Venuto al mondo

Oblogka_Rogdennui_dvagdyРежиссер Серджо Кастеллитто прошел многолетнюю стажировку в качестве актера театральных постановок, телесериалов, он сыграл заметных персонажей второго плана в «Голубой бездне» Люка Бессона, в «Неотразимой Марте» Сандры Неттельбек и в мультирежиссерском (иначе не назвать) кинопроекте «Париж, я люблю тебя». Его первая режиссерская работа в комедийном жанре – картина «Бесплатное масло», вышедшая на экраны в тысяча девятьсот девяносто девятом году – не принесла Кастеллитто желаемого успеха. А вот следующий фильм режиссера, драма «Не уходи», сценарий которой создавался Серджо совместно с его супругой Маргарет Мадзантини, получил высокий рейтинг у критиков. В начале девяностых Маргарет сменила актерское амплуа на писательское и ее роман «Не уходи», изданный в две тысячи первом году, стал бестселлером. Несмотря на явную успешность в жанре кинодрамы, Кастеллитто вновь возвращается к комедии, выпуская картину со сложным к восприятию названием «Красота осла». Как и дебютный проект, третья режиссерская работа оказалась непопулярной у зрителей и у критиков. Очередной проект Кастеллитто, романтическая драма «Рожденный дважды», вновь снимался по одноименному роману-бестселлеру Маргарет Мадзантини.

Неожиданный телефонный звонок в доме Джеммы. Голос в трубке принадлежит давнему знакомому женщины, боснийцу Гойко, с которым она была знакома много лет назад. По его приглашению, вместе с сыном, Джемма прилетает в Сараево, где перед ней вновь оживают страницы прошлого – такого сумбурного, полного счастья и… трагедии. Спустя годы женщине суждено узнать, чем же закончилась череда событий, что позволила ей стать матерью.

Создатели проекта

Успех предыдущей драматической картины воодушевил Кастеллитто, он выступил не только в качестве режиссера и сценариста, но и вошел в число продюсеров нового проекта. Вторым продюсером стал Роберто Сесса, прежде специализировавшийся на сериалах для итальянских телеканалов. Серджо Кастеллитто удалось привлечь к созданию фильма в качестве сопродюсеров Жислен Баруа, Джейма Де Артиньяно и Альваро Аугустина, принимавших участие в производстве фильма-катастрофы «Невозможное» испанского режиссера Хуана Байона. Исполнительница главной роли в «Рожденном дважды» — Пенелопа Крус – также стала сопродюсером Кастеллитто. Музыкальное сопровождение сюжетной линии картины режиссер поручил новичку –Эдуардо Крусу, брату Пенелопы, ранее появлявшемуся в сериалах «Почтовый индекс» и «Семейство Кардашьян», где он играл сам себя. Производством драмы Venuto al mondo занималась крупнейшая итальянская кинокомпания Medusa Film, участвовавшая в создании первой драматической картины Кастеллитто «Не уходи».

Актеры и роли

Популярность романа Маргарет Мандзантини, на основании которого создавался сценарий «Рожденного дважды», удачный прием предыдущей работы режиссера поклонниками драматического кино, а также значительный для европейского кинематографа бюджет – совокупность этих факторов создавала у команды производителей картины уверенность в успехе. Оставалось лишь подобрать актеров и в этом вопросе Серджо Кастеллитто делает ставку на известные в Голливуде имена, рассчитывая впечатлить американского зрителя и, что немаловажно, владельцев сетей кинотеатров в США.

