The Transporter

Как и в любом жанре, в боевиках часто бывает так, что большинство снимаемых фильмов – скучные и безликие, с отсутствием своей сюжетной или иной изюминки. Фильм «Перевозчик», вышедший на экраны в 2002 году, выгодно отличается от серой массы своего жанра сюжетными переплетениями, харизматичностью главного героя и обилием спецэффектов. Американо-французский криминальный боевик снят французом Луи Летерье и китайцем Кони Юэнем. Ведущим продюсером картины является известный и неподражаемый Люк Бессон, он же – автор идеи фильма. Задаваясь вопросом, что же так отличает «Перевозчика» от остальных, можно смело заявить о пестром актерском составе. Прежде всего, выделяется Джейсон Стэтхэм (Стэйтем), набравший популярность благодаря таким известным на весь мир фильмам, как «Карты, деньги, два ствола» (1998 г.), «Револьвер» (2005 г.) и другим. Однако именно «Перевозчик» стал тем фильмом, который создал актеру образ на всю его дальнейшую кинематографическую жизнь. Как Арнольд Шварценеггер всегда будет в глазах фанатов терминатором, Сильвестр Сталлоне будет Джоном Рэмбо, так и Стэтхем всегда будет перевозчиком. После премьеры картины, состоявшейся в октябре 2002 года, Джейсон Стэтхэм занял свое место на Олимпе экранных супергероев наряду с такими известными исполнителями, как Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Брюс Ли, Брюс Уиллис, Чак Норрис и некоторыми другими актерами, снимающиеся преимущественно в боевиках.

Авторы фильма не поленились красиво обыграть навыки главного героя в экстремальном вождении, — сумасшедшая скорость, крутые виражи, газ в пол и рев двигателя, — доставят любителям скорости настоящее удовольствие, тем более, когда за рулем сам Стэтхэм. Что касается моделей автомобилей, используемых главным героем, то это BMW 735Li 1999 года выпуска с механической коробкой переключения скоростей и силовой установкой V12. Запустить двигатель автомобиля невозможно без идентификации владельца по трехзначному коду, вводимому на клавиатуре. Когда по сюжету главному герою приходится бросить свой BMW, он «заимствует» со стоянки криминального босса роскошный Mersedec-Benz W40.

Вместе с тем, при таком уровне качества фильма, он не лишен некоторых недостатков, на которые при большом желании можно закрыть глаза. Например, во время первой погони, стоя поперек автомобильного моста, с которого главный герой Фрэнк слетел на грузовик, показывая прыжок автомобиля с моста, совсем забыли про ограждение, и машина буквально сваливается с неба, словно проехав сквозь перила. Удивительно также то, как китаянке – главной героине, удалось, будучи крепко привязанной к стулу, со связанными сзади руками залезть на заднее сиденье автомобиля и даже захлопнуть за собой дверь. Но один момент все же портит некоторые впечатления от просмотра — драка в автобусе, когда противники, наклонившись, берут с пола заранее подготовленные для актеров металлические дубинки.

В главных ролях

Говоря о главных героях фильма, первым на пьедестал почета можно не задумываясь поставить актера Джейсона Стэтхэма, исполнившего роль перевозчика Фрэнка Мартина. Его харизматичный и грубоватый образ, проходящий связующей нитью через весь фильм, заставляет смотреть картину, не отрываясь от экрана.

Расчетливость, элегантность, суровый взгляд, выверенность каждого движения, сдержанность, природное обаяние наряду с отличной физической подготовкой актера сделали свое дело: представительницы прекрасного пола не могут смотреть фильм без трепетного восхищения. После выхода на экран «Перевозчика» Стэтхэм прочно занял место секс-символа. Добавляет очков зрительской симпатии в копилку актера и то, что все трюки по фильму он выполнял сам, без дублера. Таким фактом в своем портфолио могут похвастаться единичные актеры. Постановкой драк в фильме Джейсон также занимался самостоятельно, имея за плечами большой багаж знаний по самым различным видам единоборств. Стэтхэма часто называют «английским крепким орешком»: его персонаж по фильму — Фрэнк Мартин, так же, как в свое время детектив МакКлейн в исполнении Брюса Уиллиса, — очарователен и добродушен, имеет безупречную репутацию, спокойно и без лишнего шума занимается своим делом, лишнего не берет, но и своего не упускает.

