Tinker, Tailor, Soldier, Spy

Шпион, выйди вон!Художественный фильм «Шпион, выйди вон!», вышедший на экраны кинотеатров в 2011 году и собравший кучу положительных отзывов и призов на Западе, наглядно показал, что карикатурные штампы времен «холодной войны» так никуда и не исчезли из мировоззрения западных политических и культурных элит. В оригинале название кинокартины звучит «Лудильщик, портной, солдат, шпион» («Tinker, Tailor, Soldier, Spy»)». Это немного измененные слова из наивной детской считалки, распространенной на островах Туманного Альбиона. Так же называет шахматные фигуры главный герой в начале детектива. Он расставляет их на шахматной доске, и на их примере пытается разобраться с деятельностью главных подозреваемых в шпионаже в пользу иностранной разведки. Если убрать карикатурную составляющую советских агентов, создателям картины удалось передать настоящий и максимально приближенный к реальности кропотливый дух работы спецслужб, а не тот, который демонстрируется в полностью утративших действительность, фильмах о Джеймсе Бонде. Автор романа «Лудильщик, портной, солдат, шпион» бывший британский разведчик Дэвид Корнуэлл, писавший под псевдонимом Джон Ле Карре никогда и не скрывал своего неприязненного отношения к образу шпиона, созданному Яном Флемингом.

Он называл Джеймса Бонда фальшивым и далеким от настоящей шпионской работы. Поэтому он старался описать своих героев в диаметрально противоположном стиле. Данный роман вышел в свет в 1974 году. Всего же на счету писателя значатся 22 произведения, переведенных на 36 языков мира. За некоторые из них он был удостоен высших писательских наград Великобритании, но не за роман «Лудильщик, портной, солдат, шпион». Это далеко не самое лучшее его произведение. Однако у кинематографистов именно оно вызвало наибольший интерес. Еще в 1979 году он был экранизирован в объеме мини-сериала при помощи корпорации Би-Би-Си на английском телевидении. Главную роль в том телефильме сыграл Алек Гиннесс, известный российскому зрителю по роли джедая Оби-Ван Кеноби из фантастического боевика Джорджа Лукаса «Звездные войны». В современной экранизации романа зритель не увидит зрелищных погонь, специальных эффектов, умопомрачительных трюков. В картине нет экшена, она кажется излишне затянутой, но при этом она является истинным подарком для тех, кто любит интеллектуальное кино и наслаждается, чарующими дыханием прежних эпох, английскими детективами в стиле Агаты Кристи. Внимательные зрители так же могут увидеть в картине самого автора романа. Он сыграл эпизодическую роль одного из присутствующих на вечеринке гостей.

Создатели картины:

Шпионский детектив был создан благодаря британской компании «Working Title Films», являющейся дочерней фирмой американской кинокомпании «Universal Studios», и финансированию французской компании «StudioCanal». Французы вложили подавляющее большинство средств из тридцатимиллионного бюджета картины. В свое время они принимали участие в работе над такими знаменитыми фильмами, как «Терминатор 2: Судный день», «Основной инстинкт», «Братство волка» и «Скалолаз». С самого начала над сценарием психологической драмы «Шпион, выйди вон!» работал британский сценарист и драматург Питер Морган (Моргентау), до этого имевший в своем багаже престижные международные награды «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии BAFTA за сценарии к фильмам «Королева» и «Последний король Шотландии». По иронии судьбы болезнь матери не позволила ему воплотить в сценарии все свои замыслы. Но при этом он остался в проекте одним из исполнительных продюсеров. Дальнейшим написанием сценария занимались британские драматурги Питер Строхан и его супруга Бриджит О’Коннор. Это был их третий совместный проект и последний, так как почти за три недели до начала съемок, 22 сентября 2010 года, Бриджит О’Коннор умерла от рака в возрасте сорока девяти лет. В связи с гибелью сценаристки, создатели картины посвятили фильм ей. Сценаристы очень сильно сократили материал, имевшийся в шпионском романе. Но, по мнению, многих кинокритиков его следовало бы обрезать еще сильнее. При этом автор романа Джон Ле Карре, удовлетворившись фильмом, посетовал на действия сценаристов за то, что они трансформировали корову в бульонный кубик. Но даже в сокращенном виде картина вызывает у многих трудность в восприятии из-за перегруженности сюжета различными именами, которые сложно запомнить.

