Oblogka_StalingradКак известно, российский кинематограф не так уж и часто радует зрителей сколько-нибудь значительными картинами. Тем более приятно, что в две тысячи тринадцатом году на экраны кинотеатров выходит многообещающий фильм под названием «Сталинград». Нетрудно догадаться, что события ленты разворачиваются во времена Великой отечественной войны, когда в одна тысяча девятьсот сорок втором году советские солдаты ценой своих жизней пытались сдержать натиск фашистского Вермахта. В центре сюжета картины – группа разведчиков во главе с капитаном Громовым. Они чудом переправляются через Волгу и проникают в захваченный Сталинград. Теперь им предстоит закрепиться в одном из домов и попытаться выполнить стоящую перед ними боевую задачу. Однако сделать это будет крайне сложно – повсюду вражеские солдаты, боеприпасы на исходе, а в выбранном ими убежище находится совсем юная девятнадцатилетняя девушка, жизнь которой разведчики стремятся сохранить во что бы то ни стало… Сценарий к фильму был написан Ильей Тилькиным при участии Сергея Снежкина. Примечательно, что в основу сюжета не был положен какой-либо один литературный источник. Совсем наоборот – вдохновение Тилькин черпал преимущественно из воспоминаний участников Сталинградской битвы, а также из исторических документов тех лет. Разработка сценария продлилась не один год. По словам создателей «Сталинграда», за этот период сюжет переписывался около восьми раз. В него постоянно вносились коррективы, направленные на то, чтобы передать события максимально достоверно. Руководство проектом взял на себя Федор Бондарчук. В одном из своих интервью он признался, что съемки военного фильма подобного масштаба давно были для него желанной мечтой, а потому прочитав сценарий картины, он сразу же загорелся идеей его экранизировать. Подготовительные работы заняли несколько лет, в течение которых велись переговоры с артистами, готовились декорации, выбирались места для съемок. Кроме того, отдельной строкой стоял вопрос о финансировании – для воплощения в жизнь столь масштабного проекта требовалась весьма внушительная сумма денег. Необходимые средства были найдены в результате кропотливой работы продюсеров фильма, а также самого Федора Бондарчука. В ходе длительных переговоров ими была достигнута договоренность с банком ВТБ о предоставлении займа. Часть требуемой суммы выделил Фонд социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа.

Съемки «Сталинграда» продлились в общей сложности несколько месяцев и проходили преимущественно в Ленинградской области, недалеко от Санкт-Петербурга. В частности, отдельные сцены снимались в районе деревни Выстав, в поселке Саперный, а также в Кронштадте. При этом особое внимание создатели картины старались уделить исторической достоверности всего происходящего в кадре. Для этого на съемочную площадку специально было приглашено несколько реконструкторов, которые пристально наблюдали за всеми действиями актеров и декораторов и при необходимости вносили свои коррективы, чтобы даже пуговица на лацкане того или иного солдата строго соответствовала исторической эпохе. С особым тщанием были выстроены и сами декорации – полуразрушенные дома, обгоревшие автомобили и прочие характерные атрибуты военных действий. О масштабах произведенных работ говорит тот факт, что стоимость декораций превысила сто миллионов рублей, а над их созданием трудилось несколько сотен специалистов под руководством опытного художника-постановщика Сергея Иванова. В числе прочего для фильма были выстроены в натуральную величину здание лодочной станции, колесный пароход «Ласточка», фонтан «Детский хоровод», более известный как «Дети и крокодил», и многие другие объекты.

Однако натурными съемками создатели фильма не ограничились. Отдельные сцены были отсняты в павильонах студий RWS и Ленфильм. При этом работы над «Сталинградом» проводились с применением современных технологий 3D и IMAX 3D. Необходимое для этого оборудование было предоставлено американскими коллегами из компании 3ALITY digital. При этом съемки осуществлялись в тесном сотрудничестве с зарубежными специалистами, ранее работавшими над «Спайдерменом» и «Хоббитом».

Для обеспечения максимальной четкости кадров создатели «Сталинграда» использовали дорогостоящие видеокамеры, в числе которых были, к примеру, цифровые камеры RED EPIC. Именно это оборудование часто применяет на своих съемочных площадках культовый режиссер Питер Джексон. В распоряжении российской команды было предоставлено порядка семи комплектов подобного инвентаря, что является беспрецедентным случаем для отечественного кинематографа.

