Январь две тысячи двенадцатого года стал знаменателен тем, что в широкий прокат вышла картина Сергея Лобана «Шапито-шоу» — драма с элементами комедии. И вопрос о том, как именно она «вышла», заслуживает детального рассмотрения. Проект с самого начала задумывался как кино не для обычного проката, а как авторское кино. Общий хронометраж фильма превышал три часа, однако сокращать «Шапито-шоу» до «нормального» размера никто не собирался, и для этого были веские причины. Дело в том, что фильм состоит из четырех частей, каждая из которых является самостоятельной историей и может смотреться отдельно от других – Любовь, Дружба, Уважение, Сотрудничество. Поэтому – подвергать что-то редактированию и обрезке не имеет смысла. Плюс, сами создатели – творческое объединение «СВОИ2000», хотели попробовать такой новый подход к делу. Свою инновацию они окрестили «самокатом». Его суть – выпуск фильма без поддержки какой-либо компании мейджора. К такому пути годом раньше уже прибегали отечественные кинематографисты – например, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, «Елена» Андрея Звягинцева. К современной индустрии реализации кино сейчас многие испытывают недоверие – для крупной компании каждый новый фильм, это всего лишь новый релиз. Она не будет ломать себе голову над поиском подходящего зрителя – все просто поставлено на поток. Поэтому многие производители решаются выпускать свои картины своими же силами – ибо  кому лучше всего знать фильм, как не его создателям? В результате было принято решение – выпускать «Шапито-шоу» разделенным на две части, по два мини-фильма в каждом: Любовь с Дружбой, а Уважение с Сотрудничеством. Причем не по стандартной схеме – с небольшим, в несколько недель, месяцев, перерывом, а сразу. То есть в кассах кинотеатров впритык стоят два сеанса и зритель, сходивший на одну часть, сам решает – хочется ли ему продолжения. Если да – то достаточно просто купить билет и сразу же посмотреть «вторую порцию». Причем смотреть можно даже не по порядку – от этого суть и общая идея совершенно не изменятся. Все главные герои в той или иной степени были задействованы в каждом из мини-фильмов, и очень интересно наблюдать, как «случайный прохожий» из одной части оказывается главным персонажем в другой, и наоборот. Истории героев пересекаются и имеют под собой общую цель – добраться до одного курортного городка и посетить загадочный цирковой балаган «Шапито-шоу». «Уважение и сотрудничество» рассказывают истории пожилого отца – известного человека, наконец понявшего, что его главное сокровище – это единственный сын, и старающегося заслужить его уважение, а также молодого продюсера, решившего, что он наткнулся на золотую жилу – двойника легендарного Виктора Цоя, и пытающегося его раскрутить.

Производство:

Режиссером фильма выступил Сергей Лобан – один из основателей «СВОИ2000», а сценарий написала его коллега — Марина Потапова. Лобан стал очень дружен с актером Петром Мамонов после съемок в фильме «Пыль». Например, они вместе репетировали один спектакль. Во время репетиций Мамонов постоянно убеждал их, что пора уже делать кино. «Свои» и сами к этому шли, и наконец – первый вариант сценария был готов. Его сразу же показали Мамонову, и он пришел в восторг, заявляя, что все отлично, и он обязательно хочет в этом участвовать – они могут пользоваться его именем, ища спонсоров. Однако было это задолго до того, как Мамонов снялся в фильме «Остров» — принесшем ему небывалую популярность и карьерный рост. Теперь актера воспринимали серьезно, чего он требовал от всех. В следующем «выстрелившем» фильме «Царь» Петр Николаевич получил огромный гонорар за свою роль, сравнимый разве что с голливудскими звездами. Как утверждают близкие к актеру люди, Петру просто не очень нравился его персонаж, и производителям пришлось раскошелиться, чтобы заинтересовать строптивого Мамонова.

Как бы то ни было, Петр Николаевич от своих слов не отказывался и заявил, что все еще не прочь сняться в проекте Лобанова и компании. Режиссер вспоминал, что частенько приходилось прибегать к этому «секретному оружию» во время поисков спонсоров – упоминать фамилию Мамонова. Способ был действенный – инвесторы понимали, что проект серьезный, да и дистрибьюторы им наверняка заинтересуются. В результате удалось собрать очень приличный бюджет – около двух миллионов долларов. Для авторского кино – цифры запредельные.

