S1m0ne

СимонаВ 2002 году, снятый режиссером Эндрю Никколом фильм «Симона» считался фантастическим. Но уже ближайшее будущее показало, что картина оказалась весьма прозорливой. Она затронула серьезную проблему, с которой все чаще сталкивается человечество. В фильме в сатирической и увлекательной форме было рассказано о замене реального мира виртуальным и о том, как абсолютно все люди от мала до велика, вне зависимости от образования и жизненного опыта, совершенно не заметили этой подмены. Не только простые обыватели, но и воротилы кинематографического бизнеса оказались увлечены тем очаровательным существом, которого никогда не существовало на самом деле. Они очаровались лучезарным фантиком, нагло подсунутым им в виде красивого продукта. Картина продемонстрировала, как уязвимо сознание людей и как им легко манипулировать при помощи компьютерных программ и виртуальных образов, как они легко способны принять радужную иллюзию за естественную правду и единственную реальность. В киноленте «Симона» наглядно было продемонстрировано, что толпам обожателей абсолютно не важно, кого они обожествляют и превращают в своих идолов — существо из крови и плоти или из нулей и единичек компьютерного кода. Главное для подогретой людской массы, чтобы формировалась иллюзия наличия их фаворита. Чтобы они могли приобщиться к его образу, пусть даже посредством телевидения, газет и журналов. При этом они никогда не задумываются над тем, а кому понадобилось зажигать эту звездочку и направлять мысль людей в данном направлении, кто является таинственным манипулятором. Картина «Симона» в оригинале на английском языке получила название «S1mOne», что является сокращенным вариантом названия компьютерной программы «S1mulation 0ne», использованной главным героем для своих корыстных действий. В сюжете можно заметить намеки на греческого мифологического персонажа Пигмалиона, который сотворил статую Галатеи из слоновой кости настолько качественно, что влюбился в нее. Не случайно в первой части картины дочь главного героя занимается чтением «Пигмалиона» на своем ноутбуке. Имя главного героя, режиссера Виктора Тарански относит зрителя к экспериментатору из нескольких фантастических картин Виктору Франкенштейну, создавшему своего несчастного, неуправляемого монстра.

Сюжет:

Талантливый, но не признанный режиссер Виктор Тарански заканчивал съемки своего нового художественного фильма. В его картине играла кинозвезда Никола Андерс. Чтобы девушка не отвлекалась от съемочного процесса и могла продемонстрировать все свое умение, режиссер чуть ли не отгонял самостоятельно мух от ее смазливого личика. Но однажды, «зазвездившаяся» актриса решила уйти из проекта. Ей не понравилось то, что ее трейлер с гримерной комнатой оказался на два сантиметра ниже соседнего. Виктор Тарански объяснил капризной звезде, что так произошло только из-за того, что колеса другого фургончика сильнее накачаны. Но это не остановило Николу. Она решила уйти. При этом она заявила, что если в фильме появится хотя бы один кадр с ее лицом, она затаскает студию и режиссера по судам. Виктор не стал ее удерживать, так как устал выполнять все ее странные причуды. Она требовала, чтобы на съемках не было вишневых конфет, чтобы в трейлере была не ванна, а джакузи, чтобы у нее под рукой всегда находились семь пачек сигарет, при этом три из них должны были быть открыты и так далее. Руководство студии после такого демарша актрисы заявило, что продолжать съемки бессмысленно. Виктор сокрушался из-за произошедшего скандала и проклинал тот день, когда актеры стали слишком много требовать и сели на шею режиссеров. Он мечтал об актрисе, которая всегда и во всем будет строго следовать его указаниям, будет обходиться лишь самым необходимым и не станет лезть в съемочный процесс. Вскоре он заложил все свое имущество, и даже дом, чтобы доделать начатую картину. Но ни одна звезда не соглашалась с ним работать. Режиссер оказался в тупике. Однажды, когда он уже совсем отчаялся, к нему на улице пристал странный пожилой мужчина с сумасшедшим взглядом. Он стал сумбурно предлагать то, что заменит Виктору актрису. При этом незнакомец заявил, что это находится у него в штанах. Виктор попытался скрыться от, как он предположил, маньяка. Однако мужчина оказался настойчивым. Он вкратце объяснил, что сотворил программу, способную заменять актеров в фильмах. Виктор не поверил странному типу с одним глазом, но для приличия заверил его, что позвонит на следующей неделе. Но Хэнк, так звали псевдоманьяка, сообщил, что через неделю он умрет от рака. Вскоре сотрудник нотариальной конторы принес Виктору Тарански сверток от умершего компьютерного гения. В нем оказался компьютерный диск с программой. Виктор решил поставить его на компьютер. Через некоторое время он понял, какой подарок преподнесла ему судьба. Можно сказать, Бог услышал его молитву и послал программу, способную обойтись без капризных актеров и воплотить в жизнь любую самую неожиданную задумку режиссера. Вскоре фильм был доделан и с успехом продемонстрирован на экране. Все кинематографисты, журналисты и простые зрители были ошеломлены талантом и внеземной красотой главной героини, которую звали Симона. В стране началась так называемая симономания. Обложки журналов, передовицы газет, телевизионные каналы на перегонки соревновались в том, чтобы как можно больше написать об удивительной актрисе. Самостоятельно стали рождаться истории о ее детстве, ее жизни. Появились те, кто ее лично видел, и с кем она разговаривала о делах. Режиссеру Виктору Тарански все это было смешно до поры до времени. Ведь только он знал, что никакой Симоны не существует в помине, что это плод компьютерного гения Хэнка и режиссерского таланта Виктора. Можно было бы почивать на лаврах, но постепенно круг проблем стал сужаться над умелым мошенником…