Работа на съемочной площадке была весьма трудоемкой. Некоторые сцены готовились по нескольку часов, а после каждого дубля следовал небольшой перерыв, чтобы гримеры успели подправить грим всем присутствующим в кадре персонажам. Особую сложность представляли батальные сцены, сопряженные с многочисленными взрывами и перестрелками. Во избежание возможных несчастных случаев со стороны обычных актеров, наиболее опасные трюки исполняли профессиональные каскадеры. Кроме того, были привлечены сразу несколько десятков пиротехников, которые внимательно следили за тем, чтобы при съемках никто не пострадал.

В качестве композитора проекта был привлечен Анджело Бадаламенти – всемирно известный автор саундтреков, в числе работ которого, к примеру, фильмы Дэвида Линча: культовый сериал «Твин Пикс», а также нашумевший «Малхолланд Драйв» (2001). Функции оператора были поручены Максиму Осадчему. Что касается актеров, то здесь фигурируют фамилии, как знакомые отечественному зрителю, так и совершенно ему неизвестные. В частности, в проекте приняли участие Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Мария Смольникова, Яна Студилина, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук, Хайнер Лаутербах, Олег Тилькин и некоторые другие. В процессе отбора исполнителей создатели «Сталинграда» столкнулись с целым рядом трудностей. Так, например, Тиль Швайгер, знаменитый немецкий актер и режиссер, отклонил поступившее ему предложение принять участие в съемках фильма даже несмотря на то, что с Федором Бондарчуком его связывают узы многолетней дружбы. Причиной подобного решения стало принципиальное нежелание Швайгера играть роль нациста. Кроме того, не дошло дело до подписания контракта и с другим известным голливудским исполнителем – Рутгером Хауэром, который весьма лестно отозвался о сценарии «Сталинграда», но в силу ряда причин так и не принял участие в съемках этой картины.

Вместе с тем, не только актеры первого и второго плана подбирались с особым вниманием. Не менее жесткими были требования и к участникам массовки. Статистов подбирали очень тщательно и это при том, что их общее число насчитывало не одну сотню человек. Что характерно, Федор Бондарчук лично утверждал всех претендентов.

С учетом масштабности проекта изначально было заявлено, что «Сталинград» обязательно будет претендовать на мировой прокат. Неслучайно в качестве прокатчика выступила крупнейшая на этом рынке компания Sony Pictures. При этом первым шагом в сторону зарубежных кинотеатров стала демонстрация картины в рамках выставки CinemaCon. Как известно, это мероприятие проводится специально для того, чтобы владельцы кинотеатров из разных уголков мира имели возможность лично посмотреть новинки кинематографа и принять решение о возможном приобретении их для своих заведений. По словам Рори Бруера, руководителя одного из департаментов Sony Pictures, публика CinemaCon отнеслась к «Сталинграду» весьма благосклонно. Зрители аплодировали картине и восхищались зрелищностью постановки и ее увлекательным сюжетом, который держит в напряжении буквально до финальных титров.

Российская премьера картины намечена на начало октября две тысячи тринадцатого года.

Интересные факты о создании картины:

  • Во времена своей юности Федор Бондарчук принимал участие в съемках фильма «Сталинград». Произошло это в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году. Режиссером картины стал Юрий Озеров. Интересно, что в фильмографии актера Томаса Кречмана также есть «другой Сталинград». Им стала немецкая лента одна тысяча девятьсот девяносто второго года, снятая Йозефом Вильсмайером.
  • Оборона дома группы разведчиков во главе с капитаном Громовым была основана на событиях, связанных с легендарным домом Павлова. Как известно, это здание знаменито тем, что в нем в течение длительного времени небольшой по численности отряд советских бойцов отражал натиск фашистских солдат, имевших преимущество над ними по всем показателям.
  • Фильм Федора Бондарчука стал первым в истории российского кинематографа, который был снят в популярном формате 3D и IMAX 3D. Кроме того, своеобразным достижением картины является еще и тот факт, что она стала первой российской лентой, получившей разрешение на демонстрацию в кинотеатрах Китая. По словам министра культуры России Владимира Мединского, соответствующая договоренность была достигнута с руководителем Госкино КНР Цай Фучао. При этом в Китай будет отправлено свыше трех тысяч копий «Сталинграда» (для сравнения – в России прокат, предусматривающий в среднем полторы тысячи копий, уже считается весьма значительным).«Сталинград» стал одним из тех российских проектов, которые рассматривались в качестве претендентов на включение в так называемый «шорт-лист» фильмов, выдвигаемых на премию Оскар.