Renoir

Oblogka_RenuarИнтересно, но мировой кинематограф, хотя и уделял знаменитым художникам внимание, запечатлев их жизнь и творчество в лентах, которые на данный момент модно называют байопиком, но достойных работ немного, не столько, сколько хотелось бы. Наиболее популярными личностями среди кинематографистов являются Гойя (1746 — 1828), Сальвадор Дали (1904 – 1989), Пабло Руис Пикассо (1881 — 1973) и Рембрандт (1606 — 1669). Остановим свое внимание, прежде всего, на художниках, творивших во времена гения французского импрессионизма Ренуара. Здесь можно выделить талантливого безумца нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога (1853 — 1890) и своего французского визави Поля Гогена (1848 — 1903). Первому из них была посвящена не одна кинолента. Пожалуй, «Жажда жизни» (1956) Винсента Миннелли с Кирком Дугласом в главной роли, стоит особняком, являясь одной из наиболее значимых и противоречивых картин биографического плана. В ней показана не вся жизнь художника, а только ее самые драматические моменты. Еще один фильм о нем, заслуживающий внимания, – это трехчасовая лента Роберта Олтмена «Винсент и Тео» (1990). Необычайно красивая и вдохновенная лента, в которой Тим Рот создал гениальный образ. Его Винсент настолько гармоничен, что глядя на его игру, зритель забывал, что это актер, а не гениальный голландец. Жесты, мимика, походка — все настолько отточено, что кажется порой, что для него не существовало мелочей, когда шла работа над ролью.

Также можно отметить ленту «Ван Гог» (1991) французского режиссера Мориса Пиалы с Жаком Дютроном в главной роли, рассказывающую о последних шестидесяти семи днях жизни великого мастера. Или британскую картину «Желтый дом» (2007) Криса Дурлахера о дружбе и совсем непростых отношениях двух гениев кисти, Винсента ван Гога и Поля Гогена, деливших вместе два месяца Жёлтый дом в Арле на юге Франции. Самому Полю Гогену посвящена лента «Гоген-дикарь» (1980) американского режиссера Филдера Кука, где ведется речь о событиях из его жизни, о его навязчивом поиске творческой свободы творчества, которая заставила его бросить жену вместе с пятерыми детьми во французской столице, ради жизни на Таити среди аборигенов.

Готовя этот небольшой кинообзор, можно было сделать неутешительный вывод о том, что как-то был незаслуженно забыт кинематографистами мира такой столп французского импрессионизма, каким по праву является Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), впрочем как и все французские мастера того периода.

Художник от Бога

Пьер Ренуар родился в бедной семье портного. В молодости работал в Париже художником по фарфору, там же с 1862 года учился в Школе изящных искусств, познакомившись там с К.Моне, Базилем, Сислеем. Любил посещать Лувр, восхищаясь многими работами мастеров. Его ранние работы очень близки по духу с творчеством художников-реалистов, в частности Г.Курбе, отличие только в более легкой цветовой гамме.

Конец 1860-х – время, когда он на пару с К.Моне осуществил ряд поездок по Сене. Совместная работа прекрасно сказалась на творческом арсенале обоих мастеров. В частности, Ренуар «подсмотрел» у Моне его уникальную технику изображения предметов в дали, когда берутся для хроматического сопоставления только чистые цвета. Многочисленные натурные зарисовки дали возможность создать великолепные пейзажи, куда органически «внедрялись» человеческие фигуры. Ренуар с упоением работал с цветными тенями, оттачивал свое мастерство в передаче атмосферы летнего дня светом и воздушной массой.

После скандала, вызванного известной выставкой в ателье Надара 1874 г., творчество художников новой волны, Ренуара в том числе, было буквально разрушено и уничтожено гневом зрителей и критиков. Ему пришлось вести скромный образ жизни. Но они с К. Моне не пали духом, арендовали мастерскую, раздобыв немного денег и. Успех к нему пришел с известной картиной «Мулен де ла Галетт» (1876), ставшей своеобразным гимном ликующей и радостной жизни, пронизанной любовью и безудержным весельем.

В его картинах 1870-х гг. характерно просматривается любовь к «подсматриванию» какой-либо жизненной ситуации с дальнейшим использованием композиционного приема срезывания персонажей картины рамой, широко использовавшийся Э.Дега. Но у Ренуара все это выходило более созерцательно, без всяких неожиданных ракурсов и резких контрастов «Ложа» (1874), «Конец завтрака» (1879), «Первый вечер в опере» (1880), «Завтрак гребцов» (1881).

