Sherlock Holmes: A Game of Shadows

Шерлок Холмс: Игра тенейВ 2009 году режиссер Гай Ричи удивил всех, включая своих фанатов. Здесь речь идет не о западной публике, а о нашей – отечественной: как он посмел своими голливудскими лапами посягнуть на святыню нашу, на Соломина и Ливанова,  на созданных персонажей Бэрримора и сэра Баскервиля. Но в чем здесь дело?

Начало ХХI века характеризуется возрождением, вернее, перезагрузкой целого исторического пласта: Шерлока Холмса. Не успел зритель отойти от убойного «Шерлока Холмса»  Гая Ричи, как ему на смену уже предлагают телевизионный сериал «Шерлок». Сериал имел колоссальный успех, а на его фоне сиквел ленты Ричи ожидался с еще больше нетерпением. В 2011 году на большие экраны вышло продолжение фильма – «Шерлок Холмс: Игра теней».

Когда была объявлена хорошая новость о выпуске второй части, то только самый ленивый продолжил потирать руки с грязными мыслями. Надежды на то, что Ричи сделает идеально, красиво и с выдумкой фильм переполняло практически каждого.

С большой уверенностью можно заявить, что времена, когда толпа любила придираться к каждой детали, указывающая на инакомыслие, прошли. Ах эти возгласы «Гай Ричи – подлец. Как посмел некий режиссеришка из Англии надругаться над бессмертным произведением Конана Дойля? Надо было ему посмотреть работу Ливанова и Соломина – вот где настоящий Холмс и Ватсон». Зрителю, да и всем людям, свойственно привыкать к чему-то новому, будь то хорошее или плохое. При просмотре этой картины следует сравнивать Гая Ричи с Гаем Ричи. Здесь, кажется, Ричи второй существенно проигрывает своему первому собрату. Просто здесь утратилось то ощущение новизны и чего-то необычного, взрывного, хотя, и без этого есть к чему придраться. 

Действие с Английской деликатностью.

Пора перейти к рассмотрению сюжетной линии фильм «Игра теней» и разбору всех его составляющий. Как и в первой части фильм дорогой Шерлок Холмс прибывает в искусственно созданной депрессивной обстановке: он ждет нового расследования, а оно все не идет и не идет к мастеру дедуктивных рассуждений. Вот и приходиться либо бездельничать, либо разрабатывать новые изобретения. Его дорогой доктор Ватсон жениться, но Холмс не хочет отпускать его (кому он будет играть на скрипке и рассказывать свои версии и догадки?). Смириться с такой вестью он не желает, ну, как смириться: мальчишник испортил, в свадебное путешествие тоже внес свою лепту. Но ведь не он же виноват, а якобы Мориарти – злобный гений и преступник, да не просто гений, а прям точная копия самого Холмса: отражение, не уступающее своей гениальностью, рассудительностью и решительностью. Противостояние двух одинаковых стихий, но мотивированные разными позывами: один борется за справедливость, а второй за безграничную власть и отрицания равноправия. Да, картина обещает быть эпичной. Мистер Холмс пытается остановить Мориарти и его безумный план по началу Первой Мировой Войны, а последний срывает злость на Ватсоне и его молодой жене. Рассказывать сюжет дальше не имеет смысла нет, да и зачем? Если вскользь упомянуть сюжет, то здесь складывается ощущение относительной формальности происходящего, то есть сюжет в фильме насыщен различными логическими завязками и интригующими моментами, но это все выглядит как набор эпизодов. Причем эпизоды выглядят по разному: у каждого предопределен свой жанр —  экшн сцены сменяют комедийные вставки, комедия перетекает в триллер, оканчивающийся таким же экшеном.

Хоть фильм и снимали в далеком Страсбурге, но создавался он на бюджетные средства крупных американских компаний, а это значит, что коронная фишка этого голливудского детища – спасения мира от суперзлодея. В общем здесь этого навалом. Но если в первой части сладкий дуэт Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу противостояли лорду Блекводу, намеревающийся вернуть США статус английской колонии, то во второй части нас встречают слегка перевозбужденный сыщик и доктор-молодожен, которым предстоит остановить не просто преступника, а целую Первую Мировую Войну.

