The Hurt Locker

Повелитель буриВ 2008 году на экранах кинотеатров появился художественный фильм «Повелитель бури» («The Hurt Locker»). С одной стороны он оказался необычным, но с другой, абсолютно тривиальным. Главным отличительным признаком кинокартины стало то, что она была снята режиссером — женщиной Кэтрин Бигелоу. Казалось бы, что здесь необычного? Этот фильм о боевых действиях в Ираке. Как известно, у войны не женское лицо. Но в Голливуде все возможно. Даже женщина, которая самим Богом призвана давать жизнь, воспевает и исследует вместе со своими киногероями, смерть и страдания. В то же время фильм абсолютно банальный. Это очередная кинематографическая сказка о спасителях Вселенной из Соединенных Штатов Америки. Впрочем, главные герои фильма солдаты необычные. Они являются некоторой противоположностью своим сослуживцам из других родов войск. Если те грабят, убивают, минируют и устраивают террористические акты в каком-либо Багдаде или Басре, где пару лет назад за руку были пойманы английские спецназовцы во время минирования, то саперам из фильма «Повелитель бури» приходится расхлебывать нелицеприятные деяния своих сослуживцев и местных отморозков.

Порой ценою своей жизни, они обезвреживают и уничтожают смертоносные заряды. При этом они спасают даже нескольких аборигенов. В кинокартине саперы показаны героями со своими достоинствами и недостатками, нравственными страданиями и странными замыслами. В фильме не уделяется значительного внимания боевым действиям, но напряженность создается путем обыгрывания внутренних конфликтов между членами группы саперов и детальной разработкой сцен разминирования. По словам сценариста фильма Марка Боала, картина является драмой о внутренних переживаниях, замаскированной под боевик. Это философский фильм о том, как некоторым солдатом нравится воевать и рисковать своей жизнью, а порой и жизнью своих соратников. Война меняет мышление и психологию людей. Для некоторых из них война — это наркотик. Именно под таким слоганом фильм появился на экранах.

Создатели картины:

Режиссер Кэтрин Бигелоу взялась за работу над картиной только после рекомендаций ее бывшего мужа знаменитого режиссера Джеймса Кэмерона, который отказался от съемок. По иронии судьбы, именно фильм «Повелитель бури» отнял все «Оскары» у Джеймса Кэмерона, представлявшего свой фантастический боевик «Аватар». Таким образом, Кэтрин Бигелоу «подложила свинью» своему бывшему супругу. Кэтрин Бигелоу уже создавала фильмы на военную тематику. В 2002 году с успехом демонстрировалась ее военная драма «К-19″, о трагедии, случившейся на борту советской атомной подводной лодки в 1961 году. Причем, в первую очередь, ее интересовали не боевые действия, а внутренние проблемы ее героев. Лента была снята, как утверждают ее создатели, на основе реальных событий. Кэтрин Бигелоу заявляла в одном интервью, что она хотела бы, чтобы кинозрители, выходя из зала кинотеатров, стряхивали песок иракской пустыни со своих штанов.

Сценарий написал Марк Боал, сумевший за две недели пребывания в Ираке, в 2004 году, понять всю глубину души и внутренних переживаний американских саперов. По его словам, он прожил это время вместе со взводом американских саперов и даже присутствовал во время реальных операций по обезвреживанию мин. Это была его первая работа в кино. До этого он в качестве обычного журналиста писал статьи для журналов типа «Playboy» или «Rolling Stone». Впервые столкнувшись с серьезной работой, сценарист Марк Боал отнесся к ней со всей серьезностью и прилежанием. По подтвержденным им данным, он переписывал сценарий фильма семнадцать раз. Из первого текса остался только монолог отца, обращенный к его сыну. Марк Боал пытался расписать тексты так, что бы каждому из трех главных героев уделялось равное количество времени. По его словам, ему помогла прежняя журналистская деятельность при разработке персонажей. Так как благодаря ей, он сумел рассказать историю трех американских саперов через отдельные детали. Ему хотелось донести до зрителей информацию, которую никогда не увидишь в новостях CNN или другого какого-либо новостного канала. Фильм был снят при участии кинокомпаний «Voltage Pictures», «Grosvenor Park Media», «Film Capital Europe Funds», «Kingsgate Films», «First Light Production» и «Summit Entertainment».

