Catch Me If You Can

Oblogka_Poimai_meniaСнятый в 2002 году, фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» — одна из эталонных картин про мошенников. В данном случае под прицел мастера попала жизнь Фрэнка Эбегнейла младшего, ставшего одним из самых популярных преступников США XX века. «Поймай меня, если сможешь» — кино не столько об отдельном человеке, сколько о целой эпохе в американской истории. И эта эпоха, 60-е годы — время абсолютной свободы и безграничных возможностей. Фрэнк Эбегнейл — один из тех, кто ими воспользовался. Увидев, что подделывать ценные документы не составляет никакого труда (системы защиты в то время красовались лишь на денежных банкнотах), Эбегнейл сколотил целое состояние. Таким образом, молодой человек, которому еще не исполнилось 21 года, сделал свою жизнь поистине сказочной. Бесконечные вечеринки, привлекательные девушки, миллионы долларов на банковских счетах и все атрибуты роскоши стали доступны ему в мгновение ока. Вот только за все приходится расплачиваться, пускай и не в буквальном, но в метафорическом смысле. И этой «платой» для Эбегнейла стала семья, с которой он не мог видеться из-за постоянной слежки ФБР.

«Поймай меня, если сможешь» — истинный фильм-хамелеон, с завидной легкостью меняющий места действия, персонажей, окружающих Фрэнка, и даже собственный жанр. Начинаясь как ностальгическая драма о социальных трудностях начала 60-х, фильм непринужденно превращается в комедию, повествующую об озорных школьных годах Фрэнка, чтобы позже стать увлекательной историей его авантюрных похождений. Все это не позволяет оторваться от экрана ни на минуту, а ловкое «жонглирование» фактами, невероятными событиями и остроумными происшествиями из жизни легендарного мошенника задает великолепный уровень динамики. Зрители оценили старания режиссера и съемочной группы: при пятидесятимиллионном бюджете картине удалось собрать в семь раз больше (350 миллионов долларов в мировом прокате, из которых 164 миллиона принадлежат США).

Кинолента полностью основана на реальных событиях, а съемки проходили при постоянных консультациях настоящего Фрэнка Эбегнейла. В определенные моменты Стивену Спилбергу даже пришлось переснять некоторые сцены, чтобы сделать их более правдивыми. Подобное внимание к мелочам не избавило фильм от определенных неточностей, сознательно допущенных для большей художественности. «Поймай меня, если сможешь» — прежде всего кино, а потом уже биографический опус, и это нужно учитывать при просмотре.

Картина во многом перекликается с классическими фильмами, такими как «Шарада», «Гамбит», «Как украсть миллион» и другими. Ретро-стилистика, которую стремился передать Спилберг, отдает ностальгией по 60-м годам прошлого века, безвозвратно ушедшим для современного поколения. Многие считают, что режиссер сознательно сделал довольно личный фильм, а история успеха Эбегнейла во многом похожа на историю самого Спилберга (хотя, конечно, во втором случае обошлось без мошенничества и слежки ФБР). В итоге рассказ об одном из самых дерзких аферистов XX века неожиданно превратился … в историю взросления, не потеряв при этом своего шарма и обаяния.

В фильме «Поймай меня, если сможешь» каждый найдет то, что ему по душе. Кому-то понравится трогательная история семейного воссоединения, кому-то – яркая и остроумная комедия о нравах далекого прошлого, а другим – как всегда масштабная и скрупулезная режиссура Стивена Спилберга.

Создатели

Режиссером ленты стал один из лучших постановщиков XX века – Стивен Спилберг, обладатель четырех премий «Оскар», причастный к созданию таких фильмов, как «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Парк Юрского периода», «Инопланетянин», «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени» и саги об Индиане Джонсе. Многие картины мастера били кассовые рекорды, а сама фамилия «Спилберг» стала нарицательной. «Поймай меня, если сможешь» относится к позднему периоду творчества режиссера. Это, несомненно, удачный фильм, однако далеко не самый лучший в его карьере.

