Resident Evil

Обитель злаОбитель зла – фантастический фильм ужасов 2002 года, экранизация одноименной игровой серии Resident Evil. Фильм затрагивает сюжетную линию первых трех игр и рассказывает историю о секретном эксперименте, вышедшего из под контроля в подземной лаборатории одной из крупнейших фармацевтических корпораций. Режиссером картины выступил Пол У. С. Андресон, заглавную роль исполнила Милла Йовович.

История переносит зрителя в недалекое будущее, где господствует некая корпорация «Зонтик». С виду – обычная компания, трудящаяся во имя спасения и процветания людей, однако, в своих недрах сама же занимается секретными разработками, нацеленные на искоренение и уничтожение этого самого человечества. Все как и полагается гигантской корпорации. Один из таких экспериментов выходит из под контроля: то, над чем трудились ученые, убивает их самим, а сверхумный компьютер закрывает лабораторию на карантин. Постановка фильмов по мотивам компьютерной игры – задача не из простых и подчас не благодарная. Здесь многое зависит от выделенного бюджета и мастерства съемочной группы: либо такое кино будет пользоваться популярностью среди ограниченного числа зрителей, а именно среди фанатов компьютерной серии, либо у киношников получится полный бред про который очень скоро забудут. В Голливуде есть опыт адаптации видеоигр, но не все из этих работ можно назвать удачными. Например, адаптация «Лара Крофт» — изначально Британская задумка, но идея была воплощена на экран Американцами. Возможно, именно поэтому ее восприняли в штыки абсолютно все. Чуть более удачной работой можно назвать Final Fantasy, но и эта работа получила признание лишь среди фанатов игры, а сам фильм потерпел кассовый провал. Исключением из всего этого была «Смертельная битва», постановщиком которой стал Пол Уильям Скотт Андерсон. После этой удачной работы продюсеры посчитали, что именно ему, режиссеру, ранее занимавшегося экранизацией игровой истории, удастся повторить свой успех. В целом, у него это получилось.

Capcom, создатели оригинальной игровой вселенной Resident Evil, населили ее весьма колоритными персонажами, богатым, если его еще можно так называть, животным миром и могучей корпорацией Umbrella.  Все это так и просилось на экран, главное – преподнести правильно. В 1997 студия Constantine Film купила права на постановку ленты у Capcom. Написать сценарий и заняться съемкой фильма было предложено крестному отцу лент о зомби апокалипсисе Джорджу А. Ромеро. Ромеро уже сотрудничал с Capcom – в 1998 году он снял ряд весьма популярных рекламных роликов для игры Resident Evil 2. Сама серия игр создавалась под влиянием работ Ромеро, так что приглашение мэтра было вполне закономерно.

Джордж Ромеро на тот момент уже отошел от дел и съемками очередного зомби фильма заниматься он не желал, тем более не по его наработкам. Однако, в скором времени он передумал. В 1998 году был представлен сценарий за авторством Джорджа Ромеро и его коллеги Питера Грюнвальда. Отметим, что сам мэтр не играл в оригинальную игру, на которой и был основан сюжет фильма. Это сделал его ассистент, а Ромеро, уже по отснятым материалам игрового процесса, получил общее представление о происходящем. У него вышел заряженный адреналином сценарий: кругом кровь, руки и другие конечности летят в разные стороны, а экшн баталии с противником могли бы дать фору большинству жанровым конкурентам.  Однако, его труды был отвергнуты продюсерами Capcom и Sony. По одной из причин: слишком кровавый получается фильм и блокбастером с таким сценарием ему не стать. По другой: фильм отражает почти всю сюжетную линию игрового процесса. Просмотрев фильм, люди уже не станут покупать оригинальную игру. Работа приостановилась до 2000 года, когда написать сценарий предложили Полу. Продюсерам понравился его вариант и утвердили его, отдав ему в придачу режиссерское место.