Съемки:

Фильм снимался, разумеется, не в опасном для жизни, Ираке, а в тихом и спокойном Хашимитском Королевстве Иордания, в столице страны Аммане и его окрестностях. Члены королевской семьи оказывали полное содействие съемочной группе. Некоторые сцены были отсняты в пяти километрах от границы с Ираком, а некоторые вообще в Британской Колумбии, в Канаде. Изначально съемки хотели вести в Марокко, но режиссер картины Кэтрин Бигелоу, ознакомившись с натурой на месте, посчитала, что марокканские города не похожи на Багдад. Часть картины планировалось снять на американской базе в Кувейте, но съемочной группе было отказано в этом военным командованием. Из-за невозможности обеспечения безопасности актерам и кинематографистам, не удалось организовать съемочный процесс в Ираке. Из-за съемок на Ближнем Востоке у создателей картины были большие трудности с привлечением актеров. Так изначально в фильме планировалось участие голливудских звезд Шарлиз Терон, Колина Фаррелла и Уиллема Дефо. По словам одного из продюсеров картины Грега Шапиро актеры, прежде чем подписать контракт, углубленно интересовались гарантиями своей безопасности. Изначально планировалось использовать телохранителей для актеров и ключевых членов съемочной группы. Но, убедившись в полной безопасности кинематографистов и актеров в Иордании, от этой затеи отказались. Но приключился один случай, когда актеры во время съемок одной из сцен были обстреляны камнями со второго этажа одного из зданий. Один из камней даже угодил в шлем актеру Джереми Реннеру. По его словам, этот инцидент дал ему возможность почувствовать себя участником реальных боевых действий. Часть членов съемочной группы подверглись обыску и были допрошены офицерами американских служб безопасности по возвращению с Ближнего Востока.

Чтобы фильм выглядел как документальный и передавал реальность, режиссер и оператор картины использовали несколько любительских 16-миллиметровых камер, были почти полностью исключены спецэффекты, а на главные роли пригласили малоизвестных зрителю, но достаточно талантливых актеров. Таким образом было отснято около двухсот часов киноматериала. Получилось, что пропорция между отснятым и использованным материалом составила более ста к одному. По этому показателю режиссер и оператор побили рекорд, поставленный Фрэнсисом Фордом Копполой в его фильме «Апокалипсис сегодня», повествующем о буднях американских солдат во Вьетнаме. Кстати многие сравнивали эту военную драму с картиной «Повелитель бури» из-за некоторой схожести сюжетов, образов главных героев и направленности мысли режиссеров. Оператор картины Бэрри Экройд так увлекся процессом придания документальности ленте, что умудрялся вопреки здравому смыслу трясти камеру даже при съемках крупных планов. Из-за проблем с провозом военного снаряжения и оборудования через иорданскую границу, для взрывов приходилось использовать вместо пороха содержимое китайских фейерверков.

Незнание ближневосточных реалий членами съемочной группы привело к тому, что фильм начали снимать в самый пик летней жары, в июле 2007 года, а часть сцен картины пришлось делать в период мусульманского поста, предшествующего мусульманскому религиозному празднику Рамадан, в сентябре 2008 года. Это доставляло серьезные дополнительные трудности для съемок, помимо пятидесятиградусной жары и вездесущего солнца. Актерам и членам съемочной группы из-за мусульманского поста приходилось принимать пищу и напитки, спрятавшись в палатки, хорошо укрытые от посторонних глаз коврами. Как известно, Коран запрещает в период мусульманского поста прием пищу и напитков от восхода солнца до заката. Курильщикам досталось еще больше, так как курить во время поста строго запрещено. За это грешное занятие, согласно иорданским законам, полагаются серьезные санкции. Ни у кого из членов съемочной группы не было специальных трейлеров с кондиционерами и с ванной. Из-за жары с оператором фильма Бэрри Экройдом случился тепловой удар. Всего съемки картины длились сорок четыре дня. При этом иногда использовалось сразу четыре съемочные группы. В качестве массовки были задействованы иорданские крестьяне и беженцы из Ирака. Из-за того, что создатели картины не вдавались в нюансы арабского языка, иракцы в фильме часто говорят на иорданском диалекте. Во время съемок автобус с арабскими статистами перевернулся во время переезда. Несколько человек получили ушибы и синяки. У одного араба был сломан нос. Рабочий день на съемочной площадке длился по пятнадцать часов.