Создатели картины:

Картина «Симона» была создана на знаменитой киностудии «New Line Cinema» и студии режиссера и сценариста фильма Эндрю Никкола «Niccol Films». Помимо всего прочего, новозеландский специалист работал над лентой в качестве продюсера и организовывал весь съемочный процесс. Это был его третий фильм после снятого в 1997 году триллера «Гаттака» и созданной в 1998 году кинодрамы «Шоу Трумена». Во время съемок тех картин режиссер задал такую высокую планку мастерства, что с новым проектом ему, казалось бы, будет сложно добиться такого же грандиозного успеха. Но лента получилась достаточно целостной и философски полезной. В сценарии фильма Эндрю Никкол вставил некоторые интересные моменты. Так, имя одного из ключевых персонажей Хэнка Алино является анаграммой слова «Alone», что можно перевести, как «одинокий» и «отличный от других». Никкол использовал для критики капризной актрисы ее нелепые требования, схожие с теми, которые выдвигала в своих контрактах на концертах в 1982 году известная рок-группа Van Halen. Музыканты тогда требовали, чтобы у них всегда были конфеты M&Ms, но чтобы среди них не было конфет коричневого цвета. Такое требование они объясняли необходимостью собственной безопасности и безопасности зрителей.

Некоторые зрители заметили, что если судить по тому, что они увидели на экране, режиссер и сценарист имеет весьма смутные представления о компьютерах. Картина перегружена киноляпами технического свойства. Главный герой использует для введения вируса в компьютер пятидюймовую дискету. Подобные предметы во время съемок фильма уже считались жутко древним анахронизмом и практически нигде не использовались. При этом дисковод почему-то находится в перевернутом состоянии. Впоследствии дочь главного героя умудряется вынуть эту дискету не из дисковода, а из обычной щели, имеющейся между пластмассовыми заглушками. Режиссер не обратил внимания на эти неточности, вероятно, потому, что был окрылен любовью к актрисе, сыгравшей роль Симоны, Рэйчел Робертс. Вскоре пара поженилась и до сих пор пребывает в счастливом браке, имея уже двух детей. Над музыкальным оформлением картины «Симона» трудились несколько композиторов, в их числе Картер Бёруэлл, часто работающий с режиссерами братьями Коэнами, Гари Шрайнер и Курт Собель. В фильме звучат семь мелодий.

Главные роли:

Всемирно известный актер, обладатель практически всех мировых кинематографических премий, Аль Пачино изобразил на экране главного героя — непризнанного должным образом режиссера Виктора Тарански. Эта трагикомическая роль является для актера, по его признанию, одной из любимых. При этом он не раз признавался, что не любит сниматься в комедиях и создавать комические персонажи. На съемках эпизодов с созданием виртуальной героини, он тупо нажимал на кнопки даже не подозревая, какая кнопка клавиатуры для каких целей служит.

Роль его бывшей жены, руководителя студии, считающей, что время фильмов для души безвозвратно ушло, а сейчас весь кинематограф держится на деньгах, и превратился в большой бизнес, сыграла актриса Кэтрин Кинер. Тот год для актрисы выдался одним из наиболее насыщенных съемками. Она снималась в четырех картинах. За свою творческую карьеру актриса была номинирована на все самые престижные премии, но так ни одной и не получила.

