Free Zone

Oblogka_Svobodnaia_zonaВ 2005 году израильский режиссер Амос Гитай представил на суд зрителей и критиков картину «Свободная зона», являющуюся вторым фильмом его «Приграничной трилогии», куда входят также «Земля обетованная» (2004) и «Размежевание» (2007). Все фильмы трилогии — это совершенно отдельные истории с разными героями и не пересекающимися сюжетными линиями, а тонкой границей соприкосновения картин является жизнь в условиях перманентной войны – арабо-израильского конфликта. «Земля обетованная» — это видение насилия глазами жертвы, слабой женщины, которая в поисках лучшей доли прибывает в Израиль из Восточной Европы, однако оказывается марионеткой в руках власть имущих. Попытка незаконно перейти границу оборачивается рабством и ей предстоит долгая дорога домой. «Размежевание» практически с документальной точностью описывает вывод еврейских поселений из сектора Газа в 2005 году, причем политическая линия здесь тесно переплетается с лирической: на фоне насильственного переселения, среди всеобщего страха и ненависти, происходит воссоединение отдельной семьи. В отличие от эмоционального накала этих двух картин, фильм «Свободная зона» выглядит несколько статичным, однако именно здесь режиссер уделяет большое внимание сходству и различию мировосприятия представительниц разных миров, мастерски рисуя образы женщин, живущих по обе стороны баррикад.

Стоит отметить, что тема арабо-израильского конфликта красной нитью проходит сквозь творчество всех известных израильских режиссеров, и это неудивительно, ведь искусство всегда является отражением действительности, а кино, как искусство массовое, представляет собой и его рупор.

С момента образования израильского государства кинематограф играет ведущую роль в пропаганде традиционных ценностей, идей национального возрождения, однако пройдя этап, названный «сионистским реализмом», когда зачастую художественная составляющая приносилась в жертву патриотизму, современное израильское кино все больше тяготеет к концентрации на проблемах индивидуумов.

Несмотря на снижение уровня пафоса и идеологической составляющей, тема противостояния арабов и израильтян не перестает быть актуальной, но теперь вместо демонстрации военных действий режиссеры предпочитают прослеживать влияние затяжного конфликта на судьбы обычных людей, пытаясь донести до зрителей всю бесцельность войны, разрушительное воздействие размежевания, которое сегодня нормой считают даже совсем молодые граждане Израиля и Палестины.

Основной посыл создателя картины Амоса Гитая

Режиссер фильма Амос Гитай, являющийся также и одним из авторов сценария, представляет собой весьма неоднозначную фигуру современного израильского кинематографа. Его фильмография содержит порядка восьмидесяти картин, а особенностью творчества Амоса Гитая является разнообразие жанров, так, помимо художественных и документальных фильмов, он снимает видеоролики, ставит спектакли и пишет книги. Уже дебютная картина режиссера – документальный фильм «Дом» была посвящена проблемам взаимоотношений палестинцев и израильтян, объединяющим их мечтам и реальной жизни, где конфликты между ними представляются делом неизбежным.

Излюбленная форма творчества Гитая — трилогия, где задавая вопросы в одной части, он постепенно подводит зрителя к самостоятельному поиску ответов в другой. Такие документальные трилогии, как «Вади», «Полевой дневник», фильмы, посвященные радикалам («В долине Вуппера», «Именем Дуче», «Куин Мэри-87») снискали ему славу не только талантливого режиссера, но и человека с ярко выраженной гражданской позицией. После в трилогии он стал объединять и художественные фильмы.

Несмотря на мировое признание, у своих сограждан Гитай пользуется куда меньшей популярностью, нежели за рубежом, и это притом, что он является обладателем наград Венецианского и Каннского кинофестивалей, которые, как известно, чествуют картины, отличающиеся подлинным мастерством. Сам режиссер полагает, что израильтян раздражает мрачный настрой картин, неприглядность отображаемой в них действительности. Критики отмечают его склонность к аллегориям, завуалированным образам и скрытому подтексту, что, однако, и выводит его фильмы из категории массовых, а, следовательно, делает не всегда понятными неискушенным зрителям, особенно тем, которые плохо ориентируются в современной политической ситуации в мире.

