Cinderella Man

Oblogka_NokdaunЕсть множество фильмов, посвященных боксу или боксерам, многие из них превратились в целые сериалы, например, фильм «Рокки». Другие забылись после одного, первого и последнего просмотра. Но среди всех этих кинолент выделяется одна, которую хочется назвать культовой. Это фильм, известный в русскоязычном кинопрокате под названием «Нокдаун». Оригинальное название в переводе на русский язык звучит несколько забавно «Золушок». Фильм основан на реальных исторических фактах и реальной биографии боксера ирландского происхождения Джеймса Брэддока. Что интересно, в фильме помимо описания нелегкой жизни боксера, показаны все контрасты Великой Депрессии тридцатых годов. На примере Брэддока, которого отлично сыграл Рассел Кроу, зрители могут увидеть, что нет таких испытаний, которые не смог бы преодолеть человек. Подобно тому, как в фильме Джеймс своим мужеством вдохновляет простых американцев, фильм вселяет надежду в души современных зрителей и призывает бороться с трудностями, судьбой, собственной слабостью и, если угодно, мировым финансовым кризисом. Правда, для придания фильму зрелищности и драматичности, создатели несколько исказили некоторые факты и представили главного соперника Брэддока по рингу Макса Бэра, подлецом и садистом. Из-за этого сын настоящего Бэра Мак Бэр-младший даже пытался судиться с кинокомпанией за клевету на своего отца, уважаемого и любимого публикой (особенно простой) боксера. Но обо всем по порядку.

На роль главного героя рассматривались кандидатуры таких актеров, как Марк Уолберг, Мэтт Дэймон и Клайв Оуэн.

Однако роль все же досталась Кроу. Австралийцу не впервой было играть народных героев и талантливых бойцов. Взять хотя бы фильм «Гладиатор». Помимо актерского мастерства, роль сыграло еще и портретное сходство актера со своим историческим прототипом. Кстати говоря, настоящий Джэймс Брэддок родился 7 июня 1906 года в Нью-Йорке. Его родители переселились в Америку из Ирландии. Он действительно зарабатывал деньги, работая в доках и дерясь на ринге. В фильме показаны ключевые поединки боксера с более сильными и именитыми соперниками, которые помогли ему получить право на участие на единственном в своей жизни по-настоящему «звездном» бою. За такое восхождение Брэддок получил прозвище Золушок. Выиграть знаменитый поединок (реальное видео боя можно увидеть на соответствующих сайтах) ему не боксерское мастерство, а осознание того, что другого шанса не будет. Кроме того, есть поговорка, которая гласит: голодный боксер – страшный боксер. И это также помогло ирландцу вцепиться зубами в свой единственный шанс и победить. Гонораром Брэддок распорядился мудро: часть вложил в образование детей (Йельский университет для сыновей и музыкальная школа для дочери), а сам стал фермером.

Неизвестно, как распорядился своим гонораром Рассел Кроу, но потрудиться на съемочной площадке ему пришлось весьма существенно.

За 15 000 000 гонорар Кроу заплатил вывихом плеча, сломанными зубами и сотрясением мозга. И не мудрено, ведь его партнерами по киношному и тренировочному рингу были настоящие боксеры. Они, конечно, старались сдерживать удары и останавливать руку в миллиметре от тела актера, но тот, кто знает о ринге не понаслышке, знает и то, как гудит голова порой после тренировок, даже если партнеры работают с максимальной аккуратностью. Кроме того, актер сбросил 22 килограмма. Тренером Рассела был ни кто иной, как легендарный Константин Дзю. Как видно, вся команда постаралась на славу, и исторический поединок получился зрелищным, а Кроу удалось показать характер и мужество реального Брэддока. Кстати, в настоящем поединке в одном из раундов у Брэддока был поврежден нос, однако, несмотря на кровотечение и град ударов противника, боксер не упал.