В роли дочери Виктора Тарански Лейни, предстала тогда совсем еще юная Эван Рэйчел Вуд. Характерно, что в некоторых эпизодах она очень сильно похожа лицом и стрижкой на главную виртуальную героиню Симону. Не смотря на молодость, актриса к тому времени успела сыграть в пяти картинах и получить в 2002 году премию «Молодой Голливуд» за роль в фильме «Хранительница секретов».

Образ капризной актрисы, предъявляющей самые невероятные требования к режиссеру, создала на экране популярная американская актриса с корнями из России Вайнона Райдер. Имя ее героини Никола Андерс является слегка измененным именем режиссера и сценариста картины Эндрю Никкола. В период съемок актриса пребывала не в самой лучшей своей творческой форме. Она дважды номинировалась на анти-премию «Золотая малина» и снималась, в основном, в эпизодических ролях. Кроме того, 12 декабря 2001 года она была арестована за кражу из магазина в Беверли Хиллз и хулиганство.

Роль виртуальной кинозвезды Симоны исполнила канадская фотомодель и актриса Рэйчел Робертс. Это была ее дебютная роль в кино. До этого она с 1994 года зарабатывала на жизнь на подиуме. Во время съемок у нее возник серьезный роман с режиссером, закончившийся 11 мая 2002 года роскошной свадьбой. Из-за примененного продюсером маркетингового хода, актриса снималась под псевдонимом Анна Грин. Это имя происходит от названия термина «green screen», используемого при создании кадров, в которых отсутствует реальный фон или какие-либо иные предметы. Они позднее вставляются в кадр при помощи специальной программы. Актрисе было запрещено упоминать свое имя в связи со съемками картины. Это условие было специально оговорено в контракте. Ее взгляд специально обрабатывали через компьютерную программу, чтобы придать ему более синтетический вид. В картине имеется эпизод с ее выступлением со сцены. На самом деле песню «You Make Me Feel» («Like A Natural Woman») исполнила певица Мэри Джей Блайдж. Она знаменита тем, что двадцать шесть раз номинировалась на получение премии «Грэмми» и восемь раз ее получала. Общее количество пластинок с ее песнями было издано в количестве пятидесяти миллионов копий по всему миру. Голос актрисы Рэйчел Робертс был синтезирован на шестьдесят процентов из голоса певицы Уитни Хьюстон и на сорок процентов от Мадонны.

Съемки:

Съемки фильма «Симона» проходили с конца лета 2000 года по май 2002 года. Все эпизоды были отсняты в Калифорнии, в США. Бюджет картины составлял всего десять миллионов долларов, а такая сумма не предусматривает каких-либо серьезных разъездов в сторону более живописных и удачных пейзажей. Первоначально планировалось, что главную роль сыграет не живая актриса, а компьютерная модель. Но эта новость вызвала возмущение со стороны Ассоциации голливудских актеров, испугавшихся, что вскоре к такому методу съемок начнут прибегать и другие режиссеры, а они останутся без работы. Кроме того, режиссер пересчитал бюджет и понял, что ему не удастся воплотить в жизнь свою задумку. Тогда на роль была приглашена дебютантка Рэйчел Робертс, но для средств массовой информации был запущен слух о том, что роль Симоны будет исполнять виртуальное изображение. В действительности образ девушки подвергся обработке специалистами французской компании BUF, использовавшими компьютерные эффекты Blackbox Digital и Grey Matter. Команда из 10-15 компьютерных аниматоров работала в течение шести месяцев после окончания съемок. По словам руководителя проекта на 98,6% в кадре осталась реальная Рэйчел Робертс. Примечательно, что режиссер картины немного похулиганил во время съемочного процесса. В сцене на кладбище, на могильные плиты он нанес имена членов съемочной группы. Перед прокатом картина получила цензурный рейтинг PG-13, не рекомендующий просмотр детям до тринадцати лет.

Итоги проката:

Премьера картины по различным причинам несколько раз откладывалась. Изначально планировалось запустить ее в прокат 12 октября 2001 года. Наконец, только 23 августа 2002 года фильм был показан в США. В следующем месяце он участвовал в конкурсной программе кинофестиваля американского кино в Довиле (Нижняя Нормандия, Франция). В России картина впервые была показана 13 января 2003 года. Фильм заработал 19,6 миллионов долларов по всему миру. В среде кинокритиков он получил диаметрально противоположные оценки. На сайте «Роттен томатос» специалисты кино ему дали всего 51 процент положительных отзывов. Среди зрителей результат оказался еще ниже. Всего 34 процента. На сайте «Метакритик» фильм удостоился 49 баллов из ста возможных. 21 января 2003 года картина «Симона» вышла на DVD-дисках.