Роль Джеммы, основной героини драмы, режиссер отдал Пенелопе Крус – она находилась на момент съемок, по оценке Серджо, в «правильном возрасте». За годы, прошедшие с их первого совместного кинопроекта, Пенелопа вышла замуж и стала матерью. В Venuto al mondo ее героиня переживает на экране несколько этапов своей жизни – реальностью две тысячи девятого года, бурным романом юности в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом и событиями, произошедшими на фоне кровопролитной междоусобицы в Югославии тысяча девятьсот девяносто второго года. Образ Пенелопы меняется соответственно – двадцатилетняя девушка, изучающая культуру Боснии в восьмидесятых, женщина, которой не удается выносить ребенка и пятидесятитрехлетняя мать юноши-тинейджера, в памяти которой оживают события прошлого. По словам Пенелопы Крус, быстрая смена возрастов образа Джеммы в картине Кастеллитто – для испанской актрисы это было самым сложным. Конечно, непростой частью роли также была необходимость вести диалоги на английском и итальянском, но Крус уже приходилось репетировать на этих языках – совсем недавно она снялась в «Римских приключениях» Вуди Аллена. Как бы то ни было, в версии фильма, предназначенной для итальянских зрителей, героиню Пенелопы Крус озвучила актриса Клэр Колиззи. Пенелопа убеждена, что картина «Рожденный дважды» — своеобразная дань уважения материнству. Изначально намеревавшаяся усыновить ребенка, она стала матерью в конце две тысячи одиннадцатого года. В интервью The Guardian Крус призналась, что рождение ребенка изменило ее мировоззрение, она впервые осознала, сколько счастья дает материнство. В образе Джеммы испанская актриса постаралась воплотить то новое, что привнесло в ее жизнь рождение сына Леонардо.

Вторая главная роль в фильме Venuto al mondo досталась молодому американскому актеру Эмилю Хиршу. Именно на нем остановил свой выбор Серджо Кастеллитто, впечатленный игрой Эмиля в приключенческой драме «В диких условиях» Шона Пенна. Познакомившись со сценарием, Хирш дал согласие на участие в съемках – образ Диего он счел сложным и очень интересным. Фотограф-идеалист Диего встречает Джемму во время ее путешествия по Боснии, он влюбляется в нее и намерен разделить с девушкой всю свою жизнь. Бездетность возлюбленной вносит разлад в их отношения, попытки к усыновлению безуспешны – органы опеки сомневаются в добропорядочности мужчины с довольно бурной юностью. Неожиданное решение проблемы предлагает общий друг молодой пары, босниец Гойко и это был бы идеальный вариант, не случись раздора между народами Югославии. Дав интервью интернет-изданию «GraveOnline», Эмиль Хирш так описал свой персонаж в «Рожденном дважды» — Диего искренне пытается стать взрослым, хочет быть отцом и мужем, но он слишком импульсивен и незрел для этого. В финальных кадрах картины его неспособность к серьезным решениям иллюстрируется особенно остро и приводит к трагедии.

На втором плане

Несмотря на второстепенные роли, эти герои драматической истории оказали значительное влияние на ее сюжетную линию. Аднан Хаскович, актер из Боснии и Герцеговины, прежде мало известный за пределами своей страны, играет поэта Гойко, ставшего близким знакомым Джеммы после ее первого визита в Сараево. Он знакомит молодую итальянку с компанией боснийских поэтов, художников и философов, представляет ей фотографа Диего. Узнав о проблеме с деторождением, Гойко предлагает им воспользоваться суррогатным материнством и сообщает о согласии его сестры Аски родить ребенка для Джеммы и Диего. Роль Аски исполняет турецкая актриса Саадет Аксой, известная российскому зрителю по телесериалу «Великолепный век». Ее героиня – юная девушка, мечтающая побывать в Штатах и увидеть Курта Кобейна, она фанат «Нирваны». Будущее представляется ей чем-то далеким и очень размытым, Аска хочет жить сейчас, рождение ребенка для итальянской пары принесет девушке денежную сумму, необходимую для поездки за океан. Однако драматический сюжет «Рожденного дважды» не предполагает хэппи-энда ни для одного из персонажей фильма… Капитана жандармерии Гуллиано, ставшего мужем Джемме и отцом ее ребенку, сыграл в картине сам Серджо Кастеллитто. Гуллиано, случайно встретив в аэропорту женщину с ребенком, искренне предлагает ей свою помощь – он становится опорой в жизни Джеммы. Кастеллитто убежден, что небольшие роли в собственных режиссерских проектах позволяют ему лучше чувствовать эмоциональный настрой на съемочной площадке, вдобавок – это большое удовольствие для него, как для актера в прошлом.