Что касается сценарной работы самого Андерсона, то тут все не так уж и хорошо: складывается ощущение, что накануне к нему принесли около ста сценариев к разным фильмам, пересмотрел их и не найдя для себя подходящего он свалил их в стопку не сортируя. Потом ему вносят сценарий о нашествие живых мертвецов, и именно здесь его озарило просветление. Всю следующую ночь он провел в своем кабинете, ползая по полу и переставляя листочки местами из той самой стопки сценариев. Таким образом на утро появился «Обитель зла». Это, конечно, небольшое преувеличение, но при просмотре данного фильма не пропадает ощущение винегрета на экране, составленный из совершенно разных жанров. Здесь есть элементы классического ужастика, что-то от триллера, имеются вставки боевики и хай-тековская фантастика. Но есть здесь одна проблема: наш дорогой Пол Андресон совершенно не умеет самостоятельно думать, соответственно, придумать новые сюжетные детали и развязки он не смог, вернее, даже не пытался. Все что есть в фильме – заимствованно от начала и до конца.  Собирали эти крупицы отовсюду, главное, чтобы зритель смотрел. Получилось, честно говоря, не очень. Вроде бы красивое зрелище, местами даже интересное, иногда так вообще страшно становится, но все это преподносят очень маленькими порциями, спецэффектно, но эпизодично. Мешать жанры можно, это даже увлекательно и необычно, но эксплуатация несвежих идей – совсем уж гиблое дело. Картина никак не хотел собираться в единый анфас под названием фильм.

Актерский состав тоже оставляет массу вопросов. Мишель Родригес явно переиграла свою роль жесткой боевой тетки. Странная она какая-то: почти весь фильм ходит с закатанными глазами, казалось, что она уже давно не живая. Вроде бы ее игра не плохая, но задействовали ее в фильме лишь в боевых сценах. Здесь же затесалась весьма колоритная парочка – Джеймс Пьюрфой, сыгравший мужа Алисы, и Колин Салмон, исполнивший роль командира отряда зачистки.  Последнего, правда, очень быстро вывели из хронометража – погиб в одной из ловушек лаборатории. Кажется, что зря они это сделали: на него было приятно смотреть. Хоть роль его была и короткой, но играл он без преувеличений. Да, по началу по неволе можно подумать, что именно он главный персонаж. Но после его смерти акцентирование быстро переходит на Йовович, где она начинает изображать помесь Троицы из «Матрицы» и Лару Крофт. С актерской точки зрения у нее не главная, а роль второго плана: первую половину фильма бродит за спинами спецназовцев ни сказав не единого слова при этом, и только в середине фильма она берет дело в свои руки. Создается ощущение, что она прибежала на съемочную площадку с какого-то показа мод. Она много бегает, стреляет, ломает шеи мертвецам, лазает по канализациям в коротком модельном платье. А какая у нее походка в некоторых сценах: плечи назад, лицо как у рыбы, грудь вперед. Наблюдать весь фильм полуобнажённую красотку с хорошей фигурой, конечно, хорошо, но где фильм о зомби апокалипсисе?  Возможно, эта была авторская задумка, но если это и так, то сценарист ее реализовал не до конца. Мила Йовович не смогла продемонстрировать своих актерских способностей, доказывающих, что она хорошая актриса.

Фильм насыщен отсылками на работу Джорджа Ромеро. Например, подобно его работе «Ночь живых мертвецов» в фильме не разу не упоминается такое понятие, как «зомби». До самого конца фильма не раскрывается имя главной героини – Элис, современной воительницы, владеющая оружием и приемами единоборств. Ее образ очень напоминает ту самую Алису в стране чудес: она вступает в схватку не только с жуткими особями, но и с умной компьютерной системой, нежелающий выпускать их из Улья. Спецназ пытается выбраться с ее помощью из запутанного лабиринта, перехитрить заданные правила в этой сложной игре. А в конце зрителя постигает реальность, что все происходящее можно было повернуть в другой ракурс. В этой картине образ супергероя представлен не так, как в других фильмах жанра экшн. Здесь нет накаченных бодибилдеров с тяжелым пулеметом на перевес, тут не летают джентльмены в масках, готовые появится в нужный момент в необходимом месте. Супергерой – барышня, в декольтирующей маячке и обтягивающем платье. Она стреляет не хуже Робина Гуда и способна уничтожить толпу монстров и спецназовцев не только с при помощи оружия, но и в рукопашном бою.

