Goya's Ghosts

Oblogka_Prizraki_GoiiВ далекие смутные времена, когда не было еще фотоаппаратов и кинокамер, история человечества была запечатлена так, как видели и воспринимали ее художники, в частности Франсиско Гойя. Ничто настолько достоверно не передает дух Испании ХVIII века, как «Капричос», созданные Франсиско. Испания того времени представлена им как отсталая, патриархальная монархия, находившаяся под властью короля француза и королевы итальянки, с архаичной моралью и безжалостной инквизицией. Именно этот мрачный фон выбрал для своего нового шедевра Милош Форман.

Как вынашивалась идея

«…Все началось не с Гойи…» — идея создания этого фильма появилась у режиссера, когда он прочел книгу об инквизиции, учась в пражской киношколе. Ассоциации были настолько сильными, что отразились на последней работе великого маэстро: «В Испании времён Гойи я искал эхо своей жизни при нацистах и коммунистах…» Эта идея прожила в сознании режиссера долгие годы, а затем внезапно вынырнула из закоулков памяти в Мадриде, где он и продюсер Сол Заенц оказались с «Амадеем», вторым оскароносным детищем. Жили они как раз напротив музея Прада, который так стремился посетить Милош, дабы воочию увидеть «Сад радостей земных» Босха. В музее также была представлена коллекция работ Гойи. Форман был просто поражен его картинами и ему захотелось снять о художнике фильм. Гуляя по извилистым коридорам музея, режиссер вспомнил о прочтенной книге об инквизиции, и ему в голову пришла идея объединить эти два сюжета. Заенц идею поддержал.

Написание сценария решили поручить давнему другу Формана, сценаристу Жан-Клоду Карьеру. Режиссер со сценаристом были уверенны, что историю Испании следует рассказывать устами Гойи, ведь художник всю свою жизнь запечатлевал то, чему был свидетелем. Франсиско рисовал не только королевскую семью, но и простых людей. Он гулял по улицам, посещал таверны и создавал свои гравюры. Форман, Карьер и Заенц считали, что банального изображения биографии художника или всех ужасов инквизиции будет недостаточно. Нужно было найти нечто большее, подойти к изложению материала нетрадиционно, что было вполне в духе Формана. Он никогда не искал легких путей. Готовясь к съемкам фильма, друзья старались максимально погрузиться в историю Испании, делая акцент на интересующий их период, детально изучая все, что касалось инквизиции. Форман с Карьером, знавшие язык, даже несколько недель путешествовали по стране, стараясь как можно лучше понять ее культуру.

Рождение сценария

Спустя много лет после рождения идеи о создании фильма в музее Прада, в 2003 году Форман приступил к осуществлению задуманного. Уединившись в своем доме в Коннектикуте вместе с Карьером, они принялись за создание сценария, стараясь максимально точно передать характер художника, абсолютно преданного искусству и ничуть не интересовавшегося политикой. Франсиско желал только рисовать. Рядом с художником все время должен был находиться человек, абсолютно противоположный ему по характеру и философии. Человек, честолюбивые замыслы которого стремились изменить мир, и который активно бы участвовал в политике. Этот человек Лоренцо –главный герой киноленты. Именно он стал инициатором возрождения инквизиции в Испании, и в то же время проникся идеями революционной Франции и философией свободы и равенства. Третий персонаж фильма – женщина, молодая и обворожительная Инес, муза Гойи, судьба которой в дальнейшем тесно переплетается с Лоренцо.

Подбор актеров

После того, как удовлетворяющий всех сценарий был завершен, приступили к выбору места съемок и подбору актеров. Снимать фильм единогласно решили в Испании. Форман и раньше снимал свои картины на натуре, не изменять себе он решил и в этот раз. К тому же в картине планировалось задействовать максимальное количество испанских актеров и съемочного персонала. Удачные места для съемок в Испании помогала выбирать художник-постановщик Патриция фон Бранденстайн, с которой Форман работал над проектом «Амадей».