Съемочный период

Съемки фильма Venuto al mondo начались в сентябре две тысячи одиннадцатого года и заняли около четырех месяцев. Площадками для постановки сцен картины стали панорамы Рима, Турина, в столице Боснии и Герцеговине Сараево, в хорватских городах Корчула и Дубровник-Неретва. Финальная сцена драмы снималась на маяке необитаемого островка Плочица (Хорватия). Впервые за свою карьеру режиссера, Кастеллитто осуществлял съемочные работы при помощи цифровой камеры ARRI Alexa, производимой немецкой компании ARRI Group. Процесс съемок на протяжении всех его этапов происходил при поддержке Министерства культуры Италии.

Оценка критиков

Премьера кинодрамы «Рожденный дважды» состоялась спустя год с начала съемок – тринадцатого сентября две тысячи двенадцатого года, на международном фестивале кино в Торонто. Европейская премьера прошла в рамках кинофестиваля Сан-Себастьян в Испании, двадцать четвертого сентября того же года. В августе две тысячи тринадцатого картина Серджо Кастеллитто демонстрировалась на кинофестивале в Локарно, Швейцария. Несмотря на участие в нескольких фестивальных номинациях, фильм не стал их призером. Кинокритики оценили Venuto al mondo в целом негативно, отметив лишь некоторые интересные моменты сюжета и, в особенности, блистательную игру Саадет Аксой. На что они обратили особое внимание:

  • по необъяснимой причине, все персонажи картины Кастеллитто свободно общаются на английском языке, в том числе и боснийцы. При этом жители Югославии к месту и не к месту демонстрируют свою симпатию странам Западной Европы и США, что явно говорит о политической ангажированности сюжетной линии фильма;
  • желание завести ребенка, эмоционально демонстрируемое Джеммой и Диего, почему-то может успешно реализоваться только в Боснии и в итоге жизнь влюбленных запутывается окончательно. Очевидно, что сценарист пытается увязать конфликт между народами Югославии и личную драму молодой семьи, втянуть их в хаос междоусобицы;
  • Гойко время от времени произносит фразы, намекающие Джемме о сложности ситуации с происхождением ее сына, но не собирается раскрывать всего трагизма истории до финала картины;
  • по мере развития сюжета характер Диего никак не меняется, он ведет себя подобно романтически настроенной школьнице, предпочитая кричать о проблеме с карниза крыши, но не искать пути ее преодоления. По мнению критиков, это режиссерская недоработка, значительно снижающая накал драматизма в «Рожденном дважды».

Недоумение критиков вызвала сцена с неадекватным психологом из службы усыновления, объявляющей причину отказа Диего и Джемме – парень в прошлом страдал наркотической зависимостью. Профессиональный эксперт со слезами сообщает паре, что хотя они и получили отказ, но более достойных потенциальных родителей ей встречать не доводилось.

Картина в кинопрокате

На экраны кинотеатров очередная режиссерская работа Серджо Кастеллитто вышла в первую очередь в Италии (восьмого ноября две тысячи двенадцатого года) и в Турции (четырнадцатого декабря того же года). В две тысячи тринадцатом году картина демонстрировалась в кинозалах Европы и некоторых стран Азии. Последними в этом году фильм увидели американские зрители – показ в Штатах начался шестого декабря. В полной мере оценить результаты кинопроката позволит лишь две тысячи четырнадцатый год. Но уже очевидно, что свой бюджет, примерно равный тринадцати миллионам евро, романтическая драма восполнила с избытком. Поскольку зрители Европы познакомились с работой Кастеллитто первыми, то и начать обзор выставленных рейтингов стоит именно с них. Итак, на европейском IMDb у голосовании приняли участие три тысячи шестьсот девятнадцать пользователей – ими картине «Рожденный дважды» присвоен рейтинг семь целых и две десятых из максимально возможных десяти. Американский зритель оценил фильм в 3.7 балла из 5 – на Rotten Tomatoes проголосовала одна тысяча двадцать два участника данного ресурса. В России итальянская драма две тысячи двенадцатого года официально не демонстрировалась. В совокупности зрительская аудитория Venuto al mondo была менее строга к режиссеру и сценаристу драмы, чем кинокритики. Причина этому, и это очевидно, кроется в развязке драматической истории – увиденное в ней производит глубокое впечатление на зрителя, смягчая негативный эффект от затянутых мелодраматических диалогов, ведомых главными героями Хирша и Крус.