Шапито-шоу: любовь и дружба постерФильм «Шапито-шоу» рассказывает сложные истории, имеющие один общий конец. Четыре взаимосвязанных части базируются на желании героев попасть поближе к морю, при этом центральной темой для каждой новеллы является своя идея: в «Любви» ключевыми персонажами становятся хрупкая девушка по имени Вера, желающая быть принцессой, а ее партнером выступает загадочный юноша, который привлек ее внимание высоким интеллектом и интересными мыслями. Но в повседневной жизни он уже привык скрываться под своим ником «Киберстранник». Знакомство в интернете приносит героям не только радость и взаимопонимание, но и море слез. Центральным же вопросом новеллы «Любовь» становятся рассуждения о возможности столь разных людей быть всегда вместе. Новелла «Дружба» затрагивает тему сложных отношений между группой друзей, объединившихся из-за одной общей проблемы – все они глухонемые, но при этом у них много схожих интересов. Например, каждый из членов компании обожает книги об индейцах, которые чем-то похожи на героев истории. Для каждого общение и нахождение в компании означает свой смысл – кто-то ищет в этом защиту от отчаяния, а некоторые просто не могут долгое время обходиться без общения и интересных ситуаций, в которую попасть могут только вместе с верными друзьями. «Шапито-шоу» — это большая история о житейских проблемах, раскрытых зрителю в непривычном формате изложения.

Факты о создании

Сценарий фильма является совместной работой режиссера Сергея Лобана и автора сценария Марии Потаповой. При его написании Лобан старался создать персонажей, отличных от тех, которые были показаны в предыдущей ленте «Пыль»: в том кино сценарий писался под определенных участником труппы, но здесь все обстояло совсем иначе – он хотел, чтобы персонажи выглядели как герои комикса. По этой причине пришлось очень долго подбирать нужных исполнителей: кастинг продолжался полтора года, по истечению которого были изучены актерские базы театральных составов Москвы и Петербурга. При этом некоторых исполнителей даже пришлось привозить на съемки прямиком из США.

Весь съемочный процесс происходил на площадках в Москве и Крыму. Хотя сценарий и был написан за несколько лет до начала его реализации, съемки стартовали лишь в 2009 году и затянулись почти на два долгих года. Сами авторы в своих интервью упоминали пагубное воздействие на их работу кризиса, начавшегося в 2008 году: здесь основная проблема заключалась в поиске бюджета, без которого обойтись не представлялось возможным. Для ознакомления стоит напомнить, что все та же «Пыль» вовсе создавалась без использования денежных средств, но в случае «Шапито-шоу» авторы уже не могли нанимать людей бесплатно, тем более в случае с непрофессиональными актерами. К тому же, сам сценарий фильма был достаточно сложным и требовал наличия средств. Сергею Лобану не удалось получить финансирование от Госкино (хотя обращался с такой просьбой режиссер несколько раз), а инвесторы, желающие вложить средства в съемки фильма, нашлись не сразу. В итоге продюсером проекта выступил российский бизнесмен Вадим Беляев – гендиректор корпорации «Открытие», который организовал еще в 2009 собственную кинкомпанию Organic Film, выпустившую на момент 2013 года фильмы «О чем говорят мужчины» и «Шапито-шоу».

Актерский состав

В фильме задействовано много непрофессиональных актеров. Однако компанию им в дуэте составляли профессиональные и полупрофессиональные исполнители. Так, киберстранника играет Алексей Подольский – врач-гастроэнтеролог и начинающий исполнитель ролей. В кино Алексей попал в 2001 году при съемках проекта с Петром Мамоновым «Пыль» после ряда небольших театральных спектаклей. Алексей Подольский – талисман режиссера Сергея Лобана. Для этой роли он специально сбросил 10 кг, чтобы на экране выглядеть более привлекательным и сексуальным. Любопытно, что в интернете до сих пор существует виртуальная реализация его персонажа киберстранника: блог в ЖЖ может прочесть любой желающий.

