Shaft

ШафтЕще в далеком 1971 году кинорежиссером Гордоном Парксом был снят захватывающий художественный фильм «Шафт». Он долгие годы считался самым успешным фильмом, созданным темнокожим кинематографистом. В 1972-1974 годах последовало несколько продолжений, в том числе и популярный в США сериал. В 2000 году режиссер Джон Синглтон решил вернуться к уже забытой теме и снял продолжение той ленты, но под тем же названием — «Шафт» (в оригинале на английском «Shaft»). Чтобы связать новую постановку со старой кинолентой, на одну из второстепенных ролей был приглашен престарелый актер Ричард Раундтри, сыгравший главную роль в фильме 1971 года. Он предстал в образе дяди детектива Шафта, охотящегося за богатеньким отпрыском всесильного миллионера, убившим в баре афроамериканского парня. Помимо развлекательной составляющей, присущей любому американскому боевику, драматическая кинокартина «Шафт» поднимает острую проблему расовых отношений в США и абсурдности некоторых юридических норм этой страны. При просмотре данной кинокартины постоянно довлеет тень одного эпизода из российского боевика «Брат 2», когда Никиту Багрова арестовал темнокожий полицейский, а его бледнолицый коллега в полицейском участке сообщает, что тот сотрудник своих не хватает, а только белых. Картина содержит весь визуальный набор, присущий фильмам, снятым афроамериканскими кинематографистами. Каждый эпизод ленты наполнен огромными легковыми автомобилями, наркотиками, сигарами, дешевыми ночными клубами, толстыми золотыми цепочками, черными кожаными пальто, дорогими спиртными напитками, продажными коварными полицейскими и так далее. Интересный факт — практически все положительные герои картины темнокожие, а отрицательные имеют белый цвет кожи.

Сюжет:

Поздним вечером возле одного из увеселительных заведений толпилась масса народа. Все они смотрели за тем, как полицейские и медики вертятся вокруг темнокожего парня, лежащего на асфальте и пребывающего в предсмертном состоянии. К месту происшествия, с включенной сиреной, подъехал полицейский автомобиль. Из него вышел высокий афроамериканский мужчина в длинном черном кожаном пальто. Он решительно направился в центр событий. Оценив ситуацию опытным взглядом, он направился внутрь бара. Там он сразу же заметил странный испуганный взгляд одной из официанток и возбужденного белого парня, беседующего по телефону. На ладони молодого человека он приметил свежую кровь. Полицейский сразу же принялся выяснять обстоятельства дела. Подозрительный парень не стал скрывать, что именно он убил темнокожего бедолагу. Но при этом он сообщил, что он защищался. При этом он намекнул полицейскому, что его отец очень влиятельный человек и миллионер. Вскоре объявилась девушка, которая была с темнокожим пострадацшим в баре. Она рассказала подробности того, что произошло внутри здания. Оказалось, что белый наглец сразу же стал приставать к погибшему парню. Он задирал его оскорблениями. Но то, что произошло на улице, она не видела. Шафт решил допросить официантку, но та категорически отрицала, что является свидетелем убийства. Полицейский не поверил ей, так как на ее щеке находилась свежая кровь. Однако служитель закона совершил ошибку. Он дал девушке подумать, а сам решил посмотреть на то, что творится на улице. Вернувшись назад, он не обнаружил официантку. Под предлогом того, что ей надо в туалет, она сбежала от оставленного Шафтом полицейского. На суде убийца и сын богатеньких родителей был выпущен под залог. Уходя из зала суда, преступник торжествующе помахал рукой полицейскому. Но Шафт не собирался прощаться с убийцей…

Создатели картины:

В съемках криминальной драмы «Шафт» принимали участие кинокомпании «Munich Film Partners & Company (MFP) Shaft Productions», «New Deal Productions», «Paramount Pictures», «Scott Rudin Productions» и «Shaft Productions». Функции продюсеров картины исполнили Марк Ройбал, Скотт Рудин и Джон Синглтон, который, кроме этого, стал соавтором сценария и режиссером фильма. Для написания сценария в основу была взята новелла Эрнеста Тайдимена, по которой был снят художественный фильм 1971 года. Другой составляющей сценария оказался небольшой рассказ Джона Синглтона и Шейна Салерно. Оба автора приняли участие в создании самого сценария. Им помогал писатель Ричард Прайс, который перед этим получил премию Американской академии искусств и литературы за свою писательскую деятельность. Однако несмотря на заслуги этого автора, сценарий оказался весьма скромным и прямолинейным. Отсутствие достойных диалогов и зажигательных сцен грубо компенсировалось нецензурной бранью. Анализируя сценарий, у критиков создавалось ощущение, что все авторы работали отдельно над разными частями и забыли их, затем увязать вместе. В сценарии было поставлено много вопросов, но ответов на них зрители так и не дождались. Так и не была указана степень вины человека, которого изначально посчитали преступником и негодяем. По словам актера Сэмюэла Л. Джексона, раздраженного критикой в адрес фильма «Шафт», режиссер картины Джон Синглтон относился к съемкам спустя рукава, не проявлял никакой инициативы и все спустил на тормоза. Поэтому фильм получился тусклым и не выразительным. В саундтреке картины присутствует знаменитая мелодия Айзека Хайеса, звучавшая в боевике 1971 года, и завоевавшая тогда «Оскар», как лучшая песня к фильму.

Музыкальным сопровождением к картине «Шафт» занимался маститый композитор Дэвид Арнольд, перед этим работавший над такими известными картинами, как «И целого мира мало», «Звездные врата», «День независимости» и «Годзилла». Всего в картине звучит семнадцать музыкальных композиций. Все они написаны в стиле современного R & B и хип-хопа, что вызвало неодобрение со стороны людей, воспитанных в иной культурной и этнической среде. Саундтрек был выпущен отдельным альбомом 6 июня 2000 года студией «LaFace Records» и имел значительный успех в США. Он входил в тридцатку лучших альбомов в различных популярных рейтингах летом 2000 года. 11 июля 2000 года альбом был признан «золотым», то есть он был продан в количестве более пятисот тысяч копий.

Главные роли:

В роли полицейского детектива Джона Шафта снялся известный темнокожий актер Сэмюэл Лерой Джексон. По сценарию ему должно было быть только тридцать лет, а актер в тот момент уже перешагнул полувековой юбилей. Однако, благодаря хорошей физической форме и работе гримеров, ему удалось выглядеть значительно моложе. В какой-то степени, в данной картине он исполнил самого себя в далекой молодости. В 60-70-ых годах прошлого столетия он был ярым активистом в борьбе за права чернокожего населения Америки. Он был одним из тех, кто нес гроб с покойным Мартином Лютером Кингом. Был период, когда он даже собирался начать вооруженную борьбу против белых законодателей. На этом преступном пути его остановила мать. В художественном фильме «Шафт» персонаж актера также борется с американской системой правосудия и с продажными полицейскими. Довольно забавно, но именно Сэмюэл Лерой Джексон озвучил продажного полицейского Фрэнка Тенпенни в компьютерной игре «Grand Theft Auto: San Andreas», появившейся четырьмя годами позднее.

На роль Шафта, по рекомендации режиссера, претендовал пребывавший тогда на пике славы темнокожий актер Дон Чидл. Но продюсер Скотт Рубин категорически воспротивился приглашению этого актера. Кроме него рассматривалась кандидатура Уэсли Снайпса. Актер Сэмюэл Лерой Джексон и режиссер Джон Синглтон постоянно спорили на съемочной площадке. Однажды дело чуть не дошло до потасовки и рукоприкладства, но режиссер предпочел отсидеться в трейлере, пока актер не успокоится и не выпустит воинственный дух. Джексон отказался сниматься в эротических сценах и его при этом заменял дублер.