Бюджет картины составил 30 миллионов долларов. Столь малую сумма для съемок картины называют еще одной из возможных причин отказа продюсеров работать с Ромеро. Его сценарий был очень масштабен, для воплощения которого потребовалось бы 50 миллионов долларов минимум. Продюсеры не готовы были рисковать столь большими финансовыми вложениями на фоне очередного провала экранизации видеоигры в 1999 году. Они предпочли снять фильм чуть проще но дешевле. Даже Андерсону пришлось отказаться от некоторых своих идей в виду бюджета.

Фильм стал коммерчески успешным, в мировом прокате сборы составили 102 миллиона долларов. В тоже время картина вызвала череду негативных реакций кинокритиков. На Rotten Tomatoes фильм смог получить только 34%. Ряд критиков подчеркивали, что фильма весьма пугающий и до жути страшный. Картина очень мрачная. После ее просмотра потребуется хорошая «реанимация» веселой комедией, чтобы поднять угнетенное настроение. Ну и как того следовало ожидать, многие отозвались, что игра намного интереснее и веселее, чем представленный фильм.

Съемочный процесс.

Главными персонажами этого фильма являются зомби. На их исполнение были приглашены профессиональные танцоры с целью передачи максимально реалистичного передвижения мертвецов. Некоторые вывихи были исполнены в живую: у актеров реально была свернуты конечности, такая уж профессия – танцор. К компьютерной графики прибегали в редких случаях. Сам режиссер пытался говорить актерам как должен двигаться настоящий «зомби», актеры послушно выполняли его просьбы, но в итоге это выглядело больше смешно, чем страшно. Пол разрешил танцора импровизировать: двигайтесь так, как они считают должен двигаться настоящий мертвец. В итоге каждый зомби в кадре уникален и не обычен.

До премьерного показа режиссер высказался журналистам, что, хотя фильм и имеет отсылки к работа Джорджа Ромеро, но это кино не будет похожа на его стиль. Идея «Обителя зла» будет близка к «Чужому». Эта новость порадовала любителей боевиков, однако огорчила фанатов ужасов.

В фильме реально имеются отсылки к «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Первое, самое очевидное, имя главной героини – Элис. Второе, имя компьютера – «Красная Королева». Третье — вирус испытывают на белом кролике. Четвертое — проход в улей лежит через зеркало.

Саундтреком фильма занимались Марко Бельтрами и Мерлин Мэнсон. Бельтрами написал классические элементы, а Мэнсон использовал индастриал и электронные звуки в своей работе.

Помимо того, что актеры проходили специальную боевую подготовку, им необходимо было сыграть в саму игру «Resident Evil». Более того, ее необходимо было пройти полностью. Многие из них не были до конца уверены, что смогут справиться с этой задачей, поэтому они прибегли с просмотру видео прохождения данной игры.

Удачная экранизация?

После первой части создатели фильма решили не останавливаться на достигнутом. Франшиза двигалась по проложенной Андерсоном дорожке, только во второй части он выступил сценаристом и продюсером. Фанаты игровой серии не были в восторге от такой искаженной трактовки сюжета, последующие серии ленты приводили зрителей только в большее негодование, но студия все равно смогла обрести свою стабильную аудиторию, готовая не смотря ни на что снабжать создателей деньгами, поддерживая похождения Элис. Это бизнес: пока люди платят, студия и дальше будет штамповать аналогичное зрелище, невзирая на критику кино экспертов и игровых фанатов. Потерянная атмосфера, слабый экшн, не ахти какая компьютерная графика. Фильм рекомендуется к просмотру, если хочется адреналинового, но в тоже время не напрягающего экшн фильма. Снято хорошо, без всяких излишеств, так же хорошо это кино уходит из памяти и забывается. Однако, это все равно Resident Evil – со своей передачи противостояния живых и мертвых и интересными главными персонажами.