Пока выбиралась натура, приступили к одной из самых важных задач – подбору актеров. В роли Гойи Форман и Заенц хотели видеть Хавьера Бардема – молодого и талантливого испанского актера, который был номинирован на Оскар в 2002 году за роль Аейнальдо Аренаса, кубинского поэта в фильме «Пока не наступит ночь». Бардем чрезвычайно обрадовался предложению. Актер свято верил в то, что ему выпадет честь играть Гойю, так как он испанец. Однако в это время характер художника в сценарии кардинально изменился и на главную роль переместился брат Лоренцо. Заенц и Форман решили, что если главным героем останется Гойя, который, несомненно, является важнейшим персонажем, история не сработает, а значит, его место должен занять Лоренцо, вот его-то и будет играть Бардем. В результате, Бардем в роли Лоренцо никого не удивил. Если в американском фильме нужен испанец – то зовут Антонио Бандереса, а если требуется нечто больше, чем симпатичное лицо, приглашают Бардема. Роль Лоренцо действительно оказалась одной из самых сложных в картине, с которой актер справился блестяще. Бардему, ничего не объясняя, просто дали прочитать новый сценарий, который его пленил. Он безоговорочно согласился играть Лоренцо, ведь этот образ чрезвычайно труден, а значит, интересен. Лоренцо имеет свои четкие и жесткие убеждения. Это фанатик, но не негодяй, а увлекающийся человек, который порой не может контролировать свою страстную натуру.

Теперь нужно было подобрать актера на роль Гойи, и вот здесь создателей фильма ждали некоторые трудности. Форман хотел видеть в этой роли малоизвестного актера, появившегося из ниоткуда. Ему было безразлично, кто сыграет вымышленных персонажей – Инес и Лоренцо, а вот Гойя не должен был ассоциироваться со своими предыдущими работами. Вскоре Гойя был найден. Заенц и Форман, летя в Америку, смотрели «Экзорциста», и Форман неожиданно сказал: «Вот Гойя». На экране был Стеллан Скарсгард. Это шведский актер, известность которому принесли роли в фильмах «Умница Уилл Хантинг» и «Рассекая волны». Однако его имя не было на слуху, что и требовалось Форману.

Интересная история произошла и с выбором актрисы на роль Инес (Натали Портман). Форман абсолютно ничего не знал об этой актрисе, не видел ни одного фильма с ее участием. Он просто купил пару глянцевых журналов и на обложке одного из них увидел фотографию молодой женщины. Ее изображение потрясло его. Открыв репродукцию Гойе «Молочница из Бордо» и отметив необычайное сходство, он тут же стал наводить о ней справки. Посмотрев фильм «Близость» с ее участим, Форман отметил ее отличные актерские данные, что для роли Инес было необычайно важно, ведь ей предстояло играть в фильме три разных образа.

Почему «Призраки Гойя»?

Как ожидали многие, фильм не является биографией великого художника, это картина именно о его призраках. В качестве главных персонажей выступают вымышленные герои – персонажи картин – призраки, о судьбе которых повествует данная кинокартина. Главной задачей режиссера было оживить полотна испанского мастера и поведать о нелегкой жизни людей во времена расцвета инквизиции и освободительной революции. В «Призраках…» описываются события, свидетелями которых был Франсиско. Не смотря на столь призрачное название, ничего потустороннего в фильме нет. Картины художника призваны лишь придать объемности тому смутному времени. Франсиско Гойя занимает в кинокартине позицию скорбящего наблюдателя, мимо которого проносятся события, меняются правители и идеологии. История резко меняет направление, оставляя за кормой судьбы людей, нисколько не заботясь о тех, кто тонет в ее бурном потоке и идет ко дну. Что может художник? Он может только наблюдать, сопереживать и фиксировать происходящее, чтобы оно стало известно потомкам.

Премьера

В 2006 году мир увидел новое и последнее творение Формана, классика современного кино, «Призраки Гойи». Это была его единственная работа за последние 7 лет (в 1999 году вышел фильм Милоша «Человек на Луне», главную роль в котором исполнил Джим Керри). Такое затишье в творчестве у Формана наблюдалось не впервые. К примеру, пауза между такими картинами как «Вальмон» и «Народ против Ларри Флинта» также составила 7 лет. Подобные интервалы, как хорошее вино, всегда воздаются с троицей. Не подвел режиссер и на этот раз. И хотя многие критики, и зрители в частности, восприняли картину крайне прохладно, сравнивая ее с предыдущими работами мастера, назвать ее плохой, язык просто не поворачивается. Сравнивать работы режиссера, по меньшей мере, кощунственно. Это подобно сравнению работ Гойи, которые он писал для Короля и себя.