Монтаж фильма длился сначала в течение двух месяцев в Иордании, а затем продолжился еще полгода в Лос-Анджелесе. Монтажер Кристина Иннес поведала, что создатели картины хотели сделать ее так, чтобы она выглядела как фильм ужасов, но так, что бы зритель был не в состоянии увидеть убийцу. В фильме использовались три музыкальные композиции из альбома «Rio Grande Blood» известной американской группы «Ministry», критикующие войну в Ираке и тогдашнего президента страны Джорджа Буша. Не обошлось без киноляпов. Среди них присутствие в фильме обмундирования солдат и техники, появившихся только в 2005-2007 годах в армии США. Но при этом фильм рассказывает о событиях 2004 года. В одной из сцен упоминается видеопортал «You Tube», но он был создан только в 2005 году. В фильме используются три музыкальные композиции группы «Ministry», появившиеся только в 2006 году. В одной из сцен в кадре видна реклама иорданского футбольного клуба, в другом эпизоде слышна реклама иорданского телефонного оператора «Umniah», что лишний раз указывает на место съемок. Бюджет фильма составил всего 15 миллионов долларов, что по голливудским меркам, сущий пустяк.

Роли:

Главную роль сержанта Уильяма Джеймса сыграл малоизвестный на тот момент актер Джереми Реннер. До этого он играл эпизодические роли вампиров, алкоголиков и серийных убийц. Перед съемками он прошел недельный курс обучения в Национальном учебном центре в Форт-Ирвине, расположенном в центре пустыни Мохаве, между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом, в США. Там его учили обращаться со взрывчатыми веществами давали навыки обезвреживания самодельных взрывных устройств. Во время съемок с ним случилось несколько неприятностей. Во-первых, он получил пищевое отравление, и был вынужден в течение трех дней отлеживаться. За этот период он потерял в весе семь килограмм. Во-вторых, в одной из сцен, неся иракского мальчика, он споткнулся и упал с лестницы. Падение обернулось вывихом лодыжки. Съемки были приостановлены на неделю, пока он не смог снова ходить. Ему пришлось подолгу пребывать в специальном саперном костюме, используемом при разминировании, весящем приблизительно 40-45 килограмм. Как и другие актеры — исполнители главных ролей Энтони Макки и Брайан Герати, он сыграл настолько выразительно и точно, что многие зрители долгое время полагали, будто главных персонажей исполняют не профессиональные актеры, а реальные военные. Эта роль принесла Джереми Реннеру всеобщее признание и оказалась мощным трамплином в карьере киноактера. После этой роли он проснулся, так сказать, знаменитым. По его словам, участие в съемках «Повелителя бури» стало для него ролью всей жизни.

Итоги проката:

Премьерный показ фильма состоялся 4 сентября 2008 года на 65-ом кинофестивале в Венеции. Там он заработал четыре второстепенные премии от различных общественных организаций. 29.06.2009 года его запустили в ограниченный прокат. В России его начали впервые демонстрировать с 14 января 2010 года. Фильм, в основном, не получил восторженных отзывов от кинозрителей и военных специалистов. Военные, в том числе и ветераны, участвовавшие в боевых действиях в Ираке, указывали на несоответствие многих сцен действительности и реальным условиям военного времени. В том числе на сцену в начале фильма со взрывом бомбы при помощи сотового телефона. При разминировании применяется специальное устройство, подавляющее все телефонные сигналы в округе, и таким образом невозможно взорвать мину. В фильме используется пистолет Beretta 92, который не состоит на вооружении американской армии, и был снят с производства еще в 1970-ых годах. В вооруженных силах США применяются пистолеты М-9 и Beretta 92F. Сборы по всему миру составили около 43 миллионов долларов. В США фильм заработал чуть более 17 миллионов, в России всего 45 863 доллара. В Штатах на распространении DVD-дисков фильм заработал еще 3,3 миллиона долларов.