Роль отца досталась участнику СВОИ2000 – Петру Мамонову (Иван Грозный в фильме «Царь» и отец Анатолий в «Острове»), являющемуся лидером советской рок-группы «Звуки Му» и лауреатом премии «Золотой орёл». Актёр приступил к съемкам сразу же после съёмок в «Царе», на съемочной площадке которого его воспринимали настоящей суперзвездой России, получающей соответствующий гонорар: в «Шапито-шоу» Мамонов требовал к себе такого же уважения. Для Мамонова труднее всего было пережить то, что на съемочной площадке не все местные жители узнавали его: для этого ему приходилось часто напоминать им о своём участие в фильме «Остров». Во время одной из сцен, снимаемых в Симеизе, герой Мамонова должен был прыгнуть со скалы Дива — местной достопримечательности, знаменитой своей запредельно высотой: ещё никому не удавалось выжить после прыжка с самой высокой точки скалы. Для съёмок этого эпизода требовалось большое число зевак, но нанять массовку в таком количестве было бы дорого. Создатели решили пойти на хитрость и собрали толпу зевак весьма оригинальным образом — Петр кричал в мегафон, оповещая всех о своём прыжке. В итоге посмотреть на такое событие собралось много людей, которые после этого только и говорили о смельчаке, рискнувшем прыгнуть со скалы Дива.

Еще несколько слов о массовке: в фильме задействовалась одна и та же труппа людей, выполняющая роль прохожих. Большинство из участников были найдены среди местных жителей и отдыхающих, пожелавших принять участие в съемках фильма. Например, таковыми были две очень веселые и интересные девушки из Севастополя, которые всегда к работе подходили с творческой позиции. Так, отмечает режиссер, ни один кадр без их участия не мог обойтись без новшества или действия, сыгранных ими – они придумали в сцене на пляже изображать отдыхающих, занимающихся тренировкой ушу. В другой сцене они изъявили желание споткнуться в толпе бегущих людей. В итоге в кадре можно увидеть, что упали они куда круче каскадеров. Одна из них в дальнейшем занялась съемкой в кино профессионально.

Также рядом с Сергеем Лобаном постоянно крутилась парочка музыкантов из Ялты: один был певцом и композитором, а второй – продюсером: при удобном случае они пытались протолкнуть ему свой диск с композициями. Некоторое время режиссер не вспоминал про них, но когда пришло время озвучивания и подбора музыки для фильма у Лобана возникли трудности – для сцены в кафе «Симеиз» требовалась музыка, передающая особое эмоциональное настроение. Обычно в этом заведении играют композиции Антонова, но использовать его творения в фильме обошлось бы в 3000 долларов. В итоге положение спас тот самый диск Александра Антимирова с песней «Счастье», которая в итоге и прозвучала в «Шапито-шоу».

Из приглашенных актеров в фильме можно заметить деятелей артхаус сцены России Сергея «Пахом» Пахомова и Александра Маслаева. С ними режиссер познакомился на одном фестивале кино, после которого решил пригласить их на съемки «Шапито-шоу» в качестве сквозных персонажей. Не менее интересной личностью стал и Стац Барецкий – одна из ярчайших фигур альтернативного искусства в России. Режиссер познакомился с ним еще задолго до начала съемок, но в виду остановки съемок Лобан начал опасаться, что Стас покинет проект из-за роста собственной популярности. Тем не менее ситуация сложилась обратным образом: интерес к Стасу Борецкому среди публики стал падать, но после презентации «Шапито-шоу» все изменилось в лучшую сторону.

Напоследок стоит отметить, что в «Шапито-шоу» каждый из участников своей новеллы является исполнителем эпизодической роли в следующей истории. Однако при этом роль таких «случайных» героев при приближении к финалу только усиливается.