Над сценарием трудились Джефф Натансон, Стэн Реддинг и сам Фрэнк Эбегнейл младший. После многочисленных правок и переписываний (большинство из которых были совершены по инициативе Эбегнейла), текст, наконец, утвердили. Главным человеком, отвечавшим за адаптацию новеллы для киноэкрана, был Джефф Натансон. На счету автора такие работы, как «Час пик 2» (2001) и «Час пик 3» (2007), «Терминал» (2004), «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008), «Как украсть небоскреб» (2011) и многие другие. Натансон несколько раз работал со Стивеном Спилбергом, а их сотрудничество началось именно с «Поймай меня, если сможешь».

За работу с камерой отвечал Януш Камински – постоянный оператор Спилберга и двукратный обладатель премии «Оскар». На счету Камински съемки таких шедевров кинематографа, как «Искусственный разум», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Скафандр и бабочка», «Мюнхен» и др. Блестящая операторская работа в «Поймай меня, если сможешь» помогла передать дух 60-х годов и бесконечную тягу Эбегнейла к авантюризму.

Продюсеры ленты — Уолтер Ф. Паркс, Стивен Спилберг, Барри Кемп и Дэниэл Лупи. Автором саундтрека стал Джон Уильямс – пятикратный обладатель премии «Оскар» и один из самых награжденных композиторов в истории кинематографа. Уильямс знаменит такими работами, как все части «Звездных войн», сага о приключениях Индианы Джонса (также все части), «Близкие контакты третьей степени», «Супермен» Ричарда Доннера, «Инопланетянин», фильмы о Гарри Поттере и т.д. Колоссальный список заслуг Уильямса в области написания музыки к фильмам известен каждому поклоннику кино. «Поймай меня, если сможешь» принесла ему несколько номинаций на самые престижные кинопремии (в том числе «Оскар) и дополнительное признание.

Съемочный процесс

Изначально Стивен Спилберг был лишь продюсером ленты, но в ходе бесконечных переговоров с потенциальными режиссерами картины решил самостоятельно заняться съемками. В апреле 2000 года постановщиком значился Дэвид Финчер, однако он выбыл из проекта ради другого фильма – «Комната страха». Тогда Леонардо ДиКаприо обратился лично к режиссеру Гору Вербински с предложением снять картину под руководством Спилберга как продюсера. Вербински дал свое согласие, однако вскоре выбыл, потому что ДиКаприо был вынужден покинуть проект из-за съемочного графика «Банд Нью-Йорка». Возобновить съемки оказалось весьма проблематично. После безуспешных поисков режиссера Спилберг начал все чаще задумываться о том, чтобы самому взять «бразды правления». В итоге он так и сделал.

Съемки длились около двух месяцев, а официальной датой их начала стало 7 февраля 2002 года. Производственный график был очень насыщенным, ведь за эти два месяца кинематографисты объездили 147 различных мест Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, Квебека, Монреаля, а также других городов США и Канады. По словам ДиКаприо, «сцены, которые должны были сниматься три дня, были готовы за день».

Актеры и персонажи

Главную роль исполнил Леонард ДиКаприо – известный голливудский актер, снявшийся в таких фильмах, как «Титаник», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники», «Ромео + Джульетта», «Великий Гэтсби», «Пляж», «Джанго освобожденный», «Начало» и др. Его работа конкретно в фильме «Поймай меня, если сможешь» была высоко оценена кинокритиками, многие из которых (например, Роджер Эберт) назвали актера идеальным исполнителем этой роли. Игра Леонардо ДиКаприо оказалась точной, достоверной и достаточно «легкой», чтобы он естественно смотрелся в ипостаси гениального мошенника.

Антагониста Эбегнейла сыграл двукратный обладатель «Оскра» за главную мужскую роль Том Хэнкс – один из самых знаменитых и влиятельных актеров Голливуда. Его мастерство позволило «ожить» таким фильмам, как «Форрест Гамп», «Спасти рядового Райана», «Изгой», «Код ДаВинчи» и т.д. Здесь, в «Поймай меня, если сможешь», Хэнкс блестяще исполнил роль умного и принципиального агента ФБР, который не только выполняет свою работу, но и помогает людям, даже если они являются преступниками. В конце концов, он по-человечески хочет изменить героя ДиКаприо, а не посадить его за решетку. И, что самое интересное, ему это удается.

