Post Tenebras Lux

Oblogka_Posle_mrakaАрт-хаус, то есть авторское кино – это отдельный мир со своими правилами (или же полным отсутствием оных). Это кино на уровне чувств, хотя далеко не каждый зритель способен разобрать, где здесь искусство, а где просто бред. В данном сегменте можно найти вполне вразумительные сюжеты, а можно наткнуться на абсолютно бессвязные, на первый взгляд, работы. Как и любой другой кино-жанр, арт-хаус необходимо процеживать через сито собственных вкусов, эмоций, потребностей. И тогда будешь точно знать, что нравится, а что нет. Кого из режиссеров смотреть, а с кем лучше не связываться. «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса принадлежит к так называемому «умному» кино и этой картине, как никакой другой, свойственны эпитеты «художественный», «артистичный», «чувственный». «Дайте фильму объясниться» — говорит в одном своем интервью режиссер. Собственный взгляд на жизнь он никому не навязывает, но четко знает – по-другому снимать бы не смог, не было бы смысла. Потому что Кино для этого человека гораздо больше чем просто развлечение. Это его взгляд на жизнь, его образы и понимание мира. Вопреки некоторым совершенно фантастическим моментам, Рейдагас говорит о крайнем реализме своих работ. Хотите разобраться? Тогда смотрите «После мрака свет» и другие работы мексиканского режиссера.

Сухие факты

«После мрака свет» (оригинальное название «Post Tenebras Lux» (латинский)) – совместный продукт четырех стран: Мексики, Франции, Нидерландов и Германии. Может поэтому и список студий, принимавших участие в его создании, не в меру длинный. Это: Arte France и arte France Cinéma, Centre National de la Cinématographie (CNC) и Film- und Medienstiftung NRW, Fondo para la Producción Cinematográfica de Calidad (FOPROCINE) и Fonds Sud Cinéma, а также Le Pacte, Mantarraya Producciones, Match Factory, The, Ministère des Affaires Etrangères et Européennes, Netherland Filmfund, No Dream Cinema, Ticoman, Topkapi Films.

Премьера картины состоялась на фестивале в Каннах (Франция) 24 мая 2012, где она номинировался на Золотую пальмовую ветвь. Фильм также был награжден премией за лучшую режиссуру. Общих данных о прокате и кассовых сборах нет, но картина уже успела объездить больше 20 стран мира и собрать свою, хоть и не массовую, но верную аудиторию.

Продолжительность драмы «После мрака свет»: 120 мин. / 02:00. Категория зрителей – от 18 лет и старше (внимание – содержит сцены насилия и эротику). Слоган: «Включите все органы чувств». Примечательно, что оценки русских кинокритиков в данном случае гораздо выше, чем в среднем в мире.

О режиссере

Рожденный в Мехико в 1971, Карлос Рейгадас и не думал до поры до времени ставать режиссером. Он учился на юриста, работал дипломатом. И только увлекшись русской литературой, а затем – посмотрев киноработы Тарковского, понял – это действительно искусство, а не просто развлечение. И решил включить эту сферу в список своих хобби. Но увлекся настолько, что уволился с основной работы и полностью предался съемкам. Первое его полнометражное детище под названием «Япония» сразу попало в Канны, где Рейгадас удостоился приза «Золотая камера». Всего кинолента завоевала 15 наград на различных кинофестивалях, но в Великобритании была запрещена к просмотру из-за присутствия сцен жестокого поведения с животными.

«Кино – это не просто тупая экранизация литературы», — говорит режиссер. «Это также чистый звук и чистое изображение, которые создают определенные смыслы в сочетании друг с другом». Он также настаивает на том, что история в фильме – не главное. Она может присутствовать как одна из составляющих общей картины, взаимодополняющая, но никак не обязательная.

Карлос Рейгадас не склонен считать себя авангардистом или экспериментатором. Он не ставит перед собой каких-то определенных целей, не пытается манипулировать зрителем. Хотя из-за эротических сцен, моментов насилия и тому подобного ему часто на это намекают. «Все это жизнь» — замечает художник. И он не разделяет ее на приличное и недопустимое, а просто складывает на экране паззлы, которые до этого нарисовались у него в голове. Режиссер достаточно авторитарен и практически не признает импровизации со стороны актеров. «После мрака свет» Рейгадас называет фильмом о заурядной человеческой жизни. Занимается он не только режиссурой, но и продюссированием чужих работ.