Невольно приходят в голову премьеры «Бэтмен: Начало» и вышедшей в след за ним «Темный Рыцарь»: только отошел от впечатления первого, как раз! А тут уже и новая кинопремьера подоспела, да еще и не уступающая предыдущей части. От «Холмса» ожидали подобного «выстрела». «Игра Теней» не хуже своего первого собрата, но и выше этой планки фильм не прыгает. Есть здесь некоторые сценарные огрехи. Они очевидны, но благодаря таланту Гая Ричи на них можно закрыть глаза, ведь он способен существенные минусы обратить в плюсы и преподнести работу в лучшем свете. Большое количество диалогов вносит разнообразие в происходящее, но иногда их наличие избыточно. Хотя, кто такой Гай Ричи? Да, всем хорошо известно, что это режиссер, но попробуйте капнуть чуть глубже и вспомнить как начинал свою деятельность Ричи. А первыми его работами были «Карты деньги два ствола» и «Большой куш», где большая часть времени отводилась решительным действиям и коротким, но острым диалогам. Здесь, в «Игре Теней», возможно, ему становиться намного сложнее выдерживать этот определенный, постоянно меняющийся темп картины, однако с этой задачей он успешно справился.

Актерский состав.

Проблемных мест в сюжете не так уж много, но зритель по большому счету обращает внимание на внешнюю составляющую, нежели чем на ее внутреннею. Здесь речь идет о начинке фильма, а именно о актерах и экшн-трюковых сцен. Кто, собственно, играет в фильме? Актерский состав не претерпел значительных изменений: сюда перекочевала старая группа «знакомых лиц». Главный герой – персонаж Роберта Дауни-младшего. Ничего плохого о его игре сказать нельзя: она на высоте и великолепна. Чувствуется отголоски героев из его предыдущих картин, определяющие Холмса как статичного и гениального персонажа. Местами складывается ощущение, что Роберт породнился со своей ролью, что приводит к частому представлению актера только в данном образе. Нечто подобное происходило с Джонни Деппом, запомнившийся зрителям по своей роли Джека Воробья. Ватсон же напротив, позиционируется как второстепенный персонаж, хотя в книге ему отведена почти главная роль и важное место в сюжете. Что насчет нововведений в актерском плане? Тут есть что отметить с пометкой «отлично», ведь вторая картина привнесла в сюжет новых персонажей. В этот список «лучших» попал брат Холмса, роль которого исполнил Стивен Фрай —  очень интересная личность и сам персонаж вызывает приятное чувство. Ненадолго в картине появляется и Рэйчел МакАдамс, которая участвовала с этим дуэтом ранее в первой части в роли Ирен Адлер. В этот раз сценаристы решили как-то разнообразить мужской коллектив и ввели в действие молодую жену Ватсона: это единственная, к кому можно придраться. Ее внезапное исчезновение вызывает у зрителя легкий недуг. Нуми Рапас, исполнившая роль цыганки Сим —  очень даже хороший персонаж, но не полностью раскрытый в рамках данного фильма. В Последнюю очередь упомянем Джареда Харриса, исполнившего роль главного злодея.

Негласное мнение: если в фильме есть Дауни – младший, значит, на экране будет хороший юмор. Да, это так. Здешний юмор реально западает в душу. Не стоит задаваться вопросом о его целесообразности и уместности в определенной ситуации, но юмористическая часть здесь выполнена достойна. Возможно, где-то не хватает этих шуток, а в некоторых сценах напротив стоило бы промолчать. Стоит также отметить, что в литературном произведение на первый план был вынесен факт того, что Холмс не флегматик, а сангвиник ярко выраженный. В связи с этим режиссер в первую очередь делал акцент на тех качествах личности, которые не получили отражения в рассказе.

Команда художников и операторская работа заслуживает высшей похвалы: ребята реально постарались на славу, ведь благодаря их стараниям на экране создается мир, который приятно ощупывать взглядом. Конечно, стилизованный модерн имеет много прямых отсылок к современности, например иногда упоминается тема Афганистана, которая имело в тот момент широкий новостной резонанс, или террористы-анархисты вместе с рассерженными гражданами. Здесь, похоже, режиссер списывал эти образы с российских реалий.  Ну и сам Холмс выделяется своими не стандартными действиями, иногда схожие с действия спецназовца, мгновенно принимающий верное решение и действующий уверенно в неизвестной ему местности.

К сведению: сюжет новой части писался под влиянием рассказа Конана-Дойла «Последнее дело Холмса». Действие картины разворачивается через несколько месяцев после окончания событий первой части. Сами создатели сообщали, что по этой причине обязательного ознакомления с первой частью не видят необходимым.