Главного соперника Брэддока сыграл Крэйг Бирко. Его внешнее сходство с прототипом еще больше, чем у Кроу с Брэддоком. Однако, в отличие от своего экранного воплощения, как уже замечалось, настоящий Макс Бэр отнюдь не был поддонком и убийцей. Максимилиан Адальберт Бэр имел еврейские корни и был кумиром еврейской общины Нью-Йорка. Однако сам Бэр евреем в полном понимании этого слова не был и синагогу не посещал, но при этом старался обменяться порой фраз на идише с кем-нибудь из публики во время своих поединков. К слову, на идише боксер только и знал, что пару фраз. Украшавшая его боксерские трусы звезда Давида, которую можно заметить и в фильме, появилась впервые во время поединка с немцем Максом Шмелингом. На протяжении всего поединка Бэр буквально избивал своего противника под крики толпы: «Бей фашиста!». Сам же Бэр, будучи тем еще юмористом, после каждого удачного удара передавал привет Гитлеру. Справедливости ради стоит сказать, что Шмелинг фашистом не был и даже прятал у себя еврейских подростков во время погромов в Германии.

В «Нокдауне» Максу приписывается убийство боксеров. В действительности, только поединок Бэра с Фрэнком Кэмпбелом стал роковым. Правда, умер Кемпбел не на ринге, а в больнице, куда его увезли прямо с поединка. Суд оправдал Бэра по всем статьям. По свидетельствам очевидцев, вдова боксера не держала зла на Бэра и не винила его ни в чем. Со своей стороны Макс до конца жизни оказывал материальную помощь семье погибшего и оплачивал учебу его детей. Причиной смерти Фрэнка стали множественные травмы головы, на которые он пожаловался своему секунданту еще в середине боя. Но поединок был остановлен только после того, как в 9-м раунде боец упал. Сам Бэр до конца жизни остро переживал смерть своего противника и воспринимал ее, как личную трагедию. По некоторым данным, именно после этого поединка он перестал наносить свой знаменитый удар правой в полную силу. Что же касается смерти другого боксера, Эрни Шаафа, то он умер спустя пять месяцев после боя с Бэром, «нахватавшись» ударов от Примо Карнеры. Кроме того, Шааф был болен менингитом.

Ну, а что касается того самого исторического поединка, который стал кульминационным моментом в «Нокдауне», то поведение Бэра во время него мало соответствует действительности. Макс вел поединок в своей излюбленной манере балагура и шутника, но его шутки над собранным и серьезным ирландцем были добродушными. И, уж, конечно же, не было никаких смертельных угроз в адрес Брэддока. Для большей драматичности и возвеличивания образа Брэддока, сценаристы Клифф Холлингсворт, Акива Голдсман отступили от исторических фактов, согласно которым, Макс неоднократно желал удачи Брэддоку перед боем и выражал надежду быть друзьями. После боя Макс приглашал Джэймса на вечеринку.

Однако нужно отдать должное создателям картины. Благодаря их усилиям, главный герой Брэддок получился нестандартным и живым.

Он существенно отличается от привычного киношного героя фильмов о единоборствах. Да и мотивация у него совсем иная. Он сражается не за титулы и пояса, не из мести за учителя-брата-друга, а «за молоко». В обычной же жизни он забывает об обожании публики и идет зарабатывать деньги честным и тяжелым трудом. Это вселило надежду в простых американцев в далекие тридцатые годы и точно также взбодрило многих современных зрителей, показав им реальную, а не выдуманную историю. Кроме того, герой этого фильма наделен такими качествами, о которых уже стали забывать. Кто он? Он порядочный, безгранично честный (это видно из эпизода, в котором он заставил своего старшего сына вернуть украденную колбасу), любящий муж и ответственный отец семейства, который готов в лепешку разбиться, лишь бы его дети не голодали. Когда-то многие люди были такими же. Режиссер Рон Ховард напомнил об этом тем, кто стал забывать, и показал тем, кто никогда не видел, каким должен быть муж и отец. Ведь современный киногерой – это зачастую личность асоциальная, презирающая закон. Современный киногерой имеет проблемы с законом, ведет беспорядочный образ жизни и «борется с системой» не понятно ради чего. Его девиз – наплюй на всех, живи для себя. Именно этот образ выбирает для подражания молодое поколение.

Не менее ярким и интересным персонажем выступает жена Брэддока Мэй, которую сыграла Рене Зеллвегер.

