Российские киноделы уже не первый раз берутся за экранизацию популярных художественных произведений своих соотечественников. Достаточно вспомнить «Ночной Дозор» Сергея Лукьяненко и «Волкодава» Марии Семеновой. На этот раз за основу решили взять не что-нибудь, а абсолютную классику художественной фантастики – повесть братьев Стругацких «Обитаемый остров». Она издавалась двадцать четыре раза, в тринадцати странах и вошла в список классики мировой научной фантастики. Взять на себя ответственность руководить таким масштабным и знаковым проектом рискнул Федор Бондарчук. Большая часть публики знает его как актера с большим стажем и несомненным талантом, сына знаменитого режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой. Однако после его дебюта в кинематографе – «9 роты», он стал все чаще ассоциироваться с образом создателя, режиссера. После «9 роты» Бондарчук принял участие в создании телевизионной версии «Тихого Дона», а затем – решил попробовать свои силы в новом жанре. Здесь его и «поджидал» продюсер Александр Роднянский, предложивший занять режиссерское кресло на проекте фантастического боевика «Обитаемый остров». По традиции – Федор исполнил в фильме и одну из ролей второго плана – Прокурора. Отснятого материала получилось так много, что даже после десятикратных сокращений и редактирований – объем превышал все допустимые рамки, и было решено разделить его на две части. В широкий прокат картина поступила первого января две тысячи девятого года, хотя ранее – в конце декабря прошлого года прошли ограниченные показы на территории России и Украины.

История создания:

Первым, кому пришла идея экранизировать «Обитаемый остров» стал Александр Роднянский, ставший впоследствии продюсером. Роднянский был большим поклонником братьев Стругацких и их творчества и задумывал еще в самом начале своей карьеры спродюсировать фильм по романам фантастов. В те времена российская киноиндустрия стояла не то что на коленях, а валялась на земле лицом вниз, и найти толкового режиссера, который бы не побоялся взяться за такой колоссальный проект, где все придется создавать с нуля, разрабатывать целый мир, было очень не просто. Через несколько лет Александр Роднянский обратил пристальное внимание на «новичка» Федора Бондарчука. Уже тогда он понял, что творческий потенциал и рвение Федора находятся на очень высоком уровне. Его амбиции требовали сложных проектов, в которых он мог бы реализоваться, высказаться. И тут к нему обратился Роднянский с предложением, которое очень вдохновило, и в тоже время, сильно напугало начинающего режиссера. Он прочитал роман и несколько дней ходил совершенно растерянный – не понимал, как же все это снимать, ведь ничего подобного ни на каком из российских складов и студий нет, все придется делать своими силами, с нуля. А это, на минуточку, танки, башни, ядерные взрывы, огромные подводные лодки, да что там – целый мир!

Но постепенно азарт и вдохновение подавили это низменное чувство – страх, и Бондарчук, с поддержкой Роднянского, начал делать первые шаги. Основа всего – это, безусловно, сценарий. Недолго думая, Федор предложил написать сценарий  одному из авторов повести – Борису Стругацкому. Тот, однако, сразу же отмел это предложение, заявив, что после смерти своего брата, больше не возьмется ни за один сценарий, а может лишь приглядывать за процессом. Тогда эту «миссию» доверили заслуженному деятелю искусств, драматургу и киносценаристу Эдуарду Володарскому. Бондарчуку и Роднянскому был обязателен жанр повествования – фантастика, в то время как Володарский видел «Обитаемый остров» как приключенческий военный фильм. Он написал целых три версии сценария, но ни один полностью не устроил создателей. Для доработки сценария были задействованы хорошие друзья Роднянского – супруги Дяченко, Сергей и Марина. Оба они – известные писатели в жанре фэнтези и фантастика, лауреаты многих премий, в частности, и премии братьев Стругацких. Помимо крепкой  дружбы, Александра Роднянского и Сергея Дяченко связывало и сотрудничество в работе – Сергей написал для друга несколько замечательных сценариев, когда тот позиционировал себя как режиссер-документалист.

Супруги-писатели с большим удовольствием и рвением взялись за работу – ведь как оказалось, «Обитаемый остров» находится в списке их самых любимых произведений. В это трудно поверить, но факт  — прежде чем в руках Федора Бондарчука оказался тот самый рабочий сценарий, Дяченко совершили двадцать восемь попыток. Двадцать восемь версий сценария! Но оно того стоило – сценаристы постарались сохранить в своем творении все ключевые моменты оригинальной повести и заложенные в ней идеи.

