу режиссера в предстоящей картине и помогли основать свою собственную кинокомпанию. Режиссер для выражения своего замысла старался максимально приблизить фильм к комиксу. Для этого он и оператор Эдуард Серра выбирали подходящие ракурсы. Он насытил происходящие с главным отрицательным персонажем события постоянным присутствием стекла и зеркал. Этим самым он хотел усилить отображение хрупкости самого злодея и окружающего его мира. Даже главные герои картины носили постоянные различные цвета, как в комиксах. Облик Дэвида обставлен зелеными цветами, а внешность Элайджи фиолетовыми. В эпизоде, в котором по телевидению сообщается об аварии поезда, присутствует тот же самый логотип, как в экранизации комикса «Фантастическая четверка», созданного по мотивам работ знаменитой студии «Марвел». Кроме того, режиссер наполнил картину различными символами, отсылающими к прошлым ролям Брюса Уиллиса.

Саундтрек к картине «Неуязвимый» подготовил композитор Джеймс Ньютон Ховард. Для того, что бы ему удобнее работалось, режиссер предоставил ему всю раскадровку предстоящего фильма. По просьбе режиссера композитор создал музыку с минимальным набором звучащих инструментов (трубы, струнные и фортепиано). Музыкальные композиции записывались в здании Церкви, чтобы придать каждой нотке ореол мистицизма.

Главные роли:

Главные роли в триллере «Неуязвимый» исполнили популярные актеры Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон. Это была уже не первая совместная работа этих актеров в фильмах. Они снимались вместе в «Крепком орешке-3″, «Криминальном чтиве» и комедии «Заряженное оружие-1″. Брюс Уиллис получил за исполнение роли 20 миллионов долларов, а его темнокожий оппонент по фильму всего 7 миллионов. Примечательно, что Джексон внес в образ своего персонажа некоторые придуманные им компоненты. Именно он выбрал для одежды Элайджи фиолетовые цвета, так как они являются его любимыми. Кроме этого, он придумал стеклянную трость для своего героя. Прическа актера была скопирована с активиста времен Гражданской войны в США Фредерика Дугласа. На роль супруги Дэвида Данна претендовала британская актриса Джулианна Мур, но она предпочла сняться в роли Клариссы Старлинг в картине «Ганнибал». Ее заменила Робин Райт Пенн, известная российским зрителям по роли Келли Кэпвелл в любимом домохозяйками и пенсионерками сериале «Санта-Барбара». За свою роль актриса получила 2,5 миллиона долларов. Режиссер М. Найт Шьямалан запечатлел себя в эпизодической роли посетителя стадиона.

Съемки:

Психологический триллер и по совместительству боевик «Неуязвимый» снимался с 25 апреля по июль 2000 года в нескольких местах штата Пенсильвания, на восточном Атлантическом конце США. Основные съемки происходили в наиболее крупном городе штата — Филадельфии, который американцы часто называют в религиозном смысле «городом братской любви». Несколько главных эпизодов были сняты на стадионе «Франклин Филд», находящемся на территории Университета Пенсильвании. Он знаменит тем, что на нем было открыто первое электронное табло, и с его рубки впервые был проведен сеанс радиовещания со спортивной арены в США. Именно на нем работал охранником персонаж Брюса Уиллиса, Дэвид Данн. На этом стадионе выступает команда Лиги американского футбола «Филадельфия Иглз». Вероятно, игроки этой команды, были запечатлены на поле в ряде сцен. Кроме этого, ряд эпизодов снимался в небольшом городке Итан, расположенном неподалеку к западу от Филадельфии. Северо-западный пригород Филадельфии, Манайанк, послужил местом съемок ряда домов и улиц. В переводе с языка индейцев-делаваров, название означает «место, где можно выпить». На производство картины было затрачено 75 миллионов долларов. Маркетинг и рекламная компания съели еще 26,5 миллионов долларов. В финальных титрах было указано, что кинолента посвящена американской актрисе Элизабет Лоуренс. Она скончалась 11 июня 2000 года во время съемок на 79 году жизни. В картине она исполнила эпизодическую роль медсестры. Актриса была известна не только своими театральными и кинематографическими работами, но и тем, что во время Второй мировой войны, она служила на военном флоте США в качестве специалиста 1-го класса. Художественный фильм «Неуязвимый» получил в США от организации MPAA цензурный рейтинг PG-13, разрешающий просмотр с тринадцати лет только в присутствии взрослого.