Съемки начались в середине лета две тысячи одиннадцатого года – в Крыму, и несколько сцен – в Москве. Основными локациями стали курортный поселок Симеиз – в двадцати минутах езды от Ялты, Алупка, древний город-крепость Эски-Кермен, Кацивели – если точнее старая заброшенная океанографическая платформа МГИ (Морского Гидрофизического Института).

Для работы в проекте были привлечены актеры самых разных мастей – от профессиональных до случайных людей с улицы. Так как съемочная группа довольно долго проработала в Крыму – практически все участники массовки были постоянными. Режиссер особенно хорошо запомнил двух молодых девушек, которым было мало просто пройти мимо на заднем плане, они каждый раз придумывали новые номера и ситуации. В одной из финальных сцен – где люди бежали в панике от пожара, одна из подруг попросила разрешения «споткнуться» в кадре. В результате она «летала» как заправский каскадер. Еще одна интересная парочка – композитор и исполнитель собственных песен вместе со своим продюсером. Последний умудрился впихнуть Лобану диск с песнями своего подопечного. И уже на этапе пост-обработки режиссер вспомнил об этом диске, когда пытался подобрать музыку для одной сцены. Так в фильме зазвучала песня Александра Антимирова – «Счастье».

Не обошлось и без эксцессов. Так, для одной из сцен в мини-фильме «Уважение» был необходим катер, да пошикарнее. Как оказалось, отыскать нужное судно было делом непростым. В итоге им удалось найти некого господина, согласившегося сдать в аренду свой крутой черный катер – подтянутый, с хищными формами, мощный, и выглядящий опасно – то, что нужно. Хозяин судна, однако, потребовал деньги вперед, а это  ни много ни мало – несколько тысяч долларов. Ребята отдали все, что у них было, и договор был заключен. Но на следующий день съемок катера не было. На первый звонок хозяин «Черной акулы» откликнулся, уверяя, что он уже мчится к месту на всех парусах, но потом «абонент стал недоступен». Лобан и компания поняли – их попросту кинули на деньги, и впали в отчаяние, лишних денег больше не было – где брать катер? Выручила всех художница-постановщица Алена Кудревич, которой удалось отыскать порядочного хозяина со старинным катером, в точности таким, какой был в советском музыкальном фильме «Айболит-66». Более того – мужчина практически не взял с них денег, ограничившись символической платой за топливо. Видимо снова сработал один из законов Вселенной – «где-то убудет, а где-то прибудет». Совсем необычная и в какой-то мере жутковатая ситуация вышла, когда на телефон Лобану стал звонить незнакомец и предлагал режиссеру встретиться, настаивая, что причина очень важная – но это не телефонный разговор. Сергей долго отказывался, но однажды согласился и пришел на встречу в кафе. Его ждал мужчина примерно его же лет, представился как молодой режиссер. А после этого вдруг заявил, что у них назревает небольшое затруднение – он сейчас также снимает фильм, который называется «Шапито», и такого же жанра – драма. Другой бы на месте Лобана насторожился, испугался, возмутился, но Сергей абсолютно не придал этому никакого значения и ответил, что такое довольно часто случается, после чего сославшись на занятость, убежал работать дальше. Как потом случайно выяснилось – сценарий для фильма-двойника писал один хороший друг Лобана, вот только он совсем на другую тематику – про Чернобыль.

Еще одна забавная история с печальным исходом произошла с родственником самого режиссера – Львом Сидоровым. Лев Петрович – герой оперетты, всю жизнь выступающий на сцене и обладающий уникальными вокальными данными. По совместительству семидесятипятилетний Сидоров – двоюродный дядя Сергея Лобана. Племянник решил пригласить Льва Петровича в свое кино, где отчетливо видел его в роли ведущего представления таинственного Шапито-шоу. Мужчина очень обрадовался такой возможности и на съемки позвал с собой одного из лучших друзей Арнольда Гумницкого – заслуженного артиста Российской Федерации. После очередного дня съемок, Сидоров с Гумницким отправились вечером прогуляться и забыли запереть дверь в свой арендованный домик. По возвращению их ждало печально известие – кто-то забрался в дом и украл все деньги актеров. Старики очень расстроились и переругались, виня один другого. А по дороге в аэропорт так и вообще чуть не подрались, если бы их не уняла помощница Лобана Анастасия – иногда выполняющая обязанности второго режиссера. С тех пор старые друзья не разговаривали друг с другом.