Создатели фильма сделали большую ставку на визуальную составляющую своей картины, поэтому съемочная площадка была оборудована если и не по последнему слову техники, то все же на уровне, более чем удовлетворяющим заявленным требованиям. А для компьютерной графики были привлечены как молодые и перспективные дизайнеры, так  и опытные профессионалы. Так, макет города Саракша разрабатывал талантливейший художник, начавший свою карьеру еще в СССР, ведущий дизайнер «Первого» канала Александр Коротич. По его эскизам и чертежам была создана компьютерная модель огромного города с уникальными зданиями и сооружениями.  По заявлению создателей, воссозданный ими город включал около четырнадцати тысяч отличающихся зданий. На загрузку одного только кадра с изображением города уходило почти двадцать часов. Объем же загружаемых текстур при оцифровке кадра города составил шестьдесят гигабайт – ни одна из самых накрученных  и дорогих машин обычных пользователей  не смогла бы сделать подобного, использовались специальные мощные суперкомпьютеры.

Практически вся военная техника и большой процент оружия были созданы на основе советских и российских прототипов. Например, запомнившийся многим розовый автоматический танк. Он был разработан Харьковским конструкторским бюро на основе ходовой части советского бронетраспортера БТР-70, и построен на заводе Малышева. Кстати, с этим танком произошел курьезный случай – так как танк автоматический – то есть должен управляться дистанционно, никаких входов и люков для «пассажиров» в нем не было предусмотрено. Уже на площадке съемочная группа собственными силами приделала люк, который держался на обычных дверных петлях.

Актерский состав:

В первую очередь нужно отметить «старичков» мира кино, принявших участие в фильме «Обитаемый остров» и вызвавших наиболее схожие мнения у критиков и публики. Безусловным лидером по части удавшегося образа и уровня актерского мастерства стал Александр Серебряков, которому досталась роль Странника – персонажа, с течением времени появляющегося все чаще и влияющего на события все сильнее. В итоге получается, что Странник – совсем не второстепенный персонаж, и вполне заслуживает себе место в «первых рядах». Актер получил максимальное одобрение со стороны публики и кинокритиков.

Выделяются на общем фоне и Юрий Гармаш вместе с самим Федором Бондарчуком – в качестве Зефа и Прокурора соответственно. Их, вместе с Серебряковым, отметил и Борис Стругацкий – как лучшую тройку. А вот дочь Никиты Михалкова, Анна, разочаровала многих. Хотя некоторые более лояльные критики замечали, что это был просто «не ее» образ, и «не ее» декорации. Гоша Куценко (Вепрь) и Андрей Мерзликин (Фанк) также попали «под раздачу». Игра актеров действительно выглядит топорно и неубедительно, на уровне дешевых российских сериалов. Петр Федоров, в общем-то, талантливый молодой актер, здесь проявил себя очень неоднозначно. Подавляющая масса зрителя запомнила его персонажа Гая, как неадекватного крикуна и солдафона до мозга костей. Винить можно как криво прописанные диалоги, которые в принципе невозможно произнести с чувством, и временами поражающие своей неуместностью, так и возможные требования от начальства. Ему сказали: «Ты должен рявкать и кричать, ты солдат!», он и кричал.

