Oblogka_ShpionФутуристический триллер «Шпион», вышедший на экраны весной 2012 года, обернулся для дебютанта полного метра Алексея Андрианова громогласным успехом, надежно закрепив за режиссером титул новой звезды российского кинематографа. В съемках приняли участие такие известные актеры, как Федор Бондарчук, Данила Козловский, Алексей Горбунов, Владимир Епифанцев, Дмитрий Назаров, Андрей Мерзликин, Алексей Панин. Продюсерами ленты выступили Сергей Шумаков и Леонид Верещагин. За основу сценария была взята книга Бориса Акунина «Шпионский роман» (2005). Помимо приличного успеха в прокате, блокбастер завоевал гран-при 3-го Пелопонесского международного кинофестиваля в Греции.

Синопсис

История разворачивается вокруг событий в Москве накануне вторжения фашистских оккупантов на территорию СССР. Весной 41-го Сталин упорно пренебрегает информацией о готовящемся наступлении войск Фюрера. Вместо этого глава сверхдержавы занимает диаметрально противоположную позицию и велит войсковым соединениям перейти в «спящий» режим, дабы не оскорбить мнимых союзников. Все это приводит к тому, что на советские земли неумолимо обрушивается огонь блицкрига.

Многие историки вот уже сколько лет подряд спорят о причинах столь непоколебимой веры Вождя в благочестивость своего оппонента. Неоднократно выдвигалось море различных гипотез, которые таковыми, увы, и остались. Создатели «Шпиона» как раз и задались целью поведать зрителям некую альтернативу заезженным предположениям, показав свое видение тогдашней ситуации. В свете показанных на экране событий каждый сможет себе представить, как на самом деле могло все произойти, погрузившись в увлекательный мир шпионских приключений вместе с героями этого полуфантастического мира.

Как все начиналось

В руки молодого и мало кому известного Алексея Андрианова проект «Шпион» попал удивительным путем. Волею судьбы экранизация «Шпионского романа» постоянно откладывалась в долгий ящик. Сперва подготовкой к съемкам занимался Андрей Прошкин, но многочисленные заминки в процессе привели к тому, что режиссер был вынужден покинуть проект и заняться другим фильмом. Затем продюсеры договорились о сотрудничестве с Андреем Малюковым, режиссировавшим ранее боевик «Мы из будущего» (2008). Его все долго ждали, так как он был занят съемками еще одного кинорелиза. Но внезапно нагрянувший экономический кризис сильно перемешал все карты, заведя работу в глухой тупик.

На помощь Верещагину и Шумакову пришел их давний друг Владимир Хотиненков, который неожиданно порекомендовал в качестве режиссера взять новичка большого кино и своего ученика Алексея Андрианова. Увидев его студенческие работы «Fata Morgana» (2009) и «Последний день Булкина И.С.» (2009), Шумаков был сильно впечатлен и решил рискнуть, доверив Алексею бразды правления съемочным процессом. Изначально против молодого директора выступил автор литературного первоисточника Борис Акунин. «Я очень скептично отношусь к молодым режиссерам, которые собираются поставить какую-либо из моих историй» — говорил потом журналистам писатель.

Но Андрианов твердо взял ситуацию в свои руки и постарался до всех внятно донести собственное видение будущего этого проекта. Собрав всю группу в одной комнате, он начал излагать новую концепцию, и Акунину она внезапно понравилась. Вместо того чтобы, как изначально задумывалось, реинкарнировать «Место встречи изменить нельзя» с неким подобием Глеба Жеглова и Володи Шарапова, режиссер обрисовал нечто иное.

И все же в качестве дани изначальной иконе в переписанном сценарии остались небольшие отсылки к культовой ленте 80-х. Так в рамках выполнения спецзадания персонаж Козловского получает указание от преступников встретиться со шпионом, а паролем должен быть вопрос: «А вас не Володей зовут?». Это косвенно указывает на то, что роль Данилы идейно наследует образ молодого Владимира Шарапова, которого сыграл Конкин. Есть нечто подобное и во фразах Бондарчука. Актер признался журналистам, что также черпал вдохновение из персонажа Владимира Высоцкого. Чтобы нагляднее это показать, он даже попросил Андрианова оставить реплику: «С тобой разговаривает старший майор Октябрьский!»

