Black Snake Moan

Драматический фильм «Стон черной змеи», вышедший в две тысячи шестом году, рассказывает необычную историю о встрече двух одиноких и заблудших душ, ищущих способ выбраться из своей депрессии. Минус, умноженный на минус, дает плюс – именно таким определением можно коротко охарактеризовать итог встречи молодой девушки Рэй и преданного родным человеком Лазаруса. Решив, во что бы то ни стало помочь бедняжке, пусть даже это будет стоить ему косых взглядов и осуждения всего города, Лазурус выбирает оружие, которое давно не пускал в ход, оружие, потерявшее былой лоск, но до сих пор обладающее сокрушительной силой и действенностью. Это блюз. Блюз, как объясняет в самом начале известный музыкант того времени – это не просто музыкальный жанр. Блюз – это сама жизнь, это то, что происходит между мужчиной и женщиной. Блюз – это любовь. А любовь способна заживлять ужасные душевные раны. И это мощное оружие, которое пожилой блюзмен пустил в ход, исцелило не только юную Рэй, но и его самого, бальзамом пролившись на израненную душу, помогая забыть предательство и доказывая, что жизнь продолжается, и она может быть еще лучше, чем прежде. Премьера картины состоялась девятого декабря на кинофестивале в Остине. Для широкой публики фильм стал доступен спустя два месяца – в начале марта следующего года. В Россию «Стон черной змеи» не был завезен, видимо, прокатчики сомневались в успехе картины, основанной на блюзе, в такой далекой от этого стране.

История создания:

Автором сценария, равно как и режиссером, стал Крэйг Брюэр, годом ранее создавший свой лучший фильм за довольно непродолжительную карьеру – «Суета и движение», дважды номинированную на «Оскар» и получившую статуэтку по одной позиции – за лучшую песню. Сюжет, который лежит в основе картины, Крэйг написал по мотивам романа Джорджа Элиота «Сайлас Марнер», изданного полтора века назад. Как видно, темы человеческих взаимоотношений, происходивших тогда, остались актуальны и по сей день. Название же происходит от одноименной песни известного музыканта, одного из основоположников стиля кантри-блюз — Блайнда Лемона Джефферсона, записанной в тысяча девятьсот двадцать седьмом году. В работе Брюэра вообще наличествует множество отсылок на такое движение, как Дельта блюз, зародившееся в Миссисипи. И не мудрено, ведь основой всего в фильме является именно блюз, как и в привычном – музыкальном понятии, так и в несколько расширенном, когда блюз воспринимается не только как музыка, но как стратегия жизни.

Производство:

Съемки «Стона черной змеи» начались в середине сентября две тысячи пятого года и закончились аккурат к окончанию осени. Основными местами работы съемочной группы стали небольшой городок Стантон к востоку от Арлингтона и Мемфис, в дельте реки Миссисипи. Производством занялась студия «New Deal Production»,  спецэффектами – «Real FX Creative Studios», а права на распространение получила «Paramount Vantage».

Один из ключевых актеров – несравненный Сэмюэль Л. Джексон, для того, чтобы овладеть гитарой на должном для роли уровне, в течение полугода по шесть-семь часов в день учился на ней играть. Закончил он обучение как раз во время завершения съемок другого своего проекта «Змеиный полет» (в оригинале «Змеи на самомлете»). Проект Крэйга Брюэра стал вторым за год фильмом Джексона, в названии которого присутствует слово «змея».

Не легче пришлось и актрисе Кристине Риччи, которая сыграла нимфоманку Рэй. Перед началом съемок и вовремя них она ела продукты, не имеющие питательной ценности, с тем, чтобы достичь и сохранить  болезненный вид. Хороший пример того, на какие жертвы идут настоящие актеры, не желающие ограничиваться слоем пудры и других ухищрений визажистов. Помимо этого, девушке пришлось таскать на себе продолжительное время почти двадцатикилограммовую цепь. Режиссер лично принес и выложил перед Кристиной несколько видов цепей и сказал, что она может выбрать любую, какая ей понравится. Риччи также призналась в одном из интервью, что она оставалась полуодетой, даже когда ее не снимали камеры, то есть в перерывах между съемками. Она с улыбкой вспоминала, как Джексон тогда не оставлял попыток заставить ее одеться. Кстати, практически весь гардероб Рэй был позаимствован из запасов самой Кристины. Это и белое нижнее белье, в котором она пробыла на экране не меньше трети всего времени, и короткие шорты, а также джинсовая куртка и ковбойские кожаные сапоги.