Замечательно исполнил свою роль инспектора Таркони французский актер Франсуа Берлеан, показавший всесторонне положительного персонажа, забавного и доброго.

Тайваньская актриса Шу Ци, исполнившая в постановке роль предмета перевозки, как и все тайваньцы не выговаривает букву «р», но это не делает ее хоть на йоту менее привлекательной и соблазнительной особой, потому можно со всей уверенностью сказать, что роль роскошной красавицы Лаи Кваи актрисе удалась.

Рики Янг превосходно исполнил роль отъявленного подлеца. Также в фильме играли: Даг Рэнд, Дидье Сен Мелен, Тони Десканвелль, Лорен Деспонд, Маттье Альбертини.

Сюжет

Фрэнк Мартин, как может показаться на первый взгляд, ведет тихую и размеренную жизнь на средиземноморском побережье юга Франции. Бывший спецназовец, он уже отошел от дел и наслаждается каждым новым днем, не влезая туда, куда не следует. Мартин участвовал во многих военных конфликтах — в Ливане, Сирии и Судане. Несмотря на внушительный послужной список, он уволился со службы после скандала с начальством, преуменьшающим важность его боевых заслуг. Военное руководство, вынудившее спецназовца Фрэнка Марти добровольно уйти с военной службы, ставшей делом всей его жизни, не смогло отнять у истинного героя одну, самую важную награду, эквивалентную его боевым заслугам — Бронзовую звезду. Эту медаль вручают в Соединенных штатах, и хотя сам фильм не дает ответ на вопрос, где же все-таки служил Фрэнк Мартин, то по одной этой ниточке можно понять, что это армия США. В тоже время акцент, слышимый в оригинальной озвучке картины, дает понять, что главный герой или американец или британец, долгое время проживший в другой стране, судя по всему, из-за особенностей военной службы.

Но это только верхушка айсберга, истина же скрывается глубоко-глубоко. Как известно, бывших спецназовцев не бывает, и профессиональные навыки и умения Фрэнка, оставшиеся у него от старой работы, очень пригодились главному герою в его скрытой от посторонних глаз деятельности – работе перевозчика черного рынка. Фрэнк имеет безупречную репутацию в своем деле, у него даже есть личный свод правил, который обеспечивает успешное выполнение порученных ему заданий. Правила Фрэнка Мартина таковы: никогда не изменять условия сделки, не произносить и не слушать никаких имен и никогда не открывать посылку. Следование этим простым, но в тоже время необходимым нормам, обеспечивает относительную безопасность Фрэнка, потому как, не зная ничего лишнего, он не сможет никому помешать, воспользовавшись информацией, полученной на своей теневой работе. Потому клиенты никогда не рассматривают его как лишнего свидетеля. Перевозя груз, Фрэнк никогда не знает, что в нем лежит, кому он предназначен, кем отправлен и в связи с чем. Его задача — только перевозка, все остальное не его забота.

Получив очередное задание, Фрэнк спокойно начинает готовиться к выполнению своей работы, состоящей в доставке груза «из пункта А в пункт Б». Фрэнк — хороший водитель, для его «темной» работы это, пожалуй, одно из самых лучших качеств. Выполняя фееричные маневры и трюки, находясь за рулем машины, главный герой полностью сохраняет контроль над ситуацией и управлением автомобиля. Все, кто хоть когда-то с ним работал, уже знают о его правилах, сформированных годами кропотливого труда. Новым клиентом Мартина становится состоятельный американец, пожелавший переправить свой груз без лишних вопросов, точно и в срок. Фрэнк, объяснив свои правила понравившиеся контрагенту, уже готов выполнить порученное задание.