Разгон.

Стоит отметить, что «Игра теней» берет стремительный разгон своей сюжетной линии ровно к финалу трети. Перед этим режиссер показывает нарезку а-ля видеоотчёт о проделанной работе целых полтора часа. Такой прием можно охарактеризовать, как желание выдержать сиквел в стилистике предыдущей части. Прием удался: фильм вышел зрелищным, смешным и как полагается истории о «Холмсе» — запутанным. Очередная история похождений Холмса преобладает забавными моментам, пугающими фактами, загадками и оригинальным подход к их разгадкам. Эффекты замедления времени и эффектные сцены мордобоя не удивляют, оставляют сильное впечатление от увиденного. Естественно, Гай Ричи оставил в сюжете тонкий намек на продолжение истории.

Такое бывает редко, но все же. «Шерлок Холмс: Игра теней» получилась поистине смешным фильмом, но при этом не смогла стать комедией. Это не боевик, но фильм смог показать захватывающие экшн-сцены. Мистер Холмс вообще умудряется показывать драму, преувеличивать саспенс, но при этом не становиться триллером. Получается, что это нечто существующее за рамками поставленных ограничений. Такой хамелеон, который появился на свет благодаря работе людей Роберта Даун-младшего, Джуд Лоу и Гая Ричи. Не будь одного из этих ключевых «элементов» и ленте пришел бы моментальный конец. Талантливая игра актеров за хронометраж в два часа показывает не просто лучшую игру, а поистине нечто личное, словно актеры вжились в эти роли.

The End?

«Игра теней» снята со вкусом и соблюдением всех критериев правильного блокбастера. Здесь и смешные шутки, и герои обаятельные, средняя, но подходящая детективная история, дорогие спецэффекты, работа Ханса Циммера над саундтреком. Но за всем этим наведенным лоском зрителя встречает обычная и невыразительная пустышка.  Пустышка, которая недотягивает по юмору до своей первой части и представляет нашинкованный, но не смешанный видеоряд. Складывается ощущение, что Гай Ричи умудрился растерять свою смелость и пошел по тропе авантюрного кино. Вместо того самого интеллектуала он становится мечтателем.

Извлечение экшна из истории Конана Дойля стало совсем тяжким занятием. Увы, но продолжение лишь подтвердило то, что Ричи не способен снимать детективные истории. Вроде бы взрослый человек, а ведет себя как маленький паренек. Со стороны выглядит культурным и высоко-воспитанным человеком, но стоит только камере начать снимать и у Ричи из всех щелей начинает выходить его обаяние. Постановщик, который только что навел свой взор на определенную сюжетную сцену, уже в следующий момент охлаждает пар и решил немного отдохнуть от загадок, забывая про них напрочь. Нет бы закончить одну сюжетную линию, так он подкидывает еще и еще всяких нарезок, якобы как-то влияющих на общий сюжет картины.

В целом картина вышла весьма хорошей и привлекательной: несмотря на все изъяны в сюжете, зритель предпочитает смотреть на экран и видеть там свою любимую картину без надобности глубоко входить в суть материала. Фильм был удостоен премией Сатурн в номинации лучший боевик и приключенческий жанр. Если первая часть уже давно лежит на полочке «просмотрено», то в этом случае рекомендуется посмотреть этот фильм. Фанатам Гая Ричи посоветовать ничего нельзя – выбор за вами. Кстати, как и обещалось создателями фильма: появились первые намеки о начале создания третей части истории о похождение Шерлока Холмса и его верного товарища  доктора Ватсона.

«Игра теней» — Гай Ричи в чистом виде со своими бешеными скачками: все два часа фильма зритель проведет за безумными и энергичными пробежками галопам по Европе. Его способности к монтажу, настолько быстры, что пролетающие со скоростью звука мысли и дедуктивные размышления не смогут даже дополнять его монтаж. Ну и конечно нужно отметить работу Роберта Дауни-младшего, который совмещает здесь игру не только актера, но и, в некотором смысле, способности самого доктора Хауса. Это поистине остроумная и стильная картина. В очередной раз Гай Ричи смог показать весь свой мощный талант истинного британского режиссера, выпускающий только сногсшибательные хиты. Его любимые приемы и привнесения в сюжет украшают этот фильм. Ожидания от просмотра будут оправданы.