По поводу концовки фильма до сих пор существует мнение, якобы по первоначальной задумке персонаж Джастина Тимберлейка должен был нажать на спусковой крючок, пока Лазарус подыгрывал Рэй. Однако Крэйг Брюэр решил закончить фильм на светлой ноте и сделал «хэппи энд». Возможно, это просто слухи, но концовка действительно провисает по смысловой нагрузке в сравнении со всеми остальными частями картины, и, возможно, она обязана была быть именно мрачной, показывающей, что иногда жизнь, ударив один раз, не останавливается, пока не завершит начатое.

Интересные факты:

  • В кинотеатры пленка поставлялась под названием «Миссия Библейской школы».
  • Персонаж Сэмюэля Л. Джексона играет на гитаре «Gibson ES-335», первой в мире модели полуакустической электрогитары, выпущенной на продажу.
  • Название фильма стало вдохновением для прозвища канадского форварда клуба «Монреаль» — Трэвиса «Черного змея» Моэна.
  • Два члена группы Лазаря, играющие с ним в местном баре – это внуки легендарного, но так и не получившего большой популярности, певца блюза – Роберта Ли Бернсайда, Кенни Браун и Седрик Бернсайд. Они играли в группе деда и гастролировали с ним по стране вплоть до его смерти в две тысячи пятом году.
  • Помимо прочего, преподобного зовут RL – инициалы Бернсайда, да и сам персонаж Лазарус, с его прической и похожей историей в баре «Juke Joint» удивительно похож на блюзмена.
  • Фильм лег в основу одной из серии популярнейшего американского мультсериала «Гриффины», называвшейся «Нечто, нечто, нечто на темной стороне».

Музыкальное сопровождение:

Официальный саундтрек был выпущен спустя два месяца после выхода фильма – тридцатого января две тысячи седьмого года, и включал в себя семнадцать музыкальных композиций, четыре из которых исполнены самим Сэмюэлом Л. Джексоном. Все семнадцать треков были, конечно же, жанра блюз, начиная от классического, того самого – дельта блюза, и заканчивая современным. Подбирал треки, а также добавил и один отрывок собственного сочинения, композитор Скот Бомар, уже работавший ранее с Брюэром в «Суете и движении».

Альбом в целом собрал положительные отзывы критиков. Так, в своем кратком обзоре Гленн Гаслин – представитель издания «Moving Pictures» отметил, что «этот сборник сделает тех, кто любит блюз, э-эм, счастливыми». Его коллега – Чад Гришоу добавляет, что альбом делает свое дело на ура, и «рекомендуется к прослушиванию, даже если попал в ваши руки случайно». На сайте Amazon.com саундтрек занимает номер 8894 в общей категории «блюз», 91-ый в подкатегории «региональный блюз», и 13-ый в «Дельта блюз».

Актерский состав:

Естественно, первые места в списке актеров заслужили Сэмюэл Л. Джексон и Кристина Риччи. И дело даже не в том, что они играли двух главных персонажей, а в том – как они их играли. Что бы ни говорили пессимистические настроенные критики, которые во главу недостатков фильма ставили саму идею и довольно пошлые сцены, нередко с насилием, пронизывающие весь фильм, но эта пара актеров отыграла просто на «одиннадцать из десяти». После просмотра фильма очень легко поверить в то, что Джексон на самом деле такой же, как и его персонаж – грустный пожилой мужчина, по ночам играющий неистовый блюз, который превращает его в маленький комнатный смерч, так и искрящий чувством и энергией. Риччи не отставала от него, и вошла в образ «по самые уши». Соблюдала диету, подгоняя свое тело до необходимой кондиции, ведь актрисе на тот момент уже было двадцать пять лет, а на экране она невероятно походила на своенравного подростка, хоть и с женственными линиями тела, но с типичным бунтарским характером, и специфическим болезненным видом. На лице же ее ни разу не проскользнуло даже тени смущения от того, в каком виде она представала в своих крайне спорных сценах. Действительно потрясающий тандем, в котором представители двух поколений не уступали друг другу ни в чем, а лишь усиливали и дополняли свой союз.