Знамениты и его портреты, не отличающиеся особо сложным психологизмом как у других, но все они не лишены очарования сиюминутного происходящего. Это и «Портрет Клода Моне» (1872), «Портрет Клода Моне за чтением» (1872), «Читающая женщина» (1875) и другие портреты более позднего периода. Ему было подвластно все. Хотя в отличие от других импрессионистов, таких как Сислей или Моне, он неохотно писал пейзажи, тем не менее, его кисти принадлежат многие этюды, написанные маслом, которые он использовал в качестве основы для других студийных работ. Частенько Ренуар «баловался» натюрмортами, которые, по его словам, помогали прийти в себя после более напряженной работы. Некоторые из них, такие как “Натюрморт с букетом и веером” и “Розы в вазе” — очень изысканы по цвету и ослепительны по стилю. Посвящал свое драгоценное время рисункам и гравюрам. Большинство уцелевших его рисунков – это своеобразные этюды для будущих полотен, а некоторые просто повторяли сюжет уже написанных работ. В 1890-е годы мастер любил поэкспериментировать с гравюрами. Этой идеей художника «заразил» его большой друг и по совместительству его торговый агент, Воллар.

Ренуар был восхитителен, когда дело касалось изображения детей. Мало найдется художников, умеющих передать от ребенка его шарм и очарование, при этом, не впадая в излишнюю сентиментальность. Таким же великим он был, когда дело касалось обнаженной натуры. Он боготворил женское тело и как никто другой идеально передавал его величие на холсте. В отличие от других мастеров он очень неохотно брался за мифологические сюжеты, целиком отдаваясь работе с натурой в естественном виде, все свое внимание, уделяя цвету, форме, фактуре, а не сюжету композиции.

Таков Огюст Ренуар — культовый французский художник, своим гениальным даром повлиявший на мировое искусство в целом. Такие люди заслуживают того, чтобы о нем помнили всегда, писали книги, снимали фильмы. И только в 2012 году восторжествовала справедливость, французы вспомнили о своем художественном гении.

Когда боль проходит, а красота остается

Такой смысл вкладывал великий мастер в понятие «творчество», говоря о своей каждодневной напряженной работе в последние годы жизни, когда моральное и физическое состояние оставляли желать лучшего. Именно этому и посвящена лента «Ренуар. Последняя любовь», создана по мотивам произведения правнука знаменитого художника — Жака Ренуара «Влюблённые полотна», охватившего временной промежуток четырех последних лет жизни мастера, работавшего над своим знаменитым полотном «Купальщицы».

Сама лента отражает небольшой временной интервал лета 1915-го года, когда сама жизнь подарила 74-летнему живописцу рыжеволосую Андре, которую сам Ренуар охарактеризовал как «девушку ниоткуда, присланную покойницей». Вот как бывает у великих мастеров. Предыдущая Муза ушла из жизни Ренуара, и он находился в состоянии безразличия к жизни и апатии. Однако судьба не пожелала оставлять художника, послав ему эту юную рыжеволосую красавицу. Только один его мимолетный взгляд на ее нежные руки и бархатистую кожу, и он снова готов дерзать и творить, превозмогая адские боли. Рыжеволосая грация сыграла судьбоносную роль для обоих Ренуаров. Для знаменитого — Андре стала натурщицей, его последней музой. Для сына мэтра, Жана Ренуара — женщиной, кардинально изменившей всю его дальнейшую жизнь, полную творческих побед, признания и славы на поприще кинорежиссера.

Данная лента – это, говоря языком художника, просто полотно без какого-либо закрученного сюжета. Здесь приходится только созерцать, пропуская через себя неторопливое развития сюжета. Фильм очень спокойный, такой же, как и вся жизнь в этом райском уголке французской Ривьеры, где находилось последнее пристанище великого художника. Доподлинно известно, что в 1907 он купил поместье в Кань-сюр-Мер, находящееся возле Ниццы, и построил там дом, прожив в нем до самой смерти. Его мир был предопределен этой виллой «Колетт» и небольшим окружением, которое помогало ему существовать и творить. Тело умудренного жизнью старца разбито подагрой, но он на это абсолютно не обращает внимание. Он боится упустить время, каждый час, каждую минуту. Он всего себя отдает работе, пытаясь запечатлеть на холсте необыкновенную красоту женского тела, бархатистость юной кожи, игривые переливы света в ее ложбинках. А болезнь все прогрессирует. Уже, будучи прикованным к инвалидному креслу, с пораженными параличом руками и ногами, художник не сдается, продолжая рисовать, каждый раз прося, чтобы ему привязали к руке кисть. Только ежедневные занятия своей любимой работой сохраняют великому французскому художнику веру в то, что жизнь ему подарит еще много дней, которые он без остатка посвятит творчеству.