В качестве верной помощницы Джона Шафта в картине предстала актриса, певица и модель Ванесса Уильямс, ставшая первой темнокожей девушкой, завоевавшей титул «Мисс Америка» в 1984 году. Правда, вскоре ей пришлось отказаться от титула из-за скандальных фотографий на сомнительную тему в эротическом журнале «Пентхауз». В 1995 году, за исполнение песни к мультфильму «Покахонтас», она выиграла ряд престижных премий, в том числе «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Другого помощника детектива Джона Шафта, таксиста Расана, сыграл известный исполнитель рэпа Баста Раймс. Популярный актер Кристиан Бэйл исполнил роль главного негодяя и убийцы. По оценкам кинокритиков, он затмил своей игрой остальной актерский состав. Интересно, что перед этой картиной он исполнил роль совершенно противоположного свойства. Он предстал в облике Иисуса из Назарета в телевизионном фильме «Мария, мать Иисуса». А начинал актер свою кинематографическую карьеру в фильме российского режиссера Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио», в 1987 году. Австралийская актриса Тони Коллетт добротно исполнила роль запуганной официантки, а по совместительству свидетельницы преступления. Незадолго до съемок актриса удостоилась номинации на статуэтку «Оскар» за роль второго плана в мистическом фильме «Шестое чувство». Режиссер фильма 1971 года Гордон Паркс предстал в новом фильме в эпизодической роли мистера Пи. Таким образом, режиссер Джон Синглтон отдал ему дань уважения. Актер Ричард Раундтри сыграл престарелого дядю главного героя. На самом деле между ними была разница в возрасте, всего шесть лет. Роль-камео получил в картине и автор музыки к первому фильму 1971 года музыкант и композитор Айзек Хейз.

Съемки:

Художественный фильм «Шафт» снимался в конце 1999 года в восемнадцати местах Соединенных Штатов. В основном съемки проходили в различных точках Нью-Йорка, например на Манхеттене, на Бродвее, в Бруклине, в Куинсе и Гарлеме, где сконцентрирована основная часть афроамериканского населения города. Кроме этого ряд эпизодов был создан в городах Нью-Джерси и Ньюарк, который известен тем, что является местом рождения знаменитой темнокожей певицы Уитни Хьюстон. Бюджет картины составил 46 миллионов долларов. Еще 26,4 миллиона долларов было затрачено на маркетинг и рекламную раскрутку фильма. От американской ассоциации MPAA фильм получил цензурный рейтинг R, ограничивающий просмотр детям до 17 лет без присутствия взрослых. Это было связано со сценами жестокости, имеющимися в фильме, а также с нецензурной бранью. Только фраза «fuck you» была повторена в картине сто шестьдесят пять раз.

Итоги проката:

Премьерный показ драмы «Шафт» состоялся 16 июня 2000 года в США. До Российской Федерации картина добралась только 5 октября того же года. Наибольшую популярность она вызвала на родине. Там кинозалы посетило 13 миллионов человек, принесшие в кассу фильма 77,3 миллиона долларов. В Германии ее посмотрели 1,19 миллиона человек. Третье место по количеству проданных билетов заняла Франция, где она оказалась интересной 735 тысячам зрителей. За пределами США фильм не вызвал особого ажиотажа. В общей сложности мировые сборы с трудом окупили производство ленты. После премьерного показа в кассе оказалось 107,2 миллиона долларов, из которых почти половина ушла в копилку кинотеатров, демонстрировавших фильм. Кинокритики оценили киноленту с крайне противоположных позиций. Однако на сайте «Роттен томатос» фильм удостоился 68 процентов положительных рецензий от кинокритиков и только 44 процентов от обычных зрителей. На сайте отмечалось, что данная картина не имеет того же исторического воздействия, что и оригинальная лента, но все равно она достаточно интересна для просмотра. В некоторых рецензиях говорилось о том, что начало и финал выглядят значительно убедительнее средней части фильма, которая не имеет развития сюжета и кажется слишком вялой. На другом популярном сайте, специализирующемся на оценках художественных фильмов, «Метакритик», фильм получил всего 50 баллов из ста. На дисках DVD фильм был выпущен в США 12 декабря 2000 года. Режиссер фильма Джон Синглтон планировал снять продолжение этого драматического боевика. В основу нового сюжета он хотел положить историю жесткой борьбы детектива Шафта с наркобаронами на Ямайке. Однако низкие кассовые сборы, незначительный интерес среди зрителей и разочарование лентой актера Сэмюэля Л. Джексона остановили его на пути реализации этой авантюрной затеи.