По сюжету в эпицентре подковерной войны между разведками оказываются два положительных персонажа: старший майор госбезопасности Октябрьский (Федор Бондарчук) и его молодой напарник, старший лейтенант Дорин (Данила Козловский). И хотя обстановка формально датируется 1941-м годом, Москва и даже сами персонажи мягко говоря ирреалистичны. Альтернативная история в полной мере обретает свой размах, заводя создателей в глушь размышлений вроде «А как бы все было, если бы случилось по-другому?».

Бритая голова дышит свободнее, а стало быть, шустрее соображает

Начать стоит из того, что Октябрьский – вылитый Джеймс Бонд, которого любят женщины, а он любит их. Не составляют исключение и звездные артистки того времени. Так по фильму персонаж Бондарчука с легкостью покоряет сердце светской львицы, просто пригласив ее на танец. При этом хореографические навыки ловеласа делают этот эпизод не хуже, скажем, подобной сцены с Аль Пачино в «Запахе женщины». Помимо сердцеедства, Октябрьский также мастерски дает сдачи всем, кто рьяно желает подпортить ему белоснежную улыбку, неумолимо напоминая, что он не «мальчик-колокольчик из города Динь-Динь». Подразумевается также, что судьба его не особо баловала, так как раньше разведчика обвинила в шпионаже и вредительстве его же система, а до революции Октябрьский был и вовсе Романовым.

Как и причитается истинному суперагенту, в карманах старшего майора всегда имеются передовые изобретения науки и техники вроде прибора ночного видения. Кстати, создатели картины долго спорили на счет того, как же должно выглядеть подобное приспособление, ведь в начале 40-х подобных вещей официально еще ни у кого не было. У одного из художников был фрагмент военного перископа, и он настаивал на том, чтобы сделать «кошачьи глаза» в таком же стилистическом ключе. Но потом другой член команды нашел в интернете подлинное изображение одного из первых прототипов искомого гаджета под названием «Дудка-1». Настоящий прибор был найден и с минимальными переделками представлен в фильме. Забавно, что вскоре после съемок оператор преподнес этот прибор ночного видения Федору Бондарчуку в качестве подарка на день рождения, в знак памяти о фильме.

Граждане хулиганы, оставьте девушку в покое!

В паре с опытным и уверенным в себе Октябрьским зрителю представлен молодой и красивый Егор Дорин. Под стать соблазнительному образу Козловский бравирует боксерским талантом, безустанно нокаутируя своих противников, после чего появляется обнаженным в душе. Подобные способности помогают ему без особых проблем наказать уличных хулиганов и сблизиться с симпатичной девушкой Надей (Анна Чиповская). В то же время шпионские передряги и секретность службы все никак не позволяют спортсмену свидеться с любимой, отчего Егор очень страдает. Да и «красная корочка», как оказывается, далеко не на всех действует с положительным эффектом.

Между тем широкоплечий герой старается не отставать от своего наставника, смело сражаясь в рукопашном бою с опасными врагами и выкладываясь на все 100% ради защиты родины. Но, в отличие от своего патрона, Данила Козловский не стал наследовать образ Шарапова и решил создать собственную концепцию героя, предусматривающую наличие у парня из 40-х ауры плейбоя из современного мира. Впрочем, у актера подобное амплуа уже было, когда он исполнял роль в ленте «Мы из будущего».

Мир в стиле дизельпанк

Идея совместить различные эпохи и тенденции проходит толстой красной линией через весь фильм. По задумке Андрианова находящаяся на пороге Великой Отечественной Войны столица должна была выглядеть не достоверно, а несколько футуристически. Ввиду сверхамбициозных планов у советского руководство насчет как застройки самой Москвы, так и вечного расцвета социализма, город и атмосфера здесь представлены в гротескном виде. Это некое подобие коммунистического образа Готтем-сити из вселенной «Бэтмена». Да, именно комикс – наиболее подходящий формат, который в полной мере способен рассказать об СССР, которого не было и быть на самом деле не могло.