По пути к месту назначения у автомобиля главного героя прокололась шина. Решив быстро поставить запасное колесо, Фрэнк, открыв багажник, обнаруживает, что груз — большой мешок, который лежит там, неожиданно начинает шевелиться. Поняв, что он уже нарушил самое первое свое правило, — ни в коем случае нельзя смотреть на то, что является грузом, главный герой заметно нервничает, так как из-за каждой мелочи может сорваться выполнение задания. Ну, а раз там имеет место быть одно нарушение, другие не заставляют себя долго ждать и скоро оказывается так, что все правила перевозчика Фрэнка Мартина не соблюдаются. Он узнает имя отправителя груза, а также видит то, что ему приходится везти – красивую молодую девушку азиатской наружности. Как же главный герой выйдет из такой щекотливой ситуации? Ответ на это даст только просмотр фильма.

Сборы в мировом прокате

Люк Бессон, являющийся сопродюсером и соавтором сценария, вместе с другими членами съемочной команды прекрасно понимал, что в жанре фильма «Перевозчик» сюжет и его особенности отходят на второй план примерно через десять – пятнадцать минут с начала просмотра фильма. Основное внимание зрителя концентрируется на красивой картинке, обилии экшена в кадре. Всем перечисленным «Перевозчик», можно уверенно сказать, перенасыщен. Наблюдая, как на экране главный герой рассекает по побережью на роскошном автомобиле, отстреливается от бандитов, выбивает зубы и разбивает носы плохим парням, зритель забывает о кажущейся скучной истории его прошлой жизни, когда Фрэнки еще служил в армии.

Скромный по американским и значительный по европейским меркам бюджет в 21 миллион долларов США не стал препятствием для того, чтобы собрать 25,3 миллиона долларов чистой прибыли в одних лишь только Соединенных штатах. Люк Бессон вовремя прочувствовал текущий тренд мирового кино, в частности, в США, когда зрителю уже порядком надоели Чак Норрис, Стивен Сигал, Жан-Клод Ван Дамм и другие герои боевиков. Восточные единоборства, повсеместно и ярко представленные в картине, полностью удовлетворили зрительскую потребность в обновленном экшене.

Общие сборы от проката фильма составили более 44 миллионов долларов, причем более миллиона долларов собрал российский прокат.

Интересные факты

  • Джейсон Стэтхэм, исполнивший в «Перевозчике» роль Фрэнка Мартина, все сцены с трюками и постановки боев выполнял самостоятельно, без дублера.
  • После выхода фильма в прокат Стэтхема стали называть новым «крепким орешком» или «британским Брюсом Уиллисом».
  • Вилла, на которой проживает главный герой, расположена в Ницце. Внешне строение очень похоже на виллу Кери Гранта из фильма «Поймать вора» (1955 г.).
  • В каком подразделении служил Фрэнк Мартин, до сих пор остается загадкой. Эксперты считают, что это все же силы специального назначения США (US Special Forces), однако информации о военном звании или гражданской должности фильм не дает. Известно лишь про награду главного героя, отталкиваясь от которой и делается это предположение.
  • В фильме можно увидеть одну из новых моделей автомобиля Audi, что вовсе не случайность, а продуманный ход маркетинговой стратегии немецкой автомобилестроительной компании.
  • Слоганом к фильму стало выражение «Правила создаются, чтобы их нарушать».

Динамичный экшен

Люк Бессон, один из продюсеров картины «Перевозчик», — непревзойденный мастер динамичного кино насыщенного взрывами, погонями, жестокими перестрелками, зрелищными драками и уместным тонким юморком. Именно благодаря ему фильм получился таким, каким надо, ни больше, ни меньше: интригующим, завораживающим и, самое главное, интересным. В «Перевозчике» поклонники таланта Люка Бессона легко найдут типичные черты, присущие фильмам, к созданию которых всемирно известный режиссер, сценарист и продюсер приложил свою руку. Запоминающийся, обаятельный главный герой, очень много бандитов, вооруженных до зубов, жестокие драки, перестрелки, погони, юная красавица, экшен, спецэффекты и добрый французский юмор – во всем этом он – Люк Бессон, мастер своего жанра.

«Перевозчик» — динамичный, зрелищный, захватывающий фильм вызывает интерес с первых минут просмотра. В нем есть все, что нужно – безупречный экшен, отличный актерский состав, замечательный саундтрек. Рекомендован к просмотру любителям жанра.