Фильм «Свободная зона» представляет собой классический пример излюбленной Гитаем игры с переплетением сюжетов, совмещением кадров, позволяющим визуально связать текущую историю с предшествующими событиями в жизни героинь. Кажется, что персонажи его живут отдельной жизнью, выходящей за рамки прописанного сценария, в этом признается и сам автор, утверждая, что выступал во время создания картины в роли наблюдателя того, каким образом способны прийти к консенсусу женщины разных миров, разных культур.

Видеоряд не отличается большим разнообразием, однако каждая сцена фильма отображает авторское видение жизни на Ближнем Востоке, причем зачастую, реальность приносится в жертву эстетической привлекательности. Этот уход автора от конкретики и фактической подачи материала вызывает отторжение у некоторых зрителей, но не стоит забывать о склонности Гитая к аллегориям, а, следовательно, то, что воспринимается как небрежность и неточность, представляет собой некий посыл, заставляющий глубже вникать в суть повествования.

Отказываясь концентрироваться на деталях, например, таких как разные диалекты языков, технические особенности работы оборудования или реальный режим работы пограничных служб, Гитай, тем не менее, рисует целостную картину ближневосточного противостояния для того, чтобы продемонстрировать необходимость поиска общего языка героинь его ленты. Несмотря на сложность подачи материала, стремление к драматизации и аллегориям, общий посыл, красной лентой проходящий сквозь все творчество израильского режиссера, достаточно прост и понятен – он стремится донести до зрителя свое неприятие существующего конфликта, показать единую сущность людей, равенство их чувств и эмоций, независимо от национальной или конфессиональной принадлежности.

Актерский состав

Несомненно, главной «приманкой» для западного зрителя является в этом фильме Натали Портман (Ребекка), для которой роль в картине израильского режиссера имеет особое значение. Рожденная в Израиле, она очень гордится своими корнями. Более того, Портман даже прошла курс обучения в Еврейском университете Иерусалима. С самого первого появления на большом экране в фильме «Леон», она завоевала любовь публики невероятным сочетанием таланта, харизмы и чувственности. Ее последующие роли в фильмах «Близость», «Звездные войны», «Красивые девушки» и «Где угодно, только не здесь» упрочили ее славу талантливой актрисы и были благосклонно приняты критиками.

Роль палестинки Лейлы исполнила палестинско-израильская актриса Хиам Аббасс, которая известна широкой публике по роли Лилии в фильме «Красный атлас» режиссера Раджа Амари, а также по фильму «Сирийская невеста», вышедшему на экраны в 2004 году. Время от времени она снимается в Европе и США, однако лучшей ее работой считается роль в фильме «Лимонное дерево» израильского режиссера Эрана Риклиса.

Невероятной удачей стала роль израильтянки Ханы для актрисы Ханы Ласло. Комедийная театральная актриса, пользовавшаяся большой популярностью в комических шоу 70-х годов, чья карьера уже пошла на спад, благодаря этому фильму получила приз за лучшую женскую роль на Каннском фестивале в 2005 году. Ее фильмография состоит из таких картин, как «Народ Израиля живет», «Спасите спасателя», «Сюжет», «Сукин сын», «Наша песня» и других.

Персонажи:

Ребекка (Натали Портман) – наполовину американка, наполовину израильтянка, покинувшая Соединенные Штаты для того, чтобы обрести душевное равновесие в Иерусалиме, где, однако, у нее нет ни семьи, ни друзей. Хана (Хана Ласло) – израильтянка; будучи высланными из Синая, они с мужем обосновались в Негеве. Лейла (Хиам Аббас) – палестинка, отвергнутая собственным сыном из-за ее современных нравов. Хулио (Аки Авни) — бывший жених Ребекки испанско-еврейского происхождения. Они разорвали помолвку после того, как он признался ей в том, что имел интимные отношения с палестинской беженкой во время военной операции. Г-жа Брайтберг, мать Хулио (Кармен Маура) – появляется лишь в эпизоде. Самир (Макрам Кхури) – «американец», а по сути, палестинец, бывший беженцем в Техасе, подвизается в роли торговца автомобилями в Свободной зоне.