Она предстает перед зрителем заботливой матерь и любящей женой, которая разделяет со своим мужем и радости и горе. Разве начинает она его «пилить» за безденежье? Отнюдь. Мэй полностью поддерживает своего мужа, хотя и не согласна с ним в определенных моментах. Возможно, что современные молодые «леди» и считают эту позицию утопичной и бессмысленной, а многие зрители и вовсе скажут, что так не бывает, но, тем не менее, так должно быть и так есть. Зрители видят крепкую семью, в которой все, несмотря на возникающие разногласия, держатся друг за друга и именно это позволяет им выжить в трудные времена.

Довольно подробно в фильме представлена дружба. Брэддок и Джо Гулд, которого блистательно сыграл Пол Джаматти, не только партнеры по бизнесу, но и друзья. У многих может возникнуть вопрос, почему, видя, как голодают дети Брэддока, Гулд просто не дал им денег на еду? Ведь нашел же он средства на тренировки, когда появился шанс выступить на ринге. Ответ прост: хороший друг не даст денег, но даст возможность заработать и выбраться из ямы, что Гулд и сделал. И такая позиция будет весьма полезной для оценки молодым зрителем смысла дружбы.

Таким образом, учитывая все моральный моменты, фильм «Нокдаун» стал не очередным зрелищным боевиком, а действительно, носителем разумного, доброго и вечного. Несмотря на это, а может быть, как раз именно по этой причине, фильм собирал в США чрезвычайно мало людей. Ради увеличения кассовых сборов пришлось устраивать беспрецедентную акцию: в некоторых кинотеатрах было обещано вернуть деньги за билет каждому, кому не понравился фильм. Были такие случаи или нет, неизвестно. Однако общие сборы от проката фильма, как в Америке, так и во всем мире составили 108 539 911 долларов. Бюджет кинокартины при этом составлял 88 000 000.

Несмотря на небольшой успех у зрителей, лента получила достаточно много наград.

Трех Оскаров: за лучшую мужскую роль второго плана (Пол Джаматти, сыгравший Джо Гулда), лучший монтаж и лучший грим. Также картина была отмечена наградой Золотой Глобус в номинациях за лучшую мужскую роль (Рассел Кроу) и лучшую мужскую роль второго плана (Пол Джаматти). Эти же роли были награждены Премиями Гильдии актеров. Кроме того, Британская академия наградила фильм за лучший сценарий. Как видно, больше всего наград удостоился Джаматти за роль Джо Гулда. И действительно, здесь есть на что посмотреть, сыграно просто прекрасно. Да и зрительские отзывы, во всяком случае, среди русскоязычной аудитории, в подавляющем большинстве выражают восторг, как актерской игрой, там и фильмом в целом. Кроме того, картина произвела на многих зрителей столь сильное впечатление, что заставила пересмотреть свои взгляды на жизнь и систему ценностей. Не стоит забывать, что страна переживала в год премьеры трудный период, а «Нокдаун» придал сил и оптимизма.

Несколько слов о названии.

Как уже отмечалось, оригинальное название фильма дословно переводится, как Золушок, что символизирует восхождение из золы к вершинам профессионального бокса. Однако в российский прокат фильм вышел под названием «Нокдаун». Такое название лучше передает смысл картины и, по мнению многих, символизирует способность человека встать на ноги и взять реванш после ударов судьбы, то есть, как после нокдауна. Интересно, что в 1989 году на студии «Киргизфильм» была снята картина о боксере, потерявшем зрение с таким же названием. И тоже драма о личной жизни спортсмена на фоне спорта. На этой почве возникает предположение, что в переводе кроется отсылка к творению советского кинематографа, что, скорее всего, маловероятно.

Сам Джэймс Брэддок не дожил до экранизации одного из самых значимых и ярких периодов своей жизни (он умер 29 ноября 1974 года), но в некоторой степени разделить его славу и даже принять участие в фильме смогла его внучка Розмари Девитт, которая сыграла Сару Уилсон – жену приятеля Брэддока по работе в портовых доках. Макс Бэр, оставивший след в истории не только как талантливый боксер, вошедший в «золотой фонд» истории мирового бокса, и весельчак, но и как голливудский актер, умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет. Это случилось 21 ноября 1959 года.