Форману уже приходилось снимать картины о жизни известных людей, это и «Амадей», и «Человек на Луне», и «Народ против Ларри Флинта», и всегда во главу угла режиссер ставил Личность, которую он буквально изучал под микроскопом. В «Призраках…» маэстро решил уйти немного в сторону от привычного стиля работы и поведать зрителю об исторической эпохе и человеке, который жил и творил в эти смутные революционные времена.

Сюжет картины

Действия картины повествуют о последних 15 годах правления Карла IV. Зверства инквизиции, неоправданная жестокость, нечеловеческие пытки и покалеченные судьбы – вот та реальность, которую Гойя отражал в своих творениях. Во главу сюжета картины поставлены взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Он – влиятельное лицо испанской инквизиции, Она – дочь богатых родителей, чиста, невинна и религиозна. Она – излюбленная модель королевского художника, на портрет которой обращает внимание Он.

Все без исключения герои «Призраков…» одиночки, потерянное поколение прошедшего времени. Форман в течение полутора часов демонстрирует зрителю подлинное лицо человечества, которое, по мнению режиссера, бывает разным, преимущественно увлекающимся своими страстями. Главной темой фильма является непостоянство человеческой натуры, которая как маятник колеблется под влиянием внешних обстоятельств.

Несмотря на то, что это историческая драма, режиссеру удалось снять современное кино. Святая палата выступает как метафора всесильной спецслужбы любой страны во все времена. Тогда любой испанец мог попасть под неумолимые жернова инквизиции и сгинуть в ее каменных подвалах за любую абсурдную оплошность. Не ешь свинину – значит ты иудей, если считаешь, что все в мире состоит из атомов – скрытый безбожник. Тогда инквизиторы считали, что они глаза, уши и мозг Бога, а это значит — вседозволенность. Форман прекрасно передал атмосферу тоталитарного государства, в котором прошли его молодые годы.

Свершившаяся в соседних государствах буржуазная революция, со свойственной ей агрессией коснулась и испанской монархии. Она была свергнута. Здесь режиссер проводит параллели между оккупацией Испании и вторжением американцев в Ирак. Милош вкладывает в уста французских мародеров слова о том, что испанцы будут встречать освободителей с цветами, что они принесут населению «Свободу, Равенство и Братство», а также прочие прелести демократии.

В фильме множество всяких параллелей. Взять хотя бы тот момент, когда Лоренцо, предав не только веру, но и собственный народ, оказался у власти в оккупированной Испании. Знамена и лозунги поменялись, а правители остались те же. Великий художник мрачно наблюдает аморальную природу власти, которая правит обезумевшей бездумной толпой.

Форман умеет тонко объединить несовместимое – серьезную драму и ироничный юмор. Милош, со свойственной только ему одному непринужденностью, скрасил мрачную картину бытия своим неподражаемым юмором. Идя по стопам великого испанского творца XVIII столетия, режиссер высмеивает буквально все, чтобы сдержать слезы зрителей. Лоренцо оказывается необычайно скуп, когда художник сообщает ему свои расценки. Оглохший Гойя пользуется услугами весьма забавного переводчика. А чего стоит эпизод с Жозефом – братом Наполеона, который выбирал картину для императора. Высмеяв «Сад земных наслаждений» Босха, которым французы теперь любуются в Мадриде, он выбрал более традиционного Велескса. С годами, как у Гойи, юмор Формана плавно перетек в едкую сатиру, став более жестким и безжалостным.

Занавес

Однажды у Милоша спросили: «Почему фильм об Испании вы сняли на английском языке?» На что режиссер ответил: «Я не знаю испанского», что является неким лукавством с его стороны. Потому что это фильм не об Испании, а о Европе. Сражения с Наполеоном происходили всего лишь два столетия назад, инквизиция зверствовала до 1834 года. В масштабах истории эти события происходили не так давно, чтобы тонкий налет относительного благополучия, похоронивший под собой современную Европу, стал прочным. Именно этот налет непринужденно стирает Форман, вытаскивая на свет божий всех скелетов из шкафа.

Интересные факты

  • Совместно снятый Форманом и Заенцем фильм «Пролетая над гнездом кукушки», является лауреатом премии Оскар, номинирован в девяти номинациях и получил пять статуэток. «Амадей» является номинантом 11 категорий, из которых победил в восьми.
  • Последняя работа Заенца «Английский пациент» была номинирована на Оскар в 12 категориях.
  • Форман и Карьер вместе работали над такими фильмами как «Вальмон» и «Отрыв».
  • «Призраки Гойя» был отснят за 14 недель.