Премии

Фильм «Свободная зона» был номинирован на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2005 года, тогда же Ханна Ласло получила награду как лучшая актриса, а работа все трех актрис фильма была высоко оценена председателем жюри Э. Кустурицей.

Прокат

Впервые фильм был показан на Каннском кинофестивале 19 мая 2005 года. В Израиле он был представлен 9 июня 2005 года, в течение этого года работа Амоса Гитая демонстрировалась на ряде кинофестивалей по всему миру, в Соединенных Штатах Америки картина была выпущена 16 декабря 2005 года в ограниченном прокате.

Цитаты:

Режиссер вкладывает в уста своим героиням именно те слова, которые выражают не только их собственное мнение, но и позицию целой социальной группы, вероятно, поэтому они звучат как откровение.

Лейла: Я думаю, что это действительно важно понимать язык своего врага. Жаль, израильтяне не говорят на арабском языке так, как палестинцы говорят на иврите. Возможно, ситуация бы изменилась, если бы они делали это.

Хана: В Израиле реально работают только две вещи – индифада (вооружённая борьба палестинских арабов против Израиля) и война.

Ребекка: Я никогда не думала, что принадлежу Америке, поэтому и приехала сюда, но и здесь не чувствую себя на своем месте…

В этих простых словах заключается все то, что пытаются донести до зрителя создатели фильма – надежда и отчаяние, поиск себя, смирение и бунт – весь тот сплав чувств и эмоций, который позволяет людям выжить и создать собственную «свободную зону».

Интересные факты:

  • Сцена поцелуя Натали Портман и израильского актёра Аки Авни (не вошедшая в фильм) в Иерусалиме была прервана из-за протестующих выступлений группы ортодоксальных евреев, посчитавших кощунством подобные действия неподалеку от печально знаменитой Стены плача. Стоит отметить, что израильская полиция приняла сторону верующих и попросила съемочную группу отложить съемку.
  • «Свободная зона» — первый израильский фильм, съемки которого проходили и в Иордании.
  • В самом конце фильма, когда автомобиль приближается к приграничной полосе, позади машины мелькает силуэт человека, на голове которого надета бейсболка.

Сюжет картины

Само название «Свободная зона» подразумевает определенную территорию, расположенную между Израилем, Иорданией и Саудовской Аравией, свободную от налогов, где беспрепятственно осуществляется продажа-покупка машин. Кроме того, в свойственной режиссеру фильма манере, она представляет собой аллегорию некоего универсального места, свободного от предрассудков конфликтующего мира.

Расставшись с женихом и разорвав помолвку из-за его поведения во время военных действий, молодая американка Ребекка бежит, куда глаза глядят, и случайно садится в такси, за рулем которого находится израильтянка средних лет по имени Хана. Хана намеревается отправиться в «свободную зону» для того, чтобы забрать у «американца», делового партнера своего мужа, крупную сумму денег. Как выясняется позже, Хана мечтала выращивать цветы, однако в опаленной войной стране этот бизнес оказался убыточным, поэтому они с мужем занялись продажей бронированных автомобилей. Вместо ожидаемого партнера на встречу приходит палестинка Лейла и предлагает свою помощь в поиске партнера и получении от него долга. Три женщины отправляются в путь. Ни культурный, ни религиозный, ни языковой барьеры, а в фильме говорят на трех языках – иврите, английском и арабском, не помешали женщинам понять друг друга, а после и вступить в конфликт.

На протяжении всей дороги Ребекка узнает о жизни каждой из ее спутниц, чувствует то взаимное напряжение и недоверие, которые являются основой отношений израильтян и палестинцев, осознает разницу между ежедневным комфортным существованием и ежеминутной необходимостью выживания…