Новшества в области проката кино

На сегодняшний день каждый зритель хотя бы раз смотрел одну из работ режиссера Квентина Тарантино. Если кто-то по странной причине еще не успел это сделать – рекомендуется ознакомиться с его творчеством. Сейчас же лишь необходимо напомнить о его любимой «фишке» сюжета – он практически всегда разбит на несколько мини-историй, расставленных по ходу действия фильма в хаотичном порядке, но при этом имеющих логическую связь. «Шапито-шоу» представляет из себя нечто подобное – такое же разбиение на несколько частей, однако каждая из них является конструктивно законченной: они последовательно раскрывают суть человеческих отношений и не требуют детального изучения всех эпизодов — серии вполне можно назвать завершенными, ведь в сюжете самого фильма нет как такового начала и конца. Но тогда встает главный вопрос – почему нельзя было объединить их в одну единую часть? Все дело в том, что они вместе создают единую композицию действия. Об этом даже говорит надпись на значке Шапито: E Pliribus Unum – Из множества – Одно. Именно по этой причине создатели попытались реализовать одновременный прокат киносериала — в кинотеатрах шли сразу две части картины: Шапито-Шоу (Любовь и Дружба) и Шапито-Шоу (Уважение и Сотрудничество). Зритель, которому понравилась одна из частей, подобно аттракциону, неизбежно отправляется на просмотр второй части, позволяющей прочувствовать полученные эмоции повторно.

Сами же создатели утверждают, что на такие действия они пошли из-за того, что зритель всегда хочет увидеть продолжение понравившегося ему фильма. Однако зачастую для этого приходится ждать по несколько лет до выхода очередного сиквела, который, в худшем случае, не сможет удивить поклонников. Поэтому у зрителей появилась возможность сразу же после окончания просмотра отправиться досматривать продолжение и по итогу выносить свое мнение о серии картин.

Коллектив СВОИ2000

Авторами фильма являются члены творческой группы СВОИ2000, объединившиеся на рубеже 1999-2000 годов: участники нового течения выделились из контрукультурной группы «За Анонимное и Бесплатное искусство». СВОИ2000 являются организаторами различных культурных мероприятий, пользующихся большим интересом среди публики, а также авторами нескольких фильмов.

Впервые коллектив проявил себя в 1999 году, когда во время традиционного шествия по случаю Первого мая они организовали колонны лиц, прошедшие по улицам с абсурдными лозунгами: среди красно-белых транспарантов можно было увидеть предложения услуг самих демонстрантов – «Уроки Химии», «Видеосъемка», «Сочинения. Рефераты» и др. Шествие сопровождал оркестр Пакава Ить, который на фоне скандирования исполнял энергичные мелодии.

В 2001 году коллектив начинает пробовать себя в киноискусстве: белорусская газета «Навинки» заказывает фильм «Случай с пацаном». В том же году благодаря совместным усилиям вместе с факультетом журналистики при МГУ снимается короткометражка «Соси банан», отличавшаяся на тот момент от многих других работ своим стилем съемок – резкие изменения кадров походили на ТВ-репортаж.

К 2005 году команда участников начала работу над полнометражной лентой «Пыль», снятой в жанре драмы. После релиза фильм получил множество наград, но самым знаменательным призом стал диплом Московского международного кинофестиваля. После этого группа занимается театральным и общественным проектами, возвращаясь к кино в 2011 году с лентой «Шапито-шоу».

Прокатная судьба и награды

Фильм вышел в широкий прокат 26 января 2012 года с итоговым бюджетом в 2 миллиона долларов. Кассовые сборы у ленты скудные – создателям удалось собрать чуть больше 700 000 долларов при 77 тысячах зрителей. Однако главная причина провального проката заключается совсем в другом – фильм вообще не продвигался в СМИ и не рассчитывался на массового зрителя. Более того, о нем во времена выхода мало кто знал, да и сейчас узнают случайно. При этом крутили его всего лишь в нескольких кинотеатрах, что тоже известно было немногим.

Тем не менее полнометражный фильм группы СВОИ2000 хорошо зарекомендовал себя среди критиков и на кинофестивалях. Так, в 2011 году лента выиграла специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Москве и получила гран-при на фестивале «Киношок». Кроме того, картина удостоилась трех номинаций «Золотого орла», одну из которых она выиграла в категории Лучшая работа звукорежиссера, а также двух номинаций премии «Ника».