Как мэтр кино сыграл мэтра живописи

В роли Ренуара снялся старейшина французского кинематографа Мишель Буке, 1925 года рождения, являющийся одним из патриархов французского кинематографа. Уже с детства начал зарабатывать себе на жизнь. Мечтал стать актером, и эти мечты стали реальностью. В 1943 году, окончив театральные курсы, у него началась актерская работа в театре. Сначала был театр «Ателье», затем ТНП Жана Вилара. В 1947 состоялся дебют Мишеля в кино лентой «Месье Венсан». С того момента он научился распределять свою работу в театре и в кино. Со временем он стал любимым артистом Клода Шаброля, сыграв запоминающиеся образы в лентах «Двое в городе» с Аленом Делоном, «Игрушка» с Пьером Ришаром, «Отбивные». Награжден двумя высшими наградами французского кинематографа, двумя Сезарами «За лучшую мужскую роль», которые он сыграл в картинах Анн Фонтейн «Как я убил своего отца» и «Прохожий с Марсова поля» Жана Гедигяна. Лента о великом Ренуаре пока остается на конец 2013 года последней ролью этого выдающегося киноактера. Интересным моментом является то, что по фильму Ренуару 78 лет, а Мишель его играет в возрасте на десять лет старше, играет восхитительно, тонко, передавая по крупицам волшебство создания гением очередного шедевра. Его Ренуар не боится боли, он боится не успеть постичь все тонкости красоты, окружающей его, до своей смерти.

Создатели полнометражного полотна

Фильм «Ренуар. Последняя любовь» стал четвёртой самостоятельной работой в качестве режиссера-постановщика для Жиля Бурдо. Вообще-то удивительно было увидеть этого французского режиссера за работой над этой картиной. Все-таки для него «коньком» были остросюжетные ленты. Если первая лента «Пропавшие» (1998) практически у себя на родине осталась незамеченной, то вот уже триллер «Затуманенный взгляд» (2003), рассказавший историю двух молодых людей, один из которых волею случая и череды непредвиденных ситуаций стал убийцей, имел неплохую прессу и оценки специалистов. Ну а самым известным считалась лента «Заложник смерти» (2008), которая была неплохо принята и отечественными зрителями. Этот триллер с таинственным доктором Кеем (Дхон Малкович), способного видеть будущее, а особенно ощущать будущую смерть, принес Жилю Бурдо, по-настоящему, первый его успех как постановщика.

А вот байопик о Ренуаре стал для него настоящим экспериментом с точки зрения общего построения картины. Если раньше его работы подчинялись стремительному развитию сюжета, то здесь надо было показать неторопливость действия, поскольку творчество не приемлет суеты, лишних движений. У него лента как бы разделилась на две равные части. Если первую из них интересно наблюдать тем, кто пришел насладиться процессом творчества мастера, его волшебным движениям кисти, то вторая часть «отдана на откуп» тем, кто предпочитает мелодраму. Взаимоотношения юной натурщицы с семейством Ренуаров интересно наблюдать, уже зная, как исторически сложатся судьбы всех главных персонажей ленты в реальной жизни, спустя некоторое время.

Сама лента, как и бессмертные полотна Ренуара, поставлена в таких же теплых тонах. Ее действие снято на природе, поскольку мастер предпочитал писать именно на натуре. И здесь отдельно хочется отметить филигранную работу оператора фильма Ли Пинбиня («Любовное настроение»), подарившего зрителям яркую и сочную картинку, от которой исходит шелест трав, аромат здешних цветов, волнительные звуки морского прибоя. Каждый видеоряд наполнен любовью, страданиями и болью, негромким щебетом домашней прислуги. Всё в этом доме подчинено одному, здесь должен быть «мир и покой» для «Хозяина» — гениального Ренуара.

Нельзя не отметить композитора Александра Деспла («Король говорит»), который обеспечил приятный саундтрек, обеспечивающий должное настроение по ходу сюжета. Полностью справился с поставленной работой и актерский ансамбль во главе с вышеупомянутым Мишелем Буке, с Кристой Тере, сыгравшей Андре. Она, кстати, хорошо известна отечественной молодежи как исполнительница главной роли в картине «LOL [ржунемагу]» (2008). Без этой сплоченной команды, без их единства и мастерства не было бы этой приятной во всех отношениях ленты.

Вместо постскриптума

Премьерный показ ленты состоялся на кинофестивале в Каннах 2012 года. Она там была удостоена номинации в категории «особый взгляд Каннского кинофестиваля». Этот фильм стоит смотреть той части зрительской аудитории, кто ценить настоящее искусство, способен думать и видеть сердцем. Лента не раз вызовет радость, иногда улыбку умиления, а нередко и слезы. Этот фильм обязательно вызовет у зрителя желание ознакомиться с творчеством Ренуара воочию, посетить художественные выставки, музеи, познакомиться с его жизнью и творчеством поближе, прочитав литературу о нем. Все-таки, многогранная личность этого французского волшебника кисти и красок стоит того!