Джастина Тимберлейка в фильме как такового и нет – появляется он всего в нескольких сценах. Концовка с ним  вышла смазанной, и уступающей по накалу всему предыдущему действу, поэтому персонаж (Ронни) практически никак не успел себя проявить, и был скорее «для галочки». А вот у Майкла Рэймонда-Джеймса, который сыграл «друга» Ронни, напротив, несмотря на примерно такое же количество экранного времени, удалось хорошо раскрыть гниль, которая скрывалась внутри персонажа. Получился злодей пусть и не мирового масштаба, явно не главный антагонист, но вполне колоритный негодяй. К месту будет упомянуть и стервозную мамашу Рэй – Сэнди, которую сыграла Ким Ричардс. Абсолютно добродушный в жизни человек, Ким частенько выбирает себе персонажей из разряда таких вот подлых и гадких. Реакция бедной девчушки в финале на поведение «матери» была вполне понятна и, несомненно, вызвала не один одобрительный кивок, а то и аплодисменты в зрительном зале во время проката фильма в кинотеатрах. А такая реакция – отличный показатель мастерства актера. Ведь когда совершенно второстепенный персонаж, находящийся на экране едва ли три минуты, успевает вызвать эмоции, неважно какие, по величине чуть ли не равные основным персонажам – это о чем-то, да говорит. Еще несколько представителей афроамериканской диаспоры (Адриан Ленокс, Дэвид Баннер, Джон Котрэн, С. Эпата Меркерсон), процент которых в фильме явно перевешивает (хотя оно и понятно, ведь главная тема – джаз), не вызывают каких-либо нареканий или претензий. Отыграли вполне хорошо и правдоподобно.

Маркетинг и кассовые сборы:

В свой премьерный уикенд в Северной Америке «Стон черной змеи» заработал четыре миллиона долларов, заняв восьмое место в прокате. По итогам же общего сбора в США удалось собрать девять с половиной миллионов. Еще полтора добавилось от мирового проката. Эти цифры означали провал для картины, бюджет которой равнялся пятнадцати миллионам долларов, что на треть больше собранных средств. Позднее, немного исправили положение продажи DVD-дисков, на которых удалось заработать еще восемь миллионов.

Очень недовольна проведенным маркетингом была исполнительница главной женской роли — Кристина Риччи. В одном из интервью в две тысячи восьмом году, она призналась, что рекламные плакаты были просто ужасны и позиционировали фильм как эксплуатацию женщин. Актриса расстроенно заявила, что это наверно самый досадный инцидент за всю ее карьеру. Во всем она обвинила «боссов маркетинга», которых волновало только то, чтобы «побольше мальчиков студенческого возраста пришло на фильм в кинотеатры».

Критический прием:

В среде профессиональных критиков, как полагается, неоднозначный фильм вызвал неоднозначную реакцию, что так или иначе можно отнести к плюсам фильма, не оставившим равнодушным никого. По оценке сайта Rotten Tomatoes «Стон черной змеи» получает «свежий» рейтинг в шестьдесят шесть процентов и среднюю оценку в 6,3 из 10. На Metacritic цифры поскромнее и составляют всего пятьдесят два бала из ста, на основе тридцати отзывов.

На популярной телевизионной программе «В фильме», режиссер Кевин Смит, который заменил одного из постоянных ведущих – Роджера Эберта, назвал творение Брюэра лучшим фильмом года. Он также похвалил отличную производительность  Кристины Риччи и Сэмюэля Л. Джексона, заявив, что это лучшая его работа, после «Криминального чтива». Второй ведущий – Ричард Рупер также удостоил картину рейтингом «большой палец вверх».

Нашлись, однако, и критики с прямо противоположными взглядами и мнениями насчет этого фильма. Так, Мэтт Глэсби с канала «Film4» наградил «Стон черной змеи» одной звездой из пяти, заявив, что он «настолько плох, что заставляет десна кровоточить». Питер Трэверс из журнала «Ролинг Стоун» также не сдерживал себя в оценке и заявил, что фильм стал худшим в его списке худших фильмов две тысячи седьмого года. Раскритиковали фильм и активистки феминистического движения за изображенные в нем сцены сексуального насилия.