Первоначально продюсеры картины хотели увидеть в качестве режиссера южнокорейского мэтра Пак Чхан Ука. Но он предпочел снимать на iPhone 4 короткометражный фильм «Ночная рыбалка», который в феврале 2011 года с аншлагом представил на Берлинском кинофестивале. Тогда на роль режиссера продюсеры картины Тим Беван, Робин Слово и Эрик Феллнер пригласили шведского режиссера Томаса Альфредсона. Это был его первый опыт с англоязычным фильмом. До этого он прославился своим триллером «Впусти меня» о дружбе между одиноким мальчиком и девочкой-вампиром. По ходу просмотра фильма частенько складывается ощущение, что режиссера пригласили работать над проектом по причине его умения создать мрачную неторопливую атмосферу и темные тона во взаимоотношениях. Он приступил к работе в июле 2010 года, полностью сохраняя свой монотонный стиль, проявившийся в предыдущей работе про девочку-вампира.

Атмосферу унылой обреченности и серой обыденности умело создал с помощью кинокамеры голландский оператор фильма Хойт Ван Хойтема. Вместе с тем он сумел талантливо отобразить подробные детали лиц героев, их эмоции, переживания и устремления. С режиссером Томасом Альфредсоном он уже работал над фильмом «Впусти меня». В фильме звучит музыка, трижды номинанта на «Оскар», известного испанского композитора, пишущего не только для кино, но и для балета, Альберто Иглесиаса, умеющего создать ощущение страха и непредсказуемых последствий в своих композициях. Вместе с тем от его музыки тянет уютом, как от шерстяного одеяла в темную холодную ночь. Финальный саундтрэк «La Mer» звучит обнадеживающе и даже солнечно. Слушая эту мелодию, западный зритель понимает, что у главного героя картины вряд ли случатся еще какие-либо проблемы.

Съемки:

Главные эпизоды картины были отсняты с 7 октября по 22 декабря 2010 года. По финансовым причинам создателям фильма пришлось перенести часть действия и соответствующие съемки в Венгрию из Чехии, которая фигурирует в качестве еще объединенной Чехословакии в оригинальном романе. Управление культуры Будапешта предоставило более выгодные условия для съемок и двадцати процентную скидку. В венгерской столице съемочная группа работала на протяжении пяти дней, в частности, в Рыбацком бастионе, позеленевшие бронзовые памятники и стены которого сильно напоминают те, что находятся в столице Чехии Праге. Съемки велись не только в Будапеште. Часть материала была подготовлена в Лондоне и Стамбуле. В турецкой столице съемки велись перед самым Рождеством на протяжении девяти дней. При этом режиссер старался использовать объекты, которые в действительности являлись местами встреч разведчиков со своими агентами. Кроме этого он обращал значительное внимание на то, чтобы улицы, дома и площади выглядели похожими на семидесятые годы прошлого века. Для этого он даже предпочел исключить из фильма культовые достопримечательности городов, которые ввиду своей значимости уже не раз ремонтировались и реставрировались, а, следовательно, изменили свой внешний вид. В Стамбуле продюсерам картины пришлось много побегать, чтобы согласовать с властями места съемок и урегулировать технические детали, особенно с движением паромов и катеров по Босфору и заливу Золотой рог. Чтобы не тратить время на стояние в пробках, для передвижения съемочной группы был нанят специальный паром. Всего фильм снимали в десяти местах, в том числе в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а также в историческом здании «Blythe House», ныне используемом в качестве хранилища и архива для вышеупомянутого музея. В этом здании по сюжету фильма располагалась штаб-квартира английской разведки МИ-6. Так же съемки велись в казармах Инглис в районе Mill Hill East, в северной части британской столицы. В этих казармах в 1988 году в результате террористического акта, совершенного боевика Ирландской республиканской армии (ИРА) был убит английский военнослужащий и еще девять были ранены. Редактирование и монтаж материала заняли еще шесть месяцев.