Итоги проката и награды:

Премьера художественного фильма «Неуязвимый» для узкого круга лиц состоялась 14 ноября 2000 года в США. В широкий прокат картина вышла в США 22 ноября того же года. Ее демонстрировали в 2708 кинотеатрах. В первый уик-энд фильм заработал более 30 миллионов долларов. На раннем этапе показа фильма, ему составила конкуренцию только лента «Как Гринч украл Рождество». Рекорды по кассовым сборам были показаны в Бразилии. В Российской Федерации киноленту смогли увидеть с 14 декабря 2000 года. В итоге общие финансовые сборы в мире составили 248,2 миллиона долларов США. Из них более 95 миллионов внесли в копилку картины американцы. В США фильм посмотрели в кинотеатрах во время премьерного показа 17,3 миллиона человек. Второе место по этому показателю заняла Франция с 3,43 миллионами зрителей, третье – Великобритания, в которой ленту увидели 2,6 миллиона человек. Помимо этого фильм собрал внушительную кассу благодаря продаже дисков DVD. Компания «Touchstone Home Entertainment» в июне 2001 года выпустила их в продажу. Было заработано 95 миллионов долларов только в США. В России фильм был выпущен на DVD-дисках только 10 августа 2010 года, а на Blu-Ray-дисках 20 апреля 2010 года.

Фильм получил, в основном, хвалебные рецензии. На популярном тематическом сайте «Роттен томатос» он удостоился 68 процентов положительных откликов. Результат был собран на основе мнения 155 критиков. Специалистами было отмечено более слабое окончание картины. Кроме этого, ее часто сравнивали с наиболее успешным фильмом режиссера М. Найт Шьямалана «Шестое чувство», и приходили к выводу, что эта картина получилась у него несколько хуже. При этом кинокритики сайта сходились во мнении, что лента является тревожной и интригующей. Она проводит кинозрителей через непредсказуемые повороты судьбы. На другом подобном ресурсе Интернета, сайте «Метакритик» фильм получил оценку 62 балла из ста возможных. На этом сайте также отмечался слабый финал ленты и проводились параллели с фильмом «Шестое чувство». Известный кинокритик Роджер Эберт выразил одобрение картиной, но также был разочарован финальными эпизодами. Специалист отметил, что в данной картине работа актера Брюса Уиллиса значительно отличается от того образа, который он демонстрировал в предыдущих «безмозглых боевиках». Дессон Томсон из «The Washington Post» написал на страницах этой влиятельной газеты, что режиссер и сценарист провел зрителей через увлекательный лабиринт альтернативной вселенной, скрывающейся у всех под носом в комиксах. А вот обозреватель «Los Angeles Times» Кеннет Туран дал фильму отрицательный отзыв, утверждая, что в нем не было оригинальности, и над ним висела тень фильма «Шестое чувство». Сам режиссер был крайне разочарован мнением кинокритиков. В своих интервью он оправдывался, что имел несколько иной подход к концепции этой картины. Он хотел ее создать в виде некоего подобия комикса, но под давлением функционеров компании «Touchstone Pictures», он снял психологический триллер, похожий на «Шестое чувство». В 2009 году оскароносный режиссер Квентин Тарантино похвалил фильм «Неуязвимый», и включил его в свой список 20 лучших фильмов, которые были выпущены с 1992 года, с того времени, когда он стал режиссером. Тарантино оценил фильм как «блестящий пересказ мифологии Супермена». Он отметил, что Брюс Уиллис исполнил в этой картине свою лучшую на тот момент роль. В 2011 году журнал «Тайм» поставил эту киноленту на четвертую позицию в десятке супергеройских лент всех времен и народов. Фильм был номинирован в категории «Лучший приключенческий боевик и триллер» на получение премии «Сатурн». Лента была удостоена премии «Golden Trailer Awards», как лучший триллер и боевик. На счету картины оказалось еще девять номинаций на различные менее престижные призы.

После успешных кассовых сборов фильма «Неуязвимый» долгое время фигурировали слухи о съемках продолжения. Еще в 2000 году Брюс Уиллис выразил надежду, что картина окажется трилогией, но режиссер опроверг эту информацию. Однако, впоследствии он обращался к руководству кинокомпании о необходимости съемок продолжения. Его мнение не было услышано. В сентябре 2010 года режиссер намекнул, что он собирается продолжить повествование о героях психологического триллера «Неуязвимый». В конце мая 2013 года режиссер вновь вернулся к обсуждению этой темы, но при этом он заметил, а нужно ли еще кому-либо, кроме его, продолжение данной картины.