Добравшись до парочки главных персонажей, стоит сразу «предупредить», что ни Василий Степанов (Максим), ни Юлия Снигирь (Рада) раньше не принимали участие в кинопроектах. Долгие месяцы перед началом съемок, когда уже стало известно о готовящемся проекте, репортеры заваливали вопросами создателей о личностях главных героев. Но те мужественно отмалчивались и до поры, до времени даже намеком не выдали имен. Они объясняли, что начинающие актеры, впервые участвующие в съемках такого масштаба, итак находятся в постоянном стрессе и лишних волнений им сейчас совсем не нужно.  Юлия – модель и однажды поучаствовала в съемках музыкального клипа группы «Звери», и на этом все. Но даже она смотрелась довольно неплохо на фоне своего коллеги, исполнившего главную роль – Максима Каммерера. Судя по всему – выбор на Василия пал исключительно благодаря впечатляющим внешним данным. Играл Степанов из рук вон плохо, сам Бондарчук как-то признался, что его персонаж создавался буквально на рабочем столе монтажников, как Франкенштейн. Для создания одной удачной сцены приходилось вырезать куски из разных дублей и склеивать в один. А если сюда добавить еще и тот факт, что в финальной версии фильма вырезали даже голос актера и наложили дубляж Максима Матвеева, то картина выходит совсем удручающая. Какую-то симпатию статный высокий блондин мог вызвать разве что у женской части публики, утопающей в голубых очах, сверкающего голливудской улыбкой, загорелого красавчика. Многих же он просто-напросто раздражал. В особенности, своей постоянной,  не слезающей практически никогда, глуповатой улыбкой от уха до уха. В него целятся из ружья – улыбается, он в одном шаге от ссоры с другом – улыбается, Рада рассказывает ему о смерти родителей – все та же улыбка! Многие зрители так и не поняли причины этого явления, хотя в оригинале – книге Стругацких, все было логично и просто. Книжный Максим Краммерер, в отличие от своего прототипа в кино, прибыл на планету и обучался местному языку медленно, в течение долгого времени, а потому на первых порах выказывал преувеличенное дружелюбие и улыбался.

Дизайн и графика:

Как известно, компьютерная графика добавляется уже на финальной стадии – постобработке. Однако руководитель группы по созданию визуальных эффектов вместе с Федором Бондарчуком и операторами просматривал каждый кадр. Графики в «Обитаемом острове» – около восьмидесяти процентов, и Леонид Волосатов счел своим долгом присутствовать при разработке и съемке каждой сцены картины, с тем, чтобы потом у него с командой не возникало проблем. Волосатов вспоминает съемки «Обитаемого острова» с улыбкой и мечтательным выражением лица. По его словам, работать над проектом было очень занимательно и за это стоит благодарить в большей мере режиссера. Федор требовал от них чего-то нового и эффектного, зрелищного, но, в то же время, человеческого, знакомого на каком-то уровне. Увидев первые наработки графиков по ядерному взрыву, он замахал руками и объяснил, что хочет увидеть нормальный, обычный… инопланетный ядерный взрыв. И таких оригинальных запросов был не один десяток. Это, однако, нисколько не расстраивало художников-компьютерщиков, а наоборот – подстегивало и давало возможность приходить к совсем неожиданным и потрясающим решениям.

Реализация оригинальной концепции мира лежала на плечах дизайнера Кирилла Мурзина и художника-постановщика Павла Новикова. Мурзин за несколько месяцев подготовки к проекту создал сотни эскизов – как основных фоновых сцен, техники, оружия, так и общий стиль одежды. А задача профессионала из «Ленфильма» — воплотить задумки Кирилла в жизнь. По итогам своей работы, Новиков даже шутил, что каждая из тех эпических построек, что они создали, достойна не иначе, как отдельного фильма.

Неприятный случай произошел на съемочной площадке во время съемки одной из самых зрелищных сцен – лобовой танковой атаки. Как известно, большинство открытых местностей в кадре – это территория Крымского полуострова. И конкретно в этом случае – взвод танков промчался по природному заповеднику Казантипа. Результатом стало уничтожение некоторых видов редких животных и растений, занесенных в Красную Книгу Украины. Команда Федора Бондарчука была оштрафована на сумму, порядка семидесяти тысяч рублей.

Непростая доля гримеров:

Попотеть пришлось не только компьютерщикам, но и главному художнику по гриму на площадке – Дмитрию Кирилову. С Дмитрием Бондарчук знаком давно – тот  принимал участие во всех его проектах и, естественно, автоматически был записан на «Обитаемый остров». На плечи этого специалиста легла серьезная задача – разработать внешний вид всех тех, кто хоть немного отличался от привычной человеческому глазу формы. Сюда вошли всевозможные мутанты, голованы и упыри. Приходилось гримировать даже собак – ирландские волкодавы были помощниками в Боевой Гвардии, как привычные современные овчарки у полицейских. Кирилов в одном из интервью привел примерные цифры по гриму – по его словам, для той же «Девятой роты» было использовано полторы сотни килограмм грима, а вот для «Обитаемого острова» никак не меньше полутоны, плюс несколько ящиков всевозможной аниматроники.  В создании последнего Кирилову помогали американцы из одной специализированной компании. С ними художнику довелось сотрудничать на съемках третьей части «Человека-паука» и их опыт пришелся как нельзя кстати.