Роли:

Знаменитый и неповторимый британский актер Гэри Олдман, вероятно устав от воплощения сказочного персонажа в «Гарри Поттере», вернулся в серьезное кино. Он сыграл главного героя картины, отставного разведчика Джорджа Смайли. Актер с присущим ему натурализмом очень тщательно прорабатывал каждую деталь своего персонажа. Для выбора очков с подходящей оправой он померил сотни экземпляров в магазине «Old Focals» в пригороде Лос-Анджелеса городе Пасадене. Актер заметил, что очки для его персонажа являются такой же культовой вещью, как, например, для Джеймса Бонда автомобиль «Астон Мартин» или коктейль водки с мартини. Для того чтобы прибавить своему герою солидности и возраста, актер съел множество патоки и заварного крема. После этого он отрастил живот, как у пожилых людей. Он тщательно пересмотрел сериал, вышедший в 1979 году, чтобы изучить манеру игры Алека Гиннесса. Для большей достоверности и понимания своего героя он даже консультировался с создателем романа Джоном Ле Карре. При этом для воплощения своего персонажа он использовал его манеру говорить, двигаться и жесты, поскольку справедливо считал, что романист прочувствовал Джорджа Смайли всеми своими клетками и писал его прежде всего с самого себя. Режиссер Томас Альфредсон отозвался о Гэри Олдмане, как об актере, имеющем грандиозное лицо, скромность и интеллигентность, которые ему как раз и нужны для фильма. Но первоначально на эту роль планировался командор Ордена Британской империи актер Джон Херт, наиболее запомнившийся кинозрителям по кинолентам «Чужой», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» и по фильмам о Гарри Поттере. Но в результате режиссер предпочел увидеть актера в ином образе.

Заместителя главы МИ-6 Билла Хейдона сыграл британский актер Колин Ферт, с трудом к этому времени успевший избавиться от привычки заикаться после воплощения роли короля Англии Георга VI в исторической драме «Король говорит». На роль английского агента Перси Аллелайна изначально планировался Джаред Харрис. Но он был занят в съемках фильма «Шерлок Холмс. Игра теней». Вместо него эту роль сыграл английский актер Тоби Джонс. Отмеченный многими престижными наградами Майкл Фассбендер собирался сыграть роль Рикки Тарра. Но актер оказался не у дел, после того, как один из продюсеров фильма Тим Беван очаровался Томом Харди, посчитав, что тот напоминает ему молодого Роберта Рэдфорда. Странное решение, если учесть, что эти два актера похожи друг на друга, как тромбон и флейта. В фильме снялись двое актеров из России: Светлана Ходченкова и Константин Хабенский, благодаря чему в фильме отсутствуют персонажи, играющие русских с чужеродными акцентами. Впрочем, их присутствие в кадре сложно назвать ролями, так как они практически безмолвны.

Итоги проката и награды:

Фильм впервые был показан кинозрителям 5 сентября 2011 года в рамках конкурсной программы 68-го кинофестиваля в Венеции. С 16 сентября начался ее мировой показ. В Российской Федерации картина появилась с 8 декабря 2011 года. Лента собрала свыше 80,6 миллионов долларов, из них чуть более миллиона в России и более 24 миллионов в США. Западные кинокритики оценили кинокартину в основном положительно, а российские, отдав должное игре актеров и работе режиссера, удивились выбранной теме для экранизации. Для россиян она повеяла какой-то застаревшей плесенью из давнего прошлого. Впрочем, фильм был безуспешно номинирован на кинофестивале «Золотой Орел». Гэри Олдману большинство критиков прочили статуэтку «Оскара». В полнейшем восторге от воплощения на экране его романа пребывал писатель Джон Ле Карре. Он оценил работу Гэри Олдмана более высоко, нежели его предшественника в данной роли Алека Гиннесса. В конечном итоге психологический детектив был трижды номинирован на премию «Оскар» за лучший сценарий, лучшую музыку и лучшую главную роль, но не получил ни одной статуэтки. Премия Британской киноакадемии BAFTA досталась фильму в двух номинациях: за лучший британский фильм и лучший сценарий.

Сюжет:

В фильме повествуется о реальных событиях, приукрашенных сценаристами и режиссером, происходившим в период «Холодной войны», в начале 1970-ых годов двадцатого столетия. В ту пору шло упорное противостояние США и их сателлитов с Советским Союзом, сумевшим перетянуть в свой лагерь добрую половину мира. В британской разведке завелся агент советских спецслужб, передающий ценную информацию врагу. Об этом многие догадываются, но предпочитают помалкивать, чтобы не попасть в неприятности. Те, кто бросает перчатку советским спецслужбам, попадают в весьма щекотливые и даже смертельные ситуации. Наконец, руководство британской разведки поручает своему отставному агенту, находящемуся вне всяких подозрений, провести расследование, как бы извне и найти иностранного шпиона. Стареющий разведчик Джордж Смайли, которого играет Гэри Олдман, приступает к нелегкой и опасной работе, но коварный враг тоже не дремлет…