Взять, к примеру, величественную архитектуру, на фоне которой разгораются шпионские страсти. Прежде всего, конечно, стоит отметить ядро сталинизма – Дворец Советов. Это был один из самых дерзких и масштабных проектов середины 30-х годов. И хотя комплекс для Вождя так и не был возведен, перед войной фундамент твердыни уже был заложен. Но война и слишком большая амбициозность этих планов привели к тому, что столица советской державы обзавелась потом куда более скромным обличием.

Но фантазия художников отнюдь не ограничилась замком, на вершине которого стоит и любуется видом товарищ Сталин. Весь город, по которому уверенно щеголяют главные герои, изобилует массой неимоверной красоты высоток и архитектурных комплексов. Среди них можно выделить огромный Наркомат тяжелой промышленности, который возле Большого Москворецкого моста планировалось построить в 1930-х годах. Потом на этом месте в итоге построили гостиницу «Россия», которая, в свою очередь, была снесена в 2000 году. Была ощутимо «дорисована» и Государственная библиотека СССР им. Ленина.

Если же говорить о более реальных декорациях «Псевдомосквы», то они были запечатлены как в самой столице России, так и далеко за ее пределами – в Минске. Именно там художники смогли отыскать множество архитектурных ансамблей советской поры, которые не были «захламлены» атрибутами современного общества. Это и Минское суворовское училище, которое на самом деле было построено после войны и исполнило для фильма роль московского гастронома.

Сцена в парке, на берегу Москвы-реки была тоже снята здесь, в сквере перед домом-музеем I съезда РСДРП. В реальности на экране зрители видят белорусскую речку Свислочь. Были также «интернациональные» сцены, например погони сотрудников НКВД за немецким связным. Здесь герои начали преследование у стен павильона «Космос» на московской ВДНХ, а продолжили свое дело неподалеку от ВДНХ минской.

Представляют интерес и транспортные средства, использованные в съемках. Пожалуй, главной «достопримечательностью» здесь представляется невообразимо странный по современным меркам двухэтажный троллейбус. Несмотря на свою диковинность, подобный формат на самом деле использовался в столичном транспорте в послевоенное время. Такой троллейбус можно видеть, к примеру, на четвертой минуте фильма «Весна» с Любовью Орловой. Впрочем, второй этаж был не очень просторным – около 176 см в высоту. Так как настоящих экземпляров такого исполина не нашлось, то в качестве базы для съемок был использован одноэтажный автобус. При этом конструкция еле помещалась под линиями электропередач, едва их не касаясь своей бутафорской крышей.

По сценарию набитый людьми троллейбус падает в реку с моста, и все пассажиры погибают. Но так как полномасштабная инсценировка подобного действа потребовала бы огромных затрат, Андрианов сделал ход конем, предложив преподнести все так, будто картинка возникает у Дорина в голове во время сна. В итоге салон троллейбуса в момент аварии снимали в павильоне с использованием ретуширующей дымки. Для того чтобы добиться плавности движения, словно под водой, частота кадров в секунду была увеличена до 125-150. Чтобы снять крупным планом седоков транспортного средства, была сконструирована специальная удочка, дистанционно управляющая миниатюрной кинокамерой, которая буквально скользила по узкому пространству, не задевая актеров.

Этого тоже под лед!

Сцену высадки украинского радиста Карпенко (Андрей Мерзликин), в которой Октябрьский и Дорин лежат в снежной засаде, снимали ночью с применением светящегося шара, наполненного гелием. Светило напоминало огромную луну, а на ледяную гладь опускались клубы искусственного тумана. Съемки велись на замерзшем озере, и стоял жутким мороз. Сперва Бондарчук ощущал себя превосходно (это была одна из самых первых сцен «Шпиона») и даже щегольски не надевал на свою знаковую лысину головного убора. Но потом, когда работа обернулась многочасовым лежанием на снегу, все же примерил теплый картуз и попросил у ассистентов небольшой коврик в качестве подстилки.