Многие кинозрители посчитали фильм «Повелитель бури» слишком унылым, затянутым и невзрачным, как иракская пустыня. Но в пику мнению простых смертных, он был высоко оценен сообществом кинокритиков. Он вполне успешно участвовал в международном кинофестивале в Торонто 8.09.2008 года. Но при этом дистрибьюторы отказывались покупать картину, так как все предыдущие фильмы о боевых действиях в Ираке не пользовались большим интересом у кинозрителей.

В общем аполитичный фильм превратился в политическое шоу на 82-ой церемонии вручения премии «Оскар». Престижную золотую статуэтку режиссеру картины Кэтрин Бигелоу вручала сама Барбара Стрейзанд, известная своей антивоенной политической деятельностью. Он был номинирован в девяти категориях и выиграл шесть статуэток, а именно: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший оригинальный сценарий» (Марк Боал), «Лучший звук» (Рей Беккет и Пол Оттоссон), «Лучший монтаж звука» (Пол Оттоссон) и «Лучший монтаж» (Кристина Иннис и Боб Муравски). Кстати, по окончании съемок монтажеры картин поженились. Кэтрин Бигелоу оказалась первой женщиной, которой удалось стать лучшим режиссером на церемониях вручения премии «Оскар» за всю историю существования награды. Фильм установил еще один рекорд. Он стал наименее кассовым фильмом из всех тех, которые были признаны лучшими на церемонии вручения премий «Оскар». Помимо «Оскаров» картина получила еще несколько десятков кинопремий от различных киноакадемий. В их числе премию Гильдии режиссеров США (Кэтрин Бигелоу), премию Национального совета кинокритиков США в номинации «Прорыв года» (актер Джереми Реннер), три премии Национального общества кинокритиков, шесть премий Британской киноакадемии BAFTA за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший оригинальный сценарий, лучшую работу кинооператора, за лучший монтаж и лучший звук. Кроме этого фильм номинировался еще в дюжине кинопремий. Из всемирно знаменитых режиссеров только Бернардо Бертолуччи в своей книге «Мое прекрасное наваждение» возмутился тем, что жюри предпочло «бедный кинематограф Бигелоу», шикарному «Аватару». При этом он заметил, что «Повелитель бури» — это фильм, посвященный американской армии. А в «Аватаре» «плохие» напоминали армию США, вторгшуюся в Ирак, Афганистан или Вьетнам, и, он до последней секунды просмотра вместе с другими зрителями громко аплодировал каждому поражению «плохих». Мнение маститого режиссера разделила американская актриса Сигурни Уивер, известная по главным ролям в фильмах «Чужие», «Чужой», «Чужой-3″ и так далее. Она назвала решение жюри премии «Оскар» идиотизмом и позорищем. По ее мнению фильм получил признание маститого жюри только по политическим соображениям.

Вокруг фильма разгорелось несколько скандалов. Во-первых, один из продюсеров картины Николя Картье, был уличен в рассылке писем членам Академии кинематографических наук, чтобы они проголосовали за «Повелителя бури», а не за работу Джеймса Кэмерона «Аватар». Подобное поведение запрещено правилами кинематографического сообщества США. В наказание Картье не был приглашен на церемонию вручения призов «Оскар». Подобное случилось впервые за всю историю существования премии. Во-вторых, в марте 2010 года сержант Джеффри Сэрвер подал многомиллионный иск к создателям картины «Повелитель бури» за нарушение его авторских прав относительно названия и слогана фильма. Он также посчитал, что образ Уильяма Джеймса был списан с него, но так, что порочил его деловую репутацию. 8 декабря 2011 года решением суда иск был отклонен. При этом суд постановил, чтобы истец выплатил более 180 000 долларов в качестве судебных издержек.

Сюжет:

Действие фильма происходит в оккупированном американскими войсками Ираке, в 2004 году. Группа саперов занимается обычным рутинным делом, они обезвреживают взрывные устройства. После неудачной операции, в ходе которой погибает один из саперов, в группе появляется новый сержант Уильям Джеймс. С первых шагов он начинает поражать своих сослуживцев фанатическим отношением к своей работе и неоправданным стремлением к риску. Своими действиями он не раз ставит в опасные ситуации других саперов. Но Уильяму Джеймсу безразлично мнение других. Он живет не их чувствами, а своей страстью к войне. Для него разминирование сродни обычной игре и не более. Из-за своего безрассудного поведения он становится яблоком раздора в среде военнослужащих и ставит на грань гибели некоторых из них…