Актерский состав:

Главной «примадонной» в проекте, конечно же, был Петр Мамонов, который хоть и благоволил Лобану и их творческому объединению в целом, однако же, требовал к себе уважительного обращения. Оно и понятно – актер приехал сниматься в «Шапито-шоу» сразу после того съемок в «Царе», а там с Мамонова каждую пылинку сдували и подносили амброзию в золотых кубках. Петр Николаевич – человек настроения, очень зависимый от этого, впадающий из одной крайности в другую. В один день он может быть ужасно расстроенным, что не выходит так, как ему хочется, быстро становится взвинченным, раздражительным и капризным – до крайности. А в другой день – когда все выходит по плану, может буквально парить по съемочной площадке, благодушно улыбаясь всем подряд – опять же до крайности.

По начальной задумке сценариста – Марии Потаповой, главный герой «Отец» должен был быть полностью выдуманным, сборным персонажем – просто знаменитость. А в сцене, где персонаж поет на горе песни – подразумевалось, что он будет петь Высоцкого. Кстати, сына Высоцкого также Никитой звали. Однако изучив получше личность Мамонова, производители пришли к выводу – Петр Николаевич сам по себе подходящий персонаж, и решили оставить герою его имя. И песни артист пел свои собственные. Когда режиссера спрашивали – не хотел бы он впоследствии что-то изменить в образе Мамонова, Лобан твердо отвечал, что Петру Николаевичу удалось создать отличного героя – разностороннего, многогранного, занятного. И он был по хорошему «картонным». В среде Лобана и Мамонова это слово имело несколько иной характер, чем тот, который в него обычно вкладывают. Они убеждены, что «картонность» — это совсем не плохо. Лучшие персонажи из легендарных старых фильмов – «картонные», выражающие что-то одно, одну составляющие. А современный кинематограф, по словам Сергея, грешит созданием персонажей, набитых под завязку всякой лишней информацией, которую зритель должен сам для себя придумать. Лобан с улыбкой вспоминал, как Мамонов в «светлые дни», когда все получалось, как он задумывал, восклицал, что он «картонный».

Вторая не менее занятная личность – двойник Виктора Цоя – Сергей Кузьменко. Тезка режиссера вообще проживает в Бостоне, откуда его  и пригласили сняться в фильме «СВОИ2000». Кузьменко долгие годы ведет деятельность рок-певца-двойника, пишет песни, похожие на творчество группы «Кино», выступает. Сергей приехал на все время работы съемочной группы, и чтобы не маяться от безделья – сцен у него было не очень много,  нанялся помогать на площадке разнорабочим. В отличие от капризного Мамонова, которого обижало то, что не все узнают его на улице, Кузьменко очень быстро стал местной «достопримечательностью» и привлекал толпы народа. Молодежь звала его в свои компании, разузнавшие о «ожившем» Цое местные криминальные элементы, стали звать его в свои шикарные особняки – устраивать концерты. Производители сильно за него переживали – уж очень происходящее напоминало то, что происходило с персонажем Сергея в фильме.

Интересные факты:

  • Актрисе второго плана стало плохо во время съемок одной из сцен, когда она увидела двойника Цоя – Сергея Кузьмиченко. Оказалось, двадцать лет назад она снималась в фильме «АССА» с самим легендарным музыкантом и тут вдруг – такое сильнейшее «дежавю».
  • Самый крупный вклад в бюджет проекта внес генеральный директор «Финансовой корпорации ‘ОТКРЫТИЕ’» — Вадим Беляев.
  • Замечательный актер – Сергей Волжин-Ястребов, исполняющий роль оператора Сергея Михайловича в мини-фильме «Сотрудничество» умер прямо во время съемок, и некоторые из оставшихся неснятыми сцен – были закончены уже с дублером.
  • В интернете до сих пор сохранились «следы» деятельности главных персонажей картины – например, канал на «Ютубе» продюсера Сережи.
  • В некоторых кинотеатрах картина «Шапито-шоу» была пущена ночным нон-стопом, а в некоторых – к этому даже шел бонусный мини-фильм «Мамон-Лобан».