Сюжет

В основе сюжета – жизнь (или точнее часть жизни) супружеской пары Хуана и Натали, а также двоих их детей. Начинается все с маленькой девочки, которая бродит по лужам между коровами и собаками, затем появляется уснувший дом и красный нарисованный чертик, потом – работник с бензопилой, добывающий дрова в лесу… Зритель в недоумении – что все это значит. Но понемногу куски складываются в единое целое, хотя попеременно картинка все равно скачет из прошлого в настоящее и наоборот. Сны и явь, трудности и радости, тревога и покой. Это все – из реальной жизни. Даже обезглавливание для мексиканца, коим является режиссер, обычное дело. Во многих смыслах. Здоровые, беззаботные дети, обеспеченная жизнь, сексуальные проблемы и нечестные работники – это то, что лежит на поверхности. Глубже – мир чувств и переживаний. Мир глазами ребенка, сны на грани страха, бессознательные рефлексии, неподвластные разуму.

Актеры

В первую очередь хотелось бы заметить, что детей в кадре исполняют отроки самого режиссера, Элазар и Рут Рейгадас. Они, не понимая еще толком, что это такое – съемки фильма, выглядят в кадре абсолютно натурально, естественно, хотя и немного меланхолично. Спокойные такие детки, ни тебе истерик, ни испуга. Органичное вплетение в красивые пейзажи, как те же звери или зелень, растущая в саду. Также Карлос задействовал в фильме собственных собак. Они, между прочим, постоянно шатаются в кадре, так что могут вполне считаться полноценными персонажами.

Как и в предыдущие свои работы, в «После мрака свет» режиссер пригласил малознакомых широкой публике исполнителей. Вообще, Рейдагас никогда не делает главную ставку на актерское мастерство. Это для него лишь одна из составляющих, также как и история, присутствующая в фильме. Об актерах, снявшихся в киноленте, практически нет русскоязычной информации в сети, но не вспомнить их было бы несправедливо.

Супругов Наталию и Хуана сыграли Наталиа Асеведо и Адольфо Хименес Кастро. Наталья – красивая меланхоличная и уставшая от материнских забот женщина. Хуан – любящий отец, но местами проявляющий жестокость человек, который ждет от жены больше страсти, недоумевая, почему она чем дальше, тем меньше хочет заниматься сексом. Обычная, бытовая история, каких тысячи. Хуан с Наталией, однако, пытаются разнообразить свою жизнь эротическими экспериментами, отправляясь в свингерскую баню для групповых занятий любовью. Также в эпизодах можно встретить: Митси Ферран, Хоаким Чардонненс, Андер Верес, Виллебальдо Торрес и Хосе Альберто Санчес

Другие участники съемок

За визуальное воплощение картины Рейгадаса взялся оператор Алексис Забе. Это их второй совместный фильм. В «После мрака свет» они используют довольно интересный прием – деформирование по краям кадра. Зритель четко видит центральную часть в форме круга (эдакий рыбий глаз) тогда как остальное пространство остается слегка смазанным. Формат 1:33, почти квадратный, позволил создать чрезвычайно красивые композиции горных пейзажей с четко выраженным центром. Идеи насчет оригинальной визуализации полностью принадлежат режиссеру. Именно он указывает остальным участникам съемочной группы, какую форму должно приобрести его творение. В данном случае Карлос Рейдагас добивался эффекта, будто смотришь через старое, не совсем ровное оконное стекло. Такая неординарная манера съемки чем-то напоминает картины импрессионистов. Художники фильма: Жерардо Тагл и Нохеми Гонзалес. Монтаж: Наталия Лопес.

Интересные моменты, детали и комментарии

  • Эпизод с нарисованным компьютерным чертом (который, без сомнения, многих зрителей привел в недоумение) был поставлен в доме, где прошло детство Рейдагаса. Он фактически воспроизводит кошмар, неоднократно снившийся режиссеру.
  • В одной из сцен главный герой Хуан жестоко избивает свою собаку. Авторы уверяют всех защитников животных – исполнитель роли пса при этом ничуть не пострадал. Реалистичный момент на самом деле создан с помощью спецэффектов.
  • Карлос Рейгадас числится среди преподавателей Московской Школы Нового Кино, а также собирается продюсировать новый фильм Артура Аристакисяна.
  • Мексиканского режиссера-самоучку многие критики называют последователем Бунюэля, Дрейера и Тарковского.
  • It’s a dream — песня Нейла Янга, которая звучит в фильме. Ее исполняет главная героиня в одной из самых пронзительных сцен картины.
  • Названия своим работам Карлос Рейгадас дает порой не совсем подходящие. Так считают многие критики и аудитория. Сам же автор предпочел бы не давать никаких названий, а просто нумеровать: фильм номер один, фильм номер два и так далее.
  • Фраза Post tenebras lux (с лат. После мрака свет) или во втором варианте – Post tenebras spero lucem (с лат. Надеюсь на свет после мрака) позаимствована из перевода Священного Писания (Иов.17:12). Она являлась в свое время девизом кальвинистов и реформаторов. Очевидные противоречия идеологии реформатов и католической церкви в результате привели к длительным религиозным войнам.
  • Все работы Рейгадаса были созданы вне студии, в «полевых», так сказать, условиях.

Итоги

Разгадывать, трактовать работу Рейгадаса можно долго и скрупулезно. Без сомнений, каждый найдет в ней какие-то скрытые мотивы, важные смыслы и значения самых мелких деталей. Но даже сам автор прямо говорит о том, что киноленту «После мрака свет» нужно чувствовать, а не понимать. Зачем снимать фильм, в котором все ясно? – обращается он ко всем нам. Действительно – зачем? Ежегодно по всему миру снимают сотни картин, где с первых минут можно угадать развитие событий. Широкой аудитории это может и удобно, но искушенный зритель жаждет чего-то более насыщенного, более живописного.

В работе мексиканца вы найдете и классовое противостояние, и религиозные мотивы, и проблемы с зависимостью (алкогольной, наркотической, сексуальной и не только), и фантастические сновидения, и простые человеческие отношения, и гармоничную, всепоглощающую природу, которая обволакивает, принимает в свое лоно любого, будь то праведник или жестокий убийца. И только находясь присмерти, главный герой понимает, что не сумел нарадоваться жизни, не ценил того, что по-настоящему важно.

«После мрака свет» — не история, а акварельная зарисовка. Медленная, расфокусированная постановка выглядит на сегодняшний день немного несовременно. Пик популярности подобных работ был отмечен всего-то пару лет назад, в конце нулевых. Сегодня же люди больше ждут динамики, присутствия нерва. Но все же сцены с падением деревьев в лесу заставляют зачарованно смотреть на экран, ожидая очередного треска. Стартовый эпизод с девочкой среди зверей тоже весьма интересен. Привыкший к экшену зритель, естественно, будет ожидать подвоха, нападения или природной катастрофы. Но здесь этого нет и не могло быть по определению. Даже без голосового перевода, с английскими или русскими субтитрами, фильм можно понять и прочувствовать. Правда для этого, наверное, нужно быть настроенным на одну волну с режиссером.

Еще задолго до начала съемок той или иной картины Карлос Рейгадас продумывает каждую мелочь, создает полотно у себя в голове. Он без лишней скромности заявляет – это мой фильм, а не коллективная работа. Ибо я указываю каждому члену команды, что и как необходимо делать. Но если это воплощение личного мировоззрения режиссера, то так по логике и должно быть. Авторское кино, как-никак.

Критики частенько разбирают Рейгадаса по косточкам, называя его идеальным техничным исполнителем, подражателем и т.д., но обещая при этом смотрящему хорошую дозу эстетического удовольствия. Некоторые видят в нем продолжателя традиционного для Латинской Америки «магического реализма». Одно можно сказать точно – если вы привыкли в обязательном порядке понимать фильм, предпочитая голливудский продукт или русские мелодрамы (боевики), то «После мрака свет» врят ли пойдет с первого раза. Позиция режиссера такова: фильм нужно воспринимать, как музыку. Не понимать, а просто слушать, смотреть, включить все органы чувств и дать ему самому объяснится. Заинтересовались? Тогда приятного просмотра.