Большое внимание критиков и зрителей привлек Кристофер Уокен, сыгравший отца Эбегнейла. Это некогда преуспевающий мужчина, а теперь беспомощный пенсионер, который попросту не может обеспечить своим детям достойное будущее. По словам Эбегнейла, в реальности он почти не общался со своим отцом после того, как покинул дом, хотя всегда хотел навестить его. В «экранизации» собственной жизни у Эбегнейла это получилось. Образ, созданный Уокеном, впечатляет своей реалистичностью и правдивостью. Наиболее знаменитые фильмы с участием актера – «Охотник на оленей» (премия «Оскар» в категории «Лучшая роль второго плана»), «Гнев» Тони Скота, «Сонная Лощина», «Взрыв из прошлого» и др. Несмотря на внушительную карьеру и впечатляющий уровень мастерства, Уокен по большей части играл второстепенных персонажей.

Кроме этих замечательных актеров, в фильме участвовали и другие, не менее значимые: Мартин Шин, Натали Бэй, Эми Адамс, Джеймс Бролин, Брайан Хау и т.д.

Прием у критиков и зрителей

Подавляющее большинство кинокритиков восприняли фильм положительно. Об этом говорит и рейтинг на таком популярном интернет ресурсе, как Rottentomatoes – 96% (соотношение положительных и отрицательных рецензий – 186 на 8). Результат можно назвать почти идеальным. Пользователи англоязычного сайта IMDb оценили фильм на 7,9 балла, а общее число проголосовавших превышает 300 тысяч человек. На отечественных сайтах результат получился еще выше. Нужно отметить, что «Поймай меня, если сможешь» уже десять лет находится в ТОП-250 лучших фильмов по мнению посетителей российских интернет-порталов, причем занимает одни из верхних позиций.

Награды и кинопремии

Картина получила множество кинопремий. Наибольшее количество наград досталось Кристоферу Уокену («Лучшая мужская роль второго плана» от Британской киноакадемии и аналогичная премия от Гильдии актеров США). Кроме того, «Поймай меня, если сможешь» был удостоен двух номинаций на премию «Оскар» в категориях «Лучший оригинальный саундтрек» и вновь «Лучшая мужская роль второго плана» для Кристофера Уокена. Исполнитель главной роли Леонардо ДиКаприо был номинирован на две премии – «Золотой Глобус», как лучший актер, и премией канала MTV «Лучшая мужская роль». Получить награды ему так и не удалось. Кроме того, фильм претендовал на получение множества других премий, таких как:

  • BAFTA («Лучшая музыка к фильму» — Джон Уильямс, «Лучшие костюмы», «Лучший сценарий» — Джефф Натансон);
  • Премия Эдгара Аллана По («Лучший фильм»);
  • «Грэмми» («Лучший альбом-саундтрек» — Джон Уильямс).

Интересные факты

  • Первоначально Спилберг планировал, что Эбегнейла сыграет Джонни Депп, но в последний момент остановил свой выбор на Леонардо ДиКаприо.
  • Персонаж Тома Хэнкса в фильме носит имя Карл Хэнрэтти. Реальный агент ФБР, выслеживающий Эбегнейла, звался Джо Шей. Именно это имя фигурировало в первоначальной версии сценария, однако по неизвестным причинам его изменили.
  • В «Поймай меня, если сможешь» снялся настоящий Фрэнк Эбегнейл мл. Он исполнил эпизодическую роль французского полицейского, поймавшего персонажа ДиКаприо.
  • Согласно фильму Эбегнейл являлся единственным ребенком в своей семье. В реальности Фрэнк был одним из четырех детей.
  • Легендарный Aston Martin DB5, который появляется в кадре, принадлежит самому Стивену Спилбергу.
  • До Спилберга, от возможности снять этот фильм отказались пять режиссеров: Гор Вербински, Дэвид Финчер, Кэмерон Кроу, Лассе Хальстрем и даже популярный артист Джеймс Гандольфини (звезда сериала «Клан Сопрано»). Исходная новелла, написанная Эбегнейлом в соавторстве со Стэном Реддингом, считалась довольно сложной для экранизации.
  • По словам самого Эбегнейла, Стивен Спилберг – «единственный человек, который мог бы сделать этот фильм справедливым».
  • В «Поймай меня, если сможешь» есть определенные ошибки. Например, в одной из сцен телефонная трубка 60-х годов соединяется с аппаратом при помощи современного разъема RJ-11. Другая найденная неточность – банкноты 1996 года, которые показываются крупным планом. На тот момент действие фильма происходило в 1967 году.