Sliver

ЩепкаЕще не успела отгреметь всемирная слава эротического триллера режиссера Пола Верховена «Основной инстинкт» с обаятельной актрисой Шэрон Стоун в главной роли, как через год был снят в том же жанре, завоевавшем популярность именно в 90-ых годах прошлого века, фильм «Щепка», с той же белокурой американской красавицей. Соблазнительный образ американской актрисы, покорившей всех своей обаятельной стервозностью, вмиг превратившейся в секс-символ десятилетия, поспешил в полной мере использовать режиссер Филипп Нойс в своем фильме «Щепка». Как говорится, куй железо, пока горячо. Это был его 13-ый фильм в карьере режиссера. Нойс родился в далекой Австралии, на краю света, и, очевидно, на подсознательном уровне привык наблюдать за основными событиями в мире, со стороны. Возможно, именно этим объясняется его выбор щекотливой темы вуайеризма для фильма. Помимо «Щепки» Филипп Нойс известен как режиссер очень популярных фильмов «Слепая ярость» (1989 год), «Смертельный омут» (1989 год), «Власть страха» (1999 год) и «Игры патриотов» (1992 год).

Фильм «Щепка» (в оригинале «Sliver») был создан на студии «Paramount Pictures» при содействии еще 22 крупных и мелких компаний, в том числе из Аргентины. Его продюсерами выступили Роберт Эванс, Джо Эстерхаз и Хоук Кох. Первоначально Роберт Эванс хотел, чтобы «Щепку» снимал не менее маститый режиссер и признанный мастер жанра Роман Полански. Но тот из-за сексуального скандала находился в Париже и не мог приехать в США. В Америке ему грозило тюремное заключение. Триллер появился на экранах США 21 мая 1993 года, а следом разошелся по всему миру.

У создателей картины были большие ожидания относительно своего творения.

В конечном итоге при затратах в 40 000 000 долларов, фильм собрал в кинозалах мира 116,3 млн. долларов. Из них 36,3 млн. в США. В Великобритании сборы с фильма составили внушительную сумму в 2,8 млн. фунтов стерлингов. Его посмотрели 8,8 млн. человек в США, 1,59 млн. человек в объединенной к тому моменту Германии, 1,29 млн. человек во Франции, несмотря на то, что французы тогда бурно праздновали победу своего футбольного клуба «Олимпик» из Марселя в Лиге чемпионов УЕФА, и им явно было не до кино. В Германии, фильм демонстрировался под названием «Щепка — похоть очей» («Sliver — Gier der Augen»), в Аргентине, как «Щепка-вторжение в частную жизнь» (Sliver — Invasión a la privacidad), в Чехии, его назвали «Кто-то наблюдает» («Nekdo se dívá»), в Бразилии, он стал известен, как «Нарушение конфиденциальности» («Invasão de Privacidade»).

Фильм был снят по роману известного американского писателя и автора песен Айры Левина (1929-2007 гг.). Наиболее его нашумевшим и непревзойденным романом, реально нагоняющим жуть, несомненно, является «Ребенок Розмари», в котором рассказывается о сатанинской секте, в недрах которой был зачат ребенок от дьявола. Но и в романе «Щепка» автор сумел изрядно напрячь и попугать читателей. Интересно, что Левин долгое время не хотел продавать права на свой роман продюсеру Роберту Эвансу. Только после того как хитрый администратор подарил ему книгу автобиографии Романа Полански, в которой Левин был назван спасителем фильма «Ребенок Розмари», писатель согласился продать права на съемки за 250 000 долларов.

Сценарий к фильму «Щепка» создал Джо (Йозеф) Эстерхаз, имеющий венгерские корни. Он же был сценаристом и упомянутого выше «Основного инстинкта». Концовка триллера была переделана продюсерами вопреки желанию Эстерхаза, о чем он впоследствии сокрушался при каждом удобном случае. Навязчивые кинокритики еще долго надоедали сценаристу, в том числе на его вилле в Малибу, после того как фильм «Щепка» не оправдал возложенных на него слишком завышенных надежд. Возможно, из-за этого доставания сценарист предпочел вскоре переселиться из шикарного курортного места на берегу моря в тихий и консервативный штат Огайо.

Впрочем, неудовлетворенность некоторых американских кинокритиков вполне может быть объяснима следующим фактом. В «Основном инстинкте» Шэрон Стоун сыграла уверенную и агрессивную женщину, идейно вдохновляющую на жестокие расправы и убийства, умело повелевающую мужчинами и женщинами. А в «Щепке» она выступает в роли покорной и спокойной жертвы, этакой бедной овечки, приготовленной на заклание. Актриса не стала повторять наступательный образ коварной соблазнительницы, а именно это и огорчило некоторую часть зрительской аудитории. Но это в США. В европейских странах картина имела оглушительный успех. Первая часть фильма кажется, излишне затянутой и порой даже нудной, но зато во второй части картины зрители вполне могут насладиться чувствами и тревогами, которые вызывают фильмы подобного жанра.

В ленте много снятых красиво и со вкусом, и даже шокирующих эротических сцен, в которых блистает неподражаемая Шэрон Стоун, сыгравшая главную героиню Карли Норрис.

Сцена посещения ресторана основными персонажами фильма Карли и Зиком, наверняка, пополнила копилку эротических шедевров мирового кинематографа. Но самое интересное, по словам режиссера фильма Филиппа Нойса, Шэрон Стоун и Уильям Болдуин недолюбливали друг друга, так что многие сцены приходилось снимать по мере возможности отдельно, в отсутствии друг друга. Шэрон Стоун с детства выделялась своим интеллектом, имея показатель 154. В пять лет она уже училась во втором классе школы. Удивительно, как этой умственно одаренной женщине удаются легкомысленные роли? Если за «Основной инстинкт» Шэрон Стоун получила всего 300 тысяч долларов (по другим данным 750 000), то за роль в «Щепке» уже 2,5 миллиона долларов.

Фильм вышел на киноэкраны под интригующим слоганом «Вы любите подсматривать, не так ли…?» («You like to watch…don’t you?»). Любителям подглядывать за чужой жизнью, фильм сможет доставить, куда большее наслаждение, нежели недалекие персонажи и ведущие некоторых популярных телевизионных шоу. По системе рейтингов Американской киноассоциации MPAA, принятой в США, для оценки содержания фильмов, эротический триллер «Щепка» в оригинальной версии получил рейтинг NC-17, ограничивающий просмотр фильма до 17 лет. Но затем, когда из фильма были удалены фронтальные сцены мужской наготы, но при этом сексуальные сцены были показаны более наглядно, рейтинг понизили до класса R, разрешающего просмотр фильма детям с шестнадцатилетнего возраста.

Фильм «Щепка» был номинирован в семи позициях на получение премии «Золотая малина», отмечающей худшие кинематографические работы. Он числился в номинациях: худшая картина, худший режиссер (Филипп Нойс), худший актер (Уильям Болдуин), худшая актриса (Шэрон Стоун), худший актер второго плана (Том Беренджер), худшая женская роль второго плана (Коллин Чамп) и худший сценарий (Джо Эстерхаз). Но в итоге, триллер остался без сомнительных призов во всех номинациях. При этом, на церемонии вручения кинопремии MTV Уильяму Болдуину, сыгравшему в фильме «Щепка» роль владельца дома Зика Хокинса, достался титул «самого желанного мужчины». Это шоу, в основном, отражает вкусы американских подростков и людей чуть постарше. За роль в фильме «Щепка» Уильям Болдуин получил 1,7 миллиона долларов. На роль Зика Хокинса первоначально приглашались сниматься более знаменитые актеры Джонни Депп и Вэл Килмер, но они по разным причинам были вынуждены отказаться.

Музыка канадского композитора, лауреата премий «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус», Говарда Шора, написавшего саундтреки к таким шедеврам мирового кинематографа, как «Молчание ягнят» и «Властелин колец», в этом фильме, по мнению критиков, не оставляет ярких впечатлений и не создает ощущение страха. Но зато в эротическом триллере звучит возбуждающая чувства и страсть музыкальная композиция популярной в 90-ые годы прошлого столетия германской группы «Энигма».

Основные сцены фильма были сняты в 32-этажном здании на Мэдиссон авеню, в доме 211, в Нью-Йорке, так же известном как Суд Моргана. Студийные съемки, в основном, были записаны на студии «Columbia/Sunset Gower Studios», расположенной на улице North Gower Street в Голливуде, в Калифорнии. Уличные пейзажи снимались оператором Вилмошом Жигмондом на Манхеттене в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе. Удивительно, но создателям фильма удалось представить оживленный район одного из крупнейших городов мира, как место, где царит мрак и одиночество.

В картине не обошлось без киноляпов.

Маститым специалистам в области триллеров и эротики явно не хватило консультанта по оружию и его применению. А познания Тома Беренджера, часто игравшего военные роли, явно не выходили за рамки его ролей в сыгранных фильмах. Например, когда Карли Норрис и Зик Хокинс находятся в видео-зале, то женщина стреляет из пистолета «Вальтер ППКС 380″ и делает в общей сложности 14 выстрелов, но в магазине «Вальтера ППКС 380″ имеется только семь патронов. После третьего выстрела видно, что в магазине пистолета кончились патроны, но Карли Норрис через мгновение, не перезаряжая пистолет, вновь начинает из него палить. Кроме того, когда Газ Хэйл и Карли Норрис, в начале фильма, находятся в продуктовом магазине, Газ уходит, не заплатив за продукты, в отличие от героини Шэрон Стоун. В сцене в ресторане, когда Карли и Зик играют в так называемый покер, у них на столе стоит бутылка вина и два бокала. В них постоянно различное количество вина, хотя никто из них за это время к бутылке не прикасался и вино не подливал.

Фильм за долгие годы существования превратился в классику. Он частенько упоминается в других картинах. Например, в сериале «Симпсоны» в эпизоде «Наследник Бернса», господин Бернс расставляет скрытые камеры во всех домах и говорит, что эта идея ему пришла после просмотра фильма «Щепка».

Сюжет:

Действие эротического триллера происходит в современное время, в центре Нью-Йорка, на Манхеттене. Тридцатипятилетняя редактор издательства Карли Норрис (Шэрон Стоун), оставшись свободной после семи лет замужества, разочаровавшись в изысканных мужчинах, начинает новую жизнь и переезжает в небоскреб, прозванный в народе «Щепка». Там она быстро завязывает близкие отношения с переживающим не лучшие времена автором некогда популярных детективов, угрюмым Джеком Лэндсфордом (Том Беренджер) и соблазнительным жизнерадостным качком, компьютерным дизайнером Зиком Хокинсом (Уильям Болдуин), который, как оказалось, является хозяином элитного небоскреба. По закону жанра, Зик живет в квартире, находящейся на 13-ом этаже своего же дома. Постепенно Карли Норрис попадает под влияние двух навязчивых соседей и ее начинают раздирать сомнения и противоречия. Тем временем мужчины принимаются соперничать за обладание соблазнительной красоткой и делать друг другу пакости.

Вскоре она узнает, что в этом здании происходят странные и таинственные вещи. Ее сердце наполняется тревогой. Оказывается, женщина по имени Наоми Сингер, как две капли воды похожая на Карли, ранее жившая в этой квартире, странным образом выбросилась с балкона. Затем, при подозрительных обстоятельствах, погибают двое ее соседей — фотограф Гас Хэйл и Вайда Уоррен. К растерянной и удрученной Карли постепенно приходит понимание того, что в любой момент она может стать следующей жертвой то ли убийства, то ли трагической случайности. Но какое-то неестественное чувство или природное смирение, возможно испорченность, притаившаяся в недрах ее души, а может быть обычное любопытство, заставляют ее оставаться в этом опасном для жильцов здании. Впоследствии ей удалось узнать многие нелицеприятные тайны, которые скрывали ее соседи. Карли Норрис явно не читала библейскую книгу Экклезиаст, в которой сказано: «Многие знания, преумножают скорбь»… Что из этого выйдет не знали даже авторы картины. Они многократно переснимали финал, и пять раз переделывали окончание сценария за последние три дня съемок, но, в конечном итоге, смогли продержать зрителей в напряжении до самого конца фильма, не выдавая личность коварного убийцы и не намекая на судьбу главной героини. До самого конца невозможно предугадать, чем закончится для Карли Норрис ее